РД 45.129-2000
Руководящий документ отрасли
ТЕЛЕМАТИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ
РАЗРАБОТАН общественно-государственным объединением "Ассоциация документальной электросвязи"
УТВЕРЖДЕН Министерством Российской Федерации по связи и информатизации приказом N 175 от 23.07.2001
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Телематические службы, услуги, организация доступа, качество обслуживания, отправитель, получатель, протоколы обмена информацией, абонент, рекомендации МСЭ-Т, документы IETF (RFC), терминал, электронная почта, информационный ресурс, телеконференция, служба передачи речевой информации, факсимильные службы.
В настоящем Руководящем документе изложены технические и организационные принципы, которые должны применяться при построении, функционировании и использовании телематических служб на территории России.
Руководящий документ предназначен для использования представителями государственных органов, осуществляющих регулирование в области электросвязи, операторами связи, предоставляющими услуги телематических служб, пользователями услуг телематических служб, научными и проектными организациями при разработке и проектировании телематических служб, при разработке стандартов и других нормативных документов в области телематических служб, разработчиками и поставщиками технических средств телематических служб, ориентирующимися на российский рынок.
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В НАСТОЯЩЕМ ДОКУМЕНТЕ
АВ - терминал - аудио/видео терминал
АП - агент пользователя
АПС - агент передачи сообщений
АТ/Телекс - объединенная сеть абонентского телеграфирования и телекса
ИС - информационная служба
ИСО - Международная организация по стандартизации
МБУ - многоточечный блок управления
МД - модуль доступа
МДФД - модуль доступа физической доставки
МСЭ - Международный союз электросвязи
МСЭ-Т - Сектор стандартизации электросвязи МСЭ
О/П - отправитель и/или получатель
ПД - передача данных
ПКП - пункт коллективного пользования
РД - руководящий документ
САК - служба аудиоконференций
СВК - служба видеоконференций
СГС - служба голосовых сообщений
СКА - сервер контроля и авторизации
СПРИ - служба передачи речевой информации
СПС - система передачи сообщений
СР - список рассылки
СТК - служба телеконференций
СХИ - система хранения информации
ТМ службы - телематические службы
ТС - сеанс телеконференцсвязи
ТгОП - телеграфная (сеть) общего пользования
ТфОП - телефонная (сеть) общего пользования
УПР - устройство пакетизации речи
УФС - узел факсимильной связи
ХС - хранилище сообщений
ЦСИС - цифровая сеть с интеграцией служб
ЧНН - час наибольшей нагрузки
ЭП - электронная почта
ADPCM - адаптивная дифференциальная импульсно-кодовая модуляция
DАР - протокол доступа к справочнику
DISP - специализированный протокол для передачи модифицированной информации от СХИ-поставщика к СХИ-потребителю
DOP - специализированный протокол для установления соглашения о взаимодействии между двумя СХИ, поставщиком и потребителем модифицированной информации
IЕТF - Рабочая группа по инженерным проблемам сети Интернет
IP - межсетевой протокол
LDAP - протокол доступа к справочнику
LD-CELP - линейное предсказание с кодовым возбуждением и низкой задержкой
MIME - стандарт почтовых сообщений
РСМ - импульсно-кодовая модуляция
РОР3 - протокол обмена почтовой информацией
RFC - обозначение документа IETF
SMTP - простой протокол передачи почты
TCP/IP - стек протоколов межсетевого взаимодействия
ВВЕДЕНИЕ
Стремительное развитие научно-технического прогресса в области телекоммуникаций и информатики обеспечивает в настоящее время возможность предоставления обширного спектра услуг разнообразных телематических служб широкому кругу пользователей.
В результате происходящих в стране изменений в экономической, социальной и политической жизни сформировался спрос на услуги телематических служб, непрерывный рост которого обусловил значительное расширение круга операторов, предоставляющих такие услуги. Этому также способствуют процессы демонополизации и развития различных форм собственности, открытость рынка телекоммуникаций. Наряду с традиционными операторами появляется много новых предприятий-операторов, впервые вступающих на рынок телекоммуникаций.
В этих условиях отсутствие должного регулирования развития телематических служб может привести к негативным последствиям, затрагивающим интересы государства, операторов и пользователей.
Настоящий Руководящий документ (РД) разработан на основе отечественных стандартов, международных стандартов и рекомендаций Сектора стандартизации электросвязи Международного союза электросвязи (МСЭ-Т), отечественного и зарубежного опыта создания телематических служб с учетом тенденций их развития.
Настоящий РД является нормативным документом и предназначен для использования:
- представителями государственных органов, осуществляющих регулирование в области служб электросвязи;
- операторами связи при создании, развитии, эксплуатации и предоставлении пользователям услуг телематических служб;
- пользователями услуг телематических служб;
- научными и проектными организациями при разработке и проектировании телематических служб;
- организациями, разрабатывающими стандарты и другие нормативные документы в области телематических служб.
РД может использоваться отечественными и зарубежными разработчиками и поставщиками технических средств, используемых телематическими службами, ориентирующимися на российский рынок.
Действие настоящего РД не распространяется на внутриведомственные, технологические и выделенные сети связи, не используемые телематическими службами общего пользования.
Действие настоящего РД не распространяется на технические средства спецпотребителей, за исключением технических средств, обеспечивающих взаимодействие с телематическими службами общего пользования.
По мере накопления опыта создания и эксплуатации телематических служб настоящий РД может дополняться, конкретизироваться в соответствии с изменениями государственных и международных стандартов, по результатам научных и конструкторских разработок.
1. КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Определение, классификация
1.1.1. Телематические службы (ТМ службы) - службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных, предназначенные для передачи информации через сети электросвязи. Примерами ТМ служб являются: факсимильные службы, службы электронных сообщений, службы голосовых сообщений, службы аудио/видеоконференции, а также службы доступа к информации, хранящейся в электронном виде.
Примечание. Основные используемые термины приведены в Приложении А.
1.1.2. ТМ службы общего пользования являются составной частью Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и предназначены для удовлетворения потребностей в телематических услугах широкого круга пользователей на всей территории страны.
1.1.3. Услуги телематических служб предоставляются с использованием технических средств операторов связи и абонентских терминалов пользователей. В отдельных случаях услуги ТМ служб (клиентские службы) могут предоставляться без абонентских терминалов.
Абонентский терминал - оконечная аппаратура связи, находящаяся в распоряжении абонента ТМ службы и подключенная к сети связи.
1.1.4. ТМ служба в целом включает в себя технические средства оператора(-ов) связи и абонентские терминалы. ТМ служба может обеспечиваться одним или несколькими операторами связи (см. рис.1.1).
ППП - прикладной процесс пользователя
Рис.1.1
Взаимоотношение телематических служб различных операторов связи
Часть ТМ службы, являющаяся объектом деятельности одного оператора связи, - ТМ служба оператора связи.
1.1.5. По характеру передаваемой информации ТМ службы подразделяются на следующие группы:
факсимильные службы:
- ТЕЛЕФАКС,
- КОМФАКС,
- БЮРОФАКС;
службы обмена электронными сообщениями:
- службы обработки сообщений,
- службы электронной почты;
службы телеконференций: