РД 03-133-97
ПОЛОЖЕНИЕ
о функциональной подсистеме по контролю за химически опасными
и взрывоопасными объектами единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Дата введения 1997-02-25
РАЗРАБОТАНО И ВНЕСЕНО Техническим управлением
УТВЕРЖДЕНО приказом Госгортехнадзора России от 25.02.97 N 24
1. В соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России (пункт 5), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234, и с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 6), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113, Госгортехнадзор России входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в качестве самостоятельной функциональной подсистемы РСЧС по контролю за химически опасными и взрывоопасными промышленными объектами, действующей на федеральном, региональном, территориальном местном и объектовом уровнях.
В соответствии с Федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным решением Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 29 ноября 1996 г. (протокол N 6), в функции, решаемые Госгортехнадзором России, в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций входит ведение наблюдения и контроля и оценка состояния безопасности поднадзорных потенциально опасных объектов и составляющих узлов, а также запрещение потенциально опасной деятельности при возникновении угрозы объекту, составляющим узлам, прилегающим территориям и населению.
Госгортехнадзор России организует и осуществляет мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций на поднадзорных объектах и информирует МЧС России о ходе их проведения.
2. Государственный надзор за обеспечением безопасности на подконтрольных потенциально опасных объектах осуществляется Госгортехнадзором России через образуемые им округа госгортехнадзора и приравненные к ним в правах инспекции*, относящиеся к региональному и территориальному уровню РСЧС; через образуемые округами и подчиненные им инспекции, относящиеся к местному и объектовому уровню РСЧС, через инспекторский состав госгортехнадзора, который относится к категории сил и средств функциональной подсистемы РСЧС по контролю за химически опасными и взрывоопасными объектами.
_______________
* - далее по тексту округа.
Госгортехнадзор России вместе с образованными им округами, инспекциями и инспекторами составляет единую функциональную подсистему РСЧС.
В центральном аппарате Госгортехнадзора России образуется Комиссия по чрезвычайным ситуациям Госгортехнадзора России, являющаяся координирующим органом в области предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на подконтрольных предприятиях и объектах.
Схема
функциональной подсистемы по контролю за химически опасными и взрывоопасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
3. Деятельность Госгортехнадзора России как функциональной подсистемы РСЧС определяется Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществляется в пределах задач, функций и прав, предусмотренных Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, Положением об округе Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) и Типовым положением об инспекции в составе округа Госгортехнадзора России, Типовым положением о государственном инспекторе (главном государственном инспекторе) Федерального горного и промышленного надзора России, а также данным Положением*.
_______________
* - данное Положение вводится взамен Положения о функциональной подсистеме наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных промышленных объектов РСЧС (РД 03-30-93).
Все задачи, функции и права органов и инспекторов госгортехнадзора, связанные с обеспечением эффективного надзора и контроля за технической безопасностью подконтрольных потенциально опасных объектов и предусмотренные вышеуказанными документами и Перечнем прав должностных лиц системы Госгортехнадзора России, утвержденным Председателем Госгортехнадзора России 26.04.93, являются одновременно задачами, функциями и правами их как органов управления и звеньев функциональной подсистемы по контролю за химически опасными и взрывоопасными объектами.
4. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России), как руководящий орган функциональной подсистемы по контролю за химически опасными и взрывоопасными объектами, относится к федеральному уровню РСЧС (структурная схема системы Федерального горного и промышленного надзора России приведена в приложении 1) и выполняет следующие функции:
организация и осуществление государственного регулирования, надзора и контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования с целью предотвращения аварий и катастроф техногенного характера на территории Российской Федерации;
обеспечение своевременного реагирования на аварии и инциденты технического характера соответствующих служб центрального аппарата Госгортехнадзора России;
анализ информации об авариях на подконтрольных предприятиях и объектах по оперативным данным;
оценка состояния промышленной безопасности на подконтрольных предприятиях и объектах, в отраслях промышленности, на территориях и в регионах, прогноз вероятности возникновения техногенных аварий и катастроф;
организация и руководство надзорной и контрольной работой, профилактическими акциями подчиненных ему округов и инспекций, направленными на обеспечение безопасной эксплуатации потенциально опасных объектов;
организация технического расследования аварий и катастроф техногенного характера, непосредственное участие в расследованиях аварий с тяжелыми последствиями, разработка профилактических мер.
5. Координация деятельности Госгортехнадзора России с МЧС России осуществляется в следующих направлениях:
проведение совместных обследований состояния безопасности на промышленных объектах и их готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с рассмотрением результатов их работы на заседаниях Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Комиссии по чрезвычайным ситуациям Госгортехнадзора России, научно-технического совета и др.;
обмен информацией о причинах аварийности в промышленности и осуществляемых мерах по обеспечению безаварийной и устойчивой работы предприятий;
совместное обсуждение проблемных вопросов предупреждения крупных промышленных аварий;
подготовка и реализация программ повышения уровня безопасности промышленных объектов и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
проведение совместных семинаров, конференций и т.п.;
совместное расследование причин возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных крупными промышленными авариями в отраслях промышленности, и выработку мер по их предотвращению;
осуществление согласованных мер по совершенствованию процедуры декларирования безопасности промышленных объектов.
6. Округ госгортехнадзора, будучи юридическим лицом, в соответствии с Положением об округе Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) (пункт 4) является региональной (территориальной) структурой функциональной подсистемы по контролю за химическими опасными и взрывоопасными объектами и выполняет следующие функции:
организация и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением территориальными органами исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования с целью предотвращения аварий и катастроф техногенного характера на подконтрольных предприятиях и объектах;
организация и выполнение проводимых в рамках функциональной подсистемы по указанию Госгортехнадзора России или самостоятельно разработанных мероприятий по повышению противоаварийной устойчивости подконтрольных потенциально опасных объектов;
получение от подчиненных ему инспекций, подконтрольных предприятий и объектов и передача соответствующему отраслевому управлению (отделу) Госгортехнадзора России или непосредственно органу повседневного управления функциональной подсистемы - Комиссии по чрезвычайными ситуациям Госгортехнадзора России оперативной информации об авариях на производстве;
анализ статистических и других данных, характеризующих состояние безопасности подконтрольных потенциально опасных объектов;
оценка состояния промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости подконтрольных потенциально опасных объектов, прогноз вероятности возникновения аварий и катастроф техногенного характера;
организация и руководство надзорной, контрольной и профилактической работой, которые проводятся подчиненными ему инспекциями и инспекторами госгортехнадзора с целью обеспечения безопасности потенциально опасных объектов;
организация и осуществление технического расследования аварий и катастроф техногенного характера, разработка мер по профилактике аварийности и контроль за их реализацией;
координация своей деятельности с региональными центрами по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (приложение 2), с территориальными подсистемами РСЧС, территориальными органами других функциональных подсистем РСЧС, с комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с администрацией подконтрольных потенциально опасных предприятий и объектов, общественными организациями, включая представление и получение информации о состоянии безопасности подконтрольных потенциально опасных объектов (режим обмена информацией устанавливается по договоренности).
7. Инспекция, образованная округом госгортехнадзора, в соответствии с типовым положением об инспекции в составе округа Госгортехнадзора России (пункт 4) является местной (объектовой) структурой функциональной подсистемы РСЧС по контролю за химически опасными и взрывоопасными объектами и выполняет следующие функции:
организация и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением местными органами исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования с целью предотвращения аварий и катастроф техногенного характера на подведомственной ей территории;
организация и выполнение проводимых в рамках функциональной подсистемы по указанию Госгортехнадзора России, округа госгортехнадзора или разработанных самостоятельно мероприятий по повышению противоаварийной устойчивости подконтрольных потенциально опасных объектов;
получение от инспекторов госгортехнадзора, подконтрольных предприятий и объектов и передача округу госгортехнадзора оперативной информации об авариях, катастрофах и чрезвычайных ситуациях на производстве;
анализ статистических и других данных, характеризующих состояние безопасности подконтрольных потенциально опасных объектов;
оценка состояния промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости подконтрольных предприятий и объектов, прогноз вероятности возникновения аварий и катастроф техногенного характера;
организация и руководство надзорной, контрольной и профилактической работой, которая проводится инспекторами госгортехнадзора с целью обеспечения безопасности потенциально опасных объектов;
участие в расследовании аварий и инцидентов технического характера, контроль за реализацией профилактических мер по результатам расследования;
координация своей деятельности с комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций, с местными органами других функциональных подсистем РСЧС, с администрацией потенциально опасных предприятий и объектов, общественными организациями, включающая представление и получение информации о состоянии безопасности подконтрольных потенциально опасных объектов (режим обмена информацией определяется по договоренности).
8. В случае несовпадения границ территорий, на которых осуществляется надзорная деятельность округа (перечень региональных органов Госгортехнадзора России приведен в приложении 3), или инспекции, образованной округом, с границами территории, на которой образована и действует соответственно территориальная или местная комиссия по чрезвычайным ситуациям, округ или инспекция поддерживают контакты по координации деятельности и обмену информацией с несколькими комиссиями по чрезвычайным ситуациям; при необходимости с одной и той же территориальной, региональной или местной комиссией по чрезвычайным ситуациям должны поддерживать деловые контакты несколько округов или инспекций.
9. Силы и средства функциональной подсистемы РСЧС по контролю за химически опасными и взрывоопасными объектами представлены инспекторским составом Госгортехнадзора России. Государственные инспектора госгортехнадзора выполняют следующие функции:
осуществление контроля за соблюдением руководителями и исполнителями работ требований по безопасности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования непосредственно на предприятиях, объектах, в производствах и на рабочих местах с целью предотвращения аварий и катастроф техногенного характера;