Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 52008-2003 Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные. Общие технические требования

     4 Технические требования

4.1 Мотовездеходы должны иметь рабочую тормозную систему либо с органами управления, независимо действующими на колеса передней и задней осей, либо с органом управления, действующим на все колеса сразу, либо с органами управления того и другого вариантов.

4.1.1 Передние тормоза в схеме с независимым приводом должны быть приводимыми в действие рычагом, расположенным на правой стороне руля, без отрыва руки от рукоятки.

4.1.2 Задние тормоза в схеме с независимым приводом должны быть приводимыми в действие либо педалью, расположенной в зоне опоры для правой ноги водителя и приводимой в действие этой ногой, либо рычагом, расположенным на левой стороне руля и приводимым в действие без отрыва руки от рукоятки, либо как первым, так и вторым способами.

4.1.3 Передние и задние тормоза с синхронным приводом должны быть приводимыми в действие либо педалью, расположенной в зоне опоры для правой ноги водителя, либо рычагом, расположенным на левой стороне руля, без отрыва руки от рукоятки, либо двумя перечисленными способами одновременно.

4.2 Мотовездеход должен иметь стояночную тормозную систему или механизм стояночной блокировки, способную(й) удержать мотовездеход в неподвижном состоянии при определенных условиях.

4.3 Мотовездеходы должны иметь механическую подвеску всех колес. Каждое колесо должно иметь ход не менее 50 мм. Характеристики подрессоривания и демпфирования должны быть достигнуты с помощью компонентов иных, чем шины.

4.4 Выключатель двигателя приводят в действие большим пальцем руки без отрыва руки от рукоятки. Выключатель двигателя должен быть расположен в легкодоступном месте и быть четко идентифицируемым.

4.4.1 Конструкция выключателя двигателя не должна предусматривать удерживание его водителем в положении "выключено" для остановки двигателя.

4.4.2 Выключатель двигателя управляющего устройства должен быть либо красного, либо оранжевого цвета.

4.5 Мотовездеходы, оснащенные ручным приводом сцепления, должны иметь рычаг выключения сцепления, расположенный на левой стороне руля, управление которым должно быть осуществлено без отрыва руки от рукоятки.

4.6 Мотовездеходы категории X, в конструкции которых предусмотрены устройство отбора мощности (далее - УОМ) или другое устройство, для работы которого требуется фиксированная частота вращения двигателя, и муфта или другое устройство включения и выключения отбора мощности, должны иметь орган управления этими устройствами, расположенный в удобном для водителя месте. Направление движения для включения муфты должно быть вперед или (и) вверх, выключения - назад или (и) вниз. В конструкции необходимо предусмотреть прочно закрепленную табличку, показывающую схему включения и выключения УОМ или аналогичного устройства.

4.7 Мотовездеходы должны быть оснащены средствами управления частотой вращения двигателя путем воздействия на дроссельную заслонку. Орган управления дроссельной заслонкой должен быть расположен на правой стороне руля. Воздействие на него должно быть осуществлено без отрыва руки от рукоятки.

4.7.1 Орган управления дроссельной заслонкой должен автоматически возвращаться в положение холостого хода при отпускании водителем рукоятки органа управления.

4.7.2 Мотовездеходы категории X, в конструкции которых предусмотрены УОМ или другое устройство, для работы которого требуется фиксированная частота вращения двигателя, и муфта или другое устройство включения и выключения отбора мощности, могут быть оснащены органом управления дроссельной заслонкой, расположение которого не соответствует требованиям 4.7 или требованию самовозврата в положение холостого хода 4.7.1 при условии, что выполняются требования 4.7.2.1-4.7.2.4.

4.7.2.1 Орган управления частотой вращения двигателя для УОМ или другого устройства должен функционировать только тогда, когда УОМ или другое устройство находится во включенном состоянии.

4.7.2.2 Направление движения органа управления дроссельной заслонкой должно быть вперед или (и) вверх при повышении частоты вращения и назад или (и) вниз при ее понижении или остановке двигателя.

4.7.2.3 В конструкции мотовездехода должна быть предусмотрена автоматическая остановка работы УОМ или другого устройства или остановка двигателя, если водитель покидает свое место нормального положения на сиденье мотовездехода в то время, когда включен привод УОМ или другого устройства и включена передача в коробке передач.

4.7.2.4 В конструкции мотовездехода должна быть предусмотрена возможность использовать УОМ или другое устройство в тех случаях, когда мотовездеход находится в стационарном положении, а водитель не занимает свое рабочее положение на сиденье мотовездехода. Данное устройство должно автоматически переходить в состояние, описанное в 4.7.2.3, если трансмиссия переводится в положение иное, чем нейтраль.

4.8 Мотовездеходы, оснащенные органом управления переключением передач, должны иметь орган управления переключением передач, расположенный таким образом, чтобы его можно было приводить в действие левой ногой или левой рукой водителя в случае совмещения этого органа с рычагом привода сцепления либо в случае управления сцеплением способом, отличным от ручного.

4.8.1 В случае переключения передач ногой движение носка ноги водителя вверх должно переключать передачи на более высокие (с низкими значениями передаточных чисел) и, наоборот, движение вниз должно приводить к переключению на более низкие передачи.

4.8.2 В случае ручного переключения передач перемещение органа управления переключением передач вверх или нажатие на верхнюю часть рычага должно переключать передачи на более высокие (с низкими значениями передаточных чисел) и, наоборот, движение вниз или нажатие на нижнюю часть рычага должно приводить к переключению на более низкие передачи.

4.8.3 При числе передач три и более не должно быть возможности переключения передач сразу с высшей на низшую и наоборот.

4.8.4 Органы управления переключением передач переднего хода, нейтрального положения, заднего хода, альтернативного ряда передач коробки передач или включением дифференциального привода (для двух или четырех колес) могут быть расположены и приводимы в действие обособленно, а схема их перемещения должна быть указана на табличке, находящейся в поле зрения водителя.

4.9 Мотовездеходы, в конструкции коробки передач которых предусмотрено нейтральное положение, за исключением тех, которые оснащены рычагом привода сцепления, должны быть оснащены либо индикатором нейтрального положения, находящимся в поле зрения водителя, занимающего сиденье мотовездехода, либо устройством, предотвращающим запуск двигателя, если включена передача. Индикатор (при наличии) должен приводиться в действие, когда зажигание включено и рычаг коробки передач находится в нейтральном положении.

4.10 Мотовездеходы, в конструкции коробки передач которых предусмотрена передача заднего хода, могут быть оснащены индикатором заднего хода, находящимся в поле зрения водителя, занимающего сиденье мотовездехода. Индикатор должен приводиться в действие всякий раз, когда двигатель работает и включена передача заднего хода.

4.11 Блокировка электрозапуска предназначена для предотвращения запуска двигателя электростартером в любых случаях, кроме тех, когда сцепление выключено, рычаг переключения передач находится в нейтральном положении или включен тормоз.

4.12 Мотовездеходы должны быть оснащены ручным захватом или эквивалентным устройством, расположенным в задней части сиденья и предназначенным для подъема или толкания мотовездехода. Ручной захват должен быть таким образом сконструирован и расположен, чтобы для мотовездехода, стоящего на горизонтальной площадке с опорой на задние колеса и на ручной захват, плоскость, проходящая через центры передних и задних колес, составляла угол менее 90° к поверхности указанной площадки.

4.13 Если мотовездеход оснащен устройством механического включения/выключения подачи топлива, принцип его действия должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.60.