Статус документа
Статус документа


СП 12-103-2002

     
СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ


ПУТИ НАЗЕМНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ КРАНОВЫЕ

Проектирование, устройство и эксплуатация

TRACKS OVERLAND RAIL CRANE

Projection, structure and exploitation


ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАН рабочей группой Технического комитета по стандартизации (ТК 376) "Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования" в составе: ЗАО "ЦНИИОМТП", ОАО "ВНИИПТмаш", ФГУП "СКТБ башенного краностроения", НОУ НППА "Истек"

СОГЛАСОВАН Госгортехнадзором России (письмо N 12-53/989 от 3 декабря 2002 г.)

ВНЕСЕН Управлением государственной строительной политики Госстроя России

2 ОДОБРЕН И РЕКОМЕНДОВАН К ПРИМЕНЕНИЮ в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 27 февраля 2003 г. N 26.

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ВВЕДЕНИЕ


Настоящий Свод правил разработан в развитие ГОСТ Р 51248-99 "Наземные рельсовые крановые пути. Общие технические требования", ПБ 10-382-2000 "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" и в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".

Настоящий документ включает рекомендуемые положения, способы и средства обеспечения основных требований по проектированию, устройству и эксплуатации наземных рельсовых крановых путей. Изложены основные конструкции крановых путей, в том числе земляного полотна, верхнего строения и путевого оборудования, технические решения, направленные на повышение безопасности эксплуатации башенных кранов.

Настоящий нормативный документ разработан рабочей группой Технического комитета по стандартизации (ТК 376) "Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования" (Н.Д.Тимофеев) в составе: ответственный исполнитель ЗАО "ЦНИИОМТП" (А.В.Глазов, Ю.А.Гутарев); ОАО "ВНИИПТмаш" (А.С.Липатов), ФГУП "СКТБ башенного краностроения" (Л.А.Невзоров), НОУ НППА "Истек" (И.Б.Зеленов) под методическим руководством Управления государственной строительной политики Госстроя России (А.А.Голушкин, Л.Н.Молоткова, С.Н.Симонов), Управления Московского округа Госгортехнадзора России (М.В.Румянцев) и Управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России (В.Г.Жуков).


1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Свод правил предназначен для организаций и инженерно-технических работников, осуществляющих проектирование, устройство (монтаж) и эксплуатацию наземных рельсовых крановых путей независимо от форм собственности и принадлежности.

Настоящий документ распространяется на наземные рельсовые крановые пути (далее - крановые пути) башенных и стреловых кранов на рельсовом ходовом устройстве (далее - кранов) с нагрузкой колеса на рельс до 325 кН. Настоящий документ устанавливает требования к проектированию, устройству и безопасной эксплуатации крановых путей, а также по обеспечению безопасности при эксплуатации кранов на крановых путях.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящем Своде правил использованы ссылки на нормативные документы, приведенные в приложении А.

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ


В настоящем документе применены термины и определения, приведенные в приложении Б.

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Для кранового пути, используемого в специфических условиях, должны учитываться требования настоящего документа и особые требования по эксплуатации для принятия соответствующих инженерно-защитных мер по повышению надежности конструкции и предупреждению развития опасных геологических процессов.

К специфическим условиям относится эксплуатация кранового пути:

в районах многолетнемерзлых грунтов и со снежными балластными призмами;

в районах с повышенной сейсмичностью;

в местностях с карстовыми явлениями;

на макропористых просадочных грунтах;

на набухающих, слабых или переувлажненных грунтах и в заболоченных местах;

на косогорах с поперечным уклоном свыше 1:10;

непосредственно на конструкциях возводимых объектов;

над инженерными сетями, проложенными без учета последующего устройства крановых путей;

на криволинейных участках;

на участках разового перегона крана с одного объекта на другой;

для кранов, перемещающихся по двум рельсам на каждой нити кранового пути с нагрузкой от колеса на рельс свыше 325 кН.

4.2 Проекты крановых путей для специфических условий эксплуатации разрабатываются или согласовываются головными организациями по крановым путям (приложение В).

При проектировании новых конструкций элементов кранового пути принятые решения должны быть согласованы с головной организацией.

4.3 Порядок надзора за устройством и эксплуатацией крановых путей осуществляется в соответствии с требованиями ПБ 10-382.

5 КОНСТРУКЦИЯ КРАНОВОГО ПУТИ

 

5.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Положения настоящего раздела рекомендуются для применения при проектировании и устройстве кранового пути.

5.1.1 Основные конструктивные решения по устройству кранового пути приведены в Г.1 приложения Г.

5.1.2 Крановый путь состоит из нижнего строения, верхнего строения, путевого оборудования и заземляющего устройства.

5.1.3 В состав нижнего строения кранового пути входят земляное полотно (в том числе, при наличии - защитный слой) и водоотводное устройство (водоотвод).

5.1.4 В состав верхнего строения кранового пути входят балластный слой (в том числе подсыпка), опорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные скрепления и стяжки.

5.1.5 В состав путевого оборудования входят тупиковые упоры, отключающие устройства, лотки и настилы для гибкого кабеля (используемого для питания электрооборудования крана), ограждение, знаки безопасности.

5.1.6 В состав заземляющего устройства входят очаг(и) заземления, заземляющие проводники и перемычки.

5.2 НИЖНЕЕ СТРОЕНИЕ

5.2.1 Протяженность кранового пути должна приниматься исходя из условия обслуживания краном всей рабочей зоны строительно-монтажных или технологических работ, предусмотренной проектом производства работ краном или технологической картой.

5.2.2 Длина земляного полотна определяется по формуле

,                                                          (1)


где    - длина рельсовой нити, мм;

- торцевое плечо балластного слоя (1000), мм;

- размер двух проекций откосов балластного слоя толщиной , мм.

5.2.3 Ширина земляного полотна определяется по формуле

,                                                             (2)


где   - колея крана, мм;

- ширина балластного слоя по низу, мм;

- плечо земляного полотна (400 мм).

5.2.4 Продольный уклон земляного полотна из недренирующего грунта должен быть не более 0,003; поперечный уклон - в пределах 0,008-0,01 в сторону от возводимого сооружения или котлована либо в сторону понижения местности.

Земляное полотно из дренирующего или скального грунта допускается выполнять горизонтальным.

5.2.5 Плотность грунта земляного полотна должна быть, г/см, не менее:

для мелких и пылеватых песков  - 1,7;

для супесей и суглинков              - 1,65;

для тяжелых суглинков                - 1,55;

для пылеватых суглинков и глин - 1,5.

5.2.6 Водоотводное устройство кранового пути должно включаться в общий водоотвод строительной площадки. Конструкция водоотводных устройств, число и место их расположения устанавливаются проектом кранового пути. Продольный уклон водоотводных устройств должен быть не менее 0,003. Схемы расположения водоотводных устройств приведены в приложении Ж.

5.2.7 Поперечный профиль водоотводных канав должен быть трапецеидальным: шириной по дну не менее 250 мм, глубиной - 350 мм. Откосы канав должны составлять при песчаных и супесчаных грунтах 1:1,5, в остальных случаях - 1:1.

В скальных грунтах допускается устраивать водоотводные канавы треугольной формы глубиной не менее 250 мм с откосами 1:0,2.

5.2.8 Допускается выполнять водоотводные канавы с засыпкой высокодренирующим материалом (щебень, гравий, крупнозернистый песок).

В зависимости от гидрологических условий площадки могут применяться железобетонные лотки с дренажными стенками и дренажи мелкого заложения.        

5.3 ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ

5.3.1 Минимальная длина рельсовых нитей кранового пути под монтаж крана должна равняться двукратной величине базы крана, но должна быть не менее 12,5 м.

5.3.2 Минимальная длина рельсовых нитей кранового пути для крана, перемещающегося по пути, кроме периода монтажа, должна быть не менее 31,25 м.

5.3.3 Балластный слой устраивается отдельно под каждой рельсовой нитью или на всю ширину кранового пути.

В качестве балластного материала для крановых путей следует применять щебень из природного камня по ГОСТ 7392, гравий или гравийно-песчаную смесь по ГОСТ 7394 или другие материалы, рекомендуемые для устройства балластного слоя, приведенные в Г.2 приложения Г.

5.3.4 Ширина балластного слоя определяется по формуле

 ,                                                           (3)


где - размер опорного элемента поперек рельсовой нити, мм;

- боковое плечо балластного слоя (200 мм);

3 - размер двух проекций откосов балластного слоя толщиной , мм.

5.3.5 Минимальную толщину балластного слоя в зависимости от нагрузки колеса на рельс и применяемого материала для устройства земляного полотна следует принимать по таблице 1 ГОСТ Р 51248.

Требуемая толщина балластного слоя под опорными элементами должна определяться расчетом с учетом условий прочности земляного полотна и грунтового основания.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs