РУКОВОДСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ДИАГНОСТИРОВАНИЮ АВТОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ
РАЗРАБОТАНО по заказу Росавтодора научно-исследовательским центром "Тоннели и метрополитены" ОАО "Научно-исследовательский институт транспортного строительства (ЦНИИС)" с привлечением соисполнителей - ЦНИИЭП инженерного оборудования, ЗАО "Метро-Стиль".
ПОДГОТОВИЛИ: доктор технических наук В.Е.Меркин (научное руководство, введение, редактирование); кандидат технических наук В.В.Чеботаев (разделы 5, п.3.4, приложение Т); кандидат технических наук В.Ф.Сарабеев (разделы 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, приложения А, Б, Г, Е, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, редактирование); Л.А.Воробьев (разделы 1, 2 Ю приложения Г, Т, Ф, редактирование). В подготовке Руководства приняли участие: кандидат технических наук В.М.Цынков (разделы 1, 2, п.3.1, приложение Г); Е.В.Щекудов (п.3.13, оформление работы).
Соисполнители работы: В.П.Зобов (п.3.10, приложение Н) - ЦНИИЭП инженерного оборудования; К.В.Ланчиков (пп.3.8, 3.9. приложения Д, Л) и И.А.Хлебников (п.3.11) - ЗАО "Метро-Стиль".
УТВЕРЖДЕНО распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства "Росавтодор" Министерства транспорта Российской Федерации от 04.12.2000 N АВ-22-р
В Руководстве даны рекомендации по обследованию, диагностированию (оценке технического состояния), режимам эксплуатации и ремонту автодорожных тоннелей, предложены формы Акта обследования, Технического паспорта.
Техническое обслуживание и ремонт автодорожных тоннелей при современных требованиях к обеспечению непрерывного, безопасного и комфортного движения автотранспортных средств и пешеходов требует достаточно высокой квалификации персонала, наличия специальных средств механизации, контрольно-измерительного оборудования и методики диагностирования технического состояния сооружений и инженерных систем тоннельного перехода.
Настоящее Руководство разработано на основании анализа и обобщения опыта обследования железнодорожных тоннелей и тоннелей метрополитена бывшего СССР, а также на основе опыта последних обследований Дербентского и Рокского автодорожных тоннелей.
Руководство разработано впервые. По мере накопления опыта диагностирования автодорожных тоннелей в Руководство будут вноситься изменения и дополнения.
1.1. Область применения настоящего Руководства - техническое диагностирование автодорожных тоннельных переходов, входящих в состав Федеральных автомобильных дорог общего пользования.
1.2. Руководство предназначено для организаций, осуществляющих эксплуатацию и диагностирование комплекса подземных и наземных сооружений тоннельных переходов.
1.3. Руководство разработано в дополнение документов ВСН 24 и ВСН 6 Минавтодора РСФСР [1, 2]. Перечень использованных основных нормативно-технических документов приведен в Приложении А.
1.4. Перечень стандартизованных терминов (обязательных для применения во всех видах документации и литературы), использованных в Руководстве, приведен в Приложении Б.
1.5. Задачами технического диагностирования являются:
- оценка технического состояния тоннеля (тоннельного перехода) в целом;
- прогнозирование нормального функционирования тоннеля на ближайшую перспективу;
- разработка рекомендаций по ремонту и обеспечению нормальной эксплуатации тоннеля;
- составление заключения по результатам обследования тоннельного перехода;
- заполнение форм Технического паспорта автодорожного тоннеля (тоннельного перехода).
1.6. Настоящее Руководство рекомендует:
- методику обследования;
- методику оценки технического состояния (диагностирования) тоннелей;
- классификацию дефектов и технического состояния сооружений и инженерных систем;
- классификацию работ по техническому обслуживанию и ремонту автодорожных тоннельных переходов, согласующуюся в части тоннелей со стандартом [6] и документами [8 и 9];
- форму Акта обследования тоннельного перехода;
- рекомендации по режиму эксплуатации тоннеля и ремонту объектов тоннельного перехода;
- формы Технического паспорта автодорожного тоннеля.
1.7. При выборе вида диагностирования следует руководствоваться классификацией, приведенной в Приложении В.
1.8. Состав, объем и способы обследования определяются полнотой имеющейся документации, наличием другой информации об объекте, техническим состоянием сооружения, доступностью отдельных элементов сооружения для их обследования.
1.9. Специальное обследование и диагностирование тоннелей проводят в плановом порядке с периодичностью 1 раз в 5 лет, как предусматривает ВСН 24 [1], или по мере необходимости (например, после сильного землетрясения).
2.1. Подготовительные работы включают:
- сбор и анализ технической документации и прочей информации об объекте обследования по литературным и др. источникам, изучение результатов предшествующих обследований;
- подбор и подготовку оборудования и приборов;
- подготовку форм рабочих документов для записи результатов обследований;
- выбор порядка и схем проведения обследований (визуальных и инструментальных).
2.2. Для получения предварительной информации об объекте обследования используют: проектную документацию; специальную и периодическую литературу (журналы, сборники научных трудов, научно-технические отчеты, консультации специалистов проектных и производственных тоннельных организаций по отдельным вопросам); информацию, имеющуюся в распоряжении эксплуатирующей организации.
2.3. Техническую документацию о тоннельном переходе (проектную, исполнительную, эксплуатационную, акты приемки тоннеля в эксплуатацию и др.) представляют в табличной форме:
Номер документа | Название, год изготовления | Изготовитель | Место хранения |
1 | 2 | 3 | 4 |
2.4 В результате изучения технической документации устанавливают:
- отступления от утвержденного проекта при строительстве;
- соответствие строительных материалов требованиям проекта;
- изменения, произошедшие в состоянии сооружения за истекший период эксплуатации.
2.5. Подбор и подготовка к работе необходимого оборудования и приборов.
2.5.1. Характеристики применяемых при обследовании приборов, аппаратуры, инструментов (точность, пределы измерений и пр.), способы их установки и установочные приспособления должны обеспечивать стабильные показания. Рекомендуется использовать стандартные приборы, которые прошли поверку. Использование нестандартных приборов допускается, если по их применению имеются методические указания, утвержденные в установленном порядке.
2.5.2. Рекомендуется использовать приборы, инструменты и оборудование, перечень которых приведен в Приложении Г.
При контроле работы отдельных систем тоннеля могут применяться и другие известные приборы для определения:
- освещенности;
- задымленности;
- предельно допустимой концентрации вредных веществ в выхлопных газах;
- скорости движения воздуха;
- влажности поверхностей;
- химического состава воды, попадающей внутрь тоннеля;
- наличия скрытых разрушений обделки, пустот и неплотностей за обделкой;
- сейсмических и вибрационных воздействий;
- положения элементов тоннеля (геодезические приборы)
и оборудование:
- прессы для определения прочностных и деформационных свойств материала конструкций и грунтов;
- станки для выбуривания керна в обделке;
- современная компьютерная техника для обработки и анализа результатов обследования.
2.5.3. Тарировку, контроль работоспособности и надежности приборов, а также отработку методик измерений проводят, как правило, в лаборатории, в приближенных к натурным условиях.
2.6. Подготовку форм для записи результатов обследования выполняют в соответствии с рекомендациями разделов 3 и 6.
2.7. Книги осмотров водоотливных установок, главной вентиляторной установки; учета проверки исправности устройств контроля и сопротивления изоляции электрооборудования и электросетей, проверки заземления электрооборудования должны заполняться сотрудниками эксплуатирующей организации.
2.8. Рабочие схемы проведения обследований - осмотров и инструментальных наблюдений
2.8.1. При планировании работ обследования по результатам изучения имеющейся информации определяют объем работ и составляют схемы обследования. Состав бригад определяют исходя из технической оснащенности обследовательской организации, сроков и объемов работ.
2.8.2. При составлении рабочих схем обследования учитывают особенности конструкции сооружений и инженерных систем. При этом принимают во внимание положения Приложений Д, Ж, И и Т.
3.1. В задачи обследования входят:
- проведение осмотров строительных конструкций и инженерных систем;
- выполнение измерений для уточнения отдельных размеров конструкций и определения параметров дефектов и повреждений;
- составление ведомости дефектов с иллюстрациями (в виде схем, эскизов, фото) наиболее важных или характерных случаев;
- сбор информации для составления Технического паспорта автодорожного тоннеля (Приложение Д).
3.2 Организация работ
3.2.1. Настоящая методика предусматривает различные виды обследования сооружений и инженерных систем тоннельного перехода (см. Приложение В).
3.2.2. В начале обследования проводят рекогносцировочный осмотр тоннельного сооружения, в процессе которого уточняют:
- расположение характерных участков тоннеля;
- местоположение участков, для которых при проведении обследования требуется устройство специальных приспособлений (подмостей, лестниц, специального освещения и т.д.);
- перечень объектов и систем, для которых отсутствует техническая документация;
- места проведения детального инструментального обследования.
3.2.3. Состав и объемы работ по обследованию тоннельного перехода определяют по результатам изучения технической документации.
При отсутствии технической документации и невозможности ее восстановления при первом обследовании тоннеля следует установить:
- длину тоннеля;
- глубину заложения тоннеля;
- геологические и гидрогеологические условия трассы;
- геометрические характеристики обделки;
- материал обделки и его прочностные характеристики;