Пособие по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов (к СНиП 3.06.03-85 и СНиП 3.06.06-88)

4. ПРИГОТОВЛЕНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

Размещение и организация АБЗ

4.1. По возможности передислокации АБЗ делят на передвижные, полустационарные и стационарные. Передвижные АБЗ работают на одном месте менее одного сезона, полустационарные - один-два сезона и стационарные - более двух.

В зависимости от схемы размещения АБЗ подразделяют на прирельсовые (припирсовые), расположенные вблизи железнодорожных станций (пристаней), и притрассовые, дислоцирующиеся на значительном удалении от них. Прирельсовые АБЗ обычно совмещают с базой снабжения материалами; притрассовые снабжаются материалами с прирельсовых (припирсовых) баз.

Место размещения АБЗ устанавливают после технико-экономического обоснования, предусматривая доставку смеси к месту укладки с температурой не ниже требуемой.

Уровень основных технический решений строящихся АБЗ должен соответствовать действующим типовым проектам. Производительность оборудования выбирают в зависимости от объемов и сроков строительства. Экономически целесообразно использовать высокопроизводительное передвижное оборудование на притрассовом АБЗ, рационально выбирая место его расположения и количество передислокаций за сезон.

4.2. Способ приема компонентов смесей, складирование и внутризаводское транспортирование должны исключать снижение их качества и загрязнение окружающей среды.

На прирельсовых базах снабжения для приемки щебня, гравия и песка применяют, как правило, подрельсовые приемные устройства. Складирование осуществляют на подготовленных площадках, оснащенных специальными ограждениями, препятствующими смешению различных фракций.

Минеральный порошок из вагонов или цементовозов подают пневмотранспортом на склады силосного типа прирельсовой базы или в расходные емкости притрассового завода.

Склады щебня, песка и минерального порошка рекомендуется устраивать по типовым проектам, разрабатываемым Промтрансниипроектом. Вместимость проектных складов щебня и песка - 50, 25 и 12,5 тыс.м в вариантах с повышенным путем, подрельсовыми бункерами (на один и два вагона) и радиально-штабелирующим конвейером или эстакадой; вместимость складов минерального порошка - 1000, 2000 и 4000 т.

Способы выгрузки битума из бункерных полувагонов и цистерн и конструкции битумохранилищ должны исключать его обводнение и загрязнение. Для приема битума по железной дороге и его хранения рекомендуется использовать типовой проект N 708-12.84 "Битумохранилище для строительства автомобильных дорог вместимостью 500 т", разработанный Киевским филиалом института "Союздорпроект". Для увеличения вместимости битумохранилище следует соединить блоками (2500, 3500 и 4500 т).

Оборудование для введения поверхностно-активных веществ рекомендуется изготавливать по проекту, разработанному ПКБ "Главстроймеханизация".

4.3. Теплоснабжение асфальтобетонных заводов целесообразно осуществлять от внешних источников, однако иногда необходимо сооружать котельные установки. В этих случаях рекомендуется использовать типовые проекты N 903-1-164, 903-1-165 и 402-22-1, разработанные институтом "СибНИПИгазстрой". Такие котельные рассчитаны на 3, 4 и 6 котлов, работающих на различных видах топлива (мазут и природный газ).

4.4. Для обеспечения комплексной автоматизации технологических процессов на АБЗ наиболее целесообразно использовать блочный (модульный) принцип компоновки электрооборудования. Блоки управления, составленные по унифицированным схемам из однотипных приборов и аппаратов, позволяют добиться максимально необходимого уровня автоматизации и диспетчеризации.

Основой может служить разработанная Киевским филиалом Союздорпроекта блочная система автоматизации передвижных поточно-транспортных систем.

4.5. На территории АБЗ располагают бытовые помещения, контору, лабораторию, склад, весовую. В целях рационального использования территории завода большинство зданий блокируют. Для притрассовых и передвижных АБЗ рекомендуется использовать проекты зданий контейнерного типа из каталога проектов инвентарных зданий для строительно-монтажных организаций. Для стационарных заводов существуют типовые проекты служебно-бытовых зданий.

Все проезды и площадки на территории должны иметь твердое покрытие (например, асфальтобетонное).

При работе на асфальтобетонном заводе необходимо предусматривать мероприятия по защите окружающей среды, для чего в состав завода включают очистные сооружения и рассчитывают предельно допустимые выбросы в атмосферу для усредненных условий.

В зависимости от размещения АБЗ и его производительности используют различные варианты генерального плана по соответствующим типовым проектам.

Технологическое оборудование АБЗ

4.6. В состав современных комплектов оборудования для приготовления асфальтобетонных смесей (табл.8) входят: агрегат питания, сушильный агрегат, топливный бак, системы пылеулавливания, агрегат минерального порошка, нагревательно-перекачивающий агрегат битумохранилища, емкость для битума, нагреватель битума, смесительный агрегат с сортировочно-дозировочным устройством, бункер для хранения готовой смеси и кабина управления.



Таблица 8

Агрегаты, входящие в комплект


Марка комплекта


Про- изво- ди- тель- ность, т/ч

Агре- гат пита- ния

Суши- льный агре- гат

Сме- си- тель- ный агре- гат

Нагре- ва- тель- но- пере- качи- ваю- щий агре- гат битум- охра- нили- ща

Ем- кость для биту- ма

Наг- рева- тель биту- ма

Агре- гат мине- раль- ного поро- шка

Топ- лив- ный бак

Бун- кер гото- вой смеси

Каби- на уп- рав- ления


Габаритные размеры комплекта

Д-508-2

25

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

20,426,515

Д-508-2А

25

+

+

+

-

+

+

-

+

-

+

То же

ДС-117-2Е

25

+

+

+

-

+

+

+

+

+-

+

4636,519,8

ДС-117-2К

32

+

+

+

-

+

+

+

+

+-

+

То же

Д-645-2

100

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5547,217,2

Д-645-2Г

100

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

То же

Д-645-3

100

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6,04015

ДС-158

45

+

+

+

-

+

-

+

+-

+-

+

483219,8

ДС-154

40

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

40,330,619,3


Примечание. Знак "+" означает присутствие агрегата в данном комплекте, "-" -  отсутствие, "+-" - вариантность комплектности.

4.7. Агрегаты питания предназначены для подачи в требуемых соотношениях и с необходимой производительностью холодных и влажных минеральных материалов в сушильный агрегат. Они состоят из одной или нескольких секций, снабженных питателем, и располагаются над ленточным транспортером или вдоль него сбоку. В сушильный агрегат материалы подаются наклонным ленточным транспортером или ковшовым элеватором.

4.8. На сушильных агрегатах применяют барабаны непрерывного действия, в которых загрузка и выгрузка материалов осуществляются непрерывно. В таких барабанах материал и горячие газы движутся навстречу друг другу, т.е. используется противопоточная схема. Нагретый и высушенный материал из сушильного барабана ссыпается на лоток разгрузочной коробки, а из него - в приемное устройство "горячего" элеватора.