Пособие по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов (к СНиП 3.06.03-85 и СНиП 3.06.06-88)

3. OCHОBHЫE ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА АСФАЛЬТОБЕТОНА ДЛЯ  ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И ПОДБОР СОСТАВОВ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

Выбор асфальтобетона для дорожных одежд

3.1. На стадии разработки проекта автомобильной дороги выбирают асфальтобетон определенной разновидности конкретно для каждого конструктивного слоя дорожной одежды.

В верхних слоях покрытий на дорогах всех категорий используют только плотный асфальтобетон.

Нижние слои покрытий на дорогах I-II категорий устраивают из пористого асфальтобетона, а на дорогах III-IV категорий - и из высокопористого асфальтобетона.

В верхних слоях оснований можно использовать как пористый, так и высокопористый асфальтобетоны.

При стадийном строительстве нижний слой покрытий устраивают, как правило, из плотного крупнозернистого асфальтобетона.

3.2. Вид и тип плотного асфальтобетона для верхних слоев покрытий назначают в зависимости от категории дороги и климатических условий района строительства руководствуясь рекомендациями табл.1.

В районах I-III дорожно-климатических зон верхние слои покрытий устраивают как из горячего, так и из теплого асфальтобетонов, при этом применение последнего в I дорожно-климатической зоне предпочтительнее из-за его более высокой трещиностойкости при низких зимних температурах. В IV-V дорожно-климатических зонах не рекомендуется устраивать покрытия из теплого асфальтобетона, так как он не обеспечивает требуемой сдвигоустойчивости при высоких летних температурах, характерных для этих регионов. Верхние слои покрытия из холодного асфальтобетона рекомендуется устраивать в районах с сухим и теплым климатом, благоприятным для быстрого формирования этого материала.

В IV-V дорожно-климатических зонах особое внимание следует уделять сдвигоустойчивости покрытий в летний период. Этим условиям удовлетворяют асфальтобетоны из смесей типов А и Б, содержащие 45-65% щебня, зерна которого создают жесткий каркас, обеспечивающий высокую сдвигоустойчивость. Кроме того, применяются и асфальтобетоны из смесей типа Г, в которых жесткий каркас образуют зерна дробленого песка. Можно создать жесткий каркас и в асфальтобетонах из смесей типов Б и В, если в их составе вместо природного песка использовать дробленый песок или отсевы дробления изверженных горных пород.

В районах I, II и частично III дорожно-климатических зон, характеризующихся холодным и влажным климатом, для устройства верхних слоев покрытий целесообразно использовать смеси типа Б с содержанием щебня или гравия 35-45%, а также типов В, Г и Д, в которых формируется замкнутая поровая структура, препятствующая прониканию воды в покрытие. При этом в районах II дорожно-климатической зоны рекомендуется применять асфальтобетоны с остаточной пористостью не более 4% объема.

3.3. Шероховатость поверхности покрытий из асфальтобетонов из смесей типа А создается за счет высокого содержания щебня марки по дробимости не ниже 1000 из труднополируемых горных пород, из щебеночных асфальтобетонов из смесей типов Б, Б, В и В, а также песчаных типов Г и Г - за счет применения дробленого песка или отсевов дробления из тех же горных пород.

На покрытиях, построенных из смесей типов Б, Б, В, В на природных песках, а также из смесей типов Д и Д, необходимо предусмотреть устройство поверхностной обработки или втапливание черного щебня в процессе уплотнения покрытия.

Подбор составов асфальтобетонных смесей

3.4. Состав асфальтобетонной смеси подбирают по заданию, составленному на основании проекта автомобильной дороги. В задании указываются тип, вид и марка асфальтобетонной смеси, а также конструктивный слой дорожной одежды, для которого она предназначена.

Подбор состава асфальтобетонной смеси включает испытание и по его результатам выбор составляющих материалов, а затем установление рационального соотношения между ними, обеспечивающего получение асфальтобетона со свойствами, отвечающими требованиям стандарта.

Минеральные материалы и битум испытывают в соответствии с действующими стандартами, а после проведения всего комплекса испытаний устанавливают пригодность материалов для асфальтобетонной смеси заданного типа и марки, руководствуясь положениями ГОСТ 9128-84 и рекомендациями разд.2 настоящего Пособия.

Выбор рационального соотношения между составляющими материалами начинают с расчета зернового состава.

Минеральную часть крупно- и мелкозернистых асфальтобетонных смесей при наличии крупного или среднего песка, а также отсевов дробления рекомендуется подбирать по непрерывным зерновым составам, при наличии мелкого природного песка - по прерывистым составам, где остов из щебня или гравия заполняется смесью, практически не содержащей зерен размером 5-0,63 мм.

Минеральную часть горячих и теплых песчаных и всех видов холодных асфальтобетонных смесей подбирают только по непрерывным зерновым составам.

Для удобства проведения расчетов целесообразно пользоваться кривыми предельных значений зерновых составов, построенными в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-84 (рис.2-7).     

Рис.2. Непрерывные зерновые составы минеральной части горячих и теплых мелкозернистых (а) и песчаных (б) смесей для плотных асфальтобетонов, применяемых в верхних слоях покрытий


     

Рис.3. Прерывистые зерновые составы минеральной части горячих и теплых мелкозернистых асфальтобетонных смесей для плотных асфальтобетонов, применяемых в верхних слоях покрытий