Пособие
по проектированию конвейерного транспорта
Ленточные конвейеры
(к СНиП 2.05.07-85)
Рекомендовано к изданию решением научно-технического совета Промтрансниипроекта.
Распространяется на проектирование стационарных ленточных конвейеров (конвейерных линий) общего назначения с резиновыми лентами шириной от 300 до 2000 мм, применяемых для транспортирования насыпных грузов плотностью до 3,15 т/м, а также штучных грузов. Параметры указанных конвейеров регламентированы ГОСТ 22644-77* - ГОСТ 22647-77*.
Содержит расчеты технических параметров ленточных конвейеров и конвейерных линий (определение производительности конвейерного транспорта, выбор трассы конвейера, приближенный и уточненный методы тягового расчета, выбор основного технологического оборудования), рекомендации по другим разделам проекта конвейерного транспорта.
Для инженерно-технических работников научно-исследовательских и строительных организаций.
Разработано Промтрансниипроект (канд. техн. наук В.Л.Орешкин, Н.Н.Кузнецов, В.П.Здешнев, Т.Н.Жарова, А.В.Тюленев, В.И.Лившиц); ВНИИПТМаш (канд. техн. наук В.К.Дьячков, В.А.Барков); Механобр (О.В.Зеленский, В.П.Вольфсон); Атомтеплоэлектропроект (Н.И.Муратов, И.И.Вессерман, Л.Б.Воронова, Н.Н.Рубачев, Л.А.Стельмах); Южгипроруда (Ю.Е.Чечельницкий, В.П.Пичугин, В.А.Акинтьев); ГПКИ Союзпроммеханизация (О.Б.Желдаков, С.И.Модин).
- длина конвейера, м;
- длина участка конвейера, м;
- длина горизонтальной проекции участка конвейера, м;
- высота подъема (спуска) груза конвейером (конвейерной линией), м;
- высота подъема груза разгрузочной тележкой, м;
- ширина ленты, м;
- диаметр приводного барабана, м;
- диаметр ролика, м;
- радиус выпуклого (вогнутого) участка конвейера, м;
- угол охвата лентой приводного барабана,°;
- угол наклона конвейера (участка конвейера) к горизонтальной плоскости,°;
- угол естественного откоса груза в покое, °;
- угол естественного откоса груза в движении, °;
- натяжение ветви ленты, набегающей на приводной барабан, даН;
- натяжение ветви ленты, сбегающей с приводного барабана, даН;
- натяжение в какой-либо точке ленты, даН;
- окружное тяговое усилие на приводном барабане, даН;
- сопротивление движению ленты на каком-либо участке, даН;
- годовой фонд времени работы конвейера (конвейерной линии), ч;
- годовой грузооборот (объем перевозок), т/год;
- потребная производительность конвейера (конвейерной линии), т/ч;
- расчетная производительность конвейера (конвейерной линии), т/ч;
- потребная объемная производительность конвейера (конвейерной линии), м/ч;
- расчетная объемная производительность конвейера (конвейерной линии), м/ч;
- скорость ленты, м/с;
- насыпная плотность груза, т/м;
- тормозной момент на валу приводного барабана, даН/м;
- крутящий момент на валу приводного барабана, даН/м;
- линейная нагрузка от массы груза на ленте, даН/м;
- то же, от массы ленты, даН/м;
, - то же, от массы вращающихся частей роликоопор, соответственно на верхней и нижней ветвях, даН/м;
- число прокладок в ленте;
- коэффициент сопротивления движению ленты по роликоопорам;
- коэффициент запаса;
- коэффициент готовности конвейера;
- коэффициент трения ленты о поверхность барабана;
- коэффициент полезного действия;
- расстояние между верхними роликоопорами, м;
- то же, между нижними роликоопорами, м;
- ускорение свободного падения, 9,81 м/с.
Проектирование конвейерного транспорта осуществляется на основе следующих исходных данных:
номенклатура грузов;
потребная производительность или годовой грузооборот (объем перевозок);
характеристика* транспортируемого груза: насыпная плотность (масса единичного груза для тарно-штучных грузов), гранулометрический состав, угол естественного откоса в покое и движении, влажность, абразивность, взрыво- и пожароопасность, химическая активность, склонность к налипанию на ленту и пылеобразованию, слеживаемость и другие сведения о грузе, которые могут оказать влияние на выбор параметров конвейера и его работоспособность;
________________
* Справочные данные о насыпных грузах с указанием их насыпной плотности, угле естественного откоса и допустимом угле наклона ленточного конвейера приведены в прил.1. Сведения о наибольшем угле наклона конвейеров для перемещения некоторых тарно-штучных грузов приведены в прил.2.
генеральный план с нанесенными на нем инженерными сооружениями с указанием высотных отметок;
климатический район зоны строительства;
режим работы производств предприятия, технологически связанных с проектируемым конвейерным транспортом, а также рекомендуемый режим работы конвейерного транспорта (число рабочих дней в году, смен в сутки, часов в смену);
коэффициент неравномерности загрузки конвейерной линии;
производственные условия работы конвейера в зависимости от положений норм технологического проектирования для определенной отрасли промышленности и местных условий (имеется в виду работа этих конвейеров в отапливаемых или неотапливаемых помещениях, на открытом воздухе, с использованием навесов или местных укрытий конвейерных лент);
источники энергоснабжения и их параметры.
2.1. Расчетная производительность ленточного конвейера (конвейерной линии) определяется по формулам:
; (1)
, (2)
где - коэффициент неравномерности загрузки конвейерной линии; - коэффициент использования конвейерной линии по времени, равный отношению фактического времени работы конвейера к плановому в смену; обычно принимают (по указанию заказчика в зависимости от организации и технологии производства); - коэффициент готовности конвейерной линии; - число конвейеров в линии. Для стационарного конвейера .
2.2. Величина коэффициента неравномерности загрузки конвейерной линии зависит от характера организации грузопотока.
При равномерном грузопотоке .
При неравномерном грузопотоке величина коэффициента неравномерности определяется по графику подачи груза на конвейер. Различают два вида - минутный и часовой. Ориентировочно принимают , .
По минутному (максимальному) грузопотоку определяют ширину ленты, по часовому - прочность ленты, мощность двигателя.
2.3. Расчетная производительность может определяться исходя из заданного годового грузооборота (объем перевозок) по формулам:
; (3)
. (4)