ПОСОБИЕ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАНА, ПРОДОЛЬНОГО
И ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЕЙ, ИНЖЕНЕРНЫХ ОБУСТРОЙСТВ,
ПЕРЕСЕЧЕНИЙ И ПРИМЫКАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
В РАЗВИТИЕ СНиП 2.05.02-85
"АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ"
ОДОБРЕНО Главным техническим управлением (решение N 37-07-17/11 от 27.10.86)
Составлено в развитие СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и содержит рекомендации, детализирующие нормы проектирования по классификации автомобильных дорог, расчетным показателям элементов плана, продольного и поперечного профилей, пересечений и примыканий автомобильных дорог и по их инженерным обустройствам.
Предназначено для инженерно-технических работников проектных организаций.
ВВЕДЕНИЕ
"Пособие по проектированию элементов плана, продольного и поперечного профилей, инженерных обустройств, пересечений и примыканий автомобильных дорог" содержит вспомогательный материал, развивающий требования СНиП 2.05.02-85, позволяющий принимать и обосновывать проектные решения с учетом различных факторов.
В тексте без скобок указаны номера пунктов и таблиц по Пособию, в скобках - соответствующие им номера по СНиП 2.05.02-85. Текст, включенный в Пособие из СНиП 2.05.02-85 без изменения, выделен.
Пособие разработано Союздорнии Минтрансстроя СССР при участии Союздорпроекта и Тбилгипроавтодортранса Минтрансстроя СССР, Промтрансниипроекта Госстроя СССР, МАДИ, Минвуза СССР, ВНИИ МВД СССР, Главного управления ГАИ МВД СССР, Гипродорнии Минавтодора РСФСР, Грузгосоргдорнии Минавтодора ГССР.
Пособие подготовили: от Союздорнии Минтрансстроя - инж. О.Н.Яковлев (руководитель темы), канд. техн. наук Н.А.Рябиков, инженеры В.И.Баранов, Н.С. Беззубик, Е.Н.Гребеневич, А.В.Ионов, кандидаты технических наук Ю.С.Крылов, М.Т.Работяга, инженеры З.Н.Федотова, Л.Т.Чертков; от Союздорпроекта Минтрансстроя - инж. В.М.Телегин; от Тбилгипроавтодортранса Минтрансстроя - инж. В.И.Ксенодохов; от Промтрансниипроекта - кандидаты технических наук А.Г.Колчанов, В.С.Порожняков, А.С.Гузунов; от МАДИ Минвуза СССР - доктора технических наук В.Ф.Бабков, А.П.Васильев, Е.М.Лобанов, В.В.Сильянов, канд. техн. наук О.А.Дивочкин, инж. С.М.Булак; от ВНИИ МВД СССР - кандидаты технических наук В.Я.Буйленко, В.В.Новизенцев; от ГУ ГАИ МВД СССР - инженеры С.А.Галаев, Ю.С.Остроумов; от Гипродорнии Минавтодора РСФСР - кандидаты технических наук Г.Н.Артемов, В.Д.Белов, В.П.Расников, инж. В.Д.Казанский; от Грузгосоргдорнии Минавтодора ГССР - канд. техн. наук Т.А.Шилакадзе.
1.1. Настоящее Пособие содержит вспомогательные, справочные материалы и методические указания по разработке проектов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог СССР общего пользования и подъездных дорог промышленных предприятий.
Пособие не распространяется на проектирование временных (сооружаемых на срок службы менее 5 лет) автомобильных дорог различного назначения, автозимников, дорог лесозаготовительных предприятий, внутренних дорог промышленных предприятий (испытательных, внутриплощадочных, карьерных и т.п.), проектируемых в соответствии со СНиП 2.05.07-85, и внутрихозяйственных автомобильных дорог в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях, проектируемых в соответствии со СНиП 2.05.11-83.
1.2. Госстрой и дорожные министерства союзных республик по согласованию с Госстроем СССР могут разрабатывать местные (региональные) нормативные документы, указания и рекомендации, отражающие специфику проектирования автомобильных дорог в условиях данного региона.
1.3. При проектировании автомобильных дорог, кроме главы СНиП 2.05.02-85, других общесоюзных нормативных документов и настоящего Пособия, следует учитывать ведомственные нормативы, а также основные действующие методические и научно-технические рекомендации.
1.4(1.1). При разработке проектов автомобильных дорог категорию последних следует определять исходя из интенсивности движения потока транспортных средств, определенной в результате технико-экономических изысканий, с учетом народнохозяйственного и административного значения дороги (табл.1(1)).
Таблица 1(1)
Категория дороги | Расчетная интенсивность движения, авт/сут | Народнохозяйственное и административное значение автомобильной дороги | ||
приведенная к легковому автомобилю | в транспортных единицах | |||
I-а | Св.14000 | Св.7000 | Магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения (в том числе для международного сообщения) | |
I-б | Св.14000 | Св.7000 | Автомобильные дороги общегосударственного (не отнесенные к I-а категории), республиканского, областного (краевого) значения | |
III | Св.2000 | Св.1000 | Автомобильные дороги общегосударственного, республиканского, областного (краевого) (не отнесенные к I-б и II категориям) и местного значения | |
IV | Св.200 до 2000 | Св.100 до 1000 | Автомобильные дороги республиканского, областного (краевого) и местного значения (не отнесенные к I-б, II и III категориям) | |
V | До 200 | До 100 | Автомобильные дороги местного значения (кроме отнесенных к III и IV категориям) |
Классификация автомобильных дорог общего пользования по народнохозяйственному и административному значению приведена в прил.1.
1.5. Автомобильные дороги I категории подразделяются следующим образом:
I-а - магистральные автомобильные дороги (автомагистрали) - дороги, обслуживающие дальние автомобильные перевозки, связывающие крупные административные и индустриальные центры, проходящие в обход городов и населенных пунктов, а также скоростные подъезды к крупным транспортным узлам, туристским центрам и курортам союзного значения, предназначенные для движения автомобилей с высокими скоростями, имеющие пересечения с автомобильными дорогами и железными дорогами любого значения, трамвайными линиями, пешеходными и велосипедными дорожками только в разных уровнях; транспортные развязки должны обеспечивать въезд на них и выезд с них без пересечений потоков движения в одном уровне;
I-б - автомобильные дороги, не отнесенные к I-а категории, обслуживающие в основном автомобильные перевозки между населенными пунктами и промышленными районами, выходы из крупных городов и кольцевые дороги вокруг крупных городов и промышленных центров; имеющие пересечения с автомобильными дорогами III категории и выше, с железными дорогами, трамвайными линиями только в разных уровнях; транспортные развязки должны обеспечивать въезд на них и выезд с них без пересечения потоков движения в одном уровне.
1.6. Дороги V категории следует проектировать, как правило, на коротких подъездах к отдельным объектам или на подъездах к удаленным территориям, используемым несколькими хозяйствами (горные пастбища, пионерские лагеря, дома отдыха и т.п.).
1.7(1.2). К подъездным автомобильным дорогам промышленных предприятий относятся дороги, обеспечивающие связь предприятий с автомобильными дорогами общего пользования, городскими дорогами, с предприятиями других отраслей, железнодорожными станциями, портами и т.п., рассчитываемые на пропуск транспортных средств, допускаемых для обращения на дорогах общего пользования, если по этим дорогам не предусматриваются технологические перевозки с применением специализированных транспортных средств, автомобилей особо большой грузоподъемности и малогабаритных моторных тележек. При наличии в составе движения указанных транспортных средств подъездные дороги следует проектировать по СНиП 2.05.07-85.
1.8(1.3). Расчетные значения интенсивности движения соответствуют определенному для каждой категории дороги уровню загрузки. Транспортные средства, составляющие поток, в силу различия эксплуатационных показателей (эффективность тормозной системы, полная масса и т.д.) оказывают различное влияние на загрузку дороги. Для получения сопоставимых уровней загрузки дороги транспортными средствами различных типов и грузоподъемности поток, состоящий из различных транспортных средств, приводится к потоку легковых автомобилей. При этом ставится задача определения интенсивности движения потока легковых автомобилей, равноценного по уровню загрузки смешанному потоку транспортных средств.
По расчетной интенсивности движения (см. табл.1(1)), выраженной в транспортных единицах, назначают категорию дороги в тех случаях, когда грузовые автомобили составляют более 70% транспортного потока, а в единицах, приведенных к легковому автомобилю, - когда легковые автомобили составляют 30% и более.
Переход интенсивности, выраженной в единицах транспортных средств, к интенсивности, приведенной к легковому автомобилю, осуществляется умножением интенсивности потока транспортных средств определенного типа на соответствующий коэффициент приведения.
Коэффициенты приведения следует принимать по табл.2(2).
Указанные в табл.2(2) коэффициенты приведения отражают отношение динамических габаритов транспортных средств (минимальных безопасных расстояний между одноименными точками двух движущихся друг за другом транспортных средств) к динамическим габаритам легковых автомобилей, определенным при одной и той же скорости, а также динамические характеристики транспортных средств (реализуемую скорость, динамичность и маневренность).
Таблица 2(2)
Тип транспортных средств | Коэффициент приведения | |
Легковые автомобили | 1,0 | |
Мотоциклы с коляской | 0,75 | |
Мотоциклы и мопеды | 0,5 | |
Грузовые автомобили грузоподъемностью, т: | ||
2 | 1,5 | |
6 | 2,0 | |
8 | 2,5 | |
14 | 3,0 | |
св. 14 | 3,5 | |
Автопоезда грузоподъемностью, т: | ||
12 | 3,5 | |
20 | 4,0 | |
30 | 5,0 | |
св. 30 | 6,0 |
В прил.2 приведены основные типы автотранспортных средств, используемых на дорогах общего пользования, и их грузоподъемность.
При промежуточных значениях грузоподъемностей автотранспортных средств коэффициенты приведения следует определять интерполяцией. |
1.9. Для автобусов и специальных автомобилей коэффициенты приведения следует принимать равным коэффициентам приведения тех автотранспортных средств, на базе которых они изготовлены или которым соответствует их полная масса. Для автобусов типа ЛиАЗ и ЛАЗ коэффициенты приведения рекомендуется принимать равными 2,5, а типа ПАЗ - 2.
1.10. В пересеченной и горной местности в силу меньшей маневренности грузовые автомобили и автопоезда влияют на уровень загрузки в большей степени, чем в равнинной. Поэтому для условий пересеченной и горной местности коэффициенты приведения, указанные в табл.2(2) для грузовых автомобилей и автопоездов, следует увеличивать в 1,2 раза. |
1.11(1.4). На участках автомобильных дорог в районах крупных городов обычно отмечается значительное увеличение интенсивности движения легковых автомобилей в предвыходные и воскресные дни, связанное с массовым выездом населения в зоны отдыха. Такая интенсивность наблюдается в течение нескольких часов и достигает максимума в вечернее время в воскресные дни, когда население почти одновременно (в течение 3-5 ч) возвращается из зон отдыха. При этом интенсивность движения может быть в 2-3 раза и более выше определяемой из условия среднегодовой суточной, что может привести (и приводит) к перегрузке дороги и образованию заторов.
Назначать категорию таких участков автомобильных дорог целесообразно в соответствии с наибольшей перспективной часовой интенсивностью движения, прив.ед/ч:
св. 2400 | - I категория; |
" 1600 до 2000 | - II категория; |
" 800 " 1600 | - III категория. |
1.12(1.5). Расчетную интенсивность движения для назначения категории автомобильных дорог и их проектирования принимают на основе данных, полученных в результате экономических изысканий. При этом категория автомобильной дороги назначается по суммарной в обоих направлениях среднегодовой суточной интенсивности движения на последний год перспективного периода. При наличии данных о часовой интенсивности движения в качестве расчетной целесообразно принимать наибольшую часовую интенсивность, достигаемую (или превышаемую) в течение 50 ч в последний год перспективного периода.
1.13. На автомобильных дорогах, обслуживающих в основном сельскохозяйственные перевозки, интенсивность движения в летне-осенние месяцы (время уборки урожая) значительно превосходит среднегодовую суточную. Назначение категории в таких случаях по среднегодовой суточной интенсивности может привести к их перегрузке, образованию заторов и, следовательно, к снижению эффективности автомобильных перевозок, повышению их себестоимости, увеличению потребности в автотранспортных средствах, необходимых для выполнения заданного объема перевозок в возможно короткие сроки.
В случаях, когда среднемесячная суточная интенсивность наиболее напряженного месяца в году более чем в 2 раза превышает установленную на основе экономических изысканий или расчетов среднегодовую суточную, последнюю для назначения категории дороги следует увеличивать в 1,5 раза. |
1.14(1.6). В проектах следует принимать более высокую категорию дороги в случаях, когда по расчетной интенсивности движения (пп.1.4(1.1) и 1.11(1.4)) требуются неодинаковые категории. |
Основой для назначения категории автомобильной дороги является перспективная интенсивность движения - среднегодовая суточная или часовая. Для проектирования необходимо принимать категорию более высокую, чем требуется по этим двум показателям. Административное и народнохозяйственное значение дороги при этом является второстепенным фактором, и назначение (повышение) ее категории по этому признаку может быть выполнено при согласовании с планирующими органами (госпланами союзных республик, Госпланом СССР). |
1.15(1.7). Автомобильные дороги являются дорогостоящими инженерными сооружениями, рассчитанными на длительный срок службы. Во избежание преждевременной реконструкции дороги с изменением элементов плана, продольного и поперечного профилей по мере роста интенсивности движения категорию автомобильной дороги назначают по интенсивности, ожидаемой в перспективе на 20-й год. Такая перспектива соответствует как пределу прогнозирования интенсивности движения с достаточной точностью, так и получению максимального экономического эффекта от капитальных затрат на строительство автомобильных дорог.