Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах (к СНиП 2.05.02-85)


Общие положения

5.1. При проектировании дороги на участках залегания слабых грунтов по результатам предварительно выполненных прогнозов устойчивости основания, величины и длительности осадки, с учетом особенностей проектируемой дороги, местных условий и технологических возможностей строительной организации прорабатывают несколько конкурентоспособных вариантов, каждый из которых удовлетворяет требованиям обеспечения устойчивости, стабильности и динамической прочности (см. пп.1.7-1.9). Наиболее предпочтительный вариант выбирают путем технико-экономического сравнения.

5.2. Принципиальной основой выбора технических решений является выявление факторов, представляющих наибольшую опасность для работы дорожной конструкции в данном конкретном случае, и установление мероприятий, нейтрализующих эти факторы или снижающих их влияние (табл.21).

     Таблица 21. Конструктивно-технологические решения при сооружении земляного полотна на слабом основании


Группа решений

А

Б

В

Назначение мероприятий

Меропри- ятия

повышение устойчивости

сокращение времени достижения безопасной интенсивности осадки

уменьшение влияния динамического воздействия нагрузки

снижение величины конечной осадки

ускорение процесса осадки

Результат мероприятий

умень- шение нагрузки

улуч- шение характера напря- женного состояния толщи

увели- чение сопро- тивляе- мости сдвигу

умень-  шение нагрузки

улуч- шение харак- тера напря- женно- дефор- матив- ного состо- яния толщи

умень- шение мощности сжима- емой толщи (активной зоны)

снижение сжима- емости грунта

увели- чение уплот- няющей нагрузки

улуч- шение условий удаления поровой воды из сжима- емого слоя

сни- жение напря- жений от транс- портной нагрузки

повы- шение динами- ческой устой- чивости осно- вания насыпи

Техноло- гические

-

-

Предва- ритель- ная консоли- дация; промора- живание основа- ний (для I зоны)

-

-

-

Предва- ритель- ное осушение дорожной полосы

Времен- ная пригрузка; времен- ное водопо- нижение

Отсос воды из толщи в процессе консоли- дации

-

-

Конструк- тивные

Снижение высоты насыпи; насыпи из легких материа- лов; замена грунтовой насыпи специ- альными пустот- ными конструк- циями; насыпи на сваях

Уположе- ние откосов; боковые пригру- зочные бермы; грунтовые сваи; уменьше- ние мощности слабой толщи; распреде- ляющая плита (настил) в основа- нии насыпи

Грунто- вые сваи; верти- кальные дрены; дренаж- ные прорези; замена слабых грунтов

Снижение высоты насыпи; насыпи из легких материа- лов; насыпи на сваях

Грунто- вые сваи; распре- деляю- щая плита (настил) в основа- нии насыпи

Частич- ная замена слабых грунтов

Грунто- вые сваи-дре- ны; замена слабых грунтов

Верти- кальные дрены; дренаж- ные прорези; частичное удаление слабого грунта; устройст- во фильтру- ющих прослоек

Увеличе- ние высоты насыпи; увеличе- ние толщины дорожной одежды; армиро- вание насыпи; распреде- ляющая плита (настил) в основа- нии насыпи

Грунто- вые сваи в основа- нии насыпи; верти- кальные сваи-дре- ны; полная или частичная замена слабого грунта

  

5.3. Целью различных конструктивных решений и технологических мероприятий может быть: повышение устойчивости основания насыпи (группа А); ускорение достижения допустимой интенсивности осадки (группа Б); исключение недопустимых упругих колебаний (группа В). Некоторые мероприятия имеют комплексный характер и могут выполнять одновременно несколько назначений.

5.4. При предварительном отборе вариантов в первую очередь рассматривают соблюдение требования устойчивости основания.

Для типа I оснований (по устойчивости) могут применяться решения групп Б и В. Для оснований II типа применяют решения групп А (возможно только технологические), Б и В. Для оснований III типа применяют решения групп А, Б и В.

Примечание. При использовании метода временной пригрузки тип основания по устойчивости следует уточнять с учетом увеличения высоты насыпи на толщину пригрузочного слоя.

5.5. По результатам прогноза протекания осадки во времени определяют целесообразность применения мероприятий группы Б, которые становятся необходимыми при невыполнении условия п.1.8.

5.6. По данным проверки прочности дорожной конструкции на динамическое воздействие транспортных средств в случаях, если толщина насыпи меньше величин, установленных табл.1, назначают конструктивные мероприятия группы В.