• Текст документа
  • Статус
Недействующий


МДС 41-5.2000

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ И ТЕПЛОНОСИТЕЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ



РАЗРАБОТАНЫ Российским акционерным обществом закрытого типа "Роскоммунэнерго" при участии Российской ассоциации "Коммунальная энергетика" и специалистов Управления жилищно-коммунального комплекса Госстроя России.

ОДОБРЕНЫ секцией научно-технического Совета Госстроя России 25 марта 1999 года.

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Госстроя России 11 октября 1999 г. N 73.


Рекомендации разработаны в качестве практического пособия для коммунальных теплоснабжающих организаций, осуществляющих отпуск абонентам (потребителям) тепловой энергии и теплоносителей, для абонентов - юридических лиц, теплоснабжение которых осуществляется от водяных систем коммунального теплоснабжения.

I. Введение

1. Настоящие "Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы" (далее - Рекомендации) разработаны в качестве практического пособия для коммунальных теплоснабжающих организаций, осуществляющих отпуск абонентам (потребителям) тепловой энергии и теплоносителей, для абонентов - юридических лиц, теплоснабжение которых осуществляется от водяных систем коммунального теплоснабжения, при:

- реализации постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 832 "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы" и "Основных направлений и механизма энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации";

- организации и осуществлении учета тепловой энергии и теплоносителей в соответствии с действующими Правилами;

- осуществлении контроля качества тепловой энергии, соблюдения режимов теплоснабжения и теплопотребления, документировании параметров теплоносителей.

Целью составления Рекомендаций является также оказание помощи органам управления субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы и разработке планов работ по энергоресурсосбережению в тесной связи с принятой в городах и населенных пунктах системой управления коммунальным теплоснабжением.

В целях достижения эффекта от организации учета тепловой энергии и теплоносителей, она должна сочетаться с оборудованием тепловых пунктов системами автоматического регулирования подачи тепла.

В первую очередь при организации учета в системах теплоснабжения должен быть обеспечен приборный учет отпущенной тепловой энергии и теплоносителей на источниках тепла. В противном случае эффективность от организации учета у отдельных потребителей будет в значительной степени утрачена.

2. В Рекомендациях применяются следующие основные понятия:

"абонент (потребитель)" - юридическое лицо, а также предприниматель без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде объекты и системы теплопотребления, которые непосредственно присоединены к системам коммунального теплоснабжения, заключившие с теплоснабжающей организацией в установленном порядке договор на отпуск (получение) тепловой энергии и (или) теплоносителей.

К числу абонентов (потребителей) относятся также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилом фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом;

"баланс тепловой энергии системы теплоснабжения (тепловой баланс)" - итог распределения тепловой энергии, отпущенной источником (источниками) тепла с учетом потерь при транспортировании и распределении до границ эксплуатационной ответственности и использованной абонентами;

"баланс теплоносителей системы теплоснабжения (водный баланс)" - итог распределения теплоносителей (сетевой воды), отпущенных источником (источниками) тепла с учетом потерь при транспортировании до границ эксплуатационной ответственности и использованных абонентами;

"допуск узла учета в эксплуатацию" - документально оформленная в установленном порядке процедура, подтверждающая пригодность узла учета тепловой энергии и теплоносителей к использованию;

"регистрация" - отображение измеряемой величины за определенный интервал времени в цифровой форме или в графическом виде;

"система коммунального теплоснабжения" - совокупность объединенных общим производственным процессом источников тепла и (или) тепловых сетей города (района, квартала), населенного пункта, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией системы жилищно-коммунального хозяйства, получившей в установленном порядке соответствующие специальные разрешения (лицензии);

"счетчик тепловой энергии и теплоносителей (теплосчетчик)" - средство измерений, предназначенное для измерения отпущенных и потребленных тепловой энергии и теплоносителя, прошедших через прямые (подводящие) и обратные (отводящие) трубопроводы элемента систем теплоснабжения и теплопотребления (объекта измерений); теплосчетчики подразделяются на одно-, двух- и многопоточные в зависимости от количества комплектующих их первичных преобразователей расхода и на двух-, трех- и многоточечные в зависимости от количества комплектующих их первичных преобразователей температуры;

"счетчик теплоносителя (горячей воды; холодной воды)" - измерительный прибор, предназначенный для измерения объема (массы) теплоносителя за определенный промежуток времени;

"теплоснабжающая организация" - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу абонентам (потребителям) по присоединенной тепловой сети произведенных и (или) купленных тепловой энергии и теплоносителей;

"учет тепловой энергии (теплоносителей)" - определение количеств тепловой энергии и теплоносителей для расчетов между теплоснабжающей организацией и абонентом;

в зависимости от комплектования узла учета средствами измерений учет подразделяется на:

"учет приборным методом (приборный учет)" - все данные для определения количеств тепловой энергии и теплоносителей принимаются по результатам измерений;

"учет приборно-расчетным методом (приборно-расчетный учет)" - часть данных для определения количеств тепловой энергии и теплоносителей принимается по результатам измерений, а другая (неизмеряемая) часть - по данным других источников информации об их величине;

"учет расчетным методом (расчетный учет)" - все данные для определения количеств тепловой энергии и теплоносителей принимаются без непосредственных измерений по данным источников информации;

"узел учета" - совокупность аттестованных в установленном порядке средств и систем измерений и других устройств, предназначенных для коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителей.

II. Общие положения

3. Ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета тепловой энергии и теплоносителей, а также за своевременную поверку средств измерений, установленных на узлах учета, несут владельцы узлов учета.

4. Основные требования к метрологическим характеристикам средств измерений, применяемых на узлах учета тепловой энергии и теплоносителей, должны соответствовать действующим Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя.

5. Узел учета тепловой энергии и теплоносителей должен размещаться, как правило, на границе эксплутационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом.

При размещении узла учета не на границе эксплуатационной ответственности потери тепловой энергии и теплоносителей на участке тепловой сети между местом установки узла учета и указанной границей определяются расчетным путем или по результатам замеров и учитываются дополнительно; величину потерь следует указывать в договоре теплоснабжения.

6. Разногласия по техническим вопросам организации и ведения учета тепловой энергии и теплоносителей передаются на рассмотрение по принадлежности органам государственного энергетического надзора и государственной метрологической службы.

III. Учет тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах теплоснабжения

7. На узле учета с помощью приборов должны измеряться, как правило, следующие величины:

- время работы приборов узла учета;

- объем (масса) теплоносителя, поданного (поступившего) по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу;

- температура теплоносителей в подающем и обратном трубопроводах;

- температура холодной воды (для источника тепла);

- тепловая энергия.

8. Отпущенная и потребленная за расчетный период тепловая энергия и количество теплоносителя определяются в соответствии с формулами, регламентированными в рекомендации МИ 2412-97 "Государственная система обеспечения единства измерений. Водяные системы теплоснабжения. Уравнения измерений тепловой энергии и количества теплоносителя".

9. Определение отпущенной тепловой энергии и теплоносителей источниками тепла осуществляется приборным методом. Узлы учета оборудуются на каждом выводе тепловых сетей. При этом, не допускается присоединение трубопроводов собственных потребителей (собственные, хозяйственные нужды источника) после узла учета отпуска тепловой энергии.

При определении на источнике тепла отпущенной тепловой энергии вместо разности объемов (масс) теплоносителя, прошедшего по подающему и обратному трубопроводам (mМДС 41-5.2000 Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы - mМДС 41-5.2000 Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы) допускается использовать измеренный водосчетчиком на подпиточном трубопроводе объем (массу) подпитки (mМДС 41-5.2000 Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы). При этом должно быть обеспечено условие mМДС 41-5.2000 Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы МДС 41-5.2000 Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы (mМДС 41-5.2000 Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы - mМДС 41-5.2000 Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы).

Для источников тепла (отопительных котельных) мощностью до 3 Гкал/час при определении отпущенной тепловой энергии допускается использовать значения измеренных объемов (масс) теплоносителей в подающем и подпиточном трубопроводах. В этом случае для определения отпущенной тепловой энергии (по уравнениям, приведенным в МИ 2412-97) вместо объема (масса) теплоносителя, прошедшего по обратному трубопроводу (mМДС 41-5.2000 Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы), используется разница объемов (масс) теплоносителей, прошедших по подающему и подпиточному трубопроводам (mМДС 41-5.2000 Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы -

mМДС 41-5.2000 Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы).

10. Для определения потребленных тепловой энергии и теплоносителей приборным методом возможны следующие варианты комплектации узлов учета средствами измерений:

1) регистрирующими приборами расходов (или водосчетчиками) и температур теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (рис.1a, б);

2) двухпоточным двухточечным теплосчетчиком (рис.2);

3) однопоточным двухточечным теплосчетчиком на одном из трубопроводов и водосчетчиком на другом трубопроводе (рис.3а, б);

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

МДС 41-5.2000 Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы

Название документа: МДС 41-5.2000 Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы

Номер документа: 73

41-5.2000

Вид документа: Приказ Госстроя России

МДС

Принявший орган: Госстрой России

Статус: Недействующий

Опубликован: официальное издание

М.: ГУП ЦПП, 2001 год

Дата принятия: 11 октября 1999

Дата окончания действия: 02 декабря 2014
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах