Статус документа
Статус документа

РД 07-437-02

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО НАДЗОРА
ЗА ОХРАНОЙ НЕДР*

_________________

* Указанный документ, согласно письму Минюста России от 15.03.02 N 07/2480-ЮД, в государственной регистрации не нуждается, поскольку не содержит правовых норм и носит нормативно-технический характер.

Дата введения 2002-04-01


УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госгортехнадзора России от 04.02.02 N 9

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Методические указания* разработаны с учетом требований Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции Федерального закона от 03.03.95 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" с изменениями и дополнениями от 02.01.2000 N 20-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. N 10. Ст.823; 2000. N 2. Ст.141), Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997. N 30. Ст.3588), Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 263 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 11. Ст.1305), Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России**, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.01 N 841 (Собрание актов Правительства Российской Федерации. 2001. N 50. Ст.4742).

__________________

* Методические указания подготовлены рабочей группой в составе: В.Н.Андрюков, В.Н.Бережной, Я.И.Васильев, В.В.Грицков, Н.А.Дементьев, B.C.Зимич, М.Г.Козаченко, О.А.Коняхина, Н.К.Кулинич, С.В.Лазарева, В.А.Лукша, Л.И.Моторная, В.А.Патко, Н.И.Скоробогатский, А.А.Чащин.

**  Утратило силу с 19 августа 2004 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401.  На основании пункта 15 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314, изменившего систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, Федеральный горный и промышленный надзор России с 11 марта 2004 года преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору. Его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации. - Примечание "КОДЕКС".        

2. Методические указания устанавливают единую методологию осуществления государственного горного надзора, включая вопросы охраны недр, предупреждения и устранения вредного влияния горных работ на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также государственного контроля за соблюдением норм и правил при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (далее - государственный горный надзор за охраной недр).

3. Методические указания предназначены для Госгортехнадзора России и его территориальных органов.

4. В соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации "О недрах" органы государственного горного надзора участвуют в государственном управлении отношениями недропользования.

В соответствии со статьей 37 указанного Закона органы государственного горного надзора осуществляют государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

В соответствии со статьей 38 указанного Закона на органы государственного горного надзора возложен государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, задачей которого является обеспечение всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр. Основные функции и полномочия государственного горного надзора определены Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России.

В соответствии со статьей 9 указанного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование недрами, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу.

5. Основной целью государственного горного надзора за охраной недр является обеспечение рационального и комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов и охраны недр в интересах народов Российской Федерации и будущих поколений, соблюдение пользователями недр законодательства о недрах, качественное производство геолого-маркшейдерских работ по обеспечению рационального использования и охраны недр, предотвращению аварий и несчастных случаев при ведении горных работ, предупреждение и устранение вредного влияния горных работ на население, окружающую природную среду, здания и сооружения.

6. Государственный горный надзор за охраной недр включает надзорную и контрольную деятельность, нормативное регулирование охраны недр, специальные разрешительные и иные функции.

7. Главными принципами осуществления государственного горного надзора за охраной недр являются:

принципиальность, настойчивость и последовательность в обеспечении государственных интересов при использовании полезных ископаемых - невозобновляемого вида природных ресурсов;

использование экономических механизмов рационального природопользования в сочетании с мерами административного воздействия;

гласность и открытость надзорной деятельности;

полное использование предоставляемых органам Госгортехнадзора России прав в сочетании с широким сбором и глубоким обобщением информации по результатам надзорной деятельности и использованием опыта научных и производственных организаций;

профилактика правонарушений;

непрерывное совершенствование организации и методологии системы государственного горного надзора, его организационной структуры;

планирование надзорной деятельности, четкое распределение задач, прав и обязанностей руководителей и работников службы охраны недр;

высокая компетентность и непрерывное повышение квалификации инспекторского состава.

II. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО НАДЗОРА
ЗА ОХРАНОЙ НЕДР

8. В области нормативного правового регулирования органы Госгортехнадзора России в установленном порядке:

организуют разработку и утверждение федеральных требований (правил и норм) по рациональному использованию и охране недр, переработке минерального сырья, производству маркшейдерских работ, охране зданий, сооружений и природных объектов от вредного воздействия горных разработок и безопасному ведению работ при пользовании недрами, устанавливают в необходимых случаях единство требований;

определяют технические требования по охране недр, предупреждению и устранению вредного влияния горных работ на население, окружающую природную среду, здания и сооружения при ликвидации и консервации опасных производственных объектов по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также порядок ликвидации и консервации указанных объектов и сооружений;

обобщают практику применения законодательства о недрах в области охраны недр и безопасности горных работ и разрабатывают предложения по его совершенствованию;

согласовывают проекты федеральных требований (правил, норм, стандартов), иных федеральных органов исполнительной власти по вопросам, входящим в компетенцию государственного горного надзора;

устанавливают порядок ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами.

9. В области государственного управления отношениями недропользования, включая лицензирование пользования недрами, органы Госгортехнадзора России в установленном законодательными и нормативными правовыми актами порядке:

согласовывают годовые перечни объектов лицензирования пользования недрами, порядок, сроки и условия проведения конкурсов (аукционов) и условий лицензий на пользование недрами, включая предварительные границы горных отводов;

участвуют в работе конкурсных (экспертных) комиссий по предоставлению участков недр в пользование;

оформляют горноотводные акты на предоставленные в пользование участки недр (по общераспространенным полезным ископаемым - с учетом требований субъектов Российской Федерации) в составе материалов лицензий на пользование недрами после принятия соответствующих решений о предоставлении недр в пользование и подготовки технических проектов на пользование участками недр;

участвуют в отборе отработанных горных выработок и естественных подземных полостей для размещения в них объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых;

выдают разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых (в случаях застройки площадей залегания полезных ископаемых, отнесенных к прогнозным ресурсам, - совместно с МПР России или его территориальными органами);

согласовывают задания на проектирование и проекты на строительство, реконструкцию и ликвидацию (консервацию) предприятий по добыче и переработке минерального сырья и назначают в необходимых случаях проведение экспертизы на соответствие проектов, связанных с недропользованием, требованиям по охране недр;

согласовывают годовые планы развития горных работ (годовые программы работ), в том числе нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке;

утверждают акты на списание запасов полезных ископаемых с учета организаций по добыче полезных ископаемых, за исключением случаев списания запасов полезных ископаемых, не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения;

согласовывают акты на списание запасов полезных ископаемых, не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения, а также данные статистической отчетности по фактическим объемам добычи и потерь полезных ископаемых;

согласовывают проекты мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок;

участвуют в подписании актов на ликвидацию или консервацию объектов недропользования.

10. В области лицензирования видов деятельности Госгортехнадзор России и его территориальные органы выдают лицензии на производство маркшейдерских работ.

11. В области надзора и контроля Госгортехнадзор России и его территориальные органы осуществляют:

государственный горный надзор, в том числе при геологическом изучении недр;

государственный контроль за соблюдением норм и правил при составлении и реализации проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, включая производство маркшейдерских работ;

прекращение самовольного пользования недрами и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

надзор за соблюдением всеми пользователями недр законодательных и нормативных требований в области охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок, промышленной безопасности;

контроль за соблюдением установленных требований при геологическом изучении недр в пределах горного отвода;

контроль за правильностью разработки месторождений (включая гидроминеральные) в части выемки запасов и комплексного использования полезных ископаемых;

контроль за соблюдением ежегодных планов горных работ, а также установленных нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке;

контроль за соблюдением условий лицензий на пользование недрами, а также за соблюдением требований (норм, правил) по безопасному ведению работ и охране недр при реализации соглашений о разделе продукции;

контроль за соблюдением установленного порядка ведения работ по ликвидации (консервации) объектов недропользования, требований по обеспечению охраны недр, а при консервации - также требований, обеспечивающих сохранность горных выработок на время консервации;

надзор за осуществлением производственного контроля в организациях, ведущих горные работы и работы в подземных условиях (в части геологического и маркшейдерского обеспечения горных работ);

контроль за соблюдением условий лицензий на производство маркшейдерских работ;

контроль за достоверностью геолого-маркшейдерских и горнотехнических исходных данных расчетов платежей за пользование недрами;

контроль за выполнением мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок;

контроль за правильностью установления опасных зон при ведении горных работ;

проверку знаний правил и норм охраны недр у специалистов и руководителей организаций по добыче полезных ископаемых и использующих недра в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

12. В области научного и информационного обеспечения надзорной деятельности органы Госгортехнадзора России:

ведут отчетность Госгортехнадзора России по формам ОН и ЭОН;

обобщают и анализируют формы федерального статистического наблюдения в области учета движения запасов и потерь N 5-гр, 70-тп, 6-гр, 11-шрп, 71-тп, 2-тп, 31-тп, ликвидации (консервации) объектов, состоящих на балансе горнодобывающих и геологоразведочных организаций N 1-лк; в области административных правонарушений в сфере экономики N 1-АЭ;

ведут реестры разрешительной документации, включая горноотводные акты, разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых, акты на списание запасов полезных ископаемых, акты на ликвидацию и консервацию предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (опасных производственных объектов, связанных с недропользованием), лицензии на производство маркшейдерских работ;

учитывают длительно действующие отступления от правил и норм охраны недр и производства геологических и маркшейдерских работ;

ведут перечни поднадзорных организаций;

обеспечивают функционирование подсистемы "Охрана недр и геолого-маркшейдерский контроль" государственной автоматизированной информационно-управляющей системы регулирования промышленной безопасности (АИС ПБ).

III. ОСНОВНЫЕ ПОДНАДЗОРНЫЕ ПО ОХРАНЕ НЕДР ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЪЕКТЫ

13. В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России государственный горный надзор за охраной недр осуществляется в организациях по геологическому изучению недр, а также составляющих и реализующих проекты по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

14. С учетом всей компетенции органов государственного горного надзора, определенной действующим законодательством, органам Госгортехнадзора России по охране недр поднадзорны в установленном порядке организации (юридические лица) и граждане:

имеющие лицензию (разрешение) на пользование недрами (с момента государственной регистрации лицензии), независимо от того, ведутся ли горные работы или заключается договор на производство работ со сторонней организацией (оператором);

заключившие соглашение о разделе продукции (с момента вступления соглашения в силу), независимо от того, ведутся ли ими горные работы или заключается договор на производство работ со сторонней организацией (оператором);

получившие право пользования недрами в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, независимо от того, ведутся ли ими горные работы или заключается договор на производство работ со сторонней организацией (оператором);

пользователи недр и (или) операторы, ведущие добычу и первичную переработку полезных ископаемых (за исключением подземных питьевых вод), независимо от объемов добычи и переработки;

ведущие проходку горных выработок, строительство горных предприятий, подземных сооружений и объектов по переработке минерального сырья;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs