ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения технической инвентаризации
автомобильных дорог



РАЗРАБОТАНА Минтрансстроем с участием Советов Министров союзных республик во исполнение постановления Совета Министров СССР от 9 сентября 1980 г. N 777 "О классификации автомобильных дорог СССР".

УТВЕРЖДЕНА приказом Минтрансстроя от 2 августа 1982 г. N 181

1. Общие положения



1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок технической инвентаризации автомобильных дорог общего пользования, проводимой Советами Министров союзных республик в период 1981-1985 гг. (Совет Министров РСФСР - до 1988 г.) во исполнение постановления Совета Министров СССР от 9 сентября 1980 г. N 777 "О классификации автомобильных дорог СССР".

1.2. Инструкция определяет состав элементов и технические параметры автомобильных дорог, подлежащих технической инвентаризации, и содержит рекомендации по методам и техническим средствам проведения этой работы, а также сводные формы, подлежащие заполнению по итогам инвентаризации.

1.3. Цель технической инвентаризации автомобильных дорог и сооружений на них - установить типы, протяженность и состояние дорог и их отдельных элементов, наличие и состояние дорожных сооружений, линейных технических зданий и сооружений, инженерных обустройств дорог, обстановки и ограждений дорог.

Техническая инвентаризация должна проводиться по всем дорогам общего пользования, на которые отсутствуют технические паспорта или данные паспортов требуют уточнения.

1.4. При технической инвентаризации автомобильных дорог:

уточняют перечень автомобильных дорог общего пользования, их наименование и протяженность;

устанавливают или уточняют геометрические параметры дорог;

определяют типы и состояние покрытий, оценивают прочность дорожных одежд;

проводят инвентаризацию мостов, путепроводов, эстакад, труб, тоннелей, галерей и других искусственных сооружений;

учитывают служебные, технические и гражданские здания и сооружения;

проводят учет и дают общую оценку инженерных обустройств и обстановки;

собирают данные об интенсивности движения и составе транспортных средств;

устанавливают балансовую стоимость дорог и сооружений, относящихся к ним.

1.5. К инвентаризации привлекаются работники проектных организаций, службы ремонта и содержания дорог и дорожных отделов райисполкомов.

1.6. Состав и форму документации технической инвентаризации автомобильных дорог (формы таблиц по отдельным элементам дорог и т.п.) разрабатывают дорожные органы союзных республик с учетом специфических особенностей республик и форм сводных ведомостей, приведенных в прил.2-5.

Журналы для выполнения полевых работ по инвентаризации могут быть произвольной формы.

2. Уточнение перечня автомобильных дорог общего пользования,
их наименования и протяженности



2.1. По данным органов дорожно-эксплуатационной службы и основных автотранспортных организаций выявляют ведомственные и внутрихозяйственные дороги, используемые как дороги общего пользования, а также дороги общего пользования, утратившие свое значение.

2.2. Производится учет ведомственных, внутрихозяйственных и других дорог, используемых в качестве дорог общего пользования, для их включения в перечень дорог общего пользования и инвентаризации.

2.3. В процессе технической инвентаризации автомобильных дорог при необходимости уточняют наименование и нумерацию дорог общего пользования, устанавливают их протяженность в километрах на основе единых принципов, изложенных в пп.2.4-2.10 настоящей Инструкции.

2.4. Наименование и нумерацию автомобильных дорог общегосударственного значения принимают согласно перечню этих дорог, утвержденному постановлением Совета Министров СССР, а дорог республиканского значения - согласно перечням, утвержденным постановлениями Советов Министров союзных республик.

2.5. Наименование дороги должно, как правило, включать названия начального и конечного населенных пунктов, а также минимально необходимое число промежуточных пунктов (узлы пересечения и примыкания дорог, железнодорожные станции, пристани, аэропорты или другие важные, особо известные пункты).

2.6. За начальный пункт дорог принимают наиболее важные из крайних пунктов, соединяемых дорогой (столица союзной республики, краевой или областной центр и т.п.). При одинаковой значимости соединяемых дорогой пунктов за начальный принимается город или другой населенный пункт, расположенный ближе к центральным районам союзной республики. При отсутствии таких особенностей наименования автомобильных дорог устанавливают от населенных пунктов с севера на юг и с востока на запад, а также от важнейших магистральных дорог общегосударственного или республиканского значения.

2.7. При инвентаризации автомобильных дорог и уточнении их титулов следует объединять соседние титулы, когда один из них является продолжением другого, а также уменьшать количество промежуточных пунктов и принимать наименования административных населенных пунктов вместо наименования колхозов или других хозяйств.

2.8. Протяженность дорог, как правило, принимают на основе паспортов дорог, титульных списков, проектных и других материалов. При отсутствии данных по дорогам местного значения протяженность не допускается принимать по показателям спидометра автомобиля при специальном проезде по этим дорогам.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования устанавливают от начального до конечного пункта непрерывно, независимо от административного и хозяйственного подчинения пересекаемой дорогой территории и от проложения дороги в пределах населенных пунктов.

2.9. В качестве начальных и конечных точек при установлении протяженности дорог следует принимать:

а) для автомобильных дорог, соединяющих населенные пункты, -

здания Советов народных депутатов,

здания почтамтов или другие государственные, общественные и исторические здания и сооружения, расположенные в центральной части населенного пункта;

б) для дорог, соединяющих между собой автомобильные дороги, - точки пересечения осей этих дорог.

2.10. При технической инвентаризации автомобильные дороги следует классифицировать в зависимости от народнохозяйственного и административного значения согласно классификации, утвержденной постановлением Совета Министров СССР от 9 сентября 1980 г. N 777.

2.11. Для дорог, не находящихся на балансе дорожных и других организаций и ведомств, дается лишь их краткое описание на основе визуального осмотра при проезде по ним, в котором отмечаются:

тип покрытия (в том числе грунтовая естественная, грунтовая улучшенная и др.);

общее состояние дороги (особенности элементов плана и профиля, возможность объездов и разъездов транспортных средств);

характеристика проезжаемости по дороге, в том числе возможность движения в период распутицы и зимой;

вид и состояние искусственных сооружений;

краткая характеристиика прилегающей к дороге местности;

характеристика транспортной значимости дороги, регулярность, примерная интенсивность движения и состав транспортных средств.

3. Установление или уточнение геометрических параметров дорог



3.1. К элементам, подлежащим отражению в материалах технической инвентаризации по каждой автомобильной дороге, относятся:

ширина и общая краткая характеристика полосы отвода;

ширина земляного полотна;

ширина проезжей части (наличие укрепленных полос обочин, разделительных полос);

тип покрытия, состояние поверхности проезжей части - ровность, шероховатость или коэффициенты сцепления шин с поверхностью проезжей части при ее увлажнении;

ширина обочин, типы укрепления их и состояние;

характеристика плана и продольного профиля дороги - участки, не соответствующие требованиям главы СНиП по проектированию автомобильных дорог: с недостаточной видимостью, с малыми радиусами кривых в плане и продольном профиле, с большими продольными уклонами, с неблагоприятными сочетаниями элементов плана и продольного профиля и другими недостатками;

наличие примыканий к другим автомобильным и железным дорогам и пересечений с ними, их общая характеристика;

наличие съездов (с твердыми покрытиями и без покрытий).

По каждой автомобильной дороге указывается балансовая стоимость дороги и сооружений на ней, принимаемая по данным бухгалтерского учета, а при отсутствии таких данных устанавливаемая инвентаризационной комиссией, образуемой дорожным органом, которому непосредственно подчинена дорога.

3.2. Параметры элементов определяются, как правило, на основе проектных и изыскательских данных; исполнительной документации по выполненным строительным и ремонтным работам; материалов приемочных комиссий (по приемке работ и по приемке объектов в постоянную эксплуатацию); отчетной документации дорожно-эксплуатационных организаций о проводимых работах по содержанию и текущему ремонту дорог; материалов проводившихся обследований. Если на дорогу имеется технический паспорт, то все данные принимаются на основе паспорта и лишь при устаревших данных проводятся необходимые уточнения.

3.3. При невозможности определить параметры элементов на основе материалов, указанных в п.3.2, рекомендуется использовать передвижные лаборатории, оснащенные гироскопической и другой необходимой аппаратурой, обеспечивающей достаточную точность измерений (лаборатории Союздорнии, МАДИ, Саратовского филиала Гипродорнии - "Tpacca-1" и "Tpacca-2", Госдорнии, а также другие лаборатории, имеющиеся в дорожных органах и исследовательских организациях).

3.4. При отсутствии передвижных лабораторий параметры элементов автомобильных дорог должны устанавливаться обычными методами наземных измерений, используемыми при изысканиях автомобильных дорог.

3.5. Для проведения измерений создаются специальные партии и группы, оснащенные необходимыми инструментами и инвентарем в соответствии с составом и объемом работ и необходимыми транспортными средствами.

Результаты всех наземных геодезических работ фиксируют в журналах, аналогичных используемым при изысканиях дорог, с соблюдением правил заполнения журналов.

3.6. Общая характеристика полосы отвода дороги дается на основе ее визуального осмотра при проезде по дороге; измеряют ширину полосы отвода только в местах ее резкого изменения, хорошо заметного визуально.

При отсутствии заметных на глаз изменений ширину проезжей части, разделительных полос, обочин, укрепленной части обочин измеряют на дорогах общегосударственного и республиканского значения через 5 км, на дорогах краевого, областного значения через 10 км. Элементы поперечного профиля этих дорог измеряют в случаях изменений, замечаемых визуально при проезде.

На дорогах местного значения ширину элементов поперечного профиля измеряют только при изменениях, определяемых визуально при проездах.

3.7. В тех случаях, когда при проезде по дороге выявлены участки, не соответствующие требованиям главы СНиП по проектированию автомобильных дорог: с недостаточной видимостью, с малыми радиусами кривых в плане и продольном профиле, с большими продольными уклонами, с неблагоприятными сочетаниями элементов плана и продольного профиля и другими недостатками, должны быть определены фактические параметры соответствующих элементов дороги.

3.8. При обнаружении существенных деформаций земляного полотна (трещины на обочинах и откосах, сдвиги, осовы и большие размывы откосов и т.п.) следует снять в характерных местах поперечные профили земляного полотна и отметить все дефекты, а при необходимости установить виды и характеристики грунтов в соответствии с действующей классификацией.

Все измерения элементов поперечного профиля дорог проводят с точностью 0,1 м по ширине и 0,02 м по высоте.

3.9. При инвентаризации собирают все сведения дорожно-эксплуатационных организаций об условиях эксплуатации автомобильных дорог в зимние и другие трудные для работы дороги периоды (снежные заносы, гололед, снежные лавины, осыпи, камнепады, песчаные заносы, пучинообразование, затопление отдельных участков паводковыми водами, периоды осенней и весенней распутицы и т.п.), о длительности закрытия движения, о длительности и степени ограничения скорости движения или нагрузок и необходимости выполнения специальных мероприятий по восстановлению нормального движения.

3.10. При наличии вдоль дорог летних и тракторных путей дается их общая характеристика на основе визуального осмотра при проезде по дорогам, отмечаются их значение и особенности использования.

Дается характеристика пересечений и примыканий дорог, а также съездов с дорог, отмечается их влияние на сохранность и состояние дорог в местах пересечений и примыканий.

4. Определение типов и состояния покрытий,
оценка прочности дорожных одежд



4.1. Общая оценка состояния проезжей части дается на основе наблюдений и данных органов дорожно-эксплуатационной службы. При этом выявляются участки с особо скользкой поверхностью проезжей части, не обеспечивающие необходимого сцепления для безопасного движения транспортных средств, а также места, подвергающиеся тем или иным деформациям в весенний и осенний периоды. Производится сбор сведений о фактическом составе транспортных средств, обращающихся по дорогам, и типах транспортных средств, в наибольшей степени влияющих на весенние деформации дорожных одежд.

4.2. Состояние проезжей части характеризуется (прил.1) как

хорошее - при плотном покрытии с отдельными поперечными трещинами с интервалом не менее 10 м; ровность в продольном направлении отличная или хорошая;

удовлетворительное - если местами наблюдаются трещины, сетки трещин и искажения поперечного профиля с неглубокими просадками до 10 мм; ровность в продольном направлении удовлетворительная;

плохое - при наличии сетки трещин с выбоинами, значительных искажений поперечного и продольного профиля, неравномерных просадок глубиной более 10 мм; ровность в продольном направлении ниже удовлетворительной.

Ровность в продольном направлении при этом определяют с помощью прибора ПКРС-2 или толчкомера, а при отсутствии их - с помощью трехметровой рейки на характерных участках, выбираемых при проезде по дороге.

4.3. По данным дорожных органов устанавливают ориентировочные расходы на ликвидацию весенних и осенних разрушений дорожных одежд, вызываемых их пропуском в критические периоды транспортных средств, не соответствующих по весовым параметрам расчетной прочности дорожных одежд.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».