Статус документа
Статус документа


ПБ-13-78-94

Правила безопасности при перевозке
взрывчатых материалов автомобильным транспортом


(Специальные требования по обеспечению безопасности
при транспортировании промышленных ВМ, разработанные
в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372
)



УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госгортехнадзора России от 08.11.94 N 57


1. Общие положения



1.1. Правила безопасности при перевозке взрывчатых материалов автомобильным транспортом устанавливают в дополнение к Единым правилам безопасности при взрывных работах специальные требования к технологическим перемещениям промышленных взрывчатых материалов (ВМ) автомобильным транспортом, независимо от ведомственной принадлежности подконтрольного Госгортехнадзору России предприятия-владельца*, по дорогам на земной поверхности в Российской Федерации и определяют основные положения по безопасной организации и техническому обеспечению перевозок. Перевозка ВМ должна осуществляться по исправным дорогам, отвечающим требованиям соответствующих строительных норм и правил.

________________

* Кроме предприятий Госкомоборонпрома России.

1.2. К взрывчатым материалам промышленного назначения относятся взрывчатые и пиротехнические вещества и составы, а также взрывчатые изделия с ними, в том числе средства инициирования, снаряженные прострелочные и взрывные аппараты. При этом:

к взрывчатым веществам (ВВ) относятся химические вещества или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению с выделением большого количества тепло- и газообразных продуктов;

к пиротехническим веществам относятся индивидуальные вещества или смеси веществ, предназначенные для производства внешних эффектов (световых, тепловых, звуковых или реактивных) в результате недетонирующих экзотермических реакций;

к взрывчатым изделиям относятся изделия, содержащие одно или несколько взрывчатых или пиротехнических составов.

Примечание. Возможность и условия перевозки взрывчатого материала автомобильным транспортом указываются в решении Госгортехнадзора России о его допуске к испытаниям или применению.

1.3. Согласно ГОСТ 19433-88 и § 8 Единых правил безопасности при взрывных работах, а также другим нормативным, в том числе международным, документам промышленные взрывчатые материалы по степени опасности при перевозке относятся к классу 1. Класс 1 - взрывчатые материалы - подразделяется на подклассы, указанные в табл. 1.

Таблица 1

ПОДКЛАССЫ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ

Номер подкласса

Характеристики подкласса

1.1

ВМ, способные взрываться массой (взрыв, который одновременно охватывает весь груз)

1.2

ВМ, не взрывающиеся массой, но имеющие при взрыве опасность разбрасывания

1.3

ВМ, выделяющие при горении большое количество тепла или загорающиеся один за другим с незначительным эффектом взрыва или разбрасывания, или того и другого вместе

1.4

ВМ, представляющие незначительную опасность взрыва во время транспортирования только в случае воспламенения или инициирования. Действие взрыва ограничивается упаковкой

1.5

ВМ с опасностью взрыва массой, которые настолько нечувствительны, что при транспортировании не должно произойти инициирования или перехода от горения к детонации, а также изделия, содержащие только очень нечувствительные детонирующие вещества, не вызывающие случайного инициирования

1.6

ВМ, содержащие исключительно нечувствительные к детонации вещества, не взрывающиеся массой и характеризующиеся низкой вероятностью случайного инициирования



1.4. Все ВМ по степени опасности при обращении с ними, в том числе при перевозке, подразделяются на группы, согласно табл. 2.

Таблица 2

КЛАССИФИКАЦИЯ ВМ ПО СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ (ПЕРЕВОЗКЕ)

     

Группа совместимости

Описание классифицируемых ВМ

А

Инициирующие ВВ

В

Изделия, содержащие инициирующие ВВ

C

Метательные ВВ и другие дефлагрирующие ВВ или изделия, содержащие их

D

Вторичные детонирующие ВВ; дымный порох; изделия, содержащие детонирующие ВВ без средств инициирования и метательных зарядов

Е

Изделия, содержащие вторичные детонирующие ВВ без средств инициирования, но с метательным зарядом (кроме содержащих легковоспламеняющуюся жидкость)

F

Изделия, содержащие вторичные детонирующие ВВ, средства инициирования и метательные заряды или без метательных зарядов

G

Пиротехнические вещества и изделия, содержащие их

N

Изделия, содержащие чрезвычайно нечувствительные детонирующие вещества

S

Вещества или изделия, упакованные или сконструированные так, что при случайном срабатывании любое опасное проявление ограничено самой упаковкой, а если тара разрушена огнем, то эффект взрыва или разбрасывания ограничен, что не препятствует проведению аварийных мер или тушению пожара в непосредственной близости от упаковки


     Примечания.

1. Принадлежность конкретного ВМ к группе совместимости, а также подклассу определяется разработчиком, подтверждается организацией-экспертом по безопасности работ и в обязательном порядке указывается в стандартах или технических условиях (ТУ) и инструкциях (руководствах) по применению, а также в соответствующих решениях Госгортехнадзора России.

2. Взрывчатые материалы различных групп должны перевозиться раздельно.

Допускается совместная перевозка автомобильным транспортом ВМ групп В, С, D, Е, G, N и S при условии выполнения следующих требований:

а) ВМ одной группы совместимости, но разных подклассов можно перевозить совместно при условии применения к ним в целом мер безопасности как к ВМ, имеющим подкласс 1.1;

б) ВМ групп совместимости С, D и Е можно перевозить совместно при выполнении требований, установленных для подкласса с меньшим номером, отнесенного к группе совместимости Е (если перевозится груз этой группы) или С (при отсутствии ВМ группы Е);

в) ВМ группы совместимости S можно перевозить совместно с ВМ других указанных групп совместимости;

г) ВМ группы совместимости N, как правило, не должны перевозиться с ВМ других групп совместимости, кроме S. Однако, если ВМ группы совместимости N перевозятся с ВМ групп совместимости С, D и Е, то все они должны рассматриваться как имеющие группу совместимости D.


1.5. Наименования ВМ, их подклассы и группы совместимости приведены в приложении 1. Они могут уточняться в разрешениях Госгортехнадзора России и подлежат указанию в нормативной и эксплуатационной документации.

1.6. В специальном автомобиле, оснащенном средствами локализации взрыва (локализаторами), могут совместно перевозиться ВМ различных подклассов.

В отдельных случаях, с письменного разрешения главного инженера предприятия (шахты, рудника, карьера и т. п.), на автомобилях общего назначения, оборудованных для перевозки ВМ, допускается совместная перевозка взрывчатых материалов, в том числе взрывчатых веществ, средств инициирования, прострелочных и взрывных аппаратов со складов ВМ к местам работ, а также с базисных на расходные склады в количествах, установленных Едиными правилами безопасности при взрывных работах.

При этом детонаторы должны размещаться в передней части кузова автомобиля в специальном плотно закрывающемся ящике с внутренними войлочными, резиновыми, пенопластовыми или другими мягкими прокладками со всех сторон. Взрывчатые вещества следует размещать в конце кузова и отделять от ящиков с детонаторами способами, исключающими передачу детонации.

Пороха и перфораторные заряды при совместной перевозке должны находиться в заводской упаковке или размещаться в специальной таре (ящиках), исключающей удары и трение ВМ друг о друга. Ящики с порохом и зарядами должны размещаться на расстоянии не менее 0,5 м от других ВМ и прочно закрепляться.

1.7. Предприятия (организации), осуществляющие перевозку ВМ, должны иметь сертификаты на транспортные средства, соответствующие лицензиям на перевозку, и осуществлять страхование перевозимых грузов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Подготовка ВМ к перевозке. Упаковка. Маркировка. Знаки опасности

2.1. К перевозке автомобильным транспортом допускаются ВМ, изготовленные в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и упакованные в тару, предусмотренную стандартами или техническими условиями на ВМ.

Вид, тип и исполнение упаковки (тары) определяются разработчиком ВМ с учетом Рекомендаций по перевозке опасных грузов Комитета экспертов ООН и требований нормативных документов.     

2.2. Грузоотправитель обязан подготовить ВМ к перевозке таким образом, чтобы обеспечивалась их транспортабельность, сохранность и безопасность транспортирования.

Упаковка (тара) должна быть исправной, закрыта, опломбирована и иметь соответствующую маркировку.

Находящиеся в таре ВМ следует укладывать и закреплять так, чтобы исключить их внутреннее перемещение.

2.3. Каждая грузовая единица, наряду с маркировкой, установленной нормативно-технической документацией на конкретные виды ВМ, и транспортной маркировкой по ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов", должна иметь маркировку согласно ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", а также ГОСТ 14839.20-77 "Вещества взрывчатые промышленные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение".

2.4. Знаки опасности, наносимые на упаковку (тару), в зависимости от подкласса выполняются в соответствии с черт.1а, 1б, 1в, 1г приложения 2.

Способы и материалы для нанесения маркировки должны соответствовать ГОСТ 14192-77.

2.5. Перевозка порожней тары из-под ВМ как неопасного груза разрешается на общих основаниях после очистки и осмотра только при наличии в товарно-транспортном документе отметки "Тара очищена, безопасна" и подписи должностного лица организации, производившей ее осмотр (руководившего очисткой), с указанием его должности, а также даты подписания.

Тара из-под ВМ, содержащих жидкие нитроэфиры, кроме того, должна быть осмотрена на отсутствие следов эксудата и промыта щелочной водой.

Перевозка неочищенной тары запрещается.

3. Погрузка и выгрузка ВМ

3.1. Погрузка и разгрузка транспортных средств с ВМ должны выполняться с максимальной осторожностью в специально отведенных и оборудованных местах.

Перевозимый груз должен быть уложен таким образом, чтобы исключить падение, соударение упаковок с ВМ и удары их о борта кузова транспортного средства.

3.2. Загрузка транспортного средства ВМ должна осуществляться согласно схемам размещения и крепления груза, содержащимся в нормативно-технической документации, утвержденной уполномоченным на это руководителем соответствующей службы предприятия, осуществляющего перевозку. При этом груз должен быть расположен симметрично относительно продольной оси кузова и равномерно (по массе) по всей площади. Работы должны выполняться под непосредственным руководством и контролем ответственного за погрузку лица, назначенного приказом.

3.3. До сдачи груза к отправлению, а также в процессе погрузки ВМ должны быть тщательно осмотрены грузоотправителем с целью проверки правильности упаковки, качества тары, целостности пломб и печатей, соответствия указанных на грузе и в перевозочных документах данных, которые требуются нормативно-технической документацией на ВМ, в том числе маркировки и массы груза.

3.4. Порядок погрузки, перегрузки и выгрузки ВМ должен исключать возможность столкновения рабочих, выполняющих работы, или задевания их грузом.

3.5. При раздельной перевозке ВМ загрузка специальных и специализированных автомобилей (см. раздел 6) допускается до полной грузоподъемности*, за исключением детонаторов, загрузка которых во всех случаях разрешается не более чем на две трети грузоподъемности и не более двух ящиков по высоте.

_______________

* Полная грузоподъемность специально оборудованного автомобиля определяется как разность между полной грузоподъемностью серийного автомобиля и массой дополнительного оборудования, установленного на автомобиль.

При совместной перевозке ВВ и СИ или СИ и ПВА загрузка автомобиля также не должна превышать 2/3 его грузоподъемности.

Ящики с ВМ должны укладываться плашмя, плотно друг к другу, мешки - клетью или вертикально, но не выше уровня бортов и покрываться специально предназначенной для этого тканью.

В случае перевозки ВМ в допущенных для этих целей специальных контейнерах последние могут выступать над уровнем бортов автомобиля.

Разрешается перевозка ВМ без упаковки со складов до мест взрывания в зарядных машинах, допущенных для этих целей Госгортехнадзором России.

3.6. Транспортные средства, предназначенные для перевозки ВМ, должны подаваться к местам погрузки (разгрузки) по одному в соответствии с требованиями инструкции по проведению погрузочно-разгрузочных работ, утвержденной руководителем предприятия. Ожидающие погрузку и загруженные автомобили должны находиться от мест погрузки (разгрузки) на расстоянии не менее 100 м и размещаться в разных местах. Груженые автомобили не должны задерживаться возле производственных зданий.

3.7. На время погрузочно-разгрузочных работ двигатель автомобиля, кроме зарядных машин в период заряжания скважин, должен быть выключен, автомобиль заторможен ручным тормозом, под колеса установлено не менее 2 противооткатных упоров, а водитель обязан покинуть кабину.

3.8. При перевозке ВМ, подлежащих частичной разгрузке или загрузке в пути следования, каждая партия взрывчатых материалов должна быть укреплена отдельно.

3.9. Запрещается применять для закрепления и покрытия груза легковоспламеняющиеся материалы.

3.10. Запрещается курить ближе 50 м от ВМ, предназначенных для погрузки-разгрузки, а также во время проведения погрузочно-разгрузочных работ с ними.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs