ПБ-13-78-94
Правила безопасности при перевозке
взрывчатых материалов автомобильным транспортом
(Специальные требования по обеспечению безопасности
при транспортировании промышленных ВМ, разработанные
в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372)
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госгортехнадзора России от 08.11.94 N 57
1.1. Правила безопасности при перевозке взрывчатых материалов автомобильным транспортом устанавливают в дополнение к Единым правилам безопасности при взрывных работах специальные требования к технологическим перемещениям промышленных взрывчатых материалов (ВМ) автомобильным транспортом, независимо от ведомственной принадлежности подконтрольного Госгортехнадзору России предприятия-владельца*, по дорогам на земной поверхности в Российской Федерации и определяют основные положения по безопасной организации и техническому обеспечению перевозок. Перевозка ВМ должна осуществляться по исправным дорогам, отвечающим требованиям соответствующих строительных норм и правил.
________________
* Кроме предприятий Госкомоборонпрома России.
1.2. К взрывчатым материалам промышленного назначения относятся взрывчатые и пиротехнические вещества и составы, а также взрывчатые изделия с ними, в том числе средства инициирования, снаряженные прострелочные и взрывные аппараты. При этом:
к взрывчатым веществам (ВВ) относятся химические вещества или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению с выделением большого количества тепло- и газообразных продуктов;
к пиротехническим веществам относятся индивидуальные вещества или смеси веществ, предназначенные для производства внешних эффектов (световых, тепловых, звуковых или реактивных) в результате недетонирующих экзотермических реакций;
к взрывчатым изделиям относятся изделия, содержащие одно или несколько взрывчатых или пиротехнических составов.
Примечание. Возможность и условия перевозки взрывчатого материала автомобильным транспортом указываются в решении Госгортехнадзора России о его допуске к испытаниям или применению.
1.3. Согласно ГОСТ 19433-88 и § 8 Единых правил безопасности при взрывных работах, а также другим нормативным, в том числе международным, документам промышленные взрывчатые материалы по степени опасности при перевозке относятся к классу 1. Класс 1 - взрывчатые материалы - подразделяется на подклассы, указанные в табл. 1.
Таблица 1
ПОДКЛАССЫ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ
Номер подкласса | Характеристики подкласса |
1.1 | ВМ, способные взрываться массой (взрыв, который одновременно охватывает весь груз) |
1.2 | ВМ, не взрывающиеся массой, но имеющие при взрыве опасность разбрасывания |
1.3 | ВМ, выделяющие при горении большое количество тепла или загорающиеся один за другим с незначительным эффектом взрыва или разбрасывания, или того и другого вместе |
1.4 | ВМ, представляющие незначительную опасность взрыва во время транспортирования только в случае воспламенения или инициирования. Действие взрыва ограничивается упаковкой |
1.5 | ВМ с опасностью взрыва массой, которые настолько нечувствительны, что при транспортировании не должно произойти инициирования или перехода от горения к детонации, а также изделия, содержащие только очень нечувствительные детонирующие вещества, не вызывающие случайного инициирования |
1.6 | ВМ, содержащие исключительно нечувствительные к детонации вещества, не взрывающиеся массой и характеризующиеся низкой вероятностью случайного инициирования |
1.4. Все ВМ по степени опасности при обращении с ними, в том числе при перевозке, подразделяются на группы, согласно табл. 2.
Таблица 2
КЛАССИФИКАЦИЯ ВМ ПО СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ (ПЕРЕВОЗКЕ)
Группа совместимости | Описание классифицируемых ВМ |
А | Инициирующие ВВ |
В | Изделия, содержащие инициирующие ВВ |
C | Метательные ВВ и другие дефлагрирующие ВВ или изделия, содержащие их |
D | Вторичные детонирующие ВВ; дымный порох; изделия, содержащие детонирующие ВВ без средств инициирования и метательных зарядов |
Е | Изделия, содержащие вторичные детонирующие ВВ без средств инициирования, но с метательным зарядом (кроме содержащих легковоспламеняющуюся жидкость) |
F | Изделия, содержащие вторичные детонирующие ВВ, средства инициирования и метательные заряды или без метательных зарядов |
G | Пиротехнические вещества и изделия, содержащие их |
N | Изделия, содержащие чрезвычайно нечувствительные детонирующие вещества |
S | Вещества или изделия, упакованные или сконструированные так, что при случайном срабатывании любое опасное проявление ограничено самой упаковкой, а если тара разрушена огнем, то эффект взрыва или разбрасывания ограничен, что не препятствует проведению аварийных мер или тушению пожара в непосредственной близости от упаковки |
Примечания.
1. Принадлежность конкретного ВМ к группе совместимости, а также подклассу определяется разработчиком, подтверждается организацией-экспертом по безопасности работ и в обязательном порядке указывается в стандартах или технических условиях (ТУ) и инструкциях (руководствах) по применению, а также в соответствующих решениях Госгортехнадзора России.
2. Взрывчатые материалы различных групп должны перевозиться раздельно.
Допускается совместная перевозка автомобильным транспортом ВМ групп В, С, D, Е, G, N и S при условии выполнения следующих требований:
а) ВМ одной группы совместимости, но разных подклассов можно перевозить совместно при условии применения к ним в целом мер безопасности как к ВМ, имеющим подкласс 1.1;
б) ВМ групп совместимости С, D и Е можно перевозить совместно при выполнении требований, установленных для подкласса с меньшим номером, отнесенного к группе совместимости Е (если перевозится груз этой группы) или С (при отсутствии ВМ группы Е);
в) ВМ группы совместимости S можно перевозить совместно с ВМ других указанных групп совместимости;
г) ВМ группы совместимости N, как правило, не должны перевозиться с ВМ других групп совместимости, кроме S. Однако, если ВМ группы совместимости N перевозятся с ВМ групп совместимости С, D и Е, то все они должны рассматриваться как имеющие группу совместимости D.
1.5. Наименования ВМ, их подклассы и группы совместимости приведены в приложении 1. Они могут уточняться в разрешениях Госгортехнадзора России и подлежат указанию в нормативной и эксплуатационной документации.
1.6. В специальном автомобиле, оснащенном средствами локализации взрыва (локализаторами), могут совместно перевозиться ВМ различных подклассов.
В отдельных случаях, с письменного разрешения главного инженера предприятия (шахты, рудника, карьера и т. п.), на автомобилях общего назначения, оборудованных для перевозки ВМ, допускается совместная перевозка взрывчатых материалов, в том числе взрывчатых веществ, средств инициирования, прострелочных и взрывных аппаратов со складов ВМ к местам работ, а также с базисных на расходные склады в количествах, установленных Едиными правилами безопасности при взрывных работах.
При этом детонаторы должны размещаться в передней части кузова автомобиля в специальном плотно закрывающемся ящике с внутренними войлочными, резиновыми, пенопластовыми или другими мягкими прокладками со всех сторон. Взрывчатые вещества следует размещать в конце кузова и отделять от ящиков с детонаторами способами, исключающими передачу детонации.
Пороха и перфораторные заряды при совместной перевозке должны находиться в заводской упаковке или размещаться в специальной таре (ящиках), исключающей удары и трение ВМ друг о друга. Ящики с порохом и зарядами должны размещаться на расстоянии не менее 0,5 м от других ВМ и прочно закрепляться.
1.7. Предприятия (организации), осуществляющие перевозку ВМ, должны иметь сертификаты на транспортные средства, соответствующие лицензиям на перевозку, и осуществлять страхование перевозимых грузов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.1. К перевозке автомобильным транспортом допускаются ВМ, изготовленные в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и упакованные в тару, предусмотренную стандартами или техническими условиями на ВМ.
Вид, тип и исполнение упаковки (тары) определяются разработчиком ВМ с учетом Рекомендаций по перевозке опасных грузов Комитета экспертов ООН и требований нормативных документов.
2.2. Грузоотправитель обязан подготовить ВМ к перевозке таким образом, чтобы обеспечивалась их транспортабельность, сохранность и безопасность транспортирования.
Упаковка (тара) должна быть исправной, закрыта, опломбирована и иметь соответствующую маркировку.
Находящиеся в таре ВМ следует укладывать и закреплять так, чтобы исключить их внутреннее перемещение.
2.3. Каждая грузовая единица, наряду с маркировкой, установленной нормативно-технической документацией на конкретные виды ВМ, и транспортной маркировкой по ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов", должна иметь маркировку согласно ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", а также ГОСТ 14839.20-77 "Вещества взрывчатые промышленные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение".
2.4. Знаки опасности, наносимые на упаковку (тару), в зависимости от подкласса выполняются в соответствии с черт.1а, 1б, 1в, 1г приложения 2.
Способы и материалы для нанесения маркировки должны соответствовать ГОСТ 14192-77.
2.5. Перевозка порожней тары из-под ВМ как неопасного груза разрешается на общих основаниях после очистки и осмотра только при наличии в товарно-транспортном документе отметки "Тара очищена, безопасна" и подписи должностного лица организации, производившей ее осмотр (руководившего очисткой), с указанием его должности, а также даты подписания.
Тара из-под ВМ, содержащих жидкие нитроэфиры, кроме того, должна быть осмотрена на отсутствие следов эксудата и промыта щелочной водой.
Перевозка неочищенной тары запрещается.
3.1. Погрузка и разгрузка транспортных средств с ВМ должны выполняться с максимальной осторожностью в специально отведенных и оборудованных местах.
Перевозимый груз должен быть уложен таким образом, чтобы исключить падение, соударение упаковок с ВМ и удары их о борта кузова транспортного средства.
3.2. Загрузка транспортного средства ВМ должна осуществляться согласно схемам размещения и крепления груза, содержащимся в нормативно-технической документации, утвержденной уполномоченным на это руководителем соответствующей службы предприятия, осуществляющего перевозку. При этом груз должен быть расположен симметрично относительно продольной оси кузова и равномерно (по массе) по всей площади. Работы должны выполняться под непосредственным руководством и контролем ответственного за погрузку лица, назначенного приказом.
3.3. До сдачи груза к отправлению, а также в процессе погрузки ВМ должны быть тщательно осмотрены грузоотправителем с целью проверки правильности упаковки, качества тары, целостности пломб и печатей, соответствия указанных на грузе и в перевозочных документах данных, которые требуются нормативно-технической документацией на ВМ, в том числе маркировки и массы груза.
3.4. Порядок погрузки, перегрузки и выгрузки ВМ должен исключать возможность столкновения рабочих, выполняющих работы, или задевания их грузом.
3.5. При раздельной перевозке ВМ загрузка специальных и специализированных автомобилей (см. раздел 6) допускается до полной грузоподъемности*, за исключением детонаторов, загрузка которых во всех случаях разрешается не более чем на две трети грузоподъемности и не более двух ящиков по высоте.
_______________
* Полная грузоподъемность специально оборудованного автомобиля определяется как разность между полной грузоподъемностью серийного автомобиля и массой дополнительного оборудования, установленного на автомобиль.
При совместной перевозке ВВ и СИ или СИ и ПВА загрузка автомобиля также не должна превышать 2/3 его грузоподъемности.
Ящики с ВМ должны укладываться плашмя, плотно друг к другу, мешки - клетью или вертикально, но не выше уровня бортов и покрываться специально предназначенной для этого тканью.
В случае перевозки ВМ в допущенных для этих целей специальных контейнерах последние могут выступать над уровнем бортов автомобиля.
Разрешается перевозка ВМ без упаковки со складов до мест взрывания в зарядных машинах, допущенных для этих целей Госгортехнадзором России.
3.6. Транспортные средства, предназначенные для перевозки ВМ, должны подаваться к местам погрузки (разгрузки) по одному в соответствии с требованиями инструкции по проведению погрузочно-разгрузочных работ, утвержденной руководителем предприятия. Ожидающие погрузку и загруженные автомобили должны находиться от мест погрузки (разгрузки) на расстоянии не менее 100 м и размещаться в разных местах. Груженые автомобили не должны задерживаться возле производственных зданий.
3.7. На время погрузочно-разгрузочных работ двигатель автомобиля, кроме зарядных машин в период заряжания скважин, должен быть выключен, автомобиль заторможен ручным тормозом, под колеса установлено не менее 2 противооткатных упоров, а водитель обязан покинуть кабину.
3.8. При перевозке ВМ, подлежащих частичной разгрузке или загрузке в пути следования, каждая партия взрывчатых материалов должна быть укреплена отдельно.
3.9. Запрещается применять для закрепления и покрытия груза легковоспламеняющиеся материалы.
3.10. Запрещается курить ближе 50 м от ВМ, предназначенных для погрузки-разгрузки, а также во время проведения погрузочно-разгрузочных работ с ними.