ОТРАСЛЕВАЯ ДОРОЖНАЯ МЕТОДИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРОЙСТВУ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ
ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ БЕЗВОЗДУШНЫМ СПОСОБОМ
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ Федеральным Государственным Унитарным Предприятием Саратовским Научно-производственным Центром "РОСДОРТЕХ", руководитель разработки канд. техн. наук Жилин С.Н., исполнители: Бакаев А.В., канд. техн. наук Чернышева Л.А., Большаков А.Г.
2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства РФ (Росавтодора). от 01.11 2001 г. N ОС-450-р
3. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
4. Настоящие Методические Рекомендации (Далее Рекомендации) содержат сведения о технологии устройства горизонтальной дорожной разметки безвоздушным способом оборудованием высокого давления лакокрасочными материалами с синхронным распределением микростеклошариков, характеристики техники, требования к разметочным материалам и контролю качества работ, требования по технике безопасности.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящие Рекомендации определяют технологию и организацию работ по устройству горизонтальной разметки безвоздушным способом с помощью оборудования высокого давления, требования к материалам, контроль качества работ.
1.2 Рекомендации предназначаются для практического применения организациями, осуществляющими устройство дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования машинами, работающими по принципу безвоздушного нанесения разметочного материала, а также организациями, осуществляющими приемку и контроль производства этих работ.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 8420-74 Материалы лакокрасочные. Метод определения условной вязкости.
ГОСТ 10807-78 Знаки дорожные. Общие технические условия.
ГОСТ 12.4.004-79 Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения.
ГОСТ 19007-73 Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания.
ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения.
ГОСТ 28513-90 Материалы лакокрасочные. Метод определения плотности.
ГОСТ 29319-92 Материалы лакокрасочные. Метод визуального сравнения цвета.
СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги.
СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги.
ВСН 23-75 Указания по разметке автомобильных дорог.
В настоящей отраслевой дорожной методике применяются следующие термины с соответствующими определениями.
Разметка дорожного покрытия: разметка на поверхностях для движения транспортных средств, выполненная из способного выполнять свою функцию разметочного материала, служащая для информации участников движения.
Однокомпонентные краски холодной сушки: материалы, которые состоят из одной вещественной компоненты и могут образовываться без подачи тепла искусственным путем.
Микростеклошарики: стеклянные шарики определенного размера, предназначенные для обеспечения видимости разметки ночью.
Степень перетира: степень измельчения сухих компонентов, входящих в состав краски.
Укрывистость: количество материала на единицу площади, необходимое для получения однородного цвета разметочной линии.
Линия предварительной разметки: линия, наносимая специальным приспособлением (маркером), ориентируясь на которую наносятся линии разметки.
Курвиметр: мерное колесо, предназначенное для измерения линейных размеров участков автомобильной дороги и ее элементов.
Факел маркировочного материала: форма струи краски на выходе из краско-распыляющей форсунки.
Износостойкость: число проходов колеса автомобиля, при котором происходит износ 1 мкм толщины слоя краски.
Безвоздушный способ разметки: Нанесение лакокрасочного материала за счет гидравлического сжатия краски большим давлением (до 230 атм.). При нанесении разметки безвоздушным способом факел распыляемой краски четко очерчен и защищен от окружающей среды оболочкой паров растворителей, предотвращающих рассеивание и потерю частиц краски и обеспечивающий уменьшение туманообразования, что приводит к улучшению условий труда. В результате большого давления и высокой скорости движения краски происходит сопутствующее дополнительное очищение размечаемой поверхности, что приводит к улучшению адгезии и увеличению срока службы нанесенной разметки. Нанесенные безвоздушным способом разметочные линии имеют четко выраженные края, без смазанных и расплывчатых контуров.
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ
4.1. Разметкой следует считать линии, надписи и другие обозначения на проезжей части, элементах дорожных сооружений и обстановке дорог, устанавливающие порядок дорожного движения, показывающие габариты дорожных сооружений или указывающие направление дороги, выполненные в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-99 и ГОСТ 23457-86.
4.2. В горизонтальную разметку входит продольная, поперечная и другие виды разметки (островки безопасности, стрелы, названия населенных пунктов и т.п.).
4.3. По требованиям ГОСТ 23457-86 горизонтальная разметка наносится на проезжую часть дорог с усовершенствованным покрытием шириной не менее 6 м при интенсивности движения 1000 и более авт./сут.
4.4. Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Функции временной дорожной разметки ограничиваются продолжительностью дорожных работ, потребовавших ее введение.
4.5. Условия применения, основные принципы проектирования горизонтальной разметки установлены в ГОСТ 23457-86 и ВСН 23-75.
4.6. Горизонтальная разметка используется для нанесения обозначений на проезжей части и имеет форму, цвет и размеры согласно ГОСТ Р 51256-99.
5.1. К горизонтальной дорожной разметке предъявляются требования по геометрическим параметрам, времени высыхания, коэффициенту сцепления, сроку службы, стойкости к воздействию воды и насыщенного раствора хлористого натрия, цвету и видимости в ночное время в соответствии с ГОСТ Р 51256-99.
5.2. При нанесении линий разметки их отклонение от проектного положения не должно превышать 5 см. Отклонение размеров линий от установленных ГОСТ Р 51256-99 не должно превышать: 1 см - по ширине линии, 5 см - по длине штрихов и разрывов.
5.3. Максимальное время высыхания лакокрасочных материалов до степени 3 по ГОСТ 19007-73 составляет - 30 мин, при температуре, равной 20±5 °С, и относительной влажности - 65±10%.
5.4. Коэффициент сцепления горизонтальной разметки с колесом автомобиля в любой период эксплуатации не должен отличаться более чем на 25% от значения коэффициента сцепления покрытия, на котором эта разметка нанесена.
5.5. Разметка, выполненная лакокрасочными материалами, должна обладать функциональной долговечностью не менее 6 мес.
Функциональная долговечность разметки определяется периодом, в течение которого разметка отвечает требованиям ГОСТ Р 51256-99 и на любом контрольном участке протяженностью 50 м разрушение разметки из лакокрасочного материала не превышает 50% ее площади.
5.6. При нанесении разметки по измененной схеме не должно оставаться видимых следов старой разметки.
5.7. Лакокрасочные разметочные материалы должны иметь стойкость к статическому воздействию воды при температуре 20±2 °С и насыщенного раствора хлористого натрия при температуре 20±2 °С не менее 48 ч.
5.8. Координаты цветности и дорожной разметки, нанесенной на покрытие проезжей части дорог, определяемые в колориметрической системе МКО 1931 г., должны соответствовать требованиям, определенным в ГОСТ Р 51256-99 пункт 4.9.
5.9. Разметка автомобильных дорог, кроме дорог IV технической категории, должна выполняться с применением световозвращающих материалов.
5.10. Коэффициент яркости дорожной разметки должен соответствовать значениям, указанным в табл.В.2 ГОСТ Р 51256-99.
5.11. Коэффициент световозвращения дорожной разметки должен соответствовать значениям, указанным в табл.В.З, В.4 ГОСТ Р 51256-99.
5.12. Указанные в п.5.10 и 5.11 требования к коэффициенту яркости и коэффициенту световозвращения дорожной разметки должны сохраняться для лакокрасочных материалов в течение первых 3-х месяцев эксплуатации.
При дальнейшей эксплуатации дорожной разметки допускается снижение значений коэффициента яркости и коэффициента световозвращения не более чем на 25% .
6.1. Требования к краске
6.1.1. Краска для разметки дорог может представлять собой комплексный состав, основными компонентами которого являются наполнитель, пигмент, связующее вещество и растворитель. Наполнитель создает необходимую шероховатость и матовость высохшей пленки, улучшает прочность и адгезионные свойства. Пигмент вводят в состав красок для придания им нужного цвета. Связующее вещество соединяет пигмент с наполнителем и образует при высыхании пленку. Вязкость краски регулируется количеством добавляемого в нее растворителя.
Для разметки автомобильных дорог безвоздушным способом используются краски, наносимые в холодном состоянии и высыхающие за счет испарения растворителя. Такие краски могут иметь в качестве основы акриловые сополимеры, алкидные, полиэфирные смолы и другие составляющие. Использование безвоздушного способа характеризуется применением высоковязких красок со степенью перетира 60 мкм и менее.
6.1.2. Для разметки дорог рекомендуется использовать отечественные и зарубежные краски, прошедшие сертификацию, согласованные с органами Государственной Инспекции безопасности дорожного движения и удовлетворяющие требованиям нормативно-технической документации и настоящих рекомендаций. Обобщенные данные по краскам даны в табл.1.
Таблица 1
Показатели | Рекомендуемые параметры и характеристики |
Цвет | Белый, желтый (черный, красный, синий, серый) |
Плотность, г/см | Не менее 1,5 |
Содержание нелетучих веществ, % | Не менее 70 |
Вязкость при применении вискозиметра | |
ВЗ-4 при 20 °С, с | 40-120 |
ВЗ-246 при 20 °С, с | Не более 40 |
Время высыхания при 20 °С и влажности 65%, мин | Не более 30 |
Степень перетира, мкм | Не более 50-60 |
Условия нанесения разметки: | |
Температура, °С | 5-35 |
Влажность воздуха (максимальная), % | 75 |
Гарантийный срок хранения, мес. | 12 |
Адгезия к стеклу, усл. балл | 1-2 |
Водостойкость, солестойкость пленки краски на асфальтобетоне | Выдерживает кипячение в воде или 3%-ном растворе поваренной соли без значительного повреждения поверхности и изменения цвета (с оценкой "хорошо" или "отлично") |
Износостойкость, (число проходов колеса для износа 1 мкм толщины слоя краски) | Не менее 6 |
Срок эксплуатации, мес. | 6-12 |