• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


МДС 11-16.2002

     
     
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по составлению раздела "Инженерно-технические мероприятия
гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению
чрезвычайных ситуаций" проектов строительства предприятий,
зданий и сооружений
(на примере проектов строительства автозаправочных станций)


1 РАЗРАБОТАНЫ Открытым акционерным обществом "Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений" (ОАО "ЦНИИпромзданий"), Государственной экспертизой проектов МЧС России, Обществом с ограниченной ответственностью "Инженерный консалтинговый центр "Промтехбезопасность" (ООО "ИКЦ "Промтехбезопасность")

2 ВНЕСЕНЫ Государственной экспертизой проектов МЧС России

3 УТВЕРЖДЕНЫ Первым заместителем Министра МЧС России 12 сентября 2001 г. Ю.Л.Воробьевым

4 РАЗРАБОТАНЫ ВПЕРВЫЕ

ВВЕДЕНИЕ



Разработка раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" предусматривается в проектах строительства в соответствии с требованиями СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений". Требования к исходным данным, составу, содержанию и экспертизе раздела устанавливаются СП 11-107-98 "Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства".

Методические рекомендации по составлению раздела охватывают круг вопросов по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рассматриваемых на проектном этапе инвестиционного процесса в строительстве.

Методические рекомендации разъясняют основные положения СП 11-107-98, в том числе применительно к разделу "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства автозаправочных станций. Часть текста Рекомендаций, касающаяся автозаправочных станций, выделена курсивом.

Методические рекомендации разработаны авторским коллективом в составе: А.Г.Беляев (ОАО "ЦНИИпромзданий"); Ю.В.Алешин, М.В.Петров, В.А.Совко (Государственная экспертиза проектов МЧС России); С.П.Земцов, С.В.Стрелко (ООО "ИКЦ "Промтехбезопасность").

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


1.1 Настоящий документ содержит рекомендации по:

получению исходных данных и требований для разработки раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" (далее - раздела "ИТМ ГОЧС") проектов строительства* предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
____________________
* Термин "строительство" включает новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений.


составлению раздела "ИТМ ГОЧС" проектов строительства и утверждаемой части рабочих проектов на примере проектов строительства автозаправочных станций (АЗС);

организации проведения экспертизы раздела "ИТМ ГОЧС" проектов строительства.

1.2 Документ предназначен для заказчиков строительства, проектных организаций, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны (ГО), задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее - органов управления по делам ГО и ЧС), экспертных органов МЧС России и иных юридических и физических лиц - участников инвестиционного процесса в строительстве.

1.3 Субъекты Российской Федерации и организации на основе положений настоящего документа могут разрабатывать территориальные и ведомственные (отраслевые) методические рекомендации по составлению разделов "ИТМ ГОЧС" проектов строительства, которые должны утверждаться по согласованию с МЧС России и учитывать региональные особенности и специфику объектов.

1.4 Настоящий документ не распространяется на составление разделов "ИТМ ГОЧС" градостроительной документации.

2 ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ



Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде (по ГОСТ Р 22.0.05).

Аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения (по ГОСТ Р 22.0.02).

Градостроительная документация - документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке (по N 73-ФЗ).

Гражданская оборона (ГО) - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (по N 28-ФЗ).

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утвержденным в установленном порядке (по ГОСТ Р 22.3.05).

Защита населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02).

Защитное сооружение (ЗС) - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (по ГОСТ Р 22.0.02).

Зона чрезвычайной ситуации - территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (по ГОСТ Р 22.0.02).

Инженерно-технические мероприятия (ИТМ) гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций (ИТМ ГОЧС) - совокупность реализуемых при строительстве проектных решений, направленных на обеспечение защиты населения и территорий и снижение материального ущерба от ЧС техногенного и природного характера, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при диверсиях и террористических актах.

Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (по ГОСТ Р 22.0.02).

Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них поражающих факторов (по ГОСТ Р 22.0.02).

Неотложные работы в чрезвычайной ситуации - аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы, оказание экстренной медицинской помощи, проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий и охрана общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02).

Опасность в чрезвычайной ситуации - состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02).

Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02).

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (по ГОСТ Р 22.0.02).

Промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (по N 116-ФЗ).

Риск возникновения чрезвычайной ситуации - вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска (по ГОСТ Р 22.0.02).

Сооружение двойного назначения (СДН) - инженерное сооружение производственного, общественного, коммунально-бытового или транспортного назначения, приспособленное (запроектированное) для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, диверсиях, в результате аварий на потенциально опасных объектах или стихийных бедствий.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (по ГОСТ Р 22.0.02).

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному выводу и (или) вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения (по ГОСТ Р 22.0.02).

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


3.1 При разработке проектов строительства любых предприятий, зданий и сооружений проектные решения, реализующие ИТМ ГОЧС и изложенные в разделе "ИТМ ГОЧС", должны обеспечивать защиту населения, территорий и снижение материального ущерба от воздействия ЧС техногенного и природного характера, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при диверсиях и террористических актах.

3.2 Разработка и оформление разделов "ИТМ ГОЧС" осуществляются в соответствии с требованиями СП 11-107-98 "Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства".

Раздел следует оформлять отдельным томом (книгой), в котором в систематизированном виде должны приводиться предусмотренные проектом технические решения, реализующие ИТМ ГОЧС. По решениям, изложенным в других разделах проекта строительства, в данном разделе допускается приводить только краткие сведения о них с обязательной ссылкой на пункты и чертежи проекта, в которых имеется необходимая информация.

В разделе проекта "Общая пояснительная записка" должны приводиться основные сведения о предусмотренных ИТМ ГОЧС.

Раздел "ИТМ ГОЧС" следует составлять из текстовых и графических материалов.

Текстовые материалы раздела должны содержать сведения о наличии лицензии на разработку раздела, перечень исходных данных и требований для разработки ИТМ ГОЧС, краткие общие сведения об объекте, участке строительства, соседних территориях и объектах с точки зрения их оборонной и экономической значимости, потенциальной опасности и размещения персонала и населения, описание и обоснование принятых технических решений. Степень проработки и обоснований технических решений по ИТМ ГОЧС должна быть достаточной для осуществления проверки их соответствия требованиям нормативных документов, проведения проверочных расчетов, а также определения стоимости.

В графические материалы раздела целесообразно включать ситуационные планы, генеральные планы, планы, разрезы, профили, схемы с обозначением на них зон возможной опасности, санитарно-защитных и охранных зон, а также соответствующих предусмотренных проектом ИТМ ГОЧС. Масштабы графических материалов должны выбираться в каждом конкретном случае, исходя из необходимости соблюдения требований действующих норм и правил и обеспечения полноты отображения информации. При разработке графических материалов рекомендуется учитывать требования ГОСТ Р 22.010-96* "Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях".
________________
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать ГОСТ Р 22.0.010-96. Примечание "КОДЕКС".


В составе раздела в отдельном пункте целесообразно изложить краткие общие сведения об объекте, участке строительства, соседних территориях и объектах. Описание и обоснование проектных решений по ИТМ ГОЧС следует подразделить на две группы: решения по ИТМ ГО; решения по ИТМ предупреждения ЧС техногенного и природного характера.

3.3 Сумму денежных средств на реализацию ИТМ ГОЧС следует определять в проектах строительства согласно действующим нормативным документам по разработке проектно-сметной документации и включать, кроме средств на мероприятия (работы), выполняемые после введения военного положения, в сметы на отдельные здания и сооружения и в общую сумму средств на эти цели по соответствующим главам сводного сметного расчета на строительство.

3.4 Разрабатывать разделы "ИТМ ГОЧС" разрешается при наличии соответствующей лицензии, выдавать которую рекомендуется с учетом заключения МЧС России о готовности к данному виду деятельности.

Заключения о готовности к разработке разделов "ИТМ ГОЧС" могут выдаваться Государственной экспертизой проектов МЧС России или по ее поручению Региональными центрами по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ МЧС России) и органами управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации в порядке, согласованном лицензирующими органами Госстроя России.

Основные требования к разработчикам раздела, которые должны учитываться при выдаче лицензии, приведены в приложении А.

3.5 Для разработки раздела следует руководствоваться требованиями действующего в Российской Федерации законодательства, государственными строительными нормами и правилами, стандартами в области строительства, ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Перечень основных руководящих, нормативных и методических документов, рекомендуемых для использования при разработке решений по ИТМ ГОЧС в проектах строительства, приведен в приложении Б.

Кроме указанных в перечне, следует руководствоваться также другими федеральными, территориальными и производственно-отраслевыми нормативными документами, содержащими требования по проектированию ИТМ ГОЧС, повышению безопасности объектов, эффективности защиты населения и территорий от ЧС техногенного, природного и военного характера.

3.6 Проектные решения по ИТМ ГОЧС, разработанные в полном соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами в области проектирования, согласованию с органами управления по делам ГО и ЧС не подлежат, за исключением случаев, особо оговоренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

О том, что указанные решения полностью соответствуют действующим требованиям, в разделе "ИТМ ГОЧС" должна быть сделана соответствующая запись, заверенная главным инженером проекта.

3.7 Обоснованные отступления от требований нормативных документов по проектированию ИТМ ГОЧС допускаются только при наличии разрешений организаций, которые приняли и (или) ввели в действие эти документы.

Для получения разрешения разработчик раздела посылает в организацию мотивированный запрос. Копии разрешений следует включать в раздел "ИТМ ГОЧС" и в состав разрешительной документации на проектирование объекта строительства.

3.8 После утверждения в установленном порядке проекта строительства заказчик один экземпляр раздела "ИТМ ГОЧС" должен направить в орган управления по делам ГО и ЧС, который будет контролировать осуществление ИТМ ГОЧС в ходе строительства объекта и последующей его эксплуатации.

Наименование органа управления по делам ГО и ЧС, куда следует направлять раздел, рекомендуется включать в состав исходных данных и требований для разработки раздела.

3.9 Ограничения на распространение сведений, содержащихся в разделе "ИТМ ГОЧС", определяются в соответствии с перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне.

В раздел "ИТМ ГОЧС" проектов строительства АЗС не рекомендуется включать сведения, отнесенные к государственной тайне. В связи с этим раздел может разрабатываться как несекретный или в отдельных случаях с грифом "Для служебного пользования".

4 ПОДГОТОВКА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ И ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА


4.1 Заказчик проектной документации согласно установленному порядку осуществляет сбор исходных данных и требований для разработки раздела "ИТМ ГОЧС". Для этой цели рекомендуется привлекать на договорной основе проектную организацию.

4.2 По запросу заказчика орган управления по делам ГО и ЧС субъекта Российской Федерации или орган управления по делам ГО и ЧС при органе местного самоуправления (в пределах своей компетенции) выдает исходные данные о состоянии потенциальной опасности намечаемого района строительства, а также требования для разработки ИТМ ГОЧС.

В своем запросе заказчик должен привести следующие сведения об объекте строительства:

полное название (в название АЗС следует включать класс, тип, имеющиеся на ее территории посты техобслуживания и мойки автомобилей, магазины, закусочные и т.д.);

место намечаемого строительства с указанием района (районов), населенного пункта (пунктов), рядом расположенных объектов, транспортных коммуникаций, жилой застройки и расстояний до них (для АЗС рекомендуется привести расстояния, регламентируемые НПБ 111-98 "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности");

описание природно-климатических условий в районе (районах) предполагаемого строительства с точки зрения наличия опасных природных процессов, требующих осуществления мероприятий по инженерной защите территории, зданий и сооружений;

основные проектные характеристики: назначение, выпускаемая продукция, производительность или мощность, энергопотребление, собственные энергозапасы, имеющиеся потенциально опасные и вредные технологические установки, процессы, материалы и выделения (для АЗС рекомендуется указать перечень и объемы запасов нефтепродуктов, режим работы, количество заправок в сутки, способ и частоту доставки нефтепродуктов на АЗС, режим работы, производительность или пропускную способность других объектов на территории АЗС);

основание и намечаемые сроки строительства (с указанием очередности);

категория по ГО (в случае, если она определена к моменту составления запроса);

численность работников, в том числе в максимальную смену, а также продолжающих работать в военное время, т.е. наибольшей работающей смены (НРС), дежурного и линейного персонала, обеспечивающего жизнедеятельность объекта (с учетом персонала и посетителей других объектов на территории АЗС);

наличие существующих ЗС ГО и характер использования их в мирное время (для реконструируемых и технически перевооружаемых объектов), намечаемый характер использования в мирное время проектируемых ЗС ГО;

возможность возникновения на объекте аварийных ситуаций, исходя из технологии работы в процессе эксплуатации и технического обслуживания агрегатов и коммуникаций, вывода объекта из эксплуатации (с указанием видов воздействия и поражающих факторов).

4.3 Исходные данные и требования для разработки ИТМ ГОЧС могут выдаваться заказчику отдельно или включаться в задание на разработку проектной документации, которое подлежит согласованию органом управления по делам ГО и ЧС субъекта Российской Федерации.

4.4 Основные исходные данные и требования для разработки ИТМ ГОЧС включают:

категорию по ГО, к которой отнесен проектируемый объект (организация), - особой важности, первая, вторая, некатегорированный (АЗС относятся к некатегорированным по ГО организациям);

группу по ГО территории (особой важности, первая, вторая, третья), на которой располагается объект строительства (для объектов на территориях, отнесенных к категориям по ГО);

категории и группы по ГО расположенных вблизи объекта строительства организаций и территорий (если такие имеются);

требования к ЗС ГО (укрытие НРС АЗС, продолжающих работу в военное время, в зависимости от места расположения станции должно предусматриваться в убежищах или противорадиационных укрытиях, для которых следует указать класс или группу);

возможные источники ЧС техногенного характера на проектируемом объекте (для АЗС - взрывы и пожары в результате аварий на технологическом оборудовании и при проведении технологических операций с нефтепродуктами, столкновения автотранспорта);

возможные источники ЧС природного и техногенного характера в районе строительства объекта, желательно степень опасности территории, определенную в соответствии с критериями, приведенными в приложении В настоящего документа (для АЗС рекомендуется учитывать опасные природные процессы, взрывы, пожары и выбросы аварийно химически опасных веществ в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах и транспортных коммуникациях с перечислением поражающих факторов, указанием частоты и количественных характеристик их воздействия);

требования по созданию систем оповещения, в том числе локальных систем оповещения (АЗС должны оборудоваться объектовой системой оповещения ГО, организационно, технически и программно сопряженной с территориальной и местной системами оповещения ГО, а в случаях размещения АЗС в зоне действия локальных систем оповещения химически, радиационно и гидродинамически опасных объектов - техническими средствами, обеспечивающими доведение сигналов об авариях и речевой информации от дежурного персонала указанных объектов до работников и посетителей АЗС);

требования по светомаскировке проектируемого объекта;

требования по мерам предотвращения постороннего вмешательства в деятельность потенциально опасного объекта (рекомендуется учитывать меры по предотвращению террористических актов, хищений нефтепродуктов и имущества других объектов на территории АЗС);

сведения о необходимости разработки декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения (принимая во внимание количество обращающихся на объекте опасных веществ, для АЗС декларация промышленной безопасности не разрабатывается, за исключением случаев, когда разработка декларации требуется в соответствии с предписанием Госгортехнадзора России или его территориального органа);

дополнительные требования, которые должны быть учтены при разработке раздела "ИТМ ГОЧС" (если на территории АЗС предусматривается строительство мойки, указывается на необходимость выполнения требований СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта");

наименование экспертного органа МЧС России, в который раздел "ИТМ ГОЧС" должен быть направлен для проведения государственной экспертизы (разделы проектов строительства АЗС следует направлять на экспертизу в экспертную комиссию или экспертную структуру при органе управления по делам ГО и ЧС субъекта Российской Федерации);

наименование органа управления по делам ГО и ЧС, в который должен быть направлен раздел "ИТМ ГОЧС" после утверждения проекта строительства.

5 РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ ПО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ МЕРОПРИЯТИЯМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ


5.1 Проектные решения по ИТМ ГО следует разрабатывать с учетом размещения производительных сил и расселения населения, группы по ГО территории и категории по ГО организации и применительно к определяемым СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны" зонам возможной опасности, а также, при необходимости, дифференцированно по категориям населения.

Указанные решения должны реализовывать в проекте требования СНиП 2.01.51 в зависимости от особенностей объекта строительства и от того, находится ли проектируемое предприятие, здание или сооружение в пределах одной или нескольких зон возможной опасности.

5.2 В части, касающейся ИТМ ГО, в раздел проектов строительства большинства объектов следует включать:

обоснование отнесения объекта (организации) к категории по ГО;

определение границ зон возможной опасности, предусмотренных СНиП 2.01.51;

обоснование удаления проектируемого предприятия, здания или сооружения от организаций, отнесенных к категориям по ГО, и территорий, отнесенных к группам по ГО;

данные об огнестойкости проектируемых зданий и сооружений;

обоснование прекращения или перемещения в другое место деятельности объекта в военное время;

обоснование численности НРС, дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность на территориях, отнесенных к группам по ГО, и объектов (организаций) особой важности в военное время;

описание технических решений по объектовой системе оповещения ГО и системе управления ГО;

описание порядка безаварийной остановки технологических процессов и технических решений, обеспечивающих безаварийную остановку;

описание технических решений по повышению надежности энергоснабжения неотключаемых потребителей;

описание технических решений по повышению устойчивости работы источников водоснабжения и защите их от радиоактивных и отравляющих веществ;

описание технических решений по светомаскировке в соответствии с требованиями СНиП 2.01.53-84 "Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства".

5.2.1 Отнесение проектируемого объекта (организации) к категории по ГО следует осуществлять в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 19.9.1998 г. N 1115 "О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне".

5.2.2 Для определения границ предусмотренных СНиП 2.01.51 зон возможной опасности, в пределах которых может оказаться место расположения проектируемого предприятия, здания или сооружения, рекомендуется использовать исходные данные органа управления по делам ГО и ЧС.

Для проектирования ИТМ ГО достаточно в составе исходных данных указать, что объект попадает в зону (зоны): возможных сильных разрушений, возможных слабых разрушений, возможного опасного или сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, а также в загородную зону и в зону светомаскировки.

В случае попадания объекта строительства в зоны возможных сильных или слабых разрушений (зону возможных разрушений) для проектируемых зданий и сооружений следует определить границы зоны возможного распространения завалов. Определение границы зоны возможного распространения завалов производится с использованием данных приложения 3 СНиП 2.01.51.

Для объектов, на которых предусматривается строительство убежищ ГО, следует выполнить расчет загазованности территории и определить зону действия опасных факторов пожаров (высоких температур и продуктов горения). Указанный расчет производится с использованием методики, изложенной в приложении 1 СНиП II-11-77* "Защитные сооружения гражданской обороны".

Все зоны опасности следует показать на соответствующих схемах и планах.

5.2.3 Обоснование удаления проектируемого предприятия, здания или сооружения от организаций, отнесенных к категориям по ГО и территорий, отнесенных к группам по ГО, а также зон катастрофического затопления и других зон опасности должно производиться в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51 для групп новых промышленных предприятий и отдельных отнесенных к категориям по ГО объектов строительства, новых портов и судоремонтных заводов, новых аэропортов, приемных и передающих радиоцентров, вычислительных центров, а также других объектов, указанных в пунктах 3.4-3.17 СНиП 2.01.51 (для АЗС данное обоснование приводить не следует, поскольку ограничения на их размещение требованиями ГО не устанавливаются).

5.2.4 Степени огнестойкости проектируемых зданий и сооружений рекомендуется указывать только для объектов на территориях, отнесенных к группам по ГО, и для отдельно стоящих объектов (организаций), отнесенных к категориям по ГО.

5.2.5 Сведения о прекращении или перемещении в другое место деятельности объекта в военное время следует обосновать ссылкой на соответствующее решение подразделения эксплуатирующей организации или органа местного самоуправления, специально уполномоченных решать задачи в области мобилизационной подготовки.

5.2.6 Численность НРС должна определяться исходя из требований мобилизационного задания объекту (организации) в военное время.

Численность дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность на территориях, отнесенных к группам по ГО, и объектов (организаций) особой важности в военное время следует определять исходя из требований к организациям, включенным в соответствующий перечень решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

5.2.7 Рекомендуется привести схему, а также описание технических решений и аппаратурного оформления объектовой системы оповещения ГО, технического и программного сопряжения объектовой системы с местной и территориальной системами оповещения ГО, порядка доведения сигналов и информации оповещения (для АЗС следует привести схему и описание объектовой системы оповещения ГО, которая должна быть технически и программно сопряжена с местной и территориальной системами оповещения ГО).

Указанные технические решения должны отвечать требованиям "Положения о системах оповещения гражданской обороны", утвержденного совместным приказом МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК от 07.12.98 N 701/212/813.

В описании системы управления ГО необходимо отразить наличие и привести основные характеристики пункта управления объекта, пункта управления, оборудованного в ЗС ГО, передвижного пункта управления (для АЗС, продолжающих работу в военное время, пункт управления в ЗС ГО и передвижной пункт управления предусматривать не рекомендуется).

5.2.8 При описании порядка безаварийной остановки технологических процессов и технических решений, обеспечивающих безаварийную остановку, целесообразно перечислить действия эксплуатационного персонала и последовательность срабатывания технических систем после сигнала ГО, обеспечивающих прекращение производственной деятельности объекта в минимально возможные сроки без нарушения целостности технологического оборудования, а также исключение или уменьшение масштабов появления вторичных поражающих факторов (для АЗС рекомендуется перечислить действия оператора по экстренному прекращению заправки автотранспорта и слива нефтепродуктов из автоцистерн в емкости хранения).

5.2.9 В описание технических решений по повышению надежности энергоснабжения неотключаемых потребителей рекомендуется включать:

схему электроснабжения объекта строительства;

перечень объектовых электроприемников с указанием их категорий, определенных в соответствии с "Правилами устройства электроустановок", и мощности;

перечень независимых источников питания с указанием мощности, частотных характеристик, предназначения и мест размещения;

при наличии на объекте резервных дизельных электростанций - характеристики системы их запуска, объемы и места хранения запаса нефтепродуктов;

схему теплоснабжения объекта строительства;

перечень основных и резервных источников теплоснабжения;

схему газоснабжения объекта с указанием мест размещения газораспределительных станций и газораспределительных пунктов.

5.2.10 В описание технических решений по повышению устойчивости работы источников водоснабжения и защите их от радиоактивных и отравляющих веществ рекомендуется включать:

перечень основных и резервных водоисточников с указанием расхода воды в мирное и военное время;

схему водоснабжения объекта строительства с указанием мест разбора воды в передвижную тару;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

МДС 11-16.2002 Методические рекомендации по составлению раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства предприятий, зданий и сооружений (на примере проектов строительства автозаправочных станций)

Название документа: МДС 11-16.2002 Методические рекомендации по составлению раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства предприятий, зданий и сооружений (на примере проектов строительства автозаправочных станций)

Номер документа: 11-16.2002

Вид документа: МДС

Принявший орган: МЧС России

Статус: Действующий

Опубликован: официальное издание

М.: МЧС России, ГУП ЦПП, 2002 год

Дата принятия: 12 сентября 2001

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах