Статус документа
Статус документа


РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕМОНТУ ПОВЕРХНОСТЕЙ БЕТОННЫХ ИЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ МОСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ


УТВЕРЖДЕНЫ Минавтодором РСФСР, протокол N 5 от 30.01.86.


Рекомендации содержат перечень видов дефектов и ремонтных работ, а также описание материалов, механизмов и технологий, применяемых для устранения поверхностных дефектов бетонных и железобетонных мостов.

Предназначены для работников дорожно-эксплуатационной службы как практическое руководство по ремонтным работам. Составлены в дополнение и развитие Рекомендаций по ремонту поверхностных дефектов железобетонных мостов (Гипродорнии, 1975) и включают работы, выполняемые с использованием как известных, так и новых средств механизации:

пневматических краскораспылителей (воздушное и безвоздушное распыление);

машины РД-803 по ремонту и осмотру мостов;

комплекта оборудования РД-802А по ремонту мостов.

Рекомендации не исключают применения традиционных ремонтных покрытий, приведенных в ранее упомянутых Рекомендациях, а также в Обзорной информации ЦБНТИ N 6, 1983 г. (латексцементные растворы, полимербетоны и др.).

При составлении Рекомендаций учтены результаты опытных работ, выполненных Гипродорнии в Мосавтодоре, Ростовавтодоре, а также опыт Госдорнии.

ПРЕДИСЛОВИЕ



Развитие и совершенствование дорожной сети неразрывно связано со значительным увеличением объемов работ по строительству, ремонту и содержанию мостов, которые являются наиболее сложными и ответственными сооружениями на автомобильных дорогах. Низкое качество ремонта и содержания мостов приводит к возрастанию числа сооружений с пониженной (из-за наличия дефектов) грузоподъемностью и эксплуатационной надежностью.

Результаты обследований эксплуатируемых железобетонных автодорожных мостов показали, что более 50% поверхности сооружения, находящегося в эксплуатации свыше 10 лет, имеет повреждения, снижающие, в основном, его долговечность, а следовательно, и эффективность использования.

В таких условиях достижение запланированного народнохозяйственного эффекта возможно лишь при проведении планомерных крупномасштабных ремонтных работ с широким использованием средств механизации. Технологии подобных ремонтных работ на различных этапах эксплуатации мостов приведены в настоящих Рекомендациях.

Рекомендации составлены кандидатами технических наук В.И.Шестериковым (Гипродорнии), И.А.Режко (ЦНИИОМТП) и инженером Е.А.Антоновым (Гипродорнии). В работе принимали участие инженеры В.И.Стожков, Я.Ю.Зайчик, М.А.Завьялов, Е.В.Сидорова (Гипродорнии), наладчик стендовых установок В.Д.Индюков (Союздорнии), а также инж. Г.В.Деревянкин (ЦПКБ объединения Росремдормаш). В основу положены результаты исследований составителей, а также данные, полученные в Саратовском Политехническом институте, ЦНИИС, Госдорнии, Союздорнии, ЦНИИИОМТП.

1. Общие положения



1.1. Настоящие Рекомендации распространяются на ремонт и содержание бетонных и железобетонных мостов, имеющих поверхностные дефекты, расположенные на значительных площадях. Они являются дополнением к Рекомендациям по ремонту поверхностных дефектов железобетонных мостов, разработанным Гипродорнии в 1975 г., и включают в себя работы, выполняемые с использованием средств механизации.

1.2. Ремонт поверхностей бетонных и железобетонных мостов выполняют с профилактической целью (предупреждение появления поверхностных дефектов), с целью предотвращения начавшегося повреждения или восстановления защитного слоя, что способствует, в свою очередь, повышению долговечности сооружения. Объем требуемых ремонтных работ по устранению дефектов поверхностей пролетных строений и опор устанавливают по книгам искусственных сооружений, куда заносят результаты текущих, периодических и специальных осмотров, а также по дефектным ведомостям.

При сложных организации и производстве ремонтных работ (средний ремонт) составляют проект, в котором указывают размещение подмостей, оборудования, конструкций, изготавливаемых в заводских условиях (например, арматурные каркасы) и организацию движения транспортных средств по ремонтируемому мосту.

1.3. Все ремонтные работы следует вести в сухую погоду при температуре воздуха не ниже плюс 5 °С.

Действие Рекомендаций распространяется на всю территорию РСФСР.

1.4. Причины появления дефектов устраняют в процессе выполнения ремонта поверхностей или до него.

2. Классификация ремонтных работ



2.1. Работы по ремонту бетонных поверхностей элементов эксплуатируемых мостов подразделяются на шесть групп:

I - предотвращение разрушения защитного слоя бетона; устранение шелушения бетонной поверхности, поврежденной на глубину 1-3 мм (текущий ремонт);

II - ремонт поверхности защитного слоя, поврежденного на глубину до 10 мм (текущий ремонт);

III - восстановление защитного слоя, разрушенного на глубину до 30 мм (средний ремонт);

IV - восстановление защитного слоя и частично бетона конструкции, при необходимости с усилением (средний ремонт);

V - ремонт участков, поврежденных механически или в результате некачественного изготовления конструкции - раковины, сколы с обнажением арматуры (средний ремонт);

VI - профилактические работы по предупреждению повреждения поверхностей (содержание).

2.2. При фактической толщине защитного слоя, меньше требуемой существующими нормативными документами [1] и в зависимости от расположения поверхности ремонтные работы выполняют по группе I - поверхности, на которые не попадает вода, или по группе II - поверхности, на которые попадает вода (увеличение толщины защитного слоя фасадов пролетных строений, стоек опор).

3. Виды ремонтных работ и область их применения



3.1. Работы по ремонту бетонных поверхностей подразделяются на виды: импрегнирование (пропитка, гидрофобизация), нанесение лакокрасочных покрытий, устройство штукатурки, нанесение полимерцементных покрытий, торкретирование, бетонирование.

3.2. Гидрофобизация бетонной поверхности путем обработки ее кремнийорганической жидкостью ГКЖ-94.

Поверхностная гидрофобизация придает наружной поверхности бетона, а также поверхности пор и трещин водоотталкивающие свойства. Кремнийорганические вещества одновременно с повышением водонепроницаемости бетона улучшают его морозостойкость.

Гидрофобизация целесообразна для предотвращения шелушения бетона, а также при ремонте поверхностей с глубиной шелушения не более 10 мм.

3.3. Нанесение лакокрасочных покрытий из перхлорвиниловых материалов - эмалей XВ-124, XB-125. Перхлорвиниловые краски и эмали представляют собой растворы перхлорвиниловой смолы в смеси органических растворителей, пигментов и пластификаторов. Содержание хлора в смоле достигает 65-68%, что обеспечивает высокую стойкость материала. Лакокрасочные покрытия оптимальной толщины пропитывают поверхностный слой бетона, уменьшают проницаемость и увеличивают омическое сопротивление бетона, а также создают пассивный механический барьер на пути веществ, вызывающих коррозию бетона и арматуры.

Применение лакокрасочных покрытий целесообразно при устранении дефектов I группы и в порядке профилактики поверхностей железобетонных конструкций.

3.4. Один из видов штукатурки - коллоидно-цементный клей (КЦК) - ремонтный состав, применяемый без грунтовки, КЦК представляет собой однородную высоковязкую пасту, которая приготовляется путем виброперемешивания смеси комплексного вяжущего (цемент+песок), воды, пластификатора и ускорителя твердения. Использование КЦК для ремонта железобетонных конструкций связно с необходимостью применения вибратора для виброактивации КЦК. Применение ремонтных составов на основе КЦК целесообразно при устранении дефектов II и III групп.

3.5. Нанесение полимерцементных покрытий на основе синтетического латекса СКС - 65 ГП.

Полимерцементные покрытия приготавливают из водной дисперсии полимера, которую смешивают с минеральным вяжущим и заполнителями.

Полимерцементные покрытия на основе синтетического латекса обладают высокой адгезией, водонепроницаемостью, а также создают вокруг арматуры высокощелочную среду (рН около 12), надежно предохраняющую арматуру от коррозии.

Применение полимерцементных покрытий целесообразно при устранении дефектов II и III групп.

3.6. Торкретирование

Нанесение ремонтных составов с помощью струи сжатого воздуха является одним из перспективных методов ремонта железобетонных конструкций. Метод торкретирования объединяет приготовление, транспортирование, укладку и уплотнение бетонных смесей на поверхностях, имеющих любое расположение. Он позволяет обеспечить комплексную механизацию процесса бетонирования, отказаться от транспортирующих устройств, исключить необходимость уплотнения бетона вибраторами, достичь высокой водонепроницаемости без устройства дополнительного гидроизоляционного слоя, значительно сократить долю ручного труда, а также сроки ремонта сооружений.

Свеженанесенный слой торкретбетона имеет высокую начальную прочность, которую получают под уплотняющим действием струи. Такой метод уплотнения позволяет послойно наносить покрытия, имеющие повышенные механическую прочность, водонепроницаемость и морозостойкость, а также хорошее сцепление с предыдущим слоем.

Применение метода торкретирования для ремонта железобетонных поверхностей целесообразно при устранении дефектов II, III и IV групп.

3.7. Дублированные покрытия представляют собой комбинацию приведенных выше видов ремонтных работ. Рекомендуется использовать три разновидности дублированных покрытий:

гидрофобизация плюс лакокрасочные покрытия (I гр. ремонтных работ),

гидрофобизация плюс эпоксидная эмаль ЭП-773 (I и II группы),

гидрофобизация плюс штукатурка из КЦК (II гр.).

3.8. Область возможного использования видов ремонтных работ, а также перечень повреждений и причин их появления приведены в табл.3.1.

Таблица 3.1

     
Дефекты, причина их появления и вид ремонтных работ


NN
пп


Группа дефектов


Наименование дефекта и его расположение


Причина появления дефекта


Вид ремонтных работ


Периодичность возобновления, межремонтный срок, годы

1

2

3

4

5

6


1.


I


Начальная стадия повреждения бетона, шелушение:

  

  

  

  

  

а) фасадные и верхние поверхности тротуарных блоков

Недостаточная плотность (морозостойкость) бетона

Гидрофобизация; гидрофобизация, дублированная  лакокрасочными покрытиями и эпоксидной эмалью

6-8

  

I

б) фасадные поверхности железобетонных балок пролетных строений с каркасной арматурой

Постоянное смачивание поверхности, недостаточная плотность

То же

8-10

  

  

в) поверхности средних балок пролетных строений, ригелей и тела опор

Недостаточная  плотность (морозостойкость) бетона

Гидрофобизация, латексцементные покрытия

10-12

2.

I

Шелушение локальное поверхностей балок пролетных строений в надопорной зоне

Постоянное смачивание и загрязнение поверхностей из-за неисправных деформационных швов

Дублированные покрытия

8-10

3.

I

Шелушение поверхности бетона бордюров или ограждений

Недостаточная плотность бетона

То же

5-6

4.

I

Вертикальные трещины в каркасных балках (кроме фасадных поверхностей) над хомутами или горизонтальные трещины над усадочной арматурой

Недостаточный защитный слой

То же, латексцементные покрытия

-

5.

I

Мелкая сетка трещин в защитном слое

То же, недостаточная плотность бетона

Дублированные покрытия

6-8

6.

II

Незначительное разрушение защитного слоя на глубину до 10 мм:

а) фасадных поверхностей балок  пролетных строений, тротуарных блоков

Недостаточный защитный слой, а также несвоевременное принятие мер по ремонту и содержанию искусственных сооружений

Дублированные (с эпоксидной эмалью) покрытия, полимерная эпоксидная краска

  

  

  

б) поверхности средних балок, ригелей опор, диафрагм

То же

Дублированные и латексцементные покрытия

12-15

  

  

в) тела опор, стоек или свай

- " -

Латексцементные покрытия, полимерная эпоксидная краска, торкрет-раствор

10-12

7.

II

Разрушение защитного слоя вдоль распределительной (усадочной) арматуры и хомутов:

Коррозия арматуры и хомутов

  

  

  

  

а) на смачиваемых поверхностях

То же

Полимербетонные покрытия, торкрет-раствор

10-12

  

  

б) на несмачиваемых поверхностях

- " -

Латексцементные и дублированные покрытия

12-15

8.

II

Обнажена арматура хомутов или усадочная арматура

Недостаточный защитный слой

Торкрет-раствор

8-10

9.

II

Вертикальные и горизонтальные трещины в защитном слое фасадных поверхностей тротуарных блоков и балок пролетных строений (трещины над хомутами и усадочной арматурой)

Недостаточный защитный слой

Дублированные покрытия

-

10.

III

Разрушение защитного слоя бордюров или ограждений с оголением арматуры

Недостаточная плотность бетона, постоянное смачивание и загрязнение, невыполнение мер по текущему ремонту и содержанию

Полимербетонные (эпоксидные) покрытия [2], торкрет-раствор с последующей гидрофобизацией или дублированной защитой

4-5

11.

III

Разрушение защитного слоя по фасаду тротуаров и балок пролетных строений с оголением арматуры

То же

Торкрет-раствор; гидрофобизация, дублированная КЦК

6-8

12.

III

То же, кроме фасадных поверхностей

Недостаточная плотность бетона, попадание воды из-за неисправности гидроизоляции, невыполнение мер по текущему ремонту и содержанию

Латексцементные и полимербетонные покрытия, торкрет-раствор

10-12

13.

III

Щели, незащищенная арматура или металл соединения диафрагм пролетных строений

Строительный дефект

Торкрет-раствор

10-12

14.

IV

Разрушение защитного слоя на большой площади массивных опор, слабый бетон за оголенной арматурой

Недостаточная плотность и прочность бетона опоры

Торкрет-бетон (с сеткой усиления)

12-15

15.

IV

Полное разрушение защитного слоя (на глубину 30 мм) в ребристых пролетных строениях, начало выкрашивания бетона в пределах каркаса

Недостаточная плотность бетона, постоянное смачивание из-за неудовлет- ворительной гидроизоляции, несвоевременный ремонт и отсутствие содержания

Торкрет-бетон (при необходимости с усиляющим каркасом), полимер-бетон [2], обычный бетон с последующей  гидрофобизацией

15-20

16.

IV

Разрушение бетона стоек опор, разрушение свай-стоек свайно-эстакадных пролетных строений в зоне переменного увлажнения, разрушение тротуарных консолей

Слабый бетон, вода повышенной агрессивности

Полимербетон [2], обычный бетон (в опалубке) с последующей  гидрофобизацией

12-15

17.

V

Сколы, раковины в углах элементов пролетных строений опор

При перевозке и установке конструкций

Полимерные покрытия (латексцемент и полимербетон)
[2]

20-25

18.

V

Сколы в бетона ригеля под балками ребристого пролетного строения

Отсутствие опорных частей

Подъемка пролетных строений с заделкой сколов полимерными покрытиями (латексцементный и полимерный бетон)

25

19.

VI

Профилактика поверхностей пролетных строений*

Дефекты отсутствуют

  

  

  

  

ребристых и плитных с каркасной арматурой (сборные)

  

Гидрофобизация, лакокрасочные покрытия

10

  

  

то же, монолитных

То же

То же

15

  

  

то же, предварительно напряженных

- " -

То же, дублированные покрытия

20-25

_____________________

* Указана периодичность защиты поверхностей с момента строительства сооружения, в том числе для случаев, когда отсутствуют дефекты.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs