• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


     
     УТВЕРЖДЕНО Министерством автомобильных дорог РСФСР (протокол N 29 от 24.08.81)
     
     
     В руководстве детально описаны основные характеристики движения транспортных потоков, методы прогнозирования интенсивности движения и расчета пропускной способности отдельных участков и дороги в целом.
     
     Руководство разработано взамен Методических рекомендаций по оценке пропускной способности автомобильных дорог (Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1975).
     
     В составлении руководства участвовали: В.В.Сильянов, Л.Г.Биннатов, Я.Э.Варна, В.М.Еремин, Р.С.Картанбаев, Б.К.Каюмов, Е.М.Лобанов, С.С.Петросян, В.И.Пуркин, М.Т.Работяга, И.С.Садиков, Ю.М.Ситинков, В.А.Сусницын, М.С.Талаев, Д.Т.Хамраев, А.Я.Хомяк, А.П.Шевяков, В.В.Чванов (МАДИ); А.П.Васильев, В.С.Адасинский, Б.Б.Анохин, А.В.Бабков, В.О.Машкин, Н.П.Минин, В.П.Расников (Гипродорнии); Н.Ф.Хорошилов, Н.П.Рябиков, О.Н.Яковлев (Союздорнии), Б.Н.Баваров, Н.Н.Чуклинов (ВНИИБД МВД СССР); П.К.Дуюнов (Фрунзенский полит. ин-т); В.В.Столяров (Саратовский полит. ин-т); Т.А.Шилакадзе (Грузгосоргдорнии). Редактирование выполнено д-ром техн. наук В.В.Сильяновым.
     
     

ВВЕДЕНИЕ


     
     Пропускная способность зависит от большого числа факторов: дорожных условий (ширины проезжей части, продольного уклона, радиуса кривых в плане, расстояния видимости и др.), состава потока автомобилей, наличия средств регулирования, погодно-климатических условий, возможности маневрирования автомобилей по ширине проезжей части, психофизиологических особенностей водителей и конструкции автомобилей. Изменение из этих факторов приводит к существенным колебаниям пропускной способности в течение суток, месяца, сезона и года. При частом расположении помех на дороге происходят значительные колебания скорости, приводящие к появлению большого числа автомобилей, движущихся в группах, а также снижению средней скорости всего потока.
     
     На пропускную способность маршрута в целом существенно влияет время, затрачиваемое на преодоление узких мест отдельных участков дороги. Продолжительность этого времени может меняться от нескольких десятков секунд на регулируемых пересечениях до нескольких минут на затяжных подъемах и железнодорожных переездах. Увеличение этого времени может резко изменить пропускную способность и создать заторы, а также увеличить протяжение участка, на котором сказывается влияние затора на режим движения автомобилей. Поэтому снижение продолжительности преодоления узких мест позволяет улучшить условия движения не только в их зоне, но и в целом по дороге, повысить ее пропускную способность.
     
     Определение пропускной способности необходимо не только для выявления участков, требующих улучшения условий движения, но и для оценки экономичности и удобства движения всего потока автомобилей по маршруту, выбора эффективных средств организации движения. Любая дорога может работать при загрузках различной интенсивности. При этом предельной будет интенсивность, соответствующая пропускной способности дороги. Эффективность транспортной работы дороги может характеризоваться как пропускной способностью, так и интенсивностью, при которой движение по дороге наиболее экономично и оптимально по условиям работы водителя.
     
     Пропускная способность автомобильных дорог может быть повышена:
     

1) проектированием сочетания элементов плана и продольного профиля, не вызывающих резкого изменения скоростей;
     

2) назначением ширины проезжей части, позволяющей разделить поток автомобилей по составу (дополнительные полосы на подъемах, на пересечениях в одном уровне) и обеспечивающей оптимальную загрузку, при которой движение происходит с достаточно высокими скоростями;
     

3) повышением ровности покрытия и его сцепных качеств;
     

4) реконструкцией пересечений в одном уровне (например, устройство разных типов канализированных пересечений) или устройством пересечений в разных уровнях;
     

5) выбором средств регулирования, обеспечивающих рациональный режим движения;
     

6) снабжением водителей полной информацией об условиях движения по маршруту;
     

7) улучшением работы дорожно-эксплуатационной службы, особенно зимой.
     
     Существенное увеличение пропускной способности дорог можно достигнуть путем повышения динамических качеств автомобилей, особенно их приемистости (возможности быстро набирать скорость с места), и мастерства водителей. Повышая пропускную способность, можно добиться и увеличения скоростей с одновременным обеспечением безопасности движения. Это будет способствовать значительному повышению производительности автомобильного транспорта.
     
     Учитывая сложность определения пропускной способности и ее зависимость от большого числа факторов, в Руководстве приведены не только общий метод оценки пропускной способности, но и методы, позволяющие детальнее учитывать условия движения на наиболее сложных участках дорог.
     
     

Раздел 1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ ПОТОКА АВТОМОБИЛЕЙ

     
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ ПОТОКА АВТОМОБИЛЕЙ

     
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


     

1.1. На пропускную способность влияет большое число факторов, зависящих от технических параметров дороги и автомобилей. Поэтому для получения надежных данных о пропускной способности должны быть учтены показатели, характеризующие взаимодействие между автомобилями в потоке в различных дорожных условиях.
     

1.2. Транспортные потоки характеризуются: интенсивностью, составом, скоростью, интервалами между автомобилями, плотностью потока. Вследствие взаимодействия автомобилей в потоке все эти характеристики функционально связаны друг с другом.
     
     

ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


     

1.3. При использовании данных, основывающихся на учете часовой интенсивности движения в различные периоды года, обоснования мероприятий по организации движения, оценки уровня удобства движения, инженерных мероприятий по повышению безопасности движения и пропускной способности, за расчетную принимают часовую интенсивность движения Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, составляющую 0,8 от максимальной Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, т.е. Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог.
     
     Расчетная часовая интенсивность движения
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, (1.1)


где Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - среднегодовая суточная интенсивность движения в обоих направлениях, авт./сут.
    

1.4. Разрабатывая мероприятия, повышающие пропускную способность отдельных элементов дорог с ярко выраженным различием условий движения по направлениям (например, подъемы, пересечения в одном уровне и т.д.), необходимо учитывать эту неравномерность. Коэффициент неравномерности распределения  интенсивности движения по направлениям в среднем можно принять равным 0,6. Тогда расчетная часовая интенсивность движения:
     

в одном направленииРуководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог;

в другом "Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог.

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог


(1.2)

1.5. При обосновании оптимальной загрузки дороги (см. приложение 2) и планировании стадийных мероприятий, повышающих пропускную способность (см. раздел 6), необходимо устанавливать не только интенсивность движения на начальный и конечный годы перспективного периода, но и динамику ее изменения по годам по отношению к начальному году.
     

1.6. Перспективную интенсивность движения необходимо прогнозировать исходя из анализа материалов экономических изысканий, данных учета за последние 10-15 лет и народнохозяйственного значения района проложения дороги.
     
     Можно использовать следующие закономерности изменения интенсивности движения: а) по закону прямой с постоянным коэффициентом прироста; б) по геометрической прогрессии с постоянными темпами роста в течение расчетного периода; в) по геометрической прогрессии с убывающими темпами роста.
     
     При изменении интенсивности по годам по закону прямой интенсивность Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог-го года
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог. (1.3)


     При изменении интенсивности по закону геометрической прогрессии интенсивность Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог-го года
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, (1.4)


где Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - интенсивность движения в начальном году, авт./сут; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - средний ежегодный процент прироста интенсивности движения, установленный по данным учета движения за период не менее 10-15 лет; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - число лет до конца перспективы; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - коэффициент ежегодного роста интенсивности; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - ежегодный прирост интенсивности движения, авт./сут.
     
     Уравнения (1.3) и (1.4) целесообразно применять при расчете интенсивности на дорогах IV и V категорий. На дорогах II категории по этим формулам следует осуществлять краткосрочный прогноз интенсивности для целей организации движения на период до 5 лет.
     
     При загрузке дороги движением свыше 0,5 от размера пропускной способности для прогнозов интенсивности следует применять закономерность с убывающими темпами роста
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, (1.5)


где Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - расчетный срок перспективы, лет; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог и Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - эмпирические коэффициенты, зависящие от первоначального темпа относительного прироста интенсивности движения.
     

Первоначальный темп,

%

10

12

14

16

18

20

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

3,7

3,1

2,5

1,9

1,3

0,7

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

6,3

8,9

14,5

14,1

16,7

19,3

1.7. При известных законах роста интенсивности, расчетной перспективе, исходной интенсивности и параметрах, характеризующих ежегодный прирост, перспективную интенсивность любого года целесообразно определять по номограммам (рис.1.1-1.3).
     
     

Рис.1.1. Номограмма для определения перспективной интенсивности движения при линейном ежегодном приросте интенсивности

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Рис.1.1. Номограмма для определения перспективной интенсивности движения при линейном ежегодном приросте интенсивности

Рис.1.2. Номограмма для определения перспективной интенсивности движения при ежегодном приросте интенсивности по геометрической прогрессии с постоянными темпами роста

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Рис.1.2. Номограмма для определения перспективной интенсивности движения при ежегодном приросте интенсивности по геометрической прогрессии с постоянными темпами роста

Рис.1.3. Номограмма для определения перспективной интенсивности движения при ежегодном приросте интенсивности по геометрической прогрессии с убывающими темпами роста

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Рис.1.3. Номограмма для определения перспективной интенсивности движения при ежегодном приросте интенсивности по геометрической прогрессии с убывающими темпами роста

     
     
СОСТАВ ДВИЖЕНИЯ


     

1.8. Состав движения существенно влияет на пропускную способность и выбор мероприятий по повышению пропускной способности. Его необходимо учитывать при всех расчетах, связанных с оценкой уровней удобства и пропускной способности. Состав движения на дороге определяют на основе непосредственного учета движения, анализа народнохозяйственного значения района проложения дороги и перспектив его развития, анализа парка автопредприятий, расположенных и зоне влияния дороги.
     

1.9. Для технико-экономических расчетов, связанных с определением оптимальной загрузки дорог, необходима детализация состава движения по моделям автомобилей с учетом их грузоподъемности (см. п.2.4).
     
     

СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ


     

1.10. Следует различать скорости движения: расчетную, мгновенную (на определенном участке дороги), эксплуатационную и техническую.
     
     Расчетная скорость - максимальная безопасная скорость одиночных легковых автомобилей, обеспечиваемая дорогой при хорошей видимости, на ровном и шероховатом покрытии, в сухую погоду. На эту скорость рассчитываются все геометрические элементы при разработке проекта.
     
     Мгновенная скорость - наблюдаемая в конкретном створе дороги. Различают мгновенные скорости 15, 50 и 85% обеспеченности (см. ВСН 25-76 Минавтодора РСФСР). Скорость 15% обеспеченности показывает скорость медленно движущихся автомобилей. Скорость 50% обеспеченности соответствует средней мгновенной скорости всех автомобилей в транспортном потоке.
     
     Скорость 85% обеспеченности показывает скорость, которую не превышает основная часть потока автомобилей. Эта скорость обычно используется при выборе средств организации движения и введении ограничения скоростей.
     
     Эксплуатационная скорость (скорость сообщения) - средняя на рассматриваемом маршруте или участке дороги с учетом задержек, получаемая делением пути на продолжительность проезда (время сообщения).
     
     Техническая скорость - средняя на рассматриваемом маршруте или участке дороги без учета задержек и остановок в пути.
     
     Скорость свободного движения - скорость при отсутствии взаимного влияния автомобилей (сказывается влияние только дорожных условий).
     

1.11. Скорости движения могут быть установлены путем их измерения на выделенных створах (мгновенные скорости) или путем проезда испытательного автомобиля в составе транспортного потока с измерением в характерных местах дороги по протарированному спидометру (см. ВСН 25-76 Минавтодора РСФСР) или записи с помощью аппаратуры для измерения режимов движения.
     
     

ИНТЕРВАЛЫ МЕЖДУ АВТОМОБИЛЯМИ


     

1.12. Интервалы между автомобилями могут меняться в очень широких пределах, даже при высокой интенсивности движения. Как во времени, так и по расстоянию интервалы являются характеристиками, от которых зависит пропускная способность полосы движения. На размер интервалов влияют скорость и интенсивность движения. Существенное перераспределение интервалов наблюдается при появлении в потоке грузовых автомобилей или автобусов, имеющих низкие скорости.
     

1.13. Как во времени, так и по расстоянию интервалы измеряют между передними бамперами переднего и заднего автомобилей.
     
     При оценке максимальной пропускной способности пересечений в одном уровне и участков переплетения и слияния рассматривают интервалы во времени и размер граничного интервала, который принимается большинством водителей при выполнении маневров.
     
     Интервалы, принимаемые водителями:
     

При

пересечении

потоков,

с

9-14

(в среднем 12)

"

слиянии

"

с

3,5-6

( " " 5)

"

переплетении

"

с

2-6

( " " 4)

     
     
ПЛОТНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПОТОКА АВТОМОБИЛЕЙ


     

1.14. Плотность движения - число автомобилей на единицу длины дороги (обычно на 1 км); ее измеряют числом автомобилей на 1 км дороги.
     

1.15. Связь между основными характеристиками потока автомобилей
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, (1.6)


где Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - интенсивность движения, авт/ч; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - скорость, км/ч; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - плотность потока, авт./км.
     
     Эта связь графически выражена зависимостью интенсивность - плотность (рис.1.4). Максимум кривой соответствует пропускной способности.
     
     

Рис.1.4. Пример зависимости интенсивность - плотность

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Рис.1.4. Пример зависимости интенсивность - плотность


     

1.16. Понятие о плотности движения используют при оценке пропускной способности в различных дорожных условиях (см. приложение 1).
     
     

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ


     

1.17. Пропускная способность - максимальное число автомобилей, которое может пропустить участок в единицу времени в одном или двух направлениях в рассматриваемых дорожных и погодно-климатических условиях.
     

1.18. Следует различать: теоретическую, практическую и расчетную пропускные способности.
     

1.19. Теоретическую пропускную способность Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог определяют расчетом для горизонтального участка дороги, считая постоянными интервалы между автомобилями и однородным составом транспортного потока (состоящим только из легковых автомобилей). Теоретическая пропускная способность полосы автомобильной магистрали составляет около 2900 легковых авт/ч.
    

1.20. Под практической понимают пропускную способность, которая обеспечивается на дорогах в реальных условиях движения. Различают два вида практической пропускной способности: максимальную Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, наблюдаемую на эталонном участке; практическую Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог в конкретных дорожных условиях.
   

1.21. Эталонный участок с максимальной практической пропускной способностью Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог характеризуется следующими дорожными условиями: имеются горизонтальные прямолинейные участки, расстояние между пересечениями более 5 км; полос движения не менее двух; ширина полосы 3,75 м; укрепленные обочины шириной 3 м; расстояние видимости превышает 800 м; сухое покрытие ровное, шероховатое; транспортный поток состоит только из легковых автомобилей; на обочинах отсутствуют боковые препятствия, снижающие скорость; благоприятные погодно-климатические условия.
    

1.22. Практическая пропускная способность Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог соответствует пропускной способности участков, имеющих худшие условия по сравнению с эталонным участком (см. п.1.21).
    

1.23. Расчетная пропускная способность характеризует экономически целесообразное число автомобилей, которое может пропустить в единицу времени участок в рассматриваемых дорожных условиях при принятой схеме организации движения.
     

1.24. Расчетная пропускная способность рассматривается как проектный показатель в совокупности с расчетной интенсивностью движения, который служит основой для назначения размеров геометрических элементов дорог и их сочетаний и обеспечивает на расчетную 20-летнюю перспективу оптимальные параметры работы дороги в специфических погодно-климатических условиях рассматриваемого района проектирования.
     

1.25. Показатель расчетной пропускной способности обосновывают расчетом.
     
     При этом принимают во внимание погодно-климатические условия, условия формирования интенсивности движения на дороге, характеристик рельефа местности; интенсивность и состав движения.
     

1.26. Расчетная пропускная способность
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, (1.7)


где Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - коэффициент перехода от теоретической пропускной способности к расчетной; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - теоретическая пропускная способность, легковых авт/ч.

     Значения коэффициентов Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог приведены в табл. 1.1.
     
     

Таблица 1.1

Вид дороги

Категория рельефа по СНиПу

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог в зависимости от категории дороги



I

II

III

IV

V

Подходы к крупным городам

1

0,80

0,92

0,99

1,00

1,00

2

0,75

0,87

0,95

0,99

1,00


3

0,65

0,77

0,86

0,94

1,00

Дороги промышленных зон и районов

1

0,90

0,96

0,99

1,00

1,00

2

0,80

0,90

0,97

1,00

1,00

3

-

0,79

0,90

0,96

1,00

Дороги сельскохозяйственных районов

1

-

0,90

0,98

1,00

1,00


2

-

0,85

0,92

0,97

1,00


3

-

-

-

0,93

0,98

Дороги курортных районов

1

0,71

0,82

0,92

0,98

1,00

2

0,65

0,77

0,87

0,95

0,99

3

0,55

0,68

0,80

0,90

0,95


     

1.27. Пропускная способность зависит от скорости движения, обеспечиваемой дорогой (рис.1.5).
     
     

Рис.1.5. Зависимость максимальной практической пропускной способности от скорости движения для дорог

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Рис.1.5. Зависимость максимальной практической пропускной способности от скорости движения для дорог

     
     
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ УДОБСТВА ДВИЖЕНИЯ


     

1.28. Состояние потока автомобилей и условия движения на дороге характеризуются уровнем удобства движения, являющимся комплексным показателем экономичности, удобства и безопасности движения. Основными характеристиками уровней удобства являются: коэффициент загрузки движения Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, коэффициент скорости Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, коэффициент насыщения движением Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог.
     
     Коэффициент загрузки движением
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, (1.8)


где Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - интенсивность движения (существующая или перспективная), легковых авт/ч;
     
     Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - практическая пропускная способность, легковых авт/ч.
     
     Коэффициент скорости движения
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, (1.9)


где Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - средняя скорость движения при рассматриваемом уровне удобства, км/ч; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - скорость движения в свободных условиях при уровне удобства Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, км/ч.
     
     Коэффициент насыщения движением
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, (1.10)


где Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - средняя плотность движения при рассматриваемом уровне, авт/км; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - максимальная плотность движения, авт/км.
   

1.29. Различают четыре уровня удобства движения на дорогах, характеристика которых приведена в табл.1.2.
     
     

Таблица 1.2

Уровень удобства движения

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Характеристика потока автомобилей

Состо-
яние потока

Эмоци-
ональная загрузка водителя

Удобство работы водителя

Экономическая эффективность работы дороги

A

<0,2

>0,9

<0,1

Автомобили движутся в свободных условиях, взаимодействие между автомобилями отсутствует

Свободное

Низкая

Удобно

Неэффективная

Б

0,2-0,45

0,7-0,9

0,1-0,3

Автомобили движутся группами, совершается много обгонов

Частично связанное

Нормальная

Мало удобно

Мало эффективная

В

0,45-0,7

0,55-0,7

0,3-0,7

В потоке еще существуют большие интервалы между автомобилями, обгоны затруднены

Связанное

Высокая

Неудобно

Эффективная

Г-а

0,7-1

0,4-0,55

0,7-1,0

Сплошной поток автомобилей, движущихся с малыми скоростями

Насыщен- ное

Очень высокая

Очень неудобно

Неэффективная

Г-б

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог1

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог0,4

1,0

Поток движется с остановками, возникают заторы

Плотное насы-
щенное

То же

То же

То же

     
     
Уровень удобства А


     

1.30. Уровень удобства А соответствует условиям, при которых отсутствует взаимодействие между автомобилями. Водители свободны в выборе скоростей; максимальные скорости на горизонтальном участке более 70 км/ч. Максимальная интенсивность движения не превышает 20% от пропускной способности.
     

1.31. Скорость практически не снижается с ростом интенсивности движения (рис.1.6).
     
     

Рис.1.6. Изменение средней скорости с ростом загрузки дороги

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Рис.1.6. Изменение средней скорости с ростом загрузки дороги


     

1.32. По мере увеличения загрузки число дорожно-транспортных происшествий несколько уменьшается (рис.1.7), но практически все они имеют тяжелые последствия.
     
     

Рис.1.7. Изменение аварийности с ростом загрузки дороги

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Рис.1.7. Изменение аварийности с ростом загрузки дороги

     
     
Уровень удобства Б


     

1.33. При уровне удобства Б проявляется взаимодействие между автомобилями, возникают отдельные группы автомобилей, увеличивается число обгонов. При верхней границе уровня Б число обгонов наибольшее. Максимальная скорость на горизонтальном участке составляет примерно 80% от скорости в свободных условиях, максимальная интенсивность - 50% от пропускной способности.
     

1.34. Скорости движения быстро снижаются по мере роста интенсивности (рис.1.6).
     

1.35. Число дорожно-транспортных происшествий увеличивается с ростом интенсивности движения (рис.1.7).
     
     

Уровень удобства В


     

1.30. При уровне удобств В происходит дальнейший рост интенсивности движения, что приводит к появлению колонн автомобилей. Число обгонов сокращается по мере приближения интенсивности к предельной для данного уровня. Максимальная скорость на горизонтальном участке составляет 70% от скорости в свободных условиях; отмечаются колебания интенсивности движения в течение часа. Максимальная интенсивность составляет 75% от пропускной способности.
     

1.37. С ростом интенсивности движения скорости снижаются незначительно (см. рис.1.6).
     

1.38. Общее число дорожно-транспортных происшествий увеличивается с ростом интенсивности движения (см. рис.1.7).
     
     

Уровень удобства Г


     

1.39. Уровень удобства Г разделяют на два подуровня (Г-а и Г-б), которые характеризуют изменение движения плотного потока автомобилей при интенсивности, близкой и равной пропускной способности.
     
     

Уровень удобства Г-а


     

1.40. При уровне удобства Г-а создается колонное движение с небольшими разрывами между колоннами. Обгоны отсутствуют. Между проходами автомобилей в потоке преобладают интервалы меньше 2 с. Наибольшая скорость составляет 50-55% от скорости в свободных условиях. Максимальная интенсивность движения равна пропускной способности; наблюдается значительное колебание интенсивности в течение часа.
     

1.41. Скорости движения с ростом интенсивности меняются незначительно (рис.1.6).
     

1.42. Число дорожно-транспортных происшествий непрерывно увеличивается (рис.1.7) и начинает несколько снижаться при интенсивности движения, близкой к пропускной способности.
     
     

Уровень удобства Г-б


     

1.43. При уровне удобств Г-б автомобили движутся непрерывной колонной с частыми остановками; скорость в периоды их движения составляет 35-40% от скорости в свободных условиях, а при заторах равна нулю. Интенсивность меняется от нуля до интенсивности, равной пропускной способности.
     

1.44. Число дорожно-транспортных происшествий уменьшается по сравнению с другими уровнями. Снижаются также их тяжесть и величина потерь.
     

1.45. При расчетах оптимального уровня удобства (см. приложение 2) средние скорости Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог и среднюю аварийность Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог следует вычислять с учетом рекомендаций табл.1.3.
     
     

Таблица 1.3

Число полос движения
(в оба направления)

Средние скорости движения потока автомобилей, км/ч

Число дорожно-транспортных происшествий на 1 млн. авт·км

2

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

4

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

6

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

8

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог


     Примечание. Приведенные в табл.1.3 формулы применены при Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - для легковых автомобилей в потоке, %; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - интенсивность движения в обоих направлениях, авт/ч.
     
     
     Более детальный расчет скоростей и других характеристик транспортных потоков может быть выполнен с помощью ЭВМ (см. приложения 15, 16, 17 и 18).
  

1.46. Уровни удобства, характеризующие изменение взаимодействия автомобилей в транспортном потоке, следует использовать для обоснования числа полос движения как на всей дороге, так и на ее отдельных участках (в первую очередь на тех, где в дальнейшем будет затруднена реконструкция: большие мосты, участки, проходящие через плотную застройку; участки с высокими насыпями и др.); для обоснования ширины полосы отвода; при разработке стадийных мероприятий по повышению пропускной способности; для выбора средств регулирования движения (см. раздел 6); при установлении предельной интенсивности для рассматриваемой категории дорог с учетом района ее проложения и движения на ней.
     

1.47. Уровень удобства движения может меняться по длине дороги и для каждого участка и течение сугок, месяца, года. Расчеты следует проводить на оптимальный уровень удобства (средний для всей дороги или ее участка).
     

1.48. При проектировании и эксплуатации дорог необходимо обеспечивать оптимальный уровень удобства движения дороги каждой категории. Рекомендуемые уровни удобства движения для разных дорог приведены в табл.1.4. Порядок расчета оптимального уровня удобства - в приложении 2.
     
     

Таблица 1.4


Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог



Тип автомобильной дороги

новое проекти-
рование

реконст-
рукция

Рекомендуемый уровень удобства

Критерий определения
Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Подъезды к аэропортам, морским и речным причалам

0,2

0,5

A

минимизация времени сообщения

Внегородские автомобильные магистрали (дороги I категории)

0,45

0,6

Б

минимум приведенных затрат

Входы в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших городов

0,55

0,65

В

То же

Автомобильные дороги II-III категорий

0,65

0,7

Г

"

Автомобильные дороги IV категории

0,7

0,75

Г

"

Раздел 2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ДОРОГ

     
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ДОРОГ

     
ОБЩИЕ МЕТОДЫ РАСЧЕТА


     

2.1. При оценке практической пропускной способности в конкретных дорожных условиях рекомендуется использовать уравнение:
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, (2.1)


где Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - итоговый коэффициент снижения пропускной способности, равный произведению частных коэффициентов (см. п.2.4) Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - максимальная практическая пропускная способность легковых авт/ч (см. п.2.3).
  

2.2. При оценке практической пропускной способности в реальных дорожных условиях для целей организации движения следует пользоваться уравнением:
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, (2.2)


где Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - коэффициент, зависящий от загрузки встречной полосы движения (Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог при малой загрузке встречной полосы Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог при равном распределении интенсивности по встречным полосам; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог при высокой загрузке встречной полосы Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог), Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - коэффициент, зависящий от дорожных условий и типа дорог; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - скорость движения в свободных условиях на рассматриваемом участке, км/ч; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - максимальная плотность движения на рассматриваемом участке, авт/км; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - длина участка; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - интервал между автомобилями.
     
     Максимальную плотность смешанного транспортного потока устанавливают с учетом интервалов между автомобилями и их габаритов. Для удобства определения Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог следует ввести средний расчетный интервал Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, представляющий собой сумму дистанций между автомобилями и длину участка, занимаемого передним автомобилем.
     
     При разнородном составе потока средний интервал следует определять с учетом возможного сочетания стоящих друг за другом автомобилей:
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, (2.3)


где Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - фактическая вероятность появления легкового, грузового автомобиля и автомобильного поезда (определяют по данным учета движения или задают составом движения); Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - интервалы между типами автомобилей с учетом их длины.
     
     

Таблица 2.1

Тип задних автомобилей

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, м, для автомобилей

легковых

грузовых

автопоездов

Легковые

1,3

9,3

13,2

Грузовые

9,0

9,7

14,1

Автопоезда

13,0

14,2

17,3


     

2.3. При расчетах следует исходить из следующей максимальной практической пропускной способности (Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог легковых авт/ч):
     

Однополосные дороги, имеющие разъезды

800

в оба направления

Двухполосные дороги

2000

" "

Трехполосные "

4000

" "

Автомобильные магистрали, имеющие 4 полосы

2000

по одной полосе

То же, 6 полос

2200

" " "

" 8 "

2300

" "

2.4. Значения коэффициента Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог приведены в табл.2.2. Коэффициент Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог имеет следующие значения:
     

Ширина обочины, м

3,75

3,0

2,50

2,0

1,5

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

1,0

0,97

0,92

0,8

0,7


     
Таблица 2.2

Автомобильная дорога

Ширина, м

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

полосы

проезжей части

Многополосная

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог3,0

-

0,9

3,5

-

0,96

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог3,75

-

1,0

Двухполосная

-

6,0

0,85/0,54*

-

7,0

0,9/0,71*

-

7,5

1,0/0,87*

_____________
     * В знаменателе приведены коэффициенты при наличии снежного наката на полосе движения.
     
     
     Коэффициенты Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог приведены в табл.2.3-2.5.


Таблица 2.3

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог при ширине полосы движения, м

Расстояние от кромки проезжей части до препятствия, м

Боковые помехи с одной стороны

Боковые помехи с обеих сторон

2,5

1,0

1,0

0,98

1,0

0,98

0,96

2,0

0,99

0,99

0,95

0,98

0,97

0,93

1,5

0,97

0,95

0,94

0,96

0,93

0,91

1,0

0,95

0,90

0,87

0,91

0,88

0,85

0,5

0,92

0,83

0,80

0,88

0,78

0,75

0

0,85

0,78

0,75

0,82

0,73

0,70


     
Таблица 2.4

Количество автопоездов в потоке, %

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог при числе легких и средних грузовых автомобилей, %

10

20

50

60

70

1

0,99

0,98

0,94

0,90

0,80

5

0,97

0,96

0,91

0,88

0,84

10

0,95

0,93

0,88

0,85

0,81

15

0,92

0,90

0,85

0,82

0,78

20

0,90

0,87

0,82

0,79

0,76

25

0,87

0,84

0,79

0,76

0,73

30

0,84

0,81

0,76

0,72

0,70


     Примечание. Коэффициент Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог на подъемах не учитывают, так как состав движения учтен при определении коэффициента.Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог
     
     

Таблица 2.5

Продольный уклон, ‰

Длина подъема, м

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог при количестве автомобильных поездов в потоке, %

2

5

10

15


200

0,98

0,97

0,94

0,89

20

500

0,97

0,94

0,92

0,87


800

0,96

0,92

0,90

0,84


200

0,96

0,95

0,93

0,86

30

500

0,95

0,93

0,91

0,83


800

0,93

0,90

0,88

0,80


200

0,93

0,90

0,86

0,80

40

500

0,91

0,88

0,83

0,76


800

0,88

0,85

0,80

0,72


200

0,90

0,85

0,80

0,74

50

500

0,86

0,80

0,75

0,70


800

0,82

0,76

0,71

0,64


200

0,83

0,77

0,70

0,63

60

500

0,77

0,71

0,64

0,55


800

0,70

0,63

0,53

0,47


200

0,75

0,68

0,60

0,55

70

300

0,63

0,55

0,48

0,41


     
     Коэффициенты Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог имеют следующие значения:
     

Расстояние видимости, м

<50

50-100

100-150

150-250

250-350

>350

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

0,68

0,73

0,84

0,80

0,98

1,0

Радиус кривой в плане, м

< 100

100-250

250-450

450-600

>600

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

0,85

0,90

0,96

0,99

1,0

Ограничение скорости знаком, км/ч

10

20

30

40

50

60

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

0,44

0,76

0,88

0,96

0,98

1,0


     Значения коэффициента Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог приведены в табл.2.6.
     
     

Таблица 2.6

Тип пересечения

Т-образное

четырехстороннее

Число автомобилей, поворачивающих налево, %

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог при ширине проезжей части основной дороги, м

7,0

7,5

10,5

7,0

7,5

10,5


Необорудованное пересечение

0

0,97

0,98

1,00

0,94

0,95

0,98

20

0,85

0,87

0,92

0,82

0,83

0,91

40

0,73

0,75

0,83

0,70

0,71

0,82

60

0,60

0,62

0,75

0,57

0,58

0,73

80

0,45

0,47

0,72

0,41

0,41

0,70


Частично оборудованное пересечение с островками без переходно-скоростных полос

0

1,0

1,0

1,0

0,98

0,99

1,0

20

0,97

0,98

1,0

0,98

0,97

0,99

40

0,93

0,94

0,97

0,91

0,92

0,97

60

0,87

0,88

0,93

0,84

0,85

0,93

80

0,87

0,88

0,92

0,84

0,85

0,92


Полностью канализированное пересечение

0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

20

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

40

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

60

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

80

0,97

0,98

0,99

0,95

0,97

0,98


     
     Коэффициенты Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорогимеют следующие значения:
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Обочины имеют то же покрытие, что и проезжая часть

1,0

Обочины укреплены: щебнем с краевой полосой из бетонных плит; щебнем без краевой полосы

0,99

засевом трав

0,95

Неукрепленные обочины в сухом состоянии

0,90

Скользкие, покрытые грязью обочины

0,45

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Шероховатое асфальто- или цементобетонное, черное щебеночное покрытие

1,0

Асфальтобетонное покрытие без поверхностной обработки

0,91

Сборное бетонное покрытие

0,86

Булыжная мостовая

0,42

Грунтовая дорога без пыли, сухая

0,90

То же, размокшая

0,1-0,3

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Площадка отдыха, бензозаправочные станции или остановочные площадки с полным отделением от основной дороги и наличием специальной полосы для въезда

1,0

То же, при наличии только отгона ширины

0,98

" , при отсутствии полосы и отгона

0,80

" , без отделения от основной проезжей части

0,64

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Осевая разметка

1,02

Краевая и осевая разметки

1,05

Разметка полос на подъемах с дополнительной полосой

1,50

То же, на четырехполосной дороге

1,23

" , на трехполосной дороге

1,30

Двойная осевая разметка

1,12

Знак ограничения скорости

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Указатели полос движения

1,10


     Значения коэффициента Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог приведены в табл.2.7.
     
     

Таблица 2.7

Число автобусов в потоке, %

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог при числе легковых автомобилей в потоке, %

70

50

40

30

20

10

1

0,82

0,76

0,74

0,72

0,70

0,68

5

0,80

0,75

0,72

0,71

0,69

0,66

10

0,77

0,73

0,71

0,69

0,67

0,65

15

0,75

0,71

0,69

0,67

0,66

0,64

20

0,73

0,69

0,68

0,66

0,64

0,62

30

0,70

0,66

0,64

0,63

0,61

0,60


     
     Приведение различных транспортных средств к легковым автомобилям производят с помощью коэффициента (СНиП II-Д.5-72):
     

Легковые автомобили

1,0

Мотоциклы с коляской

0,75

" и мопеды

0,5

Грузовые автомобили грузоподъемностью до 2 т

1,5

То же, 6 т

2,0

" 8 т

2,5

" 14 т

3,0

" свыше 14 т

3,5

Автопоезда грузоподъемностью до 6 т

2,5

То же, 12 т

3,0

" 20 т

4,0

" 30 т

5,0

" 30 т

6,0

Автобусы

3,5

2.5. Промежуточные значения коэффициентов, приведенных в п.2.4, определяют интерполяцией.
     

2.6. Для оперативной проверки практической пропускной способности участков двухполосных дорог, имеющих сочетание геометрических элементов, рекомендуется уравнение:
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, (2.4)


где Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - ширина проезжей части, м; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - продольный уклон, ‰ (Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог‰); Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - радиус кривой в плане, м (Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог); Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - число легковых автомобилей в потоке, доли единицы.

2.7. При проектировании пропускную способность участка подъема двухполосных дорог с дополнительной полосой определяют как сумму пропускных способностей двух полос с учетом распределения потока по полосам на подъем:
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог. (2.5)


     Пропускная способность дополнительной (правой) полосы на подъеме
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог. (2.6)


     Пропускная способность основной (левой) полосы при наличии дополнительной полосы на подъеме
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог. (2.7)

     
     
РАСЧЕТ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ТРЕХПОЛОСНЫХ ДОРОГ


     

2.8. Проектируя реконструкцию двухполосных дорог в трехполосные и разрабатывая мероприятия по улучшению транспортно-эксплуатационных качеств существующих трехполосных дорог, следует исходить из максимальной практической пропускной способности трехполосных дорог и перспективного роста интенсивности движения потока автомобилей. При этом к основным требованиям, предъявляемым к проектам реконструкции, следует относить обеспечение соответствия ширины проезжей части после реконструкции реальной интенсивности движения в настоящее время и на расчетную перспективу, с учетом характера ожидаемого транспортного потока, при минимальных капитальных затратах.
     

2.9. Пропускная способность трехполосных дорог зависит от интенсивности и структуры транспортного потока, неравномерности их распределения по направлениям, а также от методов организации движения.
     

2.10. Максимальная практическая пропускная способность трехполосной дороги может быть при следующих дорожных условиях: прямолинейный горизонтальный участок; расстояние видимости с учетом обгона не менее 700 м; проезжая часть размечена на три полосы движения (ширина каждой 3,75 м); укрепленные обочины шириной 3 м; покрытие сухое, ровное и шероховатое; транспортный поток состоит только из легковых автомобилей; интенсивность движения в преобладающем  направлении превышает интенсивность встречного потока не менее чем в 2 раза; боковые препятствия отсутствуют, погодные условия благоприятные. В этих условиях наиболее полно используются все полосы проезжей части трехполосной дороги.
     

2.11. При расчетах в зависимости от методов организации движения нужно исходить из следующей максимальной практической пропускной способности трехполосных дорог в оба направления: трехполосное движение - 4000 авт/ч, реверсивное движение по средней полосе - 4200 авт/ч.
     

2.12. Для расчета максимальной пропускной способности отдельных участков трехполосных автомобильных дорог и получения дополнительных коэффициентов снижения пропускной способности, необходимых при оценке эффективности мероприятий по повышению их транспортно-эксплуатационных качеств, в реальных дорожных условиях следует пользоваться уравнениями:
     
     при организации трехполосного движения
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог; (2.8)


     при организации реверсивного движения по средней полосе
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, (2.9)


где Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - коэффициент, учитывающий влияние дорожных условий на пропускную способность; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - коэффициент, учитывающий влияние длины перегона между пересечениями и примыканиями на скорость автомобилей; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - коэффициент, учитывающий влияние неравномерности распределения интенсивности движения по направлениям на степень загруженности средней полосы трехполосной дороги; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - коэффициент, учитывающий распределение автомобилей по ширине проезжей части при организации реверсивного движения; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - скорость свободного движения, км/ч; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - максимальная плотность потока на одной полосе, авт/км.
     
     Расчетные значения коэффициента Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог:
     

Разметка

трехполосная

трехполосная с реверсивной полосой

Пределы Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

0,19-0,23

0,20-0,25

Расчетные значения Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

0,20

0,22


     Расчетные значения Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог при разной длине перегона между пересечениями и примыканиями:
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, км

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог3

2

1,5

1,0

0,5

0,5

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

1,0

0,98

0,96

0,92

0,88

0,80


     Степень загрузки движением средней полосы при трехполосной разметке проезжей части зависит от неравномерности распределения интенсивности и состава движения по направлениям, характеризуемой коэффициентом Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, который определяется как отношение интенсивности движения автомобилей преобладающего направления к интенсивности встречного движения.
     
     Значения коэффициента Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог для практических расчетов
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

1

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог2

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

1

1,18


     При промежуточных значениях коэффициента Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог следует определять интерполяцией.
     
     Коэффициент Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог зависит от состава преобладающего транспортного потока:
     

Легковые автомобили, %

<25

25-30

50-75

>75

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

1,64

1,75

1,69

1,92


Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог определяют в рассматриваемых дорожных условиях по методике, изложенной в п.2.2.
    

2.13. Для определения пропускной способности трехполосных дорог в разных условиях введены дополнительные коэффициенты снижения максимальной пропускной способности. Они установлены на основе измерения средней величины свободных скоростей автомобилей и максимальной плотности движения на одних и тех же участках трехполосных дорог с различными дорожными условиями.
     
     Каждый дополнительный коэффициент характеризует изменение пропускной способности конкретных участков, имеющих ширину приезжей части 10,5-12 м, с различными методами организации по сравнению с максимальной пропускной способностью трехполосной дороги в благоприятных дорожных условиях (см. п.2.11).
     
     Значения дополнительных коэффициентов снижения максимальной способности даны в табл.2.8-2.14. Верхний индекс в обозначениях коэффициентов Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог означает трехполосную дорогу.
     
     Частные коэффициенты снижения пропускной способности, отражающие влияние расстояния видимости, радиусов кривых в плане, продольного уклона, укрепления обочин, типов покрытий, планировки пересечений, примыканий и сооружений, обслуживающих движение, состава потоков автомобилей, знаков и указателей на пропускную способность трехполосных дорог, берут из п.2.4 коэффициенты Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог; Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог;

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог.
    

2.14. Итоговый коэффициент снижения пропускной способности трехполосных дорог в характерных дорожных условиях определяется перемножением частых коэффициентов по формуле (2.1).
     

2.15. При разработке проекта организации движения с учетом интенсивности и состава встречных потоков, а также обеспечения минимальных суммарных приведенных затрат пропускную способность трехполосных дорог оценивают с помощью номограммы (рис.2.1).
     
     

Рис.2.1. Номограмма для оценки пропускной способности трехполосных дорог с различными проектными решениями

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Рис.2.1. Номограмма для оценки пропускной способности трехполосных дорог с различными проектными решениями:

I - организация двухполосного движения; II - организация трехполосного движения; III - организация трехполосного движения с реверсивной полосой; IV - реконструкция трехполосной дороги в четырехполосную автомобильную магистраль


     Влияние на пропускную способность ширины обочин показано в табл.2.8, а разметки - в табл.2.9.
     
     

Таблица 2.8

Ширина проезжей части и вид разметки

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог в зависимости от ширины обочины, м

3,5

3,0

2,5

2,0

1,5

1,0

0,5

10,5 м, осевая разметка

1,0

0,99

0,95

0,92

0,90

0,87

0,82

10,5-12,0 м, разметка на три полосы

1,0

0,97

0,93

0,90

0,88

0,85

0,80


     
Таблица 2.9

Ширина проезжей части, м

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог при разметке

трехполосной

двухполосной

отсутствует

11,25-12,0

1,0

0,88

0,75

10,5

0,96

0,85

0,72


     
     Влияние ровности покрытия на пропускную способность:
     

Ровность, см/км

<200

200-400

400-600

600-800

800

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

1,0

0,93

0,82

0,70

0,60


     Влияние стоящих на обочине транспортных средств на пропускную способность показано в табл.2.10.
     
     Влияние неподвижных боковых препятствий (опор путепроводов, телеграфных столбов, мачт светильников, растущих на обочинах деревьев) на пропускную способность:
     

Расстояние до кромки проезжей части, м

4,0

3,0

2,5

2,0

1,5

1,0

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

1,0

0,94

0,89

0,85

0,81

0,75


     Влияние наличия и месторасположения пешеходных дорожек относительно проезжей части на пропускную способность Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог:
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

В 10 м от кромки проезжей части

1,0

" " " " :

При наличии пешеходного ограждения

1,0

" его отсутствии

0,92

На обочине

0,83


     
Таблица 2.10

Боковые помехи с одной стороны

Боковые помехи и обеих сторон

Расстояние от кромки проезжей части до препятствия, м

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог при разметке проезжей части на полосы

две

три

три с реверсивной полосой

две

три

три с реверсивной полосой

2,5

1,0

1,0

1,0

1,0

0,99

0,98

2,0

1,0

0,99

0,98

0,99

0,97

0,95

1,5

0,98

0,96

0,95

0,97

0,94

0,90

1,0

0,96

0,92

0,90

0,93

0,86

0,85

0

0,91

0,88

0,77

0,86

0,80

0,70

-0,5

0,86

0,75

0,70

0,80

0,70

0,62

-1,0

0,81

0,70

-

0,74

0,63

-


     Примечание. Коэффициенты вычислены относительно Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог при соответствующей разметке проезжей части.
     
     
     Влияние условий освещенности проезжей части на пропускную способность показано в табл.2.11.
     
     

Таблица 2.11

Условия освещенности

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог при разметке


трехполосной

осевой

Отсутствие

Днем

1,0

0,88

0,75

Освещена

0,93

0,82

0,70

Не освещена

0,86

0,75

0,65


     Примечание. Коэффициенты вычислены относительно Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог при трехполосной разметке в дневное время.
     
     

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДОРОГ С МНОГОПОЛОСНОЙ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТЬЮ


     

2.16. На автомобильных дорогах с многополосной проезжей частью движение по полосам распределяется неравномерно, пропускную способность следует оценивать путем расчета пропускной способности каждой полосы в отдельности с учетом состава потока.
     

2.17.  Общая пропускная способность автомобильной магистрали
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, (2.10)


где Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог,..., Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - пропускная способность первой, второй и т.д. полос, авт/ч, определяемая по формуле (2.11).
 

2.18. Пропускная способность отдельной полосы:
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог, (2.11)


где Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог - коэффициент приведения смешанного потока автомобилей к потоку легковых автомобилей;
     

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Название документа: Руководство по оценке пропускной способности автомобильных дорог

Номер документа: 29

Вид документа: Приказ Минавтодора РСФСР

Принявший орган: Минавтодор РСФСР

Статус: Действующий

Опубликован: М.: Транспорт, 1982 год

официальное издание

Дата принятия: 24 августа 1981

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах