НПБ 188-2000
НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
АВТОЛЕСТНИЦЫ ПОЖАРНЫЕ.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
Fire aerial ladder. General
technical requirements.
Test methods
Дата введения 2000-06-01
РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным учреждением “Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации“ (ФГУ ВНИИПО МВД России) (В.В.Самохвалов, A.M.Петров, Л.С.Черткова).
ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (А.И.Косых, А.И.Жук).
УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом ГУГПС МВД России от 13 июня 2000 г. N 31.
ВВОДЯТСЯ ВПЕРВЫЕ.
1. Настоящие нормы распространяются на пожарные автолестницы (далее - АЛ), оборудованные стационарными раздвижными стрелами, выполненными в виде непрерывного лестничного марша (лестницами), и предназначенные для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
2. Настоящие нормы должны применяться при проведении сертификационных испытаний в Системе сертификации в области пожарной безопасности.
3. Данные нормы пожарной безопасности должны входить в перечень обязательных для исполнения нормативных документов при установлении лицензионных требований и условий для выдачи лицензий на производство, проведение испытаний и поставки пожарной техники.
4. Нормативные документы, использованные в настоящих нормах пожарной безопасности, указаны в справочном приложении 1.
5. В настоящих НПБ применяют следующие термины с соответствующими определениями:
5.1. Высота подъема (Н)* - расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы (до пола люльки).
________________
* См. справочное приложение 2.
5.2. Вылет (В)* - расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до верхней ступени лестницы (до внешнего края пола люльки).
________________
* См. справочное приложение 2.
5.3. Время маневра - промежуток времени с момента начала перемещения рукоятки (тумблера, рычага), с помощью которой обеспечивается выполнение соответствующего маневра (движения), до момента, когда исполнительный механизм, обеспечивающий его, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого положения.
5.4. Грузоподъемность - масса максимально допустимого груза, которым может быть нагружена стрела (люлька) АЛ для данного вылета.
5.5. Коэффициент грузовой устойчивости - отношение удерживающего момента, создаваемого массой АЛ, к опрокидывающему моменту относительно ребра опрокидывания, проходящего через центры выносных опор.
5.6. Коэффициент поперечной статической устойчивости - отношение половины ширины колеи базового шасси к высоте центра масс АЛ в транспортном положении.
5.7. Ширина опорного контура - расстояние между центрами двух противоположных относительно продольной оси АЛ выносных опор.
5.8. Базовое шасси - шасси автомобиля, на котором производится монтаж стрелы АЛ.
5.9. Полная масса - масса АЛ с боевым расчетом и водителем, в полностью заправленном состоянии, укомплектованной пожарно-техническим вооружением (ПТВ), инструментом и запасным колесом.
5.10. Прогиб стрелы - разность высот расположения верхней ступени АЛ без нагрузки и с нагрузкой (для АЛ с люлькой - разность высот расположения пола люльки без нагрузки и с нагрузкой).
5.11. Рабочее поле (зона досягаемости) АЛ - зона, очерченная вершиной стрелы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.
5.12. Аварийный привод - система устройств, предназначенных для приведения АЛ из рабочего положения в транспортное в случае неисправности основного привода механизмов.
5.13. Счетчик моточасов - устройство, фиксирующее время работы приводов механизмов АЛ.
5.14. Угол подъема стрелы - угол между горизонтальной опорной поверхностью и стрелой АЛ.
5.15. Конструкционная прочность - способность АЛ сохранять при движении и работе целостность элементов конструкции и надежность крепления съемного оборудования.
5.16. Устойчивость при движении - способность АЛ обеспечивать безопасность движения на максимальных скоростях для конкретных дорожных условий.
5.17. Пульт управления (ПУ) - устройство, обеспечивающее управление стрелой (люлькой) и контроль за положением и состоянием основных элементов конструкции при работе АЛ.
5.18. Поперечный угол наклона - угол между горизонтальной поверхностью и задней осью базового шасси АЛ.
5.19. Дополнительный пульт управления - пульт управления, расположенный в люльке.
5.20. Люлька - устройство, обеспечивающее удобство и безопасность эвакуации людей и работы пожарных при тушении пожара на высоте, устанавливаемое на вершине стрелы (подвешиваемое к тяговому канату лифтовой системы).
5.21. Лифтовая система (лифт) - устройство, обеспечивающее подъем и опускание люльки при неподвижной стреле.
5.22. Подъемно-поворотное основание - устройство, обеспечивающее подъем стрелы в вертикальной плоскости и поворот ее относительно вертикальной оси.
5.23. Одновременный маневр - одновременное выполнение стрелой АЛ двух и более маневров (движений).
5.24. Ловитель лифтовой системы - устройство, предотвращающее падение лифта при обрыве или ослаблении тягового каната.
5.25. Ограничитель грузоподъемности - устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае превышения грузоподъемности стрелы (люльки).
5.26. Ограничитель лобового удара - устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае соприкосновения вершины лестницы или люльки с препятствием.
5.27. Выносные опоры - устройства, обеспечивающие устойчивость АЛ при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.
5.28. Длина лестницы (стрелы) - расстояние от нижней до верхней ступеньки лестницы (зависит от степени выдвигания лестницы).
5.29. Статические испытания - испытания АЛ путем статического приложения нагрузки, на 50% превышающей допустимую грузоподъемность.
5.30. Динамические испытания - испытания АЛ путем выполнения рабочих движений с нагрузкой, на 10% превышающей допустимую грузоподъемность.
5.31. Система блокировки упругой подвески автомобиля - устройство, предназначенное для блокировки мостов базового шасси с его рамой.
6. Исполнения автолестниц в зависимости от вида дополнительного навесного оборудования должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1
N | Исполнение | Вид дополнительного навесного оборудования |
1 | (рисунок 3.1)* | Автолестница без дополнительного навесного оборудования |
2 | (рисунок 3.2)* | Автолестница, оборудованная люлькой на вершине стрелы (съемной или стационарной) |
3 | (рисунок 3.3)* | Автолестница, оборудованная лифтом, движущимся по лестнице |
4 | (рисунок 3.4)* | Автолестница, оборудованная люлькой на вершине (съемной или стационарной) и лифтом, движущимся по лестнице |
________________
* См. справочное приложение 3.
6.1. Основные параметры автолестниц приведены в таблице 2.
Таблица 2
N п/п | Наименование параметра | Значения параметра в зависимости от исполнения | ||||||||||
1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2, 3, 4 | 2, 3, 4 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
1 | Максимальная рабочая высота подъема (стрела полностью выдвинута и поднята на максимальный угол), м | 10...13 | 16...19 | 22...25 | 28...31 | 37...40 | 49…52 | |||||
2 | Максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при максимальном вылете, кг, не менее | 160 | 160 | 260 | 160 | 260 | 160 | 300 | 300 | 300 | ||
3 | Грузоподъемность лестницы при использовании ее в качестве крана (лестница полностью сдвинута), т, не менее | 0,5 | 0,7 | 1 | 0,7 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | ||
4 | Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую и неприслоненную лестницу при максимальном вылете, кг, не менее | 160 | 160 | 160 | 160 | 220 | 280 | |||||
5 | Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую лестницу с прислоненной вершиной при максимальном вылете, кг, не менее | 300 | 320 | 480 | 400 | 560 | 560 | 640 | 640 | 720 | ||
6 | Грузоподъемность люльки и/или лифта (при неприслоненной лестнице), кг, не менее | - | - 180 | - 180 | - 200 | 200 | 200 | |||||
7 | Минимальный угол подъема стрелы, при котором возможен ее поворот на 360°, град, не более | 10 | ||||||||||
8 | Угол поворота стрелы (вправо и влево) при круговом вращении, град, не менее | 360 | ||||||||||
9 | Максимальный вылет стрелы от оси вращения подъемно-поворотного основания, м, не менее: |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| с максимальной нагрузкой на вершине | 6 | 10 | 12 | 12 | 14 | 16 | 18 | 18 | 18 | ||
| без нагрузки на вершине | 10 | 14 | 18 | 20 | 20 | 20 | |||||
10 | Минимальный вылет стрелы при ее максимальной длине, м | 1/2 максимальной ширины опорного контура плюс: | ||||||||||
|
| 4±1 | 4±1 | 4±1 | 5±1 | 5±1 | 5±1 | |||||
11 | Максимальная ширина опорного контура, м, не более | 3,0 | 3,2 | 3,2 | 3,5 | 3,5 | 4,5 | 5,0 | 5,5 | |||
12 | Время установки на выносные опоры, с, не более | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 | |||||
13 | Время маневров лестницы при максимальной скорости движения без нагрузки, с, не более: | |||||||||||
13.1 | при подъеме от минимального угла до максимального | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | |||||
13.2 | опускании от максимального угла до минимального | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | |||||
13.3 | выдвигании на полную длину при максимальном угле подъема лестницы | 25 | 30 | 35 | 40 | 55 | 65 | |||||
13.4 | сдвигании (полном) при максимальном угле подъема лестницы | 20 | 25 | 30 | 35 | 50 | 60 | |||||
13.5 | повороте на 360° вправо или влево при сдвинутом и поднятом на максимальный угол комплекте колен | 45 | 45 | 50 | 50 | 60 | 60 | |||||
14 | Время маневров лестницы при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой в люльке или на вершине лестницы, с, не более: | |||||||||||
14.1 | при подъеме от минимального угла до максимального | 35 | 40 | 50 | 60 | 60 | 65 | |||||
14.2 | опускании от максимального угла до минимального | 30 | 35 | 45 | 55 | 55 | 60 | |||||
14.3 | выдвигании на полную длину при максимальном угле подъема лестницы | 30 | 35 | 40 | 45 | 60 | 70 | |||||
14.4 | сдвигании (полном) при максимальном угле подъема лестницы | 25 | 30 | 35 | 40 | 55 | 70 | |||||
14.5 | повороте на 360° вправо или влево | 50 | 55 | 60 | 65 | 65 | 70 | |||||
14.6 | подъеме (опуск.) люльки (лифта) от минимальной до максимальной высоты (от максимальной до минимальной) при максимальном угле подъема стрелы | - | 40 | 45 | 50 | 60 | 70 | |||||
15 | Максимально допустимый прогиб вершины полностью выдвинутой лестницы при минимальном угле подъема и максимальной рабочей нагрузке на вершине, м, не более | 0,35 | 0,4 | 0,45 | 0,50 | 0,55 | 0,6 | |||||
16 | Минимальный радиус поворота (по наружной точке АЛ), м, не более | Значение соответствующего показателя базового шасси плюс 1 м | ||||||||||
17 | Углы свеса, град, не менее: |
| ||||||||||
| передний | Значение соответствующего показателя базового шасси | ||||||||||
задний | 15 | |||||||||||
18 | Габаритные размеры, м, не более: | |||||||||||
длина | 7,5 | 9,0 | 10,0 | 10,5 | 11,0 | 11,0 | 12,0 | |||||
ширина | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | ||||||
высота | 2,7 | 3,0 | 3,2 | 3,2 | 3,5 | 3,6 | 3,9 |