ВСН 51.3-85

     

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

     

Проектирование морских стационарных платформ

     

Дата введения 1985-07-01



"Ведомственные строительные нормы по проектированию морских стационарных платформ" (ВСН 51.3-85) разработаны Государственным научно-исследовательским и проектным институтом по освоению месторождений нефти и газа "Гипроморнефтегаз" при участии Главморнефтегаза Мингазпрома.

ИСПОЛНИТЕЛИ: НИПИ "Гипроморнефтегаз" - Асплунд А.В.; Ахмедов Я.Э. к.ф.-м.н.; Бакулина В.В.; Гаджиев Р.А., к.т.н., ответственный исполнитель; Джафаров A.М., к.т.н., руководитель разработки; Исраилов А.А., к.т.н.; Курбанов М.Ф., к.т.н.; Лейбензон С.Р.; Мамедов Бурган М.; Мастан-заде З.С., к.т.н.; Микиртумов В.Р.; Сальников Л.Ф., к.т.н.; Самедов Ф.С., к.т.н., руководитель разработки; Саркисов В.Г., к.т.н., ответственный исполнитель; Таирли З.М., ответственный исполнитель; Трипольский М.Я., к.т.н.; Ханларова А.Г., д.т.н.; Шнейдеров Л.М.

Главморнефтегаз - Карась И.И.

СОГЛАСОВАНЫ:

- Госстроем СССР 10.01.85 г. N ДП-139-1;

- Госгортехнадзором СССР 04.04.84 г. N 04-20/180;

- Главрыбводом Министерства рыбного хозяйства СССР 03.04.84 г. N 30-11-9;

- Главным управлением по охране вод Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР 27.03.84 г. N 13-5-02/331;

- Управлением пожарной охраны МВД Азерб. ССР 22.03.84 г. N 18/6-959.

УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Министерства газовой промышленности от 21.01.85 г., N ВТ-75.


ВЗАМЕН ВСН 51.1-81


Настоящие ведомственные строительные нормы по проектированию морских стационарных платформ распространяются на стальные платформы сквозной конструкции, сооружаемые на морских нефтегазовых месторождениях с целью добычи нефти и газа.

Нормы проектирования устанавливают расчетные гидрометеорологические параметры, методы расчета нагрузок и воздействий, материалы, порядок расчета и конструирования стационарных платформ и их свайных фундаментов, требования к коррозионной стойкости.

Нормы проектирования не распространяются на морские стационарные платформы, возводимые на акваториях замерзающих морей СССР, а также на проектирование технологической части морских стационарных платформ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

     1.1. Основные требования к конструкции сооружения

1.1.1. Требования настоящих норм должны соблюдаться при проектировании вновь возводимых, реконструируемых (расширяемых) стальных морских стационарных платформ сквозной конструкции, сооружаемых на морских нефтегазовых месторождениях.

Примечание. Воздействие отдельных дрейфующих льдов, в случае возможности их появления в районе строительства, необходимо учитывать в соответствии с требованиями СНиП 2.06.04-82.

1.1.2. Морские стационарные платформы являются объектами обустройства морских нефтегазовых месторождений и относятся к сооружениям I класса.

1.1.3. При проектировании морских стационарных платформ, наряду с настоящими нормами должны учитываться соответствующие требования действующих государственных стандартов, норм и правил, технических условий проектирования стальных конструкций, противопожарных и санитарных норм и других общесоюзных нормативных документов по проектированию и строительству, а также требования по обеспечению безопасности работ и охране труда в период строительства и эксплуатации сооружения и требования по охране окружающей среды.

1.1.4. Морские стационарные платформы, составленные из пространственных трубчатых опорных блоков и конструкций верхних строений платформ, должны иметь минимально необходимые габариты и отвечать требованиям прочности и устойчивости.

Выбор конструкции морских стационарных платформ, в том числе и свайных фундаментов, должен производиться на основании вариантных проработок, учитывающих требования по бурению, эксплуатации и ремонту скважин, требования по эксплуатации, монтажу и демонтажу всего комплекса технологического оборудования, используемого на платформе, а также требований по снижению стоимости и сокращению цикла строительства. Количество опорных блоков и блок-модулей (при модульном исполнении верхних строений платформ) должно быть минимальным.

1.1.5. Проектирование морских стационарных платформ должно осуществляться с учетом требований безопасной и бесперебойной нормальной эксплуатации сооружения в течение всего срока службы.

1.1.6. Проектирование морских стационарных платформ должно вестись на основании задания на проектирование, составленного в соответствии с требованиями инструкции СН 202-81*, в котором также должны содержаться сведения о следующих исходных данных для проектирования:

__________________     

Заменены на СНиП 11-01-95. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

- об имеющихся базах строительной индустрии (заводы, монтажно-сборочные площадки) - их местоположение, степень технической оснащенности (грузоподъемные средства, устройства для спуска на воду готовых блоков, сварочная техника и т.д.);

- об условиях транспортировки на место строительства готовых блоков - типы транспортно-монтажных судов, специальных понтонов, барж или других плавучих средств, их технические характеристики (водоизмещение, грузоподъемность кранов, величина максимальной осадки и т.д.);

- срок службы сооружения.

1.1.7. Конструктивное решение морской стационарной платформы и ее ориентацию по частям света следует принимать такими, чтобы в направлении с наибольшими ветро-волновыми параметрами сооружение воспринимало возможно меньшее воздействие. При этом необходимо обеспечить размещение жилого модуля (бытовых помещений) со стороны господствующих ветров, а вышек и факелов - с противоположной стороны.

В особых случаях, когда расположение сооружения заранее обусловлено другими эксплуатационными требованиями (например, при проектировании приэстакадных стационарных платформ и др.), сооружение должно проектироваться с учетом этих требований и фактического направления внешних воздействий (ветра, волн и течения).

1.1.8. Высотное положение морских стационарных платформ должно назначаться с таким расчетом, чтобы между вершиной расчетной волны, определенной с учетом ветрового нагона и прилива, и нижней гранью надводных строений сооружения оставался просвет не менее 10% от высоты гребня волны.

,                                                 (1)

_______________

* Брак оригинала. - Примечание изготовителя базы данных.

где - отметка нижней грани надводных строений морской стационарной платформы, отсчитываемая от нуля Кронштадтского футштока, м;

- наивысший годовой уровень моря обеспеченностью 1%, отсчитываемый от нуля Кронштадтского футштока, м;

- высота гребня волны 0,1% обеспеченности в системе волн при обеспеченности расчетного шторма, назначаемой в соответствии с п.2.2 настоящих норм, м;

- наибольший ветровой нагон, принимается по данным натурных наблюдений или определяется по Приложению 1 к СНиП 2.06.04-82, м;

- наибольшая высота прилива по видам: полусуточный, неправильный полусуточный, суточный, неправильный суточный, м.

Примечание. Подъем уровня моря, обусловленный цунами и падением барометрического давления при тайфуне, учитывается дополнительно.

1.1.9. При проектировании морских стационарных платформ должны максимально использоваться унифицированные решения, предусматривающие индустриализацию процессов изготовления, транспортировки, установки и крепления на месте строительства сборочных частей.

Основные размеры конструкций морских стационарных платформ, а также размеры их сборочных элементов следует назначать с учетом модульности и максимально возможной унификации элементов и узлов.

1.1.10. При проектировании и строительстве морских стационарных платформ необходимо принимать конструктивные схемы и технические решения, которые в соответствии с требованиями СНиП II-23-81 и настоящих норм должны обеспечивать:

а) прочность, устойчивость и геометрическую неизменяемость как сооружения в целом, так и его отдельных элементов при изготовлении, транспортировке, установке, креплении на точке строительства и эксплуатации;

б) качественное выполнение монтажных стыков, сопряжений и опираний, удобство установки и быстрой выверки положения конструкции;

в) простоту изготовления на заводах и монтажно-сборочных площадках с использованием высокопроизводительного оборудования и передовой технологии;

г) разбивку на сборочные единицы, размеры и масса которых допускают погрузку, беспрепятственную транспортировку, установку и крепление на месте строительства техническими средствами, определенными заданием на проектирование;

д) проведение натурных испытаний конструкций, узлов и отдельных элементов на головных платформах серии.

1.1.11. Участок для строительства морских стационарных платформ должен, как правило, иметь уклон дна, не превышающий 0,01.

1.1.12. Конструкции опорных блоков и свайные фундаменты следует рассчитывать по методу предельных состояний в соответствии с требованиями СТ СЭВ 384-76.

1.1.13. Настил морских стационарных платформ должен проектироваться металлическим, железобетонным или из другого материала, обеспечивающего его прочность и непроницаемость, с целью недопущения загрязнения морской среды отходами производства в процессе бурения, опробования и эксплуатации скважин.

Конструкция настила в соответствии с ГОСТ 17.1.3.02-77 должна предусматривать: отбортовку по всему периметру, уклон в сторону блока сбора сточных вод и канализационную систему для сбора сточных, морских и дождевых вод в специальные емкости.

1.1.14. Все надводные элементы морских стационарных платформ должны быть доступны для безопасного осмотра и обслуживания, для чего надлежит предусматривать люки, ходы, лестницы, перильные ограждения, специальные смотровые приспособления, позволяющие вести работы в период эксплуатации.

1.1.15. Морские стационарные платформы должны оборудоваться причально-посадочными устройствами, предназначенными для обеспечения подхода с наветренной стороны судов и посадки-высадки людей. Они должны располагаться не менее чем с двух сторон сооружения и возвышаться над наивысшим годовым уровнем моря (см. п.1.1.8) не менее чем на 1,5 м.

1.1.16. При наличии приливов и отливов высота причально-посадочных устройств должна быть назначена с учетом обеспечения швартовки и высадки.

1.1.17. Морские стационарные платформы должны, как правило, оборудоваться вертолетными площадками, располагаемыми с противоположной от бурящихся скважин стороны платформы.

Проектирование вертолетных площадок осуществляется в соответствии с требованиями ОАТ ГА-80 "Общие авиационные требования к средствам обеспечения вертолетов на судах и приподнятых над водой платформах".

     1.2. Основные положения по расчету сооружений

1.2.1. Расчеты конструкций морских стационарных платформ следует выполнять по СНиП II-23-81 и  согласно требованиям настоящих норм.

1.2.2. Расчетную схему морских стационарных платформ следует принимать в виде пространственной конструкции с жесткими соединениями элементов в узлах с учетом совместной работы опорных блоков со свайным фундаментом. Выбор расчетных схем, а также методов расчета стальных конструкций необходимо производить с учетом использования ЭВМ. Для сложных конструкций морских стационарных платформ допускается расчетную схему принимать в виде отдельных пространственных опорных блоков с учетом их совместной работы и взаимного влияния.

Расчетные усилия в элементах конструкций следует определять в предположении упругих деформаций стали.

1.2.3. При определении усилий в отдельных элементах и частях сооружений нагрузки и воздействия должны приниматься в наиболее невыгодных, возможных при строительстве и эксплуатации положениях и сочетаниях, принимаемых в соответствии  с п.3.1.6 настоящих норм.

1.2.4. Определение усилий в элементах конструкций блоков допускается производить с учетом защемления их на уровне верха сваи (нижнего узла опорного блока). Полученные при этом опорные реакции являются внешними нагрузками для расчета свай. Усилия в сваях от этих нагрузок следует определять в соответствии с требованиями Приложения к СНиП II-17-77.

1.2.5. При определении усилий в элементах решеток опорных блоков нагрузку от волн и течения допускается принимать в виде сосредоточенных сил, приложенных в узлах расчетной схемы конструкции. При проверке прочности элементов, непосредственно воспринимающих волновую нагрузку, должен также учитываться изгибающий момент от линейно распределенной нагрузки.

Оси элементов опорных блоков должны быть, как правило, центрированы во всех узлах по центрам тяжести сечений.

Примечание. При наличии эксцентриситета в узлах примыкания элементов более 0,25 от диаметра поясной трубы, в расчетную схему необходимо вводить условный расчетный узел для учета влияния дополнительного изгибающего момента.

1.2.6. Герметичные в период эксплуатации или в монтажный период трубчатые элементы опорных блоков, расположенные в подводной зоне, должны рассчитываться на воздействие гидростатического давления.

1.2.7. Устойчивость опорных блоков на опрокидывание в процессе монтажа (до закрепления их к грунту) проверяется по условию ( - удерживающий момент относительно точки опрокидывания от собственного веса опорного блока с учетом подъемной силы, действующей на погруженные в воду элементы, и коэффициента надежности по нагрузке 0,9; - опрокидывающий момент относительно точки опрокидывания от воздействия ветра, волны и течения).

Высоту волны необходимо принимать 13% обеспеченности () в системе волн; при этом обеспеченность расчетного шторма должна соответствовать требованиям п.2.2 настоящих норм, а скорость течения должна определяться по конкретным режимным характеристикам течения в районе строительства.

1.2.8. Определение горизонтального перемещения опорных блоков производится расчетом на нормативные нагрузки без коэффициента динамичности.

Горизонтальное перемещение блоков на уровне центра верхних узлов не должно превышать 0,005, где - высота блока от центра нижних узлов.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs