ПОСОБИЕ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНТЕРЬЕРА ДЕТСКИХ ЯСЛЕЙ-САДОВ



РЕКОМЕНДОВАНО К ИЗДАНИЮ решением научно-технического совета ЦНИИЭП учебных зданий.


Приведены принципы формирования интерьера основных помещений детских дошкольных учреждений (яслей-садов). Интерьер рассматривается с точки зрения архитектурно-планировочных особенностей оборудования, приемов искусственного освещения, цветового решения, использования типовых и декоративных элементов интерьера, отделочных материалов.

Для специалистов, работающих в области проектирования, строительства и эксплуатации зданий яслей-садов.

ПРЕДИСЛОВИЕ



Большое значение для правильной организации жизни и воспитания детей в дошкольном учреждении имеют общее архитектурно-планировочное решение детских помещений, организация внутреннего пространства здания, гигиенически рациональное оборудование.

В интерьере, как организованном пространстве, должны быть созданы благоприятные условия для воспитания детей, их гармоничного физического и духовного развития.

В массовом строительстве уровень решения интерьеров и оборудования детских дошкольных учреждений до сих пор остается крайне низким и положительные примеры еще малочисленны. Совершенствование интерьеров детских учреждений продолжает оставаться актуальной проблемой.

До настоящего времени специальных изданий или монографий, посвященных проблеме проектирования интерьеров детских дошкольных учреждений, в отечественной литературе не было.

Тесная связь вопросов организации учебно-воспитательных процессов с архитектурно-планировочными решениями помещений, их оборудованием, освещением и декоративным убранством требует всестороннего рассмотрения проблемы проектирования интерьеров детских дошкольных учреждений.

Целью данного пособия является разработка рекомендаций по вопросам комплексного решения интерьеров основных помещений детских дошкольных учреждений, направленных на совершенствование проектирования и строительства зданий детских учреждений, повышение эстетического и комфортного уровня их интерьеров.

В данном пособии рассматриваются вопросы организации интерьеров следующих помещений детских яслей-садов: приемных и раздевальных, игральных-столовых и групповых комнат, спален и спален-веранд, залов для музыкальных и гимнастических занятий, туалетных, рекреаций, буфетных помещений.

Пособие предназначается для архитекторов, художников-конструкторов, работающих в области проектирования интерьеров дошкольных учреждений, а также заведующих и педагогов детских учреждений, студентов художественных и педагогических вузов.

Пособие не претендует на исчерпывающее изложение всех вопросов, связанных с проектированием интерьеров детских учреждений.

Данная работа является первой попыткой обобщить опыт и существующий справочный материал по вопросам проектирования мебели и оборудования, а также организации внутреннего пространства основных помещений дошкольных учреждений.

Пособие разработали: канд. искусствоведения О.А.Барханова - Предисловие; Особенности эксплуатации основных помещений дошкольных учреждений; Функциональные, педагогические и эстетические требования, предъявляемые к интерьеру детских помещений; Формирование пространственной среды помещений различного назначения; Цветовое решение основных помещений детских дошкольных учреждений; Декоративное оформление помещений; Оборудование основных помещений; канд. арх. Ю.П.Филенков, канд. искусствоведения О.А.Барханова - Общие принципы организации интерьера основных помещений; канд. арх. Н.Н.Щетинина - Современные типы зданий яслей-садов; арх. Г.Б.Маркизова - Приемы искусственного освещения и осветительные приборы; инж. Н.М.Браиловская - Отделочные материалы; арх. Н.В.Михеева - графическое оформление.

ГЛАВА 1

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЛЕКСНОМУ РЕШЕНИЮ ИНТЕРЬЕРОВ


Современные типы зданий яслей-садов



1.1. Детские дошкольные учреждения являются объектами наиболее массового строительства общественных зданий. В целом по стране ежегодно строится 3-3,5 тыс. зданий яслей-садов, сооружение которых осуществляется в основном по типовым проектам. К началу 1980 г. в целом по стране детскими дошкольными учреждениями был обеспечен 41% детей дошкольного возраста, в городах - 54%, в сельской местности - 23%.

1.2. Построение сети детских дошкольных учреждений неразрывно связано с жилой застройкой. Действующими нормами главы СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов регламентируется размещение  яслей-садов в жилой застройке на обособленных участках, изолированных от улиц с интенсивным движением транспорта, с радиусом обслуживания не более 300 м. Общая площадь участка яслей-сада принимается из расчета 35-40 м на одного ребенка.

В последующие годы наряду с размещением яслей-садов общего типа при жилых группах получат распространение базовые ясли-сады и детские дошкольные центры, строящиеся в микрорайоне и обслуживающие детей из нескольких яслей-садов, расположенных в радиусе пешеходной доступности, а также детские учреждения в составе жилых комплексов с повышенным уровнем обслуживания. Базовые учреждения будут иметь более расширенный состав помещений, включающий плавательный бассейн, зрительный зал изостудию, игротеку и т.п., предназначенных для периодического использования всеми дошкольниками, проживающими в микрорайоне. В дальнейшем получит развитие комплексная организация сети дошкольных учреждений с включением специализированных учреждений для воспитания детей с нарушением физического и умственного развития (слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата), санаторно-оздоровительных учреждений для детей с ослабленным здоровьем после перенесенных заболеваний и загородных учреждений отдыха.

1.3. Совершенствование зданий яслей-садов заключается в расширении номенклатуры типов дошкольных учреждений, повышении комфорта зданий путем расширения состава и площадей помещений в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, улучшения микроклимата помещений, отделки, мебели, технологического и санитарно-технического оборудования.

1.4. В настоящее время в практике массового строительства применяются объединенные здания яслей-садов универсально назначения, которые в зависимости  от потребности в конкретных условиях могут использоваться для дневного или круглосуточного пребывания детей. Вместимость учреждений определяется количеством и соотношением ясельных и дошкольных групп. Нормативное количество детей в группах представлено в табл.1.

Таблица 1

Группы

Возраст

Количество мест в группе

1. Ясельные:



а) младшая



(первая группа раннего возраста)*

От 2 мес до 1 года

15

б) средняя



(вторая группа раннего возраста)*

От 1 до 2 лет

20

в) старшая



(первая младшая группа)*

От 2 до 3 лет

20

2. Дошкольные:

  

  

а) младшая



(вторая младшая группа)*

От 3 до 4 лет

25

б) средняя

От 4 до 5 лет

25

в) старшая

От 5 до 6 лет

25

г) подготовительная

От 6 до 7 лет

25

________________

* В скобках даны названия групп по "Программе воспитания в детском саду", утвержденной Министерством просвещения РСФСР.

1.5. Для строительства в городах и сельских населенных пунктах применяются здания различной вместимости от 1 группы (25 мест) до крупных комплексов на 24-26 групп (560-640 мест). Наиболее распространенными типами для строительства в городах являются ясли-сады на 6, 7, 12 и 14 групп (соответственно 140, 160, 280 и 320 мест). За последние годы наметилась тенденция укрупнения учреждений, наиболее массовыми в строительстве стали ясли-сады на 280 мест, в которых имеется 4 группы детей ясельного возраста и 8 дошкольных групп. Объединенные учреждения укрупненной вместимости обеспечивают значительные преимущества перед строившимися в предшествующие годы мелкими зданиями яслей и детских садов. В них осуществляется преемственность воспитания детей, обеспечивается более высокий уровень комфорта, они более экономичны в строительстве и эксплуатации. Наряду с этим укрупненные здания в большей степени отвечают современным градостроительным условиям, позволяя избегать излишнего дублирования однотипных учреждений и помещений в них.

В настоящее время для строительства в городах, и особенно в городах-новостройках, применяются и более крупные типы зданий яслей-садов на 320 мест - 14 групп. В этих зданиях имеются дополнительные помещения для двух ясельных групп, в том числе одной группы детей раннего ясельного возраста (до 1 года). По проектам яслей-садов на 320 мест выстроено много зданий в гг.Тольятти, Набережные Челны и др.

Комплексы зданий яслей-садов на 560 и 640 мест состоят из 5 корпусов: 2 корпусов с группами детей ясельного возраста на 80 или 120 мест каждый, 2 корпусов с дошкольными группами на 200 мест каждый и общего административно-хозяйственного блока. Преимуществами крупных комплексов являются централизация процессов приготовления пищи и стирки белья, административного управления. Кроме того, применение комплексов обеспечивает на 10-12% экономию земельной территории за счет объединения проездов и хозяйственных площадок, что чрезвычайно важно в условиях современных городов.

В сельской местности применяются преимущественно типовые проекты яслей-садов на 4 и 6 групп, т.е. 90 и 140 мест. Более мелкие типы на 1 и 2 группы строятся как самостоятельные здания, так и объединенные в одном здании с начальной школой на 40 или 80 учащихся. Однако и в сельской местности, там, где имеются крупные хозяйства, все более широкое применение получают здания на 12 групп - 280 мест.

1.6. Проекты зданий детских яслей-садов разрабатываются строго в соответствии с главой СНиП II-64-80 "Детские дошкольные учреждения", в которой регламентируются требования к генеральным планам, объемно-планировочным и конструктивным решениям, инженерному оборудованию зданий.

Детские ясли-сады проектируются главным образом в виде отдельно стоящих зданий или комплексов зданий. В условиях затесненной многоэтажной жилой застройки допускается пристраивать здания к торцам жилых домов при отсутствии на торцах окон жилых квартир.

Здания яслей-садов проектируются в один-два этажа с высотой 3 м от пола до потолка. В последние годы заметно расширяется практика строительства трехэтажных зданий, которые применяются в условиях сложного рельефа местности, затесненной сложившейся городской застройки, сложных грунтовых условий, а также в городах-новостройках с повышенным процентом дошкольников в общей численности населения.

Объемно-планировочное решение зданий детских яслей-садов принимается с учетом их функционального назначения, вместимости, а также климатических и других местных условий.

Помещения, предназначенные для детей ясельного возраста, размещаются, как правило, на первом этаже с самостоятельным входом с участка. Разрешается устройство общего входа для двух групп ясельного возраста при расположении их на втором этаже, а также в зданиях, проектируемых для Крайнего Севера. Для дошкольных групп может быть один вход на 4 группы.

В существующих зданиях дошкольных учреждений наиболее распространенными типами групповых ячеек являются: ячейки с шириной корпуса 12 м с угловым или односторонним освещением групповой (игральной), имеющие ориентацию по странам света Ю, В, Ю-В (Ю-3 при угловом освещении); ячейки с шириной корпуса 9 м с двусторонним освещением групповой (игральной), имеющие практически неограниченную ориентацию по странам света.

В зданиях яслей-садов вместимостью от 4 до 8 групп предусматривается зал для музыкальных и гимнастических занятий площадью 75 м, в зданиях от 8 до 12 групп - площадью 100 м, в зданиях на 12 групп и более предусматриваются два раздельных зала для музыкальных и гимнастических занятий общей площадью 150 м (100+50, или 75х2). В крупных типах учреждений с двумя залами допускается их объединение с помощью раздвижной перегородки, при этом на случай раздельной эксплуатации перегородка должна быть звуконепроницаемой.

Более широкий состав общевоспитательных помещений (СНиП II-64-80 "Детские дошкольные учреждения") предусматривается в комплексах яслей-садов на 24-26 групп. Помимо двух залов в них допускается проектировать игротеку площадью 54 м, комнату для занятий по развитию речи с применением ТСО площадью 36 м, комнату изотворчества и ручного труда такой же площади. В будущем эти помещения будут предусматриваться и в учреждениях на 12-14 групп, что связано с повышением уровня учебно-воспитательной работы с дошкольниками и необходимостью проведения занятий с детьми старшей и подготовительной групп в специально оборудованных помещениях, оснащенных современными техническими средствами обучения.

1.7. В правильном физическом развитии и формировании организма детей важное место занимают занятия плаванием в дошкольном возрасте. Проектирование и строительство плавательных бассейнов в дошкольных учреждениях постепенно все прочнее и шире входит в практику массового строительства. Прежде всего это касается районов Крайнего Севера. Недостаток солнца и естественного света, ограниченность двигательной активности детей требуют создания в зданиях яслей-садов дополнительных комфортных условий, обеспечивающих компенсацию суровых природно-климатических условий и преодоление гиподинамии. Наиболее радикально это решается путем устройства в зданиях плавательных бассейнов. Действующими нормами (СНиП II-64-80 "Детские дошкольные учреждения") разрешается в зданиях, проектируемых для 1а, 1б и 1г климатических подрайонов, с количеством 12 групп и более проектировать плавательные бассейны с ванной 3х7 м. Площадь зала с ванной в этом случае составляет 50 м, и при нем предусматриваются раздевальная (14 м), две душевые, уборные, комнаты медсестры и тренера. В будущем при бассейне будет проектироваться искусственный пляж с оборудованием для игр детей, во время которых с помощью специальных эритемных ламп они будут получать ультрафиолетовые лучи.

Бассейны в дошкольных учреждениях строятся не только на Крайнем Севере, но также и в средней полосе, и в южных районах страны. Однако если на Севере их сооружение возможно в каждом учреждении на 6 групп и более, то в остальных районах, учитывая высокую единовременную и эксплуатационную стоимость бассейнов, рациональным является строительство более крупных бассейнов на несколько дошкольных учреждений. Такие бассейны с ванной 12,5х6 м могут размещаться в базовых яслях-садах, дошкольных центрах или в специальных блоках. Они рассчитываются на занятие одновременно одной дошкольной группы в течение 30 мин. За день такой бассейн может обслуживать 9 дошкольных групп, а в неделю - 54 группы. При условии занятия каждой группы два раза в неделю его смогут посещать дети 6 дошкольных учреждений, размещаемых в пределах 500 м от бассейна. Укрупнение бассейна позволит поднять и его уровень. При нем будут предусматриваться вестибюль с гардеробом, зал подготовительных занятий, раздевальные для мальчиков и девочек с туалетными и душевыми, методический кабинет-класс и служебные помещения. Когда на базе бассейна будет создан дошкольный центр, там уже возможно будет разместить игротеку площадью 54 м, зрительный зал на 125 мест с кинопроекционной, логопедический кабинет, изостудию и другие дополнительные помещения.

1.8. Важное значение при проектировании зданий яслей-садов имеет правильная организация естественного освещения и в особенности в помещениях с длительным пребыванием детей (игральных-столовых, групповых, залах, специальных комнатах для занятий). В основных помещениях пребывания детей коэффициент естественного освещения составляет 1,5%, что обеспечивается при соотношении площади оконных проемов к площади пола 1/3. Освещение вторым светом допускается в помещениях туалетных, а также в приемных и раздевальных, проектируемых для Крайнего Севера. Верхним светом могут быть освещены игротеки, бассейны, залы для музыкальных и гимнастических занятий (за исключением районов Крайнего Севера), верхним и боковым светом - комнаты для занятий изотворчеством.

1.9. Большое значение имеют природно-климатические особенности нашей страны. Выше уже указывалось на ряд особенностей зданий Крайнего Севера, которые выражаются в расширении состава, площадей отдельных помещений. Наряду с этим имеются и особенности объемно-планировочного решения. Здания для Крайнего Севера проектируются более компактными с минимальным количеством входов. В них предусматриваются специальные прогулочные веранды, где в период особо низких зимних температур дети могли бы гулять, а в районах с сильными ветрами и снегопадами предусматривается возможность присоединения яслей-садов к жилью отапливаемыми переходами.

Природно-климатические условия южных районов находят отражение главным образом в объемно-планировочном решении зданий. В этих районах допускается между основными группами помещений открытая связь или связь с помощью галерей. Для улучшения микроклимата применяются солнцезащитные устройства, а также средства затенения территории озеленением, в том числе и вертикальными малыми архитектурными формами, средствами обводнения.

1.10. Для обеспечения потребностей массового строительства в настоящее время действует свыше 100 типовых проектов яслей-садов, различающихся по вместимости, конструктивному решению, природно-климатическим и геологическим условиям строительства. На рис.1 и 2 приведен перспективный проект яслей-сада на 330 мест для последующего этапа строительства. Здание яслей-сада представляет собой пластичный одно-двухэтажный объем, состоящий из 8 блоков, объединенных центральной частью. На первом этаже в блоках размещаются 4 ясельные и 4 дошкольные группы. Ясельные группы имеют самостоятельные входы с участка. Их групповые площадки приближены к зданию, и непосредственно к приемной примыкает навес, оборудованный для дневного сна детей. В центральной части - пищеблок, постирочная, медицинские помещения. На втором этаже - 6 дошкольных групп. Они располагаются вокруг центрального ядра, где размещаются два раздельных зала для музыкальных и гимнастических занятий. Зал для гимнастических занятий имеет форму квадрата и угловое освещение. Зал для музыкальных занятий решен с верхним светом и подсветом через витраж из коридора. В зале предусмотрен небольшой амфитеатр. Рядом с залами размещаются комната для изотворчества и комната для занятий по развитию речи с применением ТСО. В них предусмотрено совмещение бокового и верхнего света.

Рис.1. Экспериментальный проект яслей-сада на 330 мест для последующего этапа строительства

а - план 2-го этажа; б - план 1-го этажа; 1 - приемная; 2 - спальня-веранда; 3 - игральная-столовая;
4 - туалетная; 5 - буфетная; 6 - групповая; 7 - спальня; 8 - раздевальная; 9 - кухня;
10 - стиральная-разборочная; 11 - сушильная-гладильная; 12 - комната чистого белья; 13 - комната персонала;
14 - медицинская комната; 15 - изолятор; 16 - хозяйственная кладовая; 17 - зал музыкальных занятий;
18 - зал гимнастических занятий; 19 - методический кабинет; 20 - комната для занятий с техническими
средствами обучения; 21 - комната ИЗО; 22 - кабинет заведующей; 23 -  венткамера;
24 - электрощитовая; 25 - тепловой пункт; 26 - навес


Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs