Статус документа
Статус документа

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И
ИНСТИТУТОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ К СНиП


Предисловие



Справочное Пособие разработано к СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения". Изложены основные планировочные и объемнопланировочные решения по проектированию высших учебных заведений и институтов повышения квалификации. Пособие подготовлено отделом вузов и учебных комплексов ЦНИИЭП учебных зданий.

Общее редактирование выполнено: кандидатами архит. Г.Н.Цытовичем (руководитель Пособия), А.М.Гарнецом, архит. В.П.Бондаренко, инж. Л.В.Сигачевой.

Руководители и ответственные исполнители разделов Пособия: кандидаты архит. Г.Н.Цытович (высшие учебные заведения), А.М.Гарнец (институты повышения квалификации), В.И.Дядюк (вузы здравоохранения), Д.А.Рождественский (педагогические вузы), архит. Н.К.Царева (раздел 2), инж. Л.В.Сигачева.

Участники работы раздела "Высшие учебные заведения": архитекторы А.Н.Алексеева (лекционные аудитории), Е.Н.Зайченко (научные подразделения, помещения двойного назначения), М.О.Гарсиа (хозяйственная зона вуза), О.Е.Калмыков (жилая зона), Е.А.Любимов (вертикальная планировка, озеленение, благоустройство), Г.Г.Лебедев (спортивные комплексы), В.А.Чирухин (универсальные спортивные залы), О.П.Протопопова (система обслуживания), М.Я.Тумасян (заочные вузы); инженеры В.А.Гельтищева (гигиенические требования к дисплейным аудиториям), В.А.Ищенко (стрелковый тир), Е.Н.Ковалева (библиотеки), Л.П.Асмарцев (ВЦ), Н.И.Чернозубова (библиотеки), Г.Л.Якубович (предприятия питания).

Участники работы раздела "Институты повышения квалификации": архитекторы Н.П.Малиночка, В.П.Мощанецкий.

В Пособии использованы материалы Гипровуза Гособразования СССР. В оформлении участвовали: архит. О.П.Одинцова, Л.Е.Савинова, инж. Д.С.Хомутова.

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1.1. Высшие учебные заведения должны представлять среду, оптимальную для сложных процессов формирования молодых специалистов: воспитания, учебы, быта, общественной деятельности, творчества, физического развития, культурного совершенствования.

1.2. Прогрессивными направлениями в проектировании и строительстве высших учебных заведений являются:

укрупнение вузов и создание крупных вузовских комплексов, кооперирование вузов с небольшим контингентом студентов в вуз-городки;

создание системы зданий и корпусов, учитывающих динамику учебного процесса и позволяющих развивать вуз путем внедрения универсальных архитектурно-планировочных решений, менять технологию и оборудование в процессе эксплуатации;

кооперирование высших учебных заведений с объектами приложения труда - создание единых комплексов, включающих учебу - науку - производство: вузов-НИИ, совхозов-вузов, учебно-научно-лечебных комплексов и вузов - культурных центров городов и др.;

развитие научных подразделений в вузах (здания, корпуса) на базе внедрения научных исследований в учебный процесс и становление учебно-научного процесса;

совершенствование технической оснащенности лабораторий и аудиторий - применение ЭВМ, технических средств обучения (ТСО), телевидения, кинофикации и др.;

совершенствование типов общежитий (в том числе для семейных студентов) и комплексов жилых городков с учетом увеличивающегося объема самостоятельной работы студентов и аспирантов, улучшения быта и досуга студентов;

комплексность размещения и возведения учебных, научных, спортивных, жилых, культурно-зрелищных и обслуживающих зданий и сооружений вузов;

широкое использование подземных пространств в вузовских комплексах с целью экономии земли и средств;

учет экологических проблем жизненной среды вузов в окружающей территории;

создание современных выразительных градостроительных архитектурных ансамблей и гармоничного развития существующих комплексов.

1.3. Высшие учебные заведения классифицируются по типам вузов, группами и подгруппами в соответствии с их архитектурно-планировочной, организационной структурой и профилем, табл.1.

Таблица 1

Группы и подгруппы вузов

Тип вузов

1

2

Университеты

Технические

-

Политехнические (многоотраслевые)

Политехнические: индустриальные

Отраслевые:

разведки и разработки полезных ископаемых

Геологоразведочные, горные, нефтяные, нефти и газа, металлургические, стали и сплавов, цветных металлов, горнорудные и др.

энергетические

Энергетические, электротехнические, радиотехнические, физико-технические, радиоэлектроники, инженерно-физические, связи и др.

машиностроительные и приборостроительные

Машиностроительные и приборостроительные, станкоинструментальные, механические и автомеханические, кораблестроительные, полиграфические, киноинженеров и др.

химические

Химико-технологические, тонкой химической технологии, целлюлозно-бумажной промышленности, лесотехнические и др.

легкой и пищевой промышленности

Легкой промышленности, текстильные, мясной и молочной промышленности, пищевые, рыбной промышленности, холодильной промышленности и др.

инженерно-строительные

Инженерно-строительные, инженеров городского хозяйства, строительно-дорожные, автодорожные, геодезические, инженеров землеустройства и др.

транспортные

Инженеров железнодорожного транспорта, инженеров водного транспорта, инженеров гражданской авиации, гидрометеорологические и др.

Сельскохозяйственные

  

Зональные (многоотраслевые)

Сельскохозяйственные

Отраслевые:

технические

сельскохозяйственные

Механизации и электрификации сельского хозяйства, гидромелиорации и ирригации и др.

растениеводческие

Агрономические, зерновые, плодоовощные, хлопководства и др.

животноводческие

Зооветеринарные, мясо-молочные в др.

Педагогические

Многопрофильные

Педагогические

Специализированные

Иностранных языков и др.

Экономические

Многопрофильные

Институты управления, народного хозяйства, кооперативные и др.

Специализированные

Финансовые, планово-экономические финансово-экономические, инженерно-экономические, экономико-статистические, советской торговли и др.

Здравоохранения

Многопрофильные

Медицинские, медико-фармацевтические (или институты здравоохранения)

Специализированные

Медицинские педиатрические, фармацевтические

Культуры, искусства и архитектуры

  

Многопрофильные

Академии художеств, институты культуры, институты искусства

Специализированные

Архитектурные, высшие художественно-промышленные училища, художественные, театральные, музыкальные (консерватории), литературные и др.

Физической культуры

Физической культуры и спорта


Примечание. В табл.1 приведены основные функционально закрепленные группы и типы вузов и не приведены отдельные наименования и типы, имеющиеся в практике.

1.4. Университеты являются крупнейшими многоотраслевыми вузами страны. Основные группы факультетов: естественные (физические, химические, биологические, геологические, географические, математические) и гуманитарные (юридические, философские, исторические, филологические, психологии, иностранных языков, журналистики и др.).

В состав некоторых университетов входят сельскохозяйственные, художественные, медицинские и ряд других факультетов, но эти факультеты в университетах не являются профилирующими.

1.5. Характерной особенностью политехнических (многоотраслевых) вузов является широкий набор специальностей, соответствующий потребностям различных отраслей промышленности. Поэтому в состав вуза могут входить факультеты, относящиеся к различным группам специальностей и отраслей народного хозяйства, например, механический и радиотехнический факультеты, строительный.

В отраслевых технических вузах большинство специальностей относится лишь к одной ведущей отрасли промышленности.

1.6. Зональные (многоотраслевые) сельскохозяйственные вузы готовят специалистов по всем основным сельскохозяйственным специальностям для своей административно-экономической зоны. Основой вуза служат факультеты: агрономический, зооветеринарный, механизации сельского хозяйства и экономический.

Отраслевые сельскохозяйственные вузы готовят специалистов по отдельным отраслям: техническим (механизации и электрификации), растениеводства и животноводства и др.

1.7. Педагогические вузы (многопрофильные) имеют основные факультеты (специальности): историко-филологический, физико-математический, естественно-географический и иностранных языков, факультеты педагогики, начального обучения, физвоспитания, индустриально-педагогический. В крупных вузах появляются также дополнительные факультеты: художественно-графический, музыкально-педагогический и дефектологический. Педагоги этих специальностей готовятся также и в специализированных вузах.

1.8. Экономические вузы готовят специалистов для всех отраслей народного хозяйства: промышленности, науки, сельского хозяйства, сферы обслуживания и имеют специфические особенности. Многопрофильные экономические вузы (вузы управления, народного хозяйства и др.) имеют в своем составе большинство экономических специальностей, а специализированные - одну или несколько: финансово-экономические, инженерно-экономические, торгово-экономические и др.

1.9. Вузы здравоохранения дифференцируются по составу факультетов (специальностей). Медицинские институты имеют в своем составе, как правило, большинство из следующих медицинских факультетов: лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический и стоматологический. Фармацевтические институты формируются на базе специальности "фармация". Структура медико-фармацевтических институтов включает все специальности здравоохранения.

1.10. Вузы культуры и искусства, как обслуживающие единую сферу жизни и быта, имеют много общих изучаемых дисциплин и сходную архитектурно-планировочную структуру, характеризующуюся необходимостью постоянной индивидуальной работы в стенах института.

1.11. Вузы физической культуры имеют, как правило, два основных факультета - педагогический и тренерский.

1.12. Контингент обучающихся в высших учебных заведениях устанавливается заданием на проектирование, и, как правило, формируется из:

студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения;

учащихся подготовительного отделения;

слушателей факультета (курса, института) повышения квалификации ФПК.

1.13. Расчетное количество студентов высших учебных заведений принимается по количеству студентов дневной формы обучения (по плану приема по специальностям, умноженному на срок обучения), и 10% количества студентов заочной формы обучения. Для медицинских институтов - по количеству студентов дневной формы обучения и 50% количества студентов вечерней формы обучения, для заочных высших учебных заведений - по наибольшему количеству студентов всех форм обучения, единовременно занимающихся в здании.

Для сельскохозяйственных высших учебных заведений и для всех вузов в Узбекской ССР, Азербайджанской ССР, Таджикской ССР, Киргизской ССР и Туркменской ССР в расчетный контингент включается 20% студентов заочной формы обучения.

Студенты вечерней формы обучения высших учебных заведений, кроме медицинских институтов, в расчетный контингент не включаются.

1.14. Для различных групп вузов характерны различные величины рациональных контингентов студентов:

Университеты

4000-12000

Технические вузы:

          политехнические

4000-15000

          отраслевые:

2000-8000

Сельскохозяйственные вузы:

          многоотраслевые

4000-6000

          отраслевые:

2000-3000

Педагогические вузы:

          многопрофильные

3000-4000

          специализированные

2000-3000

Экономические вузы:

          многопрофильные

4000-6000

          специализированные

2000-3000

Вузы здравоохранения

          медицинские

2000-6000

          фармацевтические

2000-3000

          медико-фармацевтические

          (институты здравоохранения)

4000-8000

Вузы культуры и искусства

          многопрофильные

1000-3000

          культуры

1000-2000

          театральные

500-1500

          консерватории

500-1000

          изобразительного искусства

1000-2000

          архитектуры

1000-2000

  Вузы физической культуры

1000-2000

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».