Статус документа
Статус документа


     ГОСТ Р 41.100-99
(Правила ЕЭК ООН N 100)

Группа Д25

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В ОТНОШЕНИИ КОНКРЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К КОНСТРУКЦИИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Uniform provisions concerning the approval of battery electric vehicles with regard to specific requirements for the construction and functional safety

ОКС 43.120

ОКП 45 1460

Дата введения 2000-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 100*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН

________________

* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.  

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184

3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 100, (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.2/Add.99, дата вступления в силу 23.08.96) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения аккумуляторных электромобилей в отношении конкретных требований к конструкции и функциональной безопасности

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 100 (далее - Правила).

     1 Область применения

Нижеследующие предписания применяются к нормам техники безопасности, касающимся всех аккумуляторных электрических дорожных транспортных средств категорий М и N, максимальная расчетная скорость которых превышает 25 км/ч.

     2 Определения

В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 аккумуляторное электрическое дорожное транспортное средство: Транспортное средство, конструкция кузова которого предназначена для использования на автомобильных дорогах и источником энергии которого служит только электродвигатель, тяговая энергия которого обеспечивается исключительно установленной в этом транспортном средстве тяговой батареей.

2.2 тип транспортного средства: Аккумуляторные электрические дорожные транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в:

габаритах, структуре, формах и свойствах составных материалов;

установке компонентов энергосистемы, аккумулятора или аккумуляторных контейнеров; свойствах и типах электрических или электронных компонентов.

2.3 официальное утверждение типа аккумуляторного электрического дорожного транспортного средства: Официальное утверждение типа электромобиля в отношении конкретных требований к конструкции и функциональной безопасности, характерных для потребления электроэнергии.

2.4 тяговая батарея: Комплекс всех электрически связанных между собой аккумуляторных блоков, служащий для электроснабжения силовой цепи.

2.5 аккумуляторный блок: Наименьший неделимый накопитель энергии, состоящий из одного элемента или комплекта элементов, которые электрически связаны между собой последовательно или параллельно, помещены в один кожух и соединены механически.

2.6 аккумуляторный контейнер: Отдельный механический комплект, включающий аккумуляторные блоки и удерживающие каркасы или рамы. В транспортном средстве может быть один или несколько аккумуляторных контейнеров либо не быть их вообще.

2.7 служебный аккумулятор: Аккумулятор, запас энергии которого используется для электроснабжения лишь вспомогательной электросети.

2.8 вспомогательная электросеть: Комплект вспомогательного электрооборудования, функции которого аналогичны функциям оборудования, используемого на транспортных средствах, оснащенных двигателем внутреннего сгорания.

2.9 бортовое зарядное устройство: Электронный преобразователь энергии, конструкция которого предполагает связь с транспортным средством и который используется для подзарядки тяговой батареи от внешнего источника электропитания (магистральная электросеть).

2.10 соединительное устройство: Все элементы, используемые для подсоединения транспортного средства к внешнему источнику электропитания (источнику переменного или постоянного тока).

2.11 электропривод: Электрическая сеть, включающая:

i) тяговую батарею;

ii) электронные преобразователи (бортовое зарядное устройство, устройство электронного управления тяговым электродвигателем, преобразователь постоянного тока и т.д.);

iii) тяговые электродвигатели, соответствующие жгуты проводов и соединители и т.д.;

iv) зарядную цепь;

v) вспомогательное электрооборудование (например обогревающие, размораживающие устройства, усилители рулевого привода и т.д.).

2.12 электрическая трансмиссия: Конкретные компоненты электропривода: тяговые электродвигатели, устройство электронного управления тяговым электродвигателем, соответствующие жгуты проводов и соединители.

2.13 электронный преобразователь: Прибор, позволяющий обеспечить контроль за электроэнергией и/или ее передачу.

2.14 пассажирское и грузовое отделение: Пространство в транспортном средстве, предназначенное для размещения пассажиров и ограниченное крышей, полом, боковыми стенками, наружным остеклением, передней перегородкой, а также плоскостью опоры спинки задних сидений и, в соответствующих случаях, перемычкой между этим пространством и контейнером (контейнерами), вмещающим(и) аккумулятор или аккумуляторные блоки.

2.15 регулятор направления движения: Конкретное устройство, используемое водителем для выбора направления движения (вперед или назад), в котором будет перемещаться транспортное средство при нажатии на акселератор.

2.16 прямой контакт: Контакт людей или животных с частями под напряжением.

2.17 части под напряжением: Любые проводники или токопроводящие части (токопроводящую часть), предназначенные для работы под напряжением в процессе обычной эксплуатации.

2.18 непрямой контакт: Контакт людей или животных с незащищенными токопроводящими частями.

2.19 незащищенная токопроводящая часть: Любая токопроводящая часть, до которой можно легко дотронуться и которая обычно не находится под напряжением, но может оказаться под напряжением в случае каких-либо неисправностей.

2.20 электрическая цепь: Комплект находящихся под напряжением и соединенных друг с другом частей, предназначенных для пропускания электрического тока в обычных условиях эксплуатации.

2.21 режим, допускающий движение: Режим работы транспортного средства, при котором после нажатия на педаль акселератора (либо включения эквивалентного регулятора) электрическая трансмиссия обеспечивает движение транспортного средства.

2.22 номинальное напряжение: Указанное предприятием-изготовителем среднеквадратическое напряжение, на которое рассчитана электрическая цепь и которое обозначено в ее характеристиках.

2.23 рабочее напряжение: Наиболее высокое среднеквадратическое напряжение электрической цепи, которое указано предприятием-изготовителем и которое может быть зафиксировано на любом изоляторе при незамкнутой цепи либо в обычных условиях эксплуатации.

2.24 электрическое шасси: Комплект, состоящий из электрически связанных друг с другом токопроводящих частей и всех других связанных с ними токопроводящий частей, потенциал которых берется за основу.

2.25 ключ: Любое устройство, предназначенное и сконструированное для приведения в действие системы блокировки, предназначенной и сконструированной для функционирования только при условии применения этого устройства.

     3 Заявка на официальное утверждение

3.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении конкретных требований к конструкции и функциональной безопасности аккумуляторных электрических дорожных транспортных средств представляется предприятием-изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.

3.2 К заявке прилагаются перечисленные ниже документы в трех экземплярах с указанием следующих данных:

3.2.1 подробное описание типа аккумуляторного электрического дорожного транспортного средства, в том что касается формы его кузова, электрической трансмиссии (электродвигателей и регуляторов), тяговой батареи (типа, энергоемкости, обращения с батареей).

3.3 Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, представляется транспортное средство, соответствующее типу транспортного средства, подлежащему официальному утверждению.

3.4 До представления официального утверждения типа компетентный орган проверяет наличие удовлетворительных условий для обеспечения эффективного контроля за соответствием производства.

     4 Официальное утверждение

4.1 Если транспортное средство, представленное на официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, удовлетворяет требованиям раздела 5 и приложений 3, 4 и 5, данный тип транспортного средства считается официально утвержденным.

4.2 Каждому официально утвержденному типу транспортного средства присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 00 для Правил в их первоначальном виде) указывают серию поправок, соответствующих самым последним существенным техническим изменениям, внесенным в Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу транспортного средства.

4.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения, отказе в официальном утверждении, отмене официального утверждения, об окончательном прекращении производства типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.

4.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен проставляться на видном и в легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:

4.4.1 круга с проставленной в нем буквой "Е", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;

________________

* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - Ирландия, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - не присвоен, 31 - Босния и Герцеговина, 32 - Латвия, 33-36 - не присвоены, 37 - Турция, 38-39 - не присвоены, 40 - бывшая югославская Республика Македония, 41 - не присвоен, 42 - Европейское сообщество (Официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 - Япония. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.

4.4.2 номера настоящих Правил, буквы "R", тире и номера официального утверждения, проставленных справа от круга, предписанного в 4.4.1.

4.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании одного или несколько* других прилагаемых к настоящему Соглашению правил в той стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то не следует повторять обозначение, предусмотренное в 4.4.1; в этом случае номера правил и официального утверждения и дополнительные обозначения всех Правил, на основании которых было предоставлено официальное утверждение в стране, предоставившей также официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках справа от обозначения, предусмотренного в 4.4.1.

________________

* Соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.     

4.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.

4.7 Знак официального утверждения помещается на табличке, устанавливаемой на двигателе предприятием-изготовителем, или рядом с этой табличкой.

4.8 В приложении 2 приведены в качестве примера схемы знаков официального утверждения.

     5 Технические требования и испытания

5.1 Требования к конструкции транспортного средства

5.1.1 Тяговая батарея

5.1.1.1 Установка тяговой батареи на транспортном средстве исключает любую потенциальную опасность образования газовых пузырей.

5.1.1.2 Аккумуляторные контейнеры, содержащие аккумуляторные блоки, из которых может произойти утечка опасных газов, надлежащим образом проветриваются.

5.1.1.3 Тяговая батарея и электропривод защищаются соответствующими всем параметрам предохранителями или выключателями. Предприятие-изготовитель представляет лаборатории данные, позволяющие убедиться в том, что их калибровка, при необходимости, обеспечивает размыкание.

5.1.2 Защита от электрического удара

5.1.2.1 Защита от прямого контакта с частями электропривода, находящимися под напряжением

5.1.2.1.1 Если рабочее напряжение в электрической цепи составляет менее 60 В при постоянном токе или 25 В при переменном токе, то не требуется соблюдать никаких конкретных предписаний.

5.1.2.1.2 Прямой контакт с находящимися под напряжением частями электропривода, максимальное напряжение в которых составляет по меньшей мере 60 В при постоянном токе или 25 В при переменном токе, предотвращается посредством либо изоляции, либо использования кожухов, защитных решеток, перфорированных металлических пластин и т.д. Эти защитные средства надежным образом закрепляются и обладают механической устойчивостью. Они должны быть устроены так, чтобы их нельзя было открыть, разобрать или снять без соответствующих инструментов.

5.1.2.1.3 В пассажирском и грузовом отделениях части под напряжением во всех случаях изолируются кожухами, степень защиты которых составляет по меньшей мере IPXXD или

5.1.2.1.4 Степень защиты кожухов в других частях транспортного средства составляет по меньшей мере IPXXB;

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs