ГОСТ Р 50182-92
(ИСО 4131-79)
Группа Д21
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
Обозначения размеров легковых автомобилей
Road vehicles. Dimensional codes for passenger cars
ОКП 45 1400
Дата введения 1993-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН ТК 56 "Дорожный транспорт"
РАЗРАБОТЧИКИ
Б.В.Кисуленко, канд. техн. наук; Ю.Л.Зеленин, канд. техн. наук; И.И.Малашков, канд. техн. наук; Л.Г.Самохин; Ю.С.Чухустов; А.В.Прибылова
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 20.08.92 N 995
Настоящий стандарт подготовлен методом прямого применения международного стандарта ИСО 4131-79 и полностью ему соответствует
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. Срок проверки - 1996 г., периодичность проверки - 5 лет.
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер раздела, пункта |
ГОСТ 24350-88 (ИСО 3409-75) | 2, 7.2.3, 7.2.12, 7.2.13, 7.2.14, 7.3.1, 7.3.8 |
ГОСТ 28261-89 (ИСО 4130-79, ИСО 6549-80) | 2, 4.4, 4.6, 4.7, 6.13, 7.2.11 |
Настоящий стандарт распространяется на легковые и сконструированные на их базе грузовые автомобили и устанавливает обозначения их размеров, применяемых для сравнения и компьютерной обработки.
ГОСТ 28261 "Автотранспортные средства. Порядок определения положения точки H и фактического угла наклона спинки сиденья посадочных мест водителя и пассажиров".
ГОСТ 24350 "Органы управления ножные легковых автомобилей. Расположение. Общие технические требования и методы испытаний".
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Каждому размеру, установленному настоящим стандартом, присваивают обозначение, состоящее из трех частей:
2.1. Префиксa "ISО".
Указанный префикс служит для отличия от других существующих систем обозначения.
2.2. Прописной буквы, обозначающей вид размера:
- длина;
- высота;
- ширина;
- диаметр;
- объем.
, или - угол, в зависимости от того, в какой плоскости X, Z или Y его измеряю
т.
2.3. Числа
От 1 до 99 - для внутренних размеров, от 100 до 199 - для наружных размеров.
Примечание. В настоящем стандарте, если не установлено иначе, опорная поверхность является горизонтальной, размеры по длине и ширине измеряют в горизонтальной плоскости, размеры по высоте измеряют в вертикальной плоскости.
В настоящем стандарте применяют следующие термины.
4.1. Масса снаряженного автомобиля (собственная масса комплектного транспортного средства) - масса комплектного транспортного средства в состоянии его транспортировки плюс масса следующих элементов: смазочные вещества, охлаждающая жидкость (при необходимости), жидкость омывателя, топливо (бак, заполненный не менее чем на 90% объема, установленного изготовителем), запасное(ые) колесо(а), огнетушитель(и), возимый комплект запасных частей, противооткатные упоры, стандартный комплект инструмента.
4.2. Максимально разрешенная полная масса (максимальная конструктивная общая масса) - максимальная масса транспортного средства, установленная изготовителем данного транспортного средства.
4.3. Расчетная нагрузка - масса снаряженного автомобиля, дополненная массой пассажиров (масса одного пассажира принята равной 68 кг), распределенной следующим образом: при числе мест для сидения, равном 2 или 3, - 2 пассажира (на переднем сиденье), 4 или 5-3 (2 на переднем и 1 сзади) 6 или 7-4 (2 на переднем и 2 на заднем), 8 или 9-5 (2 на переднем и 3 на заднем).
4.4. Нулевые плоскости X, У и Z - трехмерная система координат по ГОСТ 28261 (ИСО 4130).
4.5. Плоскости х, у и z - плоскости, параллельные нулевым плоскостям X, Y и Z, соответственно (п.4.4).
4.6. Контрольные места - по ГОСТ 28261 (ИСО 4130).
4.7. Точка R* - устанавливаемая для каждого из посадочных мест предприятием-изготовителем автотранспортного средства точка, которая имеет координаты относительно кузова и имитирует центр вращения ног относительно туловища человека. Эту точку именуют также "контрольная точка посадочного места".
5.1. Размеры, определяющие положение трехмерной системы координат
Таблица 1
Но- | Термин | Определение | Условия нагру- | Обозна- | Номер чер- |
5.1.1 | Положение нулевой плоскости Z относительно опорной поверхности в передней части автомобиля | Расстояние от нулевой плоскости Z до опорной поверхности автомобиля, измеренное в вертикальной плоскости, проходящей через ось передних колес | Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-H136 | 1 |
5.1.2 | Положение нулевой плоскости Z относительно опорной поверхности в задней части автомобиля | Расстояние от нулевой плоскости Z до опорной поверхности автомобиля, измеренное в вертикальной плоскости, проходящей через ось задних колес | То же | ISO-H137 | 1 |
5.1.3 | Координата X оси задних колес | Расстояние от нулевой плоскости X до оси задних колес. Примечание. Если значения координат осей левого и правого колес различны, то указывают оба размера через тире, при этом первый из них соответствует оси левого колеса | " | ISO-L127 | 1 |
5.1.4 | Координата X оси передних колес | Расстояние от нулевой плоскости X до оси передних колес. Примечание. Если значения координат осей левого и правого колес различны, то указывают оба размера через тире, первый из них соответствует оси левого колеса | Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-L128 | 1 |
5.2. Размеры, определяющие положение контрольных мест кузова
Примечание. Нижеследующие определения относятся к контрольным местам N 1, N 2 и N 3. Подобные определения могут быть даны и относительно других контрольных мест.
5.2.1. В трехмерной системе координат
Таблица 2
Номер пункта | Термин | Определение | Условия нагру- | Обозна- | Номер чер- |
5.2.1.1 | Координата X контрольного места N 1 | Расстояние от нулевой плоскости X до контрольного места N 1 | Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-L54 | 1 |
5.2.1.2 | Координата X контрольного места N 2 | Расстояние от нулевой плоскости X до контрольного места N 2 | То же | ISO-L55 | 1 |
5.2.1.3 | Координата X контрольного места N 3 | Расстояние от нулевой плоскости X до контрольного места N 3 | " | ISO-L56 | 1 |
5.2.1.4 | Координата Y контрольного места N 1 | Расстояние от нулевой плоскости Y до контрольного места N 1 | " | ISO-W21 | 2 |
5.2.1.5 | Координата Y контрольного места N 2 | Расстояние от нулевой плоскости Y до контрольного места N 2 | " | ISO-W22 | 2 |
5.2.1.6 | Координата Y контрольного места N 3 | Расстояние от нулевой плоскости Y до контрольного места N 3 | " | ISO-W23 | 2 |
5.2.1.7 | Координата Z контрольного места N 1 | Расстояние от нулевой плоскости Z до контрольного места N 1 | " | 1SO-H81 | 1 |
5.2.1.8 | Координата Z контрольного места N 2 | Расстояние от нулевой плоскости Z до контрольного места N 2 | " | ISO-H82 | 1 |
5.2.1.9 | Координата Z контрольного места N 3 | Расстояние от нулевой плоскости Z до контрольного места N 3 | " | ISO-H83 | 1 |
Высота контрольного места N 1 над опорной поверхностью | Расстояние от контрольного места N 1 до опорной поверхности при следующих условиях нагрузки: | 1 |
5.2.2. Относительно опорной поверхности
Таблица 3
Номер пункта | Термин | Определение | Условия нагружения | Обозна- | Но- |
5.2.2.1 | Высота контрольного места N 1 над опорной поверхностью | Расстояние от контрольного места N 1 до опорной поверхности при следующих условиях нагрузки: | Масса снаряженного автомобиля (п.4.1) | ISO-H161 | 1 |
Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-H163 | ||||
: | Максимально разрешенная полная масса (п.4.2) | ISO-H165 | |||
5.2.2.2 | Высота контрольного места N 2 над опорной поверхностью | Расстояние от контрольного места N 2 до опорной поверхности при следующих условиях нагрузки: | Масса снаряженного автомобиля (п.4.1) | ISO-H162 | 1 |
Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-Н164 | ||||
Максимально разрешенная полная масса (п.4.2) | ISO-H166 | ||||
5.2.2.3 | Высота контрольного места N 3 над опорной поверхностью | Расстояние от контрольного места N 3 до опорной поверхности при следующих условиях нагрузки: | Масса снаряженного автомобиля (п.4.1) | ISO-H167 | 1 |
Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-H168 | ||||
Максимально разрешенная полная масса (п.4.2) | ISO-H169 |
Таблица 4
Номер пункта | Термин | Определение | Условия нагружения | Обозна- | Но- |
6.1 | Высота автомобиля без нагрузки | Расстояние между опорной поверхностью и горизонтальной плоскостью, касающейся самой верхней части автомобиля. Примечания: 1. Все жестко закрепленные части автотранспортного средства находятся между этими двумя плоскостями. 2. Автомобиль находится в рабочем состоянии, не нагружен | Масса снаряженного автомобиля (п.4.1) | ISO-H100 | 3 |
6.2 | Высота автомобиля | Расстояние между опорной поверхностью и горизонтальной плоскостью, касающейся самой верхней части автомобиля. Примечание. Все жестко закрепленные части автотранспортного средства находятся между этими двумя плоскостями | Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-H101 | 3 |
6.3 | Угол въезда | Наибольший угол между горизонтальной плоскостью и плоскостью, касательной к передним колесам, очерченным статическим радиусом таким образом, что ни одна точка транспортного средства, расположенная в передней нижней части автомобиля, и ни одна часть, жестко прикрепленная к автотранспортному средству, не находятся ниже этой плоскости | То же | ISO-H106 | 3 |
6.4 | Угол съезда | Наибольший угол между горизонтальной плоскостью и плоскостью, касательной к задним колесам, очерченным статическим радиусом таким образом, что ни одна точка автотранспортного средства, расположенная сзади моста, и ни одна часть, жестко прикрепленная к автотранспортному средству, не находятся ниже этой плоскости | Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-H107 | 3 |
6.5 | Высота автомобиля без нагрузки с открытой крышкой багажного отделения | Расстояние между опорной поверхностью и плоскостью z, касательной к верхней части открытой крышки багажного отделения | Масса снаряженного автомобиля (п.4.1) | ISO-Н110 | 3 |
6.6 | Высота автомобиля с грузом | Расстояние между опорной поверхностью и горизонтальной плоскостью, касающейся самой верхней части автомобиля. Примечание. Все жестко закрепленные части автотранспортного средства находятся между этими двумя плоскостями | Максимально разрешенная полная масса (п.4.2) | ISO-H113 | 3 |
6.7 | Высота капота над опорной поверхностью | Расстояние от опорной поверхности до точки пересечения в нулевой плоскости Y капота моторного отделения с ветровым стеклом | Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-H114 | 3 |
6.8 | Угол въезда автомобиля с нагрузкой | Наибольший угол между горизонтальной плоскостью и плоскостью, касательной к передним колесам, очерченным статическим радиусом таким образом, что ни одна точка транспортного средства, расположенная в передней нижней части автомобиля, и ни одна часть, жестко прикрепленная к автотранспортному средству, не находятся ниже этой плоскости | Максимально разрешенная полная масса (п.4.2) | ISO-H117 | 3 |
6.9 | Угол съезда автомобиля с нагрузкой | Наибольший угол между горизонтальной плоскостью и плоскостью, касательной к задним колесам, очерченным статическим радиусом таким образом, что ни одна точка автотранспортного средства, расположенная сзади моста, и ни одна часть, жестко прикрепленная к автотранспортному средству, не находятся ниже этой плоскости | Максимально разрешенная полная масса (п.4.2) | ISO-H118 | 3 |
6.10 | Угол продольной проходимости | Угол, измеренный между плоскостями, касательными к статическим радиусам передних и задних колес. Вершина этого двухгранного угла лежит в нижней части автомобиля. Этот угол определяет наибольший угол перелома, через который может переехать автомобиль | Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-H119 | 3 |
6.11 | Угол продольной проходимости автомобиля с нагрузкой | Угол, измеренный между плоскостями, касательными к статическим радиусам передних и задних колес. Вершина этого двухгранного угла лежит в нижней части автомобиля. Этот угол определяет наибольший угол перелома, через который может переехать автомобиль | Максимально разрешенная полная масса (п.4.2) | ISO-H147 | 3 |
6.12 | Дорожный просвет автомобиля с нагрузкой | Расстояние между опорной поверхностью и самой нижней точкой центральной части автомобиля. Центральная часть - это часть, заключенная между двумя плоскостями, параллельными продольной плоскости симметрии (автомобиля) и равноотстоящими от внутренней поверхности колес, проекция центральной части на опорную поверхность составляет 80% расстояния между внутренними поверхностями колес одной оси | Максимально разрешенная полная масса (п.4.2) | ISO-H157 | 3 |
6.13 | Колесная база | Расстояние между линиями, перпендикулярными продольной плоскости симметрии (автомобиля), проходящими через точки А или B, соответствующие двум последовательным колесам, расположенным на одной и той же стороне автотранспортного средства. Продольная плоскость симметрии (автомобиля) - вертикальная плоскость Y, проходящая через середину отрезка АВ перпендикулярно АВ; А и В определяют следующим образом: через ось каждого из колес проходит вертикальная плоскость, пересекающая среднюю плоскость колеса по прямой линии , которая в свою очередь пересекается с опорной поверхностью; А и В - две точки, расположенные на двух концах реальной или воображаемой оси, соединяющей два колеса, которые могут быть как ведущие, так и управляемые. Примечания: 1. Продольная плоскость симметрии (автомобиля) называется также "продольной средней плоскостью" или "нулевой плоскостью Y" (см. ГОСТ 28261) (ИСО 4130). 2. В случае сдвоенных колес средняя плоскость сдвоенных колес равно отстоит от внутреннего края одного колеса и наружного края другого. Прямая линия является в этом случае пересечением средней плоскости сдвоенных колес и вертикальной плоскости, проходящей через ось поворотного шкворня. 3. В случае, если автомобиль имеет три или более осей, базы между последовательными колесами обозначают от переднего до заднего колеса, базу наружных колес справа или слева определяют как сумму этих расстояний 4. Если расстояние между левыми и правыми колесами различны, то указывают оба размера через тире, первый из них соответствует расстоянию между левыми колесами | Расчетная нагрузка (п.4.1) | ISO-L101 | 3 |
6.14 | Длина автомобиля | Расстояние между вертикальными плоскостями, перпендикулярными продольной плоскости симметрии (автомобиля), и крайними передней и задней частями автомобиля. Примечание. Между этими двумя плоскостями находятся все части автомобиля, включая все части, выступающие спереди и сзади автомобиля (буксирные крюки, бамперы и т.д.) | Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-L103 | 3 |
6.15 | Передний свес | Расстояние между вертикальной плоскостью, проходящей через центровую линию передних колес, и передней крайней точкой автомобиля с учетом всех жестко закрепленных деталей (буксирный крюк, номерной знак и т.д.) | То же | ISO-L110 | 3 |
6.16 | Задний свес | Расстояние между вертикальной плоскостью, проходящей через центровую линию задних колес, и задней крайней точкой автомобиля с учетом всех жестко закрепленных деталей (буксирное устройство, номерной знак и т.д.). Примечание. Если значения левого и правого свесов различны, то указывают оба размера через тире, первый из них соответствует левому колесу | " | ISO-L105 | 3 |
6.17 | Длина автомобиля с открытой крышкой багажного отделения | Расстояние между плоскостями x, проходящими через самую переднюю точку автомобиля и через самую заднюю точку открытой крышки заднего багажного отделения | Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-L110 | 3 |
6.18 | Угол наклона ветрового стекла | Угол, измеренный в нулевой плоскости Y между вертикалью и прямой, проходящей через нижнюю точку светового проема и его верхнюю точку или точку, отстоящую от нижней на расстоянии 457 мм для ветрового стекла с переменной кривизной в его верхней части; при этом указанные выше точки должны лежать на наружной поверхности стекла | То же | ISO-L122 | 3 |
6.19 | Колея передняя | Колея, соответствующая реальной или воображаемой оси, равна сумме двух расстояний АН и ВН относительно двух передних колес, расположенных на одной оси; АН и ВН являются расстояниями от точек А и В, определенных в точках A и B до продольной плоскости симметрии (автомобиля). Примечания: 1. В случае двух одиночных колес, соответствующих одной и той же реальной или воображаемой оси, колею определяют расстоянием между средними точками отпечатков, оставляемых шинами на опорной поверхности. 2. В случае сдвоенных колес см. п.6.13, примечание 2 | " | ISO-W101 | 3 |
6.20 | Колея задняя | Колея, соответствующая реальной или воображаемой оси, равна сумме двух расстояний АН и ВН относительно двух задних колес, расположенных на одной оси; АН и ВН являются расстояниями от точек A и В, определенных в п.6.13, до продольной плоскости симметрии (автомобиля). Примечания: 1. В случае двух одиночных колес, соответствующих одной и той же реальной или воображаемой оси, колею определяют расстоянием между средними точками отпечатков, оставляемых шинами на опорной поверхности. 2. В случае сдвоенных колес см. п.6.13, примечание 2 | Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-L102 | 3 |
6.21 | Ширина автомобиля | Расстояние между двумя плоскостями, параллельными продольной плоскости симметрии (автомобиля) и касающимися транспортного средства с каждой стороны упомянутой плоскости. Примечание. Все части автомобиля, включая любые боковые выступы жестко закрепленных деталей (втулки колес, дверные ручки, крылья и т.д.), находятся между двумя плоскостями; исключение составляют зеркала заднего вида, боковые габаритные фонари, указатели давления в шинах, лампочки сигнала поворота, эластичные брызговики, убирающиеся ступени, цепи противоскольжения, выгибающиеся части боковых шин над точкой контакта с опорной поверхностью (грунтов) | То же | ISO-W103 | 3 |
6.22 | Ширина автомобиля в передней точке R | Длина отрезка линии, параллельной нулевой плоскости X и проходящей через переднюю точку R, между двумя точками ее пересечения с поверхностью кузова с ее обеих боковых сторон | Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-W117 | 3 |
6.23 | Ширина автомобиля при открытых передних боковых дверях | Расстояние между двумя плоскостями, параллельными продольной плоскости симметрии (автомобиля) и касающимися транспортного средства при открытых передних боковых дверях с каждой стороны упомянутой плоскости. Примечание. Все части автомобиля, включая любые боковые выступы жестко закрепленных деталей (втулки колес, дверные ручки, крылья и т.д.), находятся между двумя плоскостями; исключение составляют зеркала заднего вида, боковые габаритные фонари, указатели давления в шинах, лампочки сигнала поворота, эластичные брызговики, убирающиеся ступени, цепи противоскольжения, выгибающиеся части боковых шин над точкой контакта с опорной поверхностью (грунтов) | То же | ISO-W120 | 3 |
6.24 | Ширина автомобиля при открытых задних боковых дверях | Расстояние между двумя плоскостями, параллельными продольной плоскости симметрии (автомобиля) и касающимися транспортного средства при открытых задних боковых дверях с каждой стороны упомянутой плоскости. Примечание. Все части автомобиля, включая любые боковые выступы жестко закрепленных деталей (втулки колес, дверные ручки, крылья и т.д.), находятся между двумя плоскостями; исключение составляют зеркала заднего вида, боковые габаритные фонари, указатели давления в шинах, лампочки сигнала поворота, эластичные брызговики, убирающиеся ступени, цепи противоскольжения, выгибающиеся части боковых шин над точкой контакта с опорной поверхностью (грунтов) | Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-W121 | 3 |
6.25 | Угол наклона бокового стекла | Угол, измеренный в плоскости х, проходящей через переднюю точку R, между вертикалью и прямой, проходящей через нижнюю точку светового проема бокового стекла и его верхнюю точку или точку, отстоящую от нижней точки на расстоянии 457 мм для бокового стекла с переменной кривизной в его верхней части; при этом указанные выше точки должны лежать на наружной поверхности стекла | Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-W122 | 3 |
6.26 | Минимальный диаметр поворота | Диаметр окружности, описываемой на опорной плоскости серединами отпечатков управляемых колес (рулевое колесо повернуто до отказа). Примечания: 1. Меньший диаметр окружности, описываемой серединой отпечатка на опорной плоскости внутреннего неуправляемого колеса, также представляет практический интерес. 2. Измерения производят при повороте рулевого колеса как вправо, так и влево. 3. Если диаметры левого и правого поворотов различны, то указывают больший из них | Максимально разрешенная полная масса (п.4.2) | ISO-D101 | 8 |