ГОСТ Р 41.101-99
(Правила ЕЭК ООН N 101)
Группа Д25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО
УТВЕРЖДЕНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ОБОРУДОВАННЫХ ДВИГАТЕЛЕМ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, В ОТНОШЕНИИ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМА ВЫБРОСОВ
ДИОКСИДА УГЛЕРОДА И РАСХОДА ТОПЛИВА, А ТАКЖЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
КАТЕГОРИИ И , ОБОРУДОВАННЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ, В ОТНОШЕНИИ
ИЗМЕРЕНИЯ РАСХОДА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И ЗАПАСА ХОДА
Uniform provisions concerning the approval of passenger cars equipped
with an internal combustion engine with regard to the measurement
of the emission of carbon dioxide and fuel consumption
and of categories and vehicles equipped with an electric
power train with regard to the measurement of electric
energy consumption and range
ОКС 43.100
ОКП 45 1400
Дата введения 2000-07-01
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 101*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
________________
* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 101, (документ Е/ЕСЕ/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.2/Add.100, дата вступления в силу 01.01.97) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей, оборудованных двигателем внутреннего сгорания, в отношении измерения объема выбросов диоксида углерода и расхода топлива, а также транспортных средств категорий и , оборудованных электроприводом, в отношении измерения расхода электроэнергии и запаса хода" и включает в себя:
- Поправку N 1 (документ Е/ЕСЕ/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.2/Add.100/Amend.1, дата вступления в силу 10.08.97);
- Поправку N 2 (документ Е/ЕСЕ/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.2/Add.100/Amend.2, дата вступления в силу 14.05.98);
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 101 (далее - Правила).
Настоящие Правила применяются к процедурам измерения выбросов диоксида углерода (СО) и расхода топлива транспортными средствами категории или измерения расхода электроэнергии транспортными средствами категории и и их запаса хода*.
________________
* Категории определены в Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3) (TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.4).
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
2.1 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении измерения расхода энергии (топлива или электроэнергии).
2.2 тип транспортного средства: Категория механических транспортных средств, не имеющих между собой различий в отношении таких основных аспектов, как кузов, привод, трансмиссия, тяговый аккумулятор (в случае наличия), шины и масса порожнего транспортного средства.
2.3 масса порожнего транспортного средства: Масса транспортного средства в снаряженном состоянии без экипажа, пассажиров и груза, но с полным топливным баком (в случае наличия), охлаждающей жидкостью, служебным и тяговым аккумуляторами, машинным маслом, бортовым зарядным устройством, переносным зарядным устройством, инструментом и запасным колесом, а также со всем соответствующим оборудованием для рассматриваемого транспортного средства, если оно поставляется предприятием-изготовителем транспортного средства.
2.4 контрольная масса: Масса порожнего транспортного средства плюс условный вес 100 кг.
2.5 максимальная масса: Технически допустимая максимальная масса, объявленная предприятием-изготовителем (она может быть больше максимальной массы, допускаемой национальными компетентными органами).
2.6 испытательная масса (только для электромобилей): Контрольная масса для транспортных средств категории и масса порожнего транспортного средства плюс половина полной нагрузки для транспортных средств категории .
2.7 устройство для запуска холодного двигателя: Устройство, которое временно обогащает рабочую смесь воздуха с топливом для облегчения запуска двигателя.
2.8 вспомогательное приспособление для запуска двигателя: Устройство, которое облегчает запуск двигателя без обогащения рабочей смеси топлива с воздухом, например, свечи подогрева, изменение регулирования впрыска топлива и т.д.
2.9 электрическая трансмиссия: Сочетание электромотора и регулятора мощности.
2.10 электрический привод: Сочетание электрической трансмиссии и тягового аккумулятора.
3.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении измерения выбросов диоксида углерода и расхода топлива или в отношении измерения расхода электроэнергии представляется предприятием-изготовителем транспортного средства либо его должным образом уполномоченным представителем.
3.2 К заявке прилагают перечисленные ниже документы в трех экземплярах и следующие данные:
3.2.1 описание типа двигателя внутреннего сгорания или типа электропривода, включая всю конкретную информацию, указанную в приложении 1 или 2.
По просьбе технической службы, ответственной за проведение испытаний, или предприятия-изготовителя может быть рассмотрена дополнительная техническая информация, касающаяся конкретных транспортных средств, являющихся особенно экономичными с точки зрения расхода топлива;
3.2.2 описание основных характеристик транспортного средства, в частности, соответствующих предписаниям приложения 3.
3.3 Транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащий официальному утверждению, должно быть передано технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения. В ходе испытания техническая служба проверяет соответствие данного транспортного средства, если оно оборудовано двигателем внутреннего сгорания, предельным значениям, применимым к этому типу транспортных средств согласно Правилам ЕЭК ООН N 83.
3.4 Компетентный орган проверяет наличие удовлетворительных условий, обеспечивающих эффективный контроль соответствия производства, до выдачи официального утверждения по типу транспортного средства.
4.1 Если выбросы СО и расхода топлива двигателем внутреннего сгорания или расход электроэнергии транспортным средством, тип которого представлен на официальное утверждение на основании настоящих Правил, были измерены в условиях, определенных в разделе 5, то данный тип транспортного средства считают официально утвержденным.
4.2 Каждому официально утвержденному типу транспортного средства присваивают номер официального утверждения, первые две цифры (в настоящее время 00 для Правил в их первоначальной форме) которого указывают серию поправок, соответствующих самым последним значительным техническим изменениям, внесенным в Правила на момент предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу транспортного средства.
4.3 Стороны Соглашения 1958 г., применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, о распространении официального утверждения или об отказе в официальном утверждении типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 3 к настоящим Правилам.
4.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен проставляться на видном и легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:
4.4.1 круга, в котором проставлена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение;
________________
* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - Ирландия, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - не присвоен, 31 - Босния и Герцеговина, 32 - Латвия, 33-36 - не присвоены, 37 - Турция, 38-39 - не присвоены, 40 - бывшая югославская Республика Македония, 41 - не присвоен, 42 - Европейское сообщество (официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 - Япония. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и(или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
4.4.2 номера настоящих Правил, буквы R, тире и номера официального утверждения, проставленных справа от круга, упомянутого в 4.4.1.
4.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании других приложенных к Соглашению правил в стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, не следует повторять обозначение, предусмотренное в 4.4.1; в этом случае номера правил, официального утверждения и дополнительных обозначений всех правил, в отношении которых предоставлено официальное утверждение в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть указаны в вертикальных колонках, помещаемых справа от обозначения, предусмотренного в 4.4.1.
4.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.
4.7 Знак официального утверждения помещают рядом с табличкой, на которой приводят характеристики транспортных средств, или наносят на эту табличку.
4.8 В приложении 4 к настоящим Правилам содержатся образцы знаков официального утверждения.
5.1 Общие положения
Узлы, способные влиять на выбросы СО и расход топлива или на расход электроэнергии, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы транспортное средство в нормальных условиях эксплуатации, несмотря на вибрацию, которой оно может подвергаться, отвечало предписаниям настоящих Правил.
5.2 Описание испытаний двигателей внутреннего сгорания
5.2.1 Выбросы СО измеряют в ходе цикла испытаний с имитацией условий движения по городу и вне города, описанных в дополнении 1 к приложению 4 Правил ЕЭК ООН N 83.
5.2.2 Результаты испытаний должны быть выражены в граммах выбросов СО на километр (г/км), округленных до ближайшего целого числа.
5.2.3 Расход топлива рассчитывают в соответствии с 1.5 приложения 4 при помощи метода углеродного баланса с использованием данных об измерении объема выбросов СО и выбросов других углеродосодержащих веществ (СО и НС). Результаты округляют до ближайшего десятичного знака.
5.2.4 Для испытания должно использоваться соответствующее эталонное топливо, определенное в приложении 9 к Правилам ЕЭК ООН N 83.
В случае СНГ или природного газа (ПГ) должно использоваться то эталонное топливо, которое выбрано предприятием-изготовителем для измерения полезной мощности в соответствии с Правилами ЕЭК ООН N 85. Выбранное топливо должно быть указано в карточке сообщения, определенной в приложении 2.
Для расчетов, указанных в 5.2.3, должны использоваться следующие характеристики топлива:
а) плотность: измеряется на испытываемом топливе в соответствии с ИСО 3675 или эквивалентным методом. Для бензина и дизельного топлива должны использоваться измеренные значения плотности; для СНГ и природного газа - следующие эталонные значения плотности:
0,538 кг/л для СНГ;
0,714 кг/м для ПГ;
b) водородно-углеродное соотношение: должны использоваться следующие фиксированные значения:
1,85 для бензина,
1,86 для дизельного топлива,
2,525 для СНГ,
4,00 для ПГ.
5.3 Описание испытаний, которые проводят только на электромобилях
5.3.1 Техническая служба, уполномоченная проводить испытания, измеряет расход электроэнергии в соответствии с методом и циклом испытания, описанными в приложении 6 к настоящим Правилам.
5.3.2 Техническая служба, уполномоченная проводить испытания, измеряет запас хода транспортного средства в соответствии с методом, описанным в приложении 7.