ГОСТ Р 51160-98
Группа Д21
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОБУСЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ
Технические требования
Buses for carrying children.
Technical requirements
ОКС 43.080.20
ОКП 45 1700
Дата введения 1999-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН
Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автотранспортных средств"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 г. N 101
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, принятое и введенное в действие Постановлением Госстандарта России от 23.05.2003 N 156-ст с 01.09.2003, Изменение N 2, принятое и введенное в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.10.2007 N 277-ст с 01.01.2008
Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 8, 2003 год, ИУС N 1, 2008 год
Настоящий стандарт распространяется на автобусы, предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет (далее - детей) по автомобильным дорогам общей транспортной сети Российской Федерации (далее - автобусы), и устанавливает специальные требования к автобусам, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей.
Раздел 1. (Измененная редакция, Изм. N 2).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.14-2003 (Правила ЕЭК ООН N 14) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении приспособлений для крепления ремней безопасности
ГОСТ Р 41.16-2005 (Правила ЕЭК ООН N 16) Единообразные предписания, касающиеся: I. Ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств; II. Транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности
ГОСТ Р 41.29-99 (Правила ЕЭК ООН N 29) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты лиц, находящихся в кабине грузового транспортного средства
ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН N 36) Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции
ГОСТ Р 41.52-2005 (Правила ЕЭК ООН N 52) Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М и М в отношении их общей конструкции
ГОСТ Р 50844-95 Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Раздел 2. (Измененная редакция, Изм. N 2).
Раздел 3. (Исключен, Изм. N 2).
4.1а Автобусы для перевозки детей должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к транспортным средствам категорий М и М по ГОСТ Р 52051 с учетом требований настоящего стандарта.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
4.1 Показатели массы
4.1.1 Определение массы снаряженного автобуса осуществляют по ГОСТ Р 41.36 и ГОСТ Р 41.52.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.2 Полную конструктивную массу автобуса определяют при принятии следующих ограничений:
- масса ребенка - 40 кг;
- масса взрослого пассажира, сопровождающего детей, - 75 кг;
- масса ручной клади - 5 кг на одного ребенка;
- масса перевозимого багажа - 5 кг на одного ребенка;
- масса - 20 кг.
4.2 Планировка пассажирского помещения
4.2.1 Рекомендуемые варианты размещения сидений для перевозки детей (далее - сиденья) в автобусе приведены в приложении А.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.2.2 В автобусе должны быть предусмотрены только места для сиденья.
4.2.3 Сиденья должны быть обращены вперед по ходу автобуса.
4.2.4 (Исключен, Изм. N 2).
4.2.5 В автобусе должны быть предусмотрены отсек в задней части и (или) полки над окнами или другие места для размещения ручной клади и (или) багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 м и не менее 20 дм на каждое место пассажира.
Для варианта конструкции автобуса, предназначенного, в том числе, для перевозки детей, имеющих нарушения опорно-двигательных функций, в автобусе должно быть предусмотрено специальное место для размещения не менее двух кресел-колясок (далее - КК) в сложенном состоянии. Это место может быть совмещено с отсеком для размещения багажа.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.2.6 (Исключен, Изм. N 2).
4.2.7 В пассажирском помещении автобусов при наличии полок для ручной клади над окнами ширина полок должна быть не менее 30 см, а высота свободного пространства над ними - не менее 20 см. Полки должны иметь наклон в направлении стенок автобусов, к которым они прилегают. Величина наклона, измеренная от горизонтальной поверхности, должна быть не менее 10°.
Конструкция полок должна исключать падение с них ручной клади при движении автобуса.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.3 Сиденья (приложение Б)
4.3.1 Для сидений, расположенных в одном направлении, расстояние между передней поверхностью спинки сиденья и задней поверхностью спинки впереди расположенного сиденья, измеренное по горизонтали в интервале от горизонтальной плоскости, касательной от поверхности подушки сиденья, до горизонтальной плоскости, расположенной на высоте 55 см над участком пола для ног сидящего ребенка , должно быть не менее 60 см.
4.3.2 Ширина подушки одноместного сиденья должна быть не менее 32 см.
4.3.3 Ширина свободного пространства одноместного сиденья, измеренная в каждую сторону от средней вертикальной плоскости места для сидения по горизонтали вдоль спинки сиденья на высоте от 20 до 60 см над несжатой подушкой сиденья, должна быть не менее 17 см.
4.3.4. Ширина подушки двух- и многоместных нераздельных сидений должна быть определена с учетом величин и , указанных в 4.3.2 и 4.3.3.
4.3.5 Глубина подушки сиденья должна быть не менее 35 см.
4.3.6 Высота подушки сиденья в несжатом состоянии относительно уровня пола , на котором расположены ноги сидящего ребенка, должна быть такой, чтобы высота горизонтальной плоскости, касательной к поверхности подушки сиденья, над этим участком составляла от 35 до 40 см.
4.3.7 Сиденье, обращенное к перегородке, должно иметь свободное пространство перед ним по ГОСТ Р 41.36 и ГОСТ Р 41.52.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.3.8 Край сиденья, который обращен к проходу, должен иметь подлокотник или поручень.
Высота расположения подлокотника или поручня от подушки сиденья должна составлять (18±2) см.
4.3.9 В автобусе должно быть предусмотрено не менее одного сиденья для взрослого пассажира, сопровождающего детей.
Расположение сидений должно позволять взрослым пассажирам осуществлять контроль за детьми во время движения автобуса.
Указанные сиденья должны отвечать требованиям ГОСТ Р 41.36 для автобусов класса I.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
4.3.10 Сиденья для перевозки детей в отношении их прочностных свойств должны быть испытаны по методике, приведенной в ГОСТ Р 41.80, при испытательных нагрузках:
- 1180 Н, приложенной к спинке сиденья на высоте 0,75 м над базовой поверхностью. Смещение центральной точки приложения нагрузки должно составлять не менее 100 мм и не более 400 мм;
- 3140 Н, приложенной к спинке сиденья на высоте 0,45 м над базовой поверхностью. Смещение центральной точки приложения нагрузки должно составлять не менее 50 мм.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
4.4 Вход и выход
4.4.1 Автобусы по ГОСТ Р 41.52 должны иметь одну дверь, а автобусы ГОСТ Р 41.36 - не менее двух служебных дверей, предназначенных для входа и выхода.
Дверь (или одна из дверей) должна располагаться в непосредственной близости от рабочего места водителя.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).