Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р 41.79-99
(Правила ЕЭК ООН N 79)

Группа Д25

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В ОТНОШЕНИИ МЕХАНИЗМОВ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

     
Uniform provisions concerning the approval
 of vehicles with regard to steering equipment



ОКС 43.040.50

ОКП 45 1000

Дата введения 2000-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 79*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН

________________

* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.  

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184

3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 79, Пересмотр 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.78/Rev.1, дата вступления в силу 09.11.90) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении механизмов рулевого управления" и включает в себя:

Пересмотр 1 - Поправка 1 (документ Е/ЕСЕ/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.78/Rev.1/Amend.1, дата вступления в силу 14.08.95)

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 79 (далее - Правила).

     1 Область применения

1.1 Настоящие Правила применяются к механизмам рулевого управления транспортных средств категорий M*, N* и O*:

________________

* В соответствии со Сводной резолюцией (СР.3), TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3.

1.2 они не распространяются на механизмы рулевого управления с полностью пневматическим, полностью электрическим или полностью гидравлическим приводом, за исключением:

1.2.1 вспомогательного механизма рулевого управления (ВРУ) с полностью электрическим или полностью гидравлическим приводом на транспортных средствах категорий M и N;

1.2.2 механизма рулевого управления с полностью гидравлическим приводом на транспортных средствах категории O.

     2 Определения


В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении механизмов рулевого управления.

2.2 тип транспортного средства: Категория транспортных средств, не имеющая каких-либо различий в том, что касается назначения типа транспортного средства, определенного предприятием-изготовителем, и/или модификаций, которые могут быть произведены на рулевом управлении.

2.3 механизмы рулевого управления: Все механизмы, предназначенные для изменения направления движения транспортного средства.

Механизмы рулевого управления могут состоять из:

- органа рулевого управления;

- рулевой передачи;

- управляемых колес;

- устройства энергопитания (в соответствующих случаях).

2.3.1 орган рулевого управления: Часть рулевого механизма, которая служит для управления им и которая может приводиться в действие с помощью или без помощи непосредственного воздействия со стороны водителя. К органам управления рулевым механизмом, в котором рулевые усилия частично или полностью обеспечиваются за счет мускульной силы водителя, относятся все элементы, расположенные выше той точки, в которой рулевое усилие преобразуется с помощью механических, гидравлических или электрических устройств.

2.3.2 рулевая передача: Все элементы рулевого управления, служащие для передачи усилия с органов управления на управляемые колеса; к ней относятся все элементы, расположенные ниже той точки, в которой рулевое усилие преобразуется с помощью механических, гидравлических или электрических устройств.

2.3.3 управляемые колеса: Колеса, положение которых по отношению к продольной оси транспортного средства может меняться непосредственно или через посредство каких-либо механизмов с целью изменения направления движения транспортного средства. (К управляемым колесам относится ось, на которой они вращаются и задают таким образом направление движения транспортного средства).

2.3.4 устройство энергопитания: Элементы рулевого механизма, обеспечивающие его энергией, регулирующие ее подачу, а также в соответствующих случаях служащие для ее выработки и аккумулирования. В него также входят любые резервуары для рабочего тела и линии возврата, за исключением двигателя транспортного средства (помимо функций, указанных в 5.1.3) или его соединений с источником энергии.

2.3.4.1 источник энергии: Часть устройства энергопитания, которая вырабатывает необходимый вид энергии, например гидравлический или воздушный насос.

2.3.4.2 резервуар для аккумулирования энергии: Часть устройства энергопитания, служащая для хранения энергии, вырабатываемой источником энергии.

2.3.4.3 питательный резервуар: Часть устройства энергопитания, служащая для хранения рабочего тела при атмосферном или близком к нему давлении.

2.4 Характеристики рулевого механизма

2.4.1 усилие на рулевом колесе: Сила, действующая на орган рулевого управления с целью изменения направления движения транспортного средства.

2.4.2 время управления: Период времени с момента приведения в действие органа рулевого управления до момента установления управляемых колес под необходимым углом поворота.

2.4.3 угол поворота: Угол между проекцией продольной оси транспортного средства и линией пересечения плоскости колеса, которая представляет собой центральную плоскость шины, перпендикулярную к оси вращения колеса, и поверхности дороги.

2.4.4 рулевое усилие: Все силы, действующие в рулевом механизме.

2.4.5 среднее передаточное число рулевого механизма: Отношение углового смещения рулевого колеса к среднему рабочему углу поворота управляемых колес от упора до упора.

2.4.6 круг поворота: Круг, в пределах которого находятся проекции всех точек транспортного средства на плоскость грунта при движении транспортного средства по кругу, за исключением внешних зеркал и передних указателей поворота.

2.4.7 номинальный радиус органа рулевого управления: В случае с рулевым колесом - кратчайшее расстояние от центра его вращения до внешней кромки обода. В случае с любым другим органом рулевого управления он означает расстояние между центром вращения такого органа и точкой приложения усилия к этому органу управления. Если количество таких точек превышает одну, то в расчет принимается точка, требующая приложения наибольшего усилия.

2.5 Типы механизмов рулевого управления

В зависимости от источника рулевого усилия различают следующие типы механизмов рулевого управления:

2.5.1 В случае автотранспортных средств:

2.5.1.1 ручное рулевое управление, при котором рулевое усилие обеспечивается исключительно за счет мускульной силы водителя;

2.5.1.2 рулевое управление с усилителем, при котором рулевое усилие обеспечивается как за счет мускульной силы водителя, так и за счет устройства (устройств) энергопитания;

2.5.1.2.1 рулевое управление, в котором рулевое усилие обеспечивается в случае исправно действующего рулевого механизма исключительно за счет одного или более устройств энергопитания, но в котором, в случае его выхода из строя, рулевое усилие может обеспечиваться за счет мускульной силы водителя, также считается рулевым управлением с усилителем;

2.5.1.3 полноприводное рулевое управление, в котором рулевое усилие обеспечивается исключительно за счет одного или более устройств энергопитания;

2.5.1.4 саморегулирующийся механизм рулевого управления представляет собой систему, конструкция которой позволяет изменять угол поворота одного или более колес только под воздействием сил и/или моментов силы, прилагаемых для приведения шины в контакт с дорогой.

2.5.2 В случае прицепов:

2.5.2.1 саморегулирующийся механизм рулевого управления (2.5.1.4);

2.5.2.2 сочлененный механизм рулевого управления, при котором рулевое усилие обеспечивается за счет изменения направления движения буксирующего транспортного средства, при этом поворот управляемых колес прицепа полностью определяется углом между продольными осями буксирующего транспортного средства и прицепа;

2.5.2.3 независимый механизм рулевого управления, при котором рулевое усилие обеспечивается за счет изменения направления движения буксирующего транспортного средства, при этом поворот управляемых колес прицепа непосредственно зависит от относительного угла между продольной осью рамы прицепа или заменяющей ее несущей конструкции и продольной осью подрамника, на котором крепится ось (оси).

2.5.3 В зависимости от расположения управляемых колес выделяют следующие типы механизмов рулевого управления:

2.5.3.1 механизм рулевого управления с приводом на передние колеса, при котором поворотными являются только колеса, расположенные на передней оси (осях). В него входят все колеса, поворачиваемые в одном направлении;

2.5.3.2 механизм рулевого управления с приводом на задние колеса, при котором управляемыми являются только колеса, расположенные на задней оси (осях). В него входят все колеса, поворачиваемые в одном направлении;

2.5.3.3 механизм рулевого управления с приводом на несколько колес, при котором управляемыми являются колеса, установленные на одной или более передних и задних осях;

2.5.3.3.1 механизм рулевого управления с приводом на все колеса, при котором управляемыми являются все колеса;

2.5.3.3.2 механизм рулевого управления с подвеской, при котором перемещение всех взаимосвязанных деталей ходовой части непосредственно обеспечивается за счет рулевого усилия.

2.5.3.4 вспомогательный механизм рулевого управления (ВРУ) с приводом на колеса оси (осей) транспортных средств категорий M и N, дополняющий рулевое управление с приводом на колеса, на которые приходится основной элемент управления, не являющийся исключительно электрическим, гидравлическим или пневматическим, обеспечивающий поворот колес в том же или обратном направлении по отношению к колесам, на которые приходится основной элемент управления, и/или позволяющий регулировать угол поворота передних, центральных и/или задних колес в зависимости от поворота транспортного средства.

2.6 Типы рулевых приводов

В зависимости от способа передачи рулевого усилия различают следующие типы рулевых приводов:

2.6.1 полностью механический рулевой привод: Рулевой привод, в котором рулевое усилие целиком передается механическими средствами.

2.6.2 полностью гидравлический рулевой привод: Рулевой привод, в той или иной части которого рулевое усилие передается только гидравлическими средствами.

2.6.3 полностью электрический рулевой привод: Рулевой привод, в той или иной части которого рулевое усилие передается только электрическими средствами.

2.6.4 комбинированный рулевой привод: Рулевой привод, в котором одна часть рулевого усилия передается одним из выше упомянутых средств, а другая часть - другим из выше упомянутых средств.

2.6.4.1 комбинированный механический рулевой привод: Рулевой привод, в котором одна часть рулевого усилия передается полностью механическими средствами, а остальные части - следующими средствами:

2.6.4.1.1 гидравлическими - механическими-гидравлическими или

2.6.4.1.2 электрическими - механическими-электрическими, или

2.6.4.1.3 пневматическими - механическими-пневматическими.

В любом случае, когда механическая часть привода предназначена лишь для указания положения и слишком слаба для передачи совокупного рулевого усилия, эта система должна рассматриваться соответственно как полностью гидравлический, полностью электрический или полностью пневматический рулевой привод;

2.6.4.2 прочие комбинированные рулевые приводы - любое другое сочетание вышеупомянутых рулевых приводов.

     3 Заявка на официальное утверждение

3.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении механизмов рулевого управления представляется предприятием-изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.

3.2 К каждой заявке прилагаются перечисленные ниже документы в трех экземплярах и указанные ниже данные:

3.2.1 описание типа транспортного средства в отношении элементов, перечисленных в 2.2, при этом должен быть указан тип транспортного средства;

3.2.2 полный чертеж механизма рулевого управления с указанием расположения на транспортном средстве различных устройств, влияющих на рулевое управление.

3.3 Одно транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащего официальному утверждению, должно быть представлено технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs