ГОСТ Р 41.109-99
(Правила ЕЭК ООН N 109)
Группа Л62
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ
ПРОИЗВОДСТВА ШИН С ВОССТАНОВЛЕННЫМ ПРОТЕКТОРОМ
ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НЕИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
И ИХ ПРИЦЕПОВ
Uniform provisions concerning the approval for the production
of retreaded pneumatic tyres for commercial vehicles and their trailers
ОКС 83.160
ОКП 25 2000
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 109*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
________________
* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 109, (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.2/Add.108, дата вступления в силу 23.06.98) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения производства шин с восстановленным протектором для транспортных средств неиндивидуального пользования и их прицепов"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 109 (далее - Правила).
Настоящие Правила распространяются на производство шин с восстановленным протектором, предназначенных для установки на эксплуатируемых на автодорогах транспортных средствах неиндивидуального пользования и их прицепах. Вместе с тем они не распространяются на:
1.1 шины с восстановленным протектором для частных (легковых) автомобилей и их прицепов;
1.2 шины с восстановленным протектором, предназначенные для движения со скоростью менее 80 км/ч;
1.3 шины для велосипедов и мотоциклов;
1.4 шины, на которых изначально не было указано обозначений скорости и (или) индексов нагрузки;
1.5 шины, которые изначально были изготовлены без официального утверждения по типу конструкции и без нанесения знака "Е" или "е".
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями (см. также рисунок в приложении 9):
2.1 ассортимент пневматических шин с восстановленным протектором: Ассортимент пневматических шин с восстановленным протектором, указанный в 4.1.4.
2.2 конструкция пневматической шины: Технические характеристики каркаса шины. Различаются, в частности, шины следующих конструкций:
2.2.1 диагональная или конструкция с перекрещивающимися слоями корда: Конструкция, в которой нити корда пневматической шины достигают бортов и ориентированы так, что образуют чередующиеся углы, значения которых значительно меньше 90° по отношению к осевой линии протектора;
2.2.2 диагонально-опоясанная: Конструкция, в которой каркас диагональной пневматической шины (шины с перекрещивающимися слоями корда) фиксируется поясом, состоящим из двух или более слоев практически нерастяжимого корда, образующего чередующиеся углы, близкие к углам каркаса;
2.2.3 радиальная: Конструкция, в которой нити корда пневматической шины достигают бортов и уложены в основном под углом 90° к осевой линии протектора, причем каркас фиксируется практически нерастяжимым кольцевым поясом.
2.3 категория использования:
2.3.1 обычная шина: Шина, предназначенная лишь для обычной эксплуатации на автодороге;
2.3.2 шина для специального использования: Шина, предназначенная для смешанного использования как на автодороге, так и за ее пределами и (или) на ограниченной скорости;
2.3.3 зимняя шина: Шина, рисунок протектора или рисунок протектора и конструкция которой спроектированы в первую очередь для обеспечения в условиях грязи и свежевыпавшего или талого снега большей эффективности, чем в случае обычной шины. Рисунок протектора зимней шины характеризуется обычно большим удалением друг от друга элементов канавок и шашек, чем у обычной шины.
2.4 борт: Элемент пневматической шины, форма и конструкция которого позволяет ему прилегать к ободу и удерживать на нем шину.
2.5 корд: Нити, образующие ткань слоев в пневматической шине.
2.6 слой: Слой прорезиненных параллельных нитей корда.
2.7 пояс: Слой или слои материала или материалов, находящихся под протектором, которые уложены в основном по направлению к осевой линии протектора для стягивания каркаса по окружности. Определение относится к шине с радиальным кордом или с перекрещивающимися слоями корда.
2.8 брекер: Промежуточный слой между каркасом и протектором. Определение относится к шине с диагональным кордом.
2.9 предохранительный брекер: Факультативный промежуточный слой между протектором и поясом, использующий для сведения к минимуму вероятности повреждения пояса. Определение относится к шине с радиальным кордом.
2.10 уплотняющий резиновый слой: Материал, помещаемый в районе борта для защиты каркаса от износа или истирания в результате воздействия на него обода колеса.
2.11 каркас: Часть конструкции пневматической шины, которая не является протектором и крайним прорезиненным элементом боковины и которая воспринимает нагрузку при накачанной шине.
2.12 протектор: Часть пневматической шины, предназначенная для соприкосновения с грунтом, защищает каркас от механических повреждений и способствует обеспечению сцепления колеса с грунтом.
2.13 боковина: Часть пневматической шины, расположенная между протектором и зоной, которая должна прикрываться бортом обода.
2.14 нижняя часть шины: Зона между линией, соответствующей максимальной ширине профиля шины, и зоной, которую должна прикрывать закраина обода.
2.15 канавка протектора: Пространство между двумя соседними выступами или блоками в рисунке протектора.
2.16 ширина профиля: Линейное расстояние между наружными боковинами накачанной пневматической шины, когда она установлена на соответствующем измерительном ободе, без учета выступов, образуемых маркировкой (надписями), декоративными или защитными полосами либо рифлением.
2.17 габаритная ширина: Линейное расстояние между наружными боковинами накачанной пневматической шины, когда она установлена на соответствующем измерительном ободе, с учетом маркировки (надписей), декоративных или защитных полос либо рифления.
2.18 высота профиля: Расстояние, равное половине разности между наружным диаметром шины и номинальным диаметром обода.
2.19 номинальное отношение высоты профиля к его ширине: Умноженное на сто частное от деления номинальной высоты профиля на номинальную ширину профиля; при этом оба размера выражают в одинаковых единицах измерения.
2.20 наружный диаметр: Габаритный диаметр накачанной шины с новым восстановленным протектором.
2.21 обозначение размеров шины:
2.21.1 номинальная ширина профиля: Ширина профиля, выраженная в миллиметрах, за исключением шин, у которых обозначение размеров указано в первой колонке таблиц, приведенных в приложении 5 к настоящим Правилам;
2.21.2 номинальное отношение высоты профиля к его ширине: За исключением шин, у которых обозначение размеров указано в первой колонке таблиц, приведенных в приложении 5 к настоящим Правилам;
2.21.3 условное число (обозначение ): Обозначение, указывающее номинальный диаметр обода и соответствующее диаметру обода, выраженному либо при помощи кодировки (чисел, меньших 100), либо в миллиметрах (чисел, больших 100). В маркировке могут вместе использоваться числа, полученные в результате измерений как одного, так и другого типа.
2.21.3.1 Ниже в таблице 1 приведены значения номинального диаметра обода в миллиметрах.
Таблица 1
Код | Значение | Код | Значение |
8 | 203 | ||
9 | 229 | 20 | 508 |
10 | 254 | 21 | 533 |
11 | 279 | 22 | 559 |
12 | 305 | 24 | 610 |
13 | 330 | 25 | 635 |
14 | 356 | ||
14,5 | 368 | ||
16,5 | 419 | ||
17,5 | 445 | ||
15 | 381 | 19,5 | 495 |
16 | 406 | 20,5 | 521 |
17 | 432 | 22,5 | 572 |
18 | 457 | 24,5 | 622 |
19 | 483 | ||
26 | 660 | ||
28 | 711 | ||
30 | 762 |
2.22 номинальный диаметр обода : Диаметр обода, для монтажа на котором предназначена шина.
2.23 обод: Основание для шины с камерой или для бескамерной шины, на которое опираются борта шины.
2.24 измерительный обод: Обод, определенный по параметрам "ширины измерительного обода" или "ширины расчетного обода" для конкретного обозначения размеров шины в любом издании одного или более международных стандартов на шины.
2.25 испытательный обод: Любой обод, указанный в качестве официально утвержденного, рекомендованного или допущенного в одном из международных стандартов на шины для шины с данным обозначением размера и данного типа.
2.26 международный стандарт на шины: Любой из следующих документов по стандартам:
a) Европейская техническая организация по вопросам пневматических шин и ободьев колес (ЕТОПОК), "Руководство по стандартам";
b) Европейская техническая организация по вопросам пневматических шин и ободьев колес (ЕТОПОК) "Проектно-конструкторская информация: использовавшиеся в прошлом данные";
c) компания "Тайр энд рим эсоусиэйшн инк." (ТРА), "Ежегодник";
d) Ассоциация японских предприятий - изготовителей шин (АЯПИШ), "Ежегодник";
e) Ассоциация предприятий - изготовителей шин и ободьев Австралии (АШОА), "Руководство по стандартам";
f) Бразильская ассоциация предприятий - изготовителей шин и ободьев (БАШО), "Руководство по техническим нормам";
g) Скандинавская организация предприятий - производителей шин и ободьев (СОШО), "Справочник данных".