ГОСТ Р 41.108-99
(Правила ЕЭК ООН N 108)
Группа Л62
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ
ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА
ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ШИН С ВОССТАНОВЛЕННЫМ ПРОТЕКТОРОМ
ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ ПРИЦЕПОВ
Uniform provisions concerning the approval for the production
of retreaded pneumatic tyres for motor vehicles and their trailers
ОКС 83.160
ОКП 25 2000
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил N 108 ЕЭК ООН*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
________________
* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 мая 1999 г. N 184
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 108, (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.2/Add.l07, дата вступления в силу 23.06.98) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения в отношении производства пневматических шин с восстановленным протектором для автотранспортных средств и их прицепов"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 108 (далее - Правила).
Настоящие Правила применяются к производству шин с восстановленным протектором, предназначенных для установки на частных (легковых) автомобилях и их прицепах, эксплуатируемых на дорогах. Вместе с тем они не применяются к шинам:
1.1 с восстановленным протектором для транспортных средств неиндивидуального пользования и их прицепов;
1.2 с восстановленным протектором, способным выдерживать скорости меньше 120 или свыше 240 км/ч;
1.3 для велосипедов и мотоциклов;
1.4 изначально производимым без обозначения категорий скорости и индексов нагрузки;
1.5 изначально производимым без официального утверждения по типу конструкции и не обозначенным знаком "Е" или "е";
1.6 предназначенным для оснащения автомобилей, произведенных до 1939 г.;
1.7 предназначенным исключительно для соревнований или внедорожного использования и имеющим соответствующую маркировку;
1.8 предназначенным для использования в качестве запасных шин временного пользования типа Т.
См. также рисунок в приложении 8
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 категория шин с восстановленным протектором: Категория пневматических шин с восстановленным протектором, указанная в 4.1.4.
2.2 конструкция пневматической шины: Технические характеристики каркаса шины. В частности, различаются следующие типы конструкции шин:
2.2.1 диагональная или с перекрещивающимися слоями корда: Конструкция, в которой нити корда достигают борта и располагаются таким образом, что образуют чередующиеся углы, значительно меньше 90°, относительно осевой линии протектора.
2.2.2 диагонально опоясанная: Конструкция пневматической шины диагонального типа (с перекрещивающимися слоями корда), каркас которой стягивается поясом, состоящим из двух или более слоев практически нерастяжимого корда, образующего чередующиеся углы, близкие к углам каркаса.
2.2.3 радиальная: Конструкция пневматической шины, в которой нити корда достигают борта и уложены в основном под углом 90° по отношению к осевой линии протектора и каркас которой укрепляется по окружности при помощи практически нерастяжимого пояса.
2.3 категория использования
2.3.1 обычная шина: Шина, предназначенная только для обычного дорожного использования.
2.3.2 зимняя шина: Шина, в которой рисунок протектора или рисунок протектора и конструкция спроектированы с учетом прежде всего обеспечения в условиях грязи и свежевыпавшего или талого снега лучших эксплуатационных качеств по сравнению с обычной шиной. Рисунок протектора зимних шин характеризуется, как правило, более значительным удалением друг от друга элементов канавок и массивных выступов, чем у обычных шин.
2.3.3 запасная шина временного пользования: Пневматическая шина, отличающаяся от шины, предусмотренной для установки на любом транспортном средстве при нормальных условиях движения, и предназначенная для временного использования в ограниченных условиях движения.
2.3.4 запасная шина временного пользования типа Т: Тип шины временного пользования, предназначенный для эксплуатации при более высоком внутреннем давлении, чем в стандартных и усиленных шинах.
2.4 борт: Элемент шины, форма и конструкция которого позволяют ему прилегать к ободу и удерживать на нем шину.
2.5 корд: Нити, образующие ткань слоев в шине.
2.6 слой: Слой прорезиненных параллельно расположенных нитей корда.
2.7 пояс: Шина с радиальным кордом или диагонально опоясанная шина - один или несколько слоев материала, находящегося под протектором и располагаемого в основном по направлению осевой линии протектора, с тем чтобы укрепить каркас по окружности.
2.8 брекер: Шина с диагональным кордом - промежуточным слоем между каркасом и протектором.
2.9 бортовая ленточка: Участок борта, защищающий каркас от изнашивания или истирания об обод колеса.
2.10 каркас: Часть конструкции шины, которая не является протектором и резиной боковины и при накачанной шине воспринимает нагрузку.
2.11 протектор: Часть шины, соприкасающаяся с грунтом; защищает каркас от механических повреждений и способствует обеспечению сцепления колеса с грунтом.
2.12 боковина: Часть шины, расположенная между протектором и частью, покрываемой бортом обода.
2.13 нижняя часть шины: Часть, расположенная между максимальным сечением шины и частью, покрываемой закраиной обода.
2.14 канавка протектора: Пространство между соседними ребордами или грунтозацепами протектора.
2.15 основные канавки: Широкие канавки, расположенные в центральной части протектора, которая охватывает приблизительно три четверти ширины протектора.
2.16. ширина профиля: Линейное расстояние между наружными боковинами накачанной шины, смонтированной на оговоренном измерительном ободе, за исключением выступов, образуемых надписями (маркировкой), декоративными либо защитными полосами или рифлением.
2.17 габаритная ширина: Линейное расстояние между наружными боковинами накачанной шины, смонтированной на оговоренном измерительном ободе, включая надписи (маркировку), декоративные и защитные полосы или рифления.
2.18 высота профиля: Расстояние, равное половине разницы между наружным диаметром шины и номинальным диаметром обода.
2.19 номинальное отношение высоты профиля к его ширине: Частное от деления номинальной высоты профиля на номинальную ширину профиля, помноженное на сто, причем обе величины выражаются в одинаковых единицах.
2.20 наружный диаметр: Габаритный диаметр новой накачанной шины с восстановленным протектором.
2.21 обозначение размера шины: Обозначение, показывающее:
2.21.1 номинальную ширину профиля: Эта ширина должна быть выражена в миллиметрах, за исключением шин, обозначение размеров которых указывается в первой графе таблиц, приведенных в приложении 5 к настоящим Правилам;
2.21.2 номинальное отношение высоты профиля к его ширине, за исключением шин, обозначение размеров которых указывается в первой графе таблиц, приведенных в приложении 5 к настоящим Правилам;
2.21.3 условное число (величина ), характеризующее номинальный диаметр обода и соответствующее его диаметру, выраженному либо в условных единицах (число меньше 100), либо в миллиметрах (числа больше 100). В маркировке могут использоваться числа, обозначающие величину измерений обоих типов.
2.21.3.1 Ниже приводятся значения величины в миллиметрах:
Номинальный диаметр обода в условных единицах - величина | Значение |
8 | 203 |
9 | 229 |
10 | 254 |
11 | 279 |
12 | 305 |
13 | 330 |
14 | 356 |
15 | 381 |
16 | 406 |
17 | 432 |
18 | 457 |
19 | 483 |
20 | 508 |
21 | 533 |
2.22 номинальный диаметр (): Диаметр обода, на котором должна монтироваться шина.
2.23 обод: Основание либо для покрышки с камерой, либо для бескамерной шины, на которое опираются борта шины.
2.24 измерительный обод: Обод, определенный параметром "ширина измерительного обода" или "ширина расчетного обода" применительно к конкретному обозначению размера шины в любом издании одного или нескольких международных стандартов на шины.
2.25 испытательный обод: Любой обод, определенный как одобренный, рекомендованный или разрешенный в рамках одного из международных стандартов на шины применительно к шинам надлежащего размера и типа.
2.26 международный стандарт на шины: Любой из следующих документов:
а) Европейская техническая организация по вопросам пневматических шин и ободьев колес (ЕТОПОК): "Руководство по стандартам";
b) Европейская техническая организация по вопросам пневматических шин и ободьев колес (ЕТОПОК): "Проектно-конструкторская информация - устаревшие данные";
c) Ассоциация по вопросам пневматических шин и ободьев колес (АШОК): "Ежегодник";
d) Японская ассоциация предприятий-изготовителей автомобильных шин (ДЖАТМА): "Ежегодник";
e) Австралийская ассоциация по вопросам пневматических шин и ободьев колес (ААШОК): "Руководство по стандартам";