ВСН 1-94
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ПОЛНОСБОРНЫХ ПОКРЫТИЙ ГОРОДСКИХ ДОРОГ
Дата введения 1995-01-01
РАЗРАБОТАНЫ НИИМосстрой с участием Мосстройлицензии.
ИСПОЛНИТЕЛИ: кандидаты технических наук В.М.Гольдин, Л.В.Городецкий, Р.И.Бег (НИИМосстрой), Ю.И.Столяров и к.т.н. В.Д.Фельдман (Мосстройлицензии).
ВНЕСЕНЫ НИИМосстроем.
СОГЛАСОВАНЫ с институтом Мосинжпроект, трестом Гордорстрой, Техническим управлением муниципального предприятия Мосинжстрой.
УТВЕРЖДЕНЫ Научно-техническим управлением Департамента строительства 1 августа 1994 г.
ВЗАМЕН “Инструкции по строительству покрытий городских дорог” ВСН 50-79.
Инструкция обобщает накопленный за период с 1979 по 1994 гг. опыт службы дорожных одежд на эксплуатируемых улицах и дорогах.
Инструкция составлена с учетом новых ГОСТ на плиты железобетонные для покрытий городских дорог, тротуарных плит и на камни бортовые бетонные и железобетонные, разработанных НИИМоссстроем, Мосинжпроектом и Академией коммунального хозяйства.
1.1. Настоящая инструкция распространяется на строительство в летний и зимний периоды в Москве сборных покрытий временных и постоянных дорог и проездов, площадей, тротуаров, садово-парковых, пешеходных дорожек и хозяйственных площадок. При строительстве полносборных покрытий применяют следующие конструктивные элементы, выпускаемые промышленностью:
- плиты для покрытий дорог;
- плиты для покрытий тротуаров;
- камни бетонные и железобетонные, гранитные;
- оголовки смотровых колодцев.
1.2. Согласно ГОСТ 21924.0-84 - ГОСТ 21924-3.84 плиты железобетонные для покрытий городских дорог подразделяются на типы в зависимости:
от назначения:
- для постоянных дорог;
- для временных дорог;
от конфигурации:
П - прямоугольная;
ПБ - прямоугольная с одним совмещенным бортом;
ПББ - прямоугольная с двумя совмещенными бортами;
ПТ - трапецеидальная;
ПШ - шестиугольная;
ПШД - шестиугольная осевая диагональная;
ПШП - шестиугольная осевая поперечная;
ДПШ - диагональная, половина шестиугольной плиты;
ППШ - поперечная половина шестиугольной плиты.
Форма и основные размеры плит должны соответствовать указанным в ГОСТах чертежах.
1.3. Согласно ГОСТ 17608-91 плиты тротуарные подразделяются на квадратные (К), прямоугольные (П), шестиугольные (Ш), фигурные (Ф) и элементы декоративные дорожные (ЭДД).
1.4. Согласно ГОСТ 6665-91 бетонные и железобетонные бортовые камни подразделяются на следующие типы:
БР - прямые рядовые;
БУ - прямые с уширением;
БУП - прямые с прерывистым уширением;
БЛ - прямые с лотком;
БВ - въездные;
БК - криволинейные.
Согласно ГОСТ 6666-91 гранитные камни подразделяются на прямоугольные (ГП) и криволинейные (ГК).
1.5. Опытная партия регулируемых оголовков смотровых колодцев начнет выпускаться в 1995 году.
1.6. Рекомендуемые сборные элементы предназначены для строительства постоянных и временных дорог и проездов с шириной проезжей части, кратной 3,5 м, и числом полос движения, обусловленным категорией дороги.
1.7. Строительство полносборных покрытий постоянных городских дорог осуществляют в следующей последовательности:
- устройство земляного полотна;
- установка оголовков смотровых колодцев;
- распределение, планировка и уплотнение подстилающего слоя и основания;
- распределение технологического слоя;
- монтаж дорожного покрытия;
- вибропосадка плит;
- установка бортового камня;
- монтаж покрытия тротуаров;
- заполнение швов.
1.8. При строительстве покрытий временных дорог вибропосадка плит, установка бортового камня и заделка швов не производится.
1.9. Строительство полносборных покрытий постоянных и временных дорог ведется поточным методом, предусматривающим равномерное и непрерывное производство всех дорожно-строительных работ.
2.1. Работы по устройству земляного полотна производят после окончания работ по вертикальной планировке, устройству дренажей и водостоков, прокладке новых и перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и разрытии с послойным уплотнением.
2.2. Отсыпку, разравнивание и уплотнение насыпи земляного полотна следует производить преимущественно в летнее время в соответствии со СниП II-60-90.
2.3. На участках, подверженных пучинообразованию, при неблагоприятных гидрологических условиях следует предусматривать специальные меры для предупреждения пучинообразования.
2.4. Работы по устройству земляного полотна целесообразно производить экскаваторами с ковшом емкостью от 0,25 м до 1,0 м (ЭО-2621В-3; ЭО-2626; ЭО-3123; ЭО-3323А; ЭО-4225; ЭО-5124), бульдозерами мощностью 80-250 л.с. (ДЗ-42; ДЗ-190; ДЗ-162-1), автогрейдерами среднего и тяжелого типа (ДЗ-122Б; ДЗ-98В.1; ДЗ-180).
2.5. Насыпи, как правило, должны возводиться из талого песчаного и супесчаного грунта. С целью более полного использования местного грунта допускается отсыпка насыпи из смеси талого песчаного и мерзлого грунтов с обязательным уплотнением до наступления смерзания грунта. Отсыпка верхних слоев насыпей высотой 0,8 - 1,5 м производится только из талого грунта при влажности, близкой к оптимальной.
2.6. Глинистые (водонепроницаемые) грунты могут применяться только в непереувлажненном состоянии. Пылеватые грунты допускается применять только в нижней части насыпи. Верхняя часть насыпи в этом случае (не менее 0,5 м) отсыпается из песчаных и супесчаных грунтов.
2.7. При устройстве насыпи следует соблюдать следующие правила производства работ:
- грунт отсыпают слоями равной толщины в зависимости от вида средств уплотнения;
- каждому слою грунта после планировки и разравнивания придается поперечный уклон 10-20% от оси дороги;
- уплотнение следует производить при влажности, близкой к оптимальной;
- особое внимание следует обращать на равномерность уплотнения грунта.
2.8. Особенно тщательно следует уплотнять грунт около дождеприемных колодцев, колодцев подземной сети, в местах примыкания к инженерным сооружениям.
2.9. Уплотнение грунта в стесненных условиях следует производить малогабаритными механизмами (приложение 1).
2.10. При устройстве дорожного корыта его глубина должна соответствовать проекту с допусками ±3 см. Ширина корыта с учетом установки бортовых камней должна быть больше ширины покрытия на 0,5 м.
2.11. Послойное уплотнение рекомендуется производить:
- при связных грунтах - укаткой, трамбованием, вибротрамбованием, комбинированным способом;
- при малосвязных грунтах - укаткой, трамбованием, вибротрамбованием, вибрированием, комбинированным способом;
- при несвязных грунтах - вибротрамбованием и вибрированием.
2.12. При отрицательных температурах уплотнение грунта производят трамбующими, вибротрамбующими, вибрационными машинами и виброплитами тяжелого типа.
2.13. Поверхность земляного полотна планируют так, чтобы величина просвета при прикладывании 3-метровой рейки не превышала 1 см.
2.14. Плотность грунта земляного полотна, а также грунта засыпанных траншей, разрытий, котлованов должна быть не менее 0,98. В процессе уплотнения систематически контролируют влажность и плотность грунта.
2.15. Степень уплотнения грунта устанавливают путем взятия проб грунта с ненарушенной структурой и определения объемной массы скелета грунта в лаборатории по методу стандартного уплотнения; используют также плотномер-влагомер Ковалева; для песчаных и супесчаных грунтов применяют ударник СоюздорНИИ.
2.16. Возведение насыпей в зимнее время допускается при наличии необходимого количества уплотняющих средств, обеспечивающих быстрое уплотнение отсыпанного грунта до требуемого значения плотности. В табл.2.1.1 указаны условия применения грунтов в насыпях, возводимых в зимнее время.
Таблица 2.1.1.
Условия применения грунтов в насыпях, возводимых в зимнее время
Вид грунта | Условия применения | Допускаемая высота насыпи, м |
Cкальный, крупноблочный, крупный и средней крупности песок | Без ограничений | Без ограничений |
Глинистый | Допускается с влажностью не более 1,1 от оптимальной | В зависимости от климата района: суровый - 2,5; холодный - 3,5; умеренный - 4,5; теплый - не ограничивают |
Мелкий и пылеватый, неводонасыщенные пески | Допускается при влажности не более 1,2-1,3 от оптимальной | То же |
Жирные глины, меловые, тальковые и трепельные грунты, а также грунты с высокой влажностью | Применять запрещается |
2.17. Насыпи, как правило, должны возводиться только из талого грунта с обязательным уплотнением до наступления смерзания насыпного грунта. Ввиду трудностей выдержать это требование в течение всего зимнего периода, допускается отсыпка высоких (более 1,5 м) насыпей из смеси талого и мерзлого грунтов (табл.2.1.2).
Таблица 2.1.2.
Рекомендуемая высота насыпи при производстве работ в зимнее время
Средняя температура воздуха за период производства работ по отсыпке насыпей, град | -5 | -10 | -15 | -20 |
Рекомендуемая высота насыпи, м | не ограничена | 4,5 | 3,5 | 2,5 |