Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р МЭК 952-2-93

Группа Е52

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВИАЦИОННЫЕ БАТАРЕИ

Часть 2. Конструкция и требования к конструкции

Aircraft batteries. Part 2. Design and construction requirements


ОКП 34 8100-34 8200

Дата введения 1995-01-01

     
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. ПОДГОТОВЛЕН И УТВЕРЖДЕН Техническим комитетом ТК 44 "Аккумуляторы"

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28.12.93 N 279

Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта МЭК 952-2-91 "Авиационные батареи. Часть 2. Конструкция и требования к конструкции"

3. Ссылочные нормативно-технические документы

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложения

ГОСТ Р МЭК 952-1-93

2.7, 2.8.1, 2.8.3, 3.1
приложения А, В

     

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область распространения

Настоящий стандарт распространяется на никель-кадмиевые и свинцово-кислотные авиационные батареи, ячеечные или моноблочные, содержащие вентиляционные отверстия или регулирующие клапаны. Батареи используют как для общих целей, так и для специального применения.

Объектом настоящего стандарта является установление не только физической конструкции и требований к конструкции для авиационных батарей, но и структуры и содержания деклараций на конструкцию и характеристику для разных типов батарей.

Предпочтительный ряд авиационных батарей указан в приложении А, но эта часть стандарта может быть использована для других размеров, схем расположения и номинальных параметров батарей.

Для особых областей применения могут быть предусмотрены другие конструктивные требования. Они будут добавлены к требованиям этой части и будут содержаться в специальных документах.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

РАЗДЕЛ 2. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ

2.1. Общие требования к конструкции

2.1.1. Батарея должна быть прочной и должна выдерживать нормальные условия применения и обращения.

2.1.2. Батарею следует конструировать из соответствующих материалов так, чтобы на нее не оказывал влияние электролит и другие жидкости, обычно используемые при техническом обслуживании самолета, включая машинные масла, топливо и очищающие растворы.

2.1.3. Батарею следует конструировать так, чтобы предотвращалась возможность короткого замыкания батареи или аккумуляторов.

2.2. Размеры

Для предпочтительного ряда авиационных батарей в приложении А вместе со специфическими характеристиками указываются виды от А до Н, размеры и, когда необходимо, дополнительные примечания.

2.3. Маркировка

2.3.1. Маркировка и надписи изготовителя на наружной стороне батареи должны содержать следующую минимальную информацию в разборчивой и прочной форме:

а) наименование изготовителя;

б) тип или номер, присвоенный изготовителем;

в) цифры или буквы модификации;

г) номинальное напряжение батареи;

д) номинальную емкость;

е) полярность батареи;

ж) номинальную мощность;

и) электрохимическую систему (например никель-кадмиевая или свинцово-кислотная);

к) дату изготовления;

л) серийный номер батарей, данный изготовителем;

м) число аккумуляторов (никель-кадмиевых).

2.3.2. На корпусе должно быть место для размещения записи даты последнего ее обслуживания (ухода).

Соответствующие меры предосторожности при манипуляциях должны быть показаны хорошо видимыми и быть прочными.

2.3.3. Окраска батарей не должна вносить какой-либо путаницы между электрохимическими системами и, поэтому корпуса никель-кадмиевых батарей не должны иметь розовый цвет, а корпуса свинцово-кислотных батарей не должны иметь голубого цвета.

2.3.4. Заменяемые элементы или моноблоки должны иметь следующую минимальную информацию:

а) наименование изготовителя;

б) тип или номер, присвоенный изготовителем;

в) серийный номер для идентификации эквивалентной партии (продукции);

г) выпуклый или вогнутый символ положительной полярности и (или) соответствующую идентификацию.

2.4. Внешнее электрическое соединение

Основные электрические соединения восьми типов батарей, вида от А до Н в соответствии с приложением А будут указаны в стандарте МЭК, находящемся в стадии разработки.

В приложении С представлен перечень рекомендуемых обозначений, обычно используемых изготовителями. Это приложение С будет изъято, как только будет готов стандарт МЭК.

2.5. Вентиляция

2.5.1. Конструкция батареи должна позволять использовать метод разбавления приточным воздухом газов, образующихся при перезаряде. Эта система может действовать как вентиляция естественная или принудительная.

2.5.2. При естественной вентиляции, бак и (или) чехол батареи должны иметь достаточное число каналов или жалюзийных вытяжных отверстий для обеспечения требования п.2.5.1 при неподвижном воздухе. Такие каналы или жалюзийные вытяжные отверстия должны быть достаточно защищенными от попадания твердых тел. Должно быть предусмотрено соответствующее предупреждение о необходимости сохранения свободными каналов или жалюзийных вытяжных отверстий.

2.5.3. При принудительной вентиляции выделяемые из всех аккумуляторов газы должны поступать в герметичную вентиляционную камеру, имеющую устройства для очистки воздуха. Рекомендуются два основных метода для очистки воздуха:

а) путем подвода воздуха в батарею через входное гнездо с противовозвратным клапаном. Оно не должно позволять присоединять трубку к стороне впуска клапана. Воздух удаляют из батареи через присоединенную трубку;

б) воздух поступает в батарею и удаляется из батареи посредством присоединенных трубок и направление вентиляции является несущественным.

2.5.4. Батарея, работающая с принудительной вентиляцией, должна быть сконструирована так, чтобы при ее закреплении в рабочем положении использовались ее приспособления для фиксации:

а) потеря давления не должна превышать 0,7 кПа через 2 мин после воздействия давления, равного (2,5±0,2) кПа, на внешние отверстия (кроме внешних отверстий с неимеющими обратного хода клапанами);

б) падение давления в батарее не должно превышать 3,5 кПа при удалении воздушного потока со скоростью 0,03 м/мин ±10% через выпускное отверстие;

в) вентиляционная камера может выдерживать давление ниже атмосферного в 65 кПа.

2.6. Безопасность

2.6.1. Батарею следует конструировать так, чтобы внутри нее не было источника воспламенения, достаточного для того, чтобы стать причиной воспламенения смесей водорода (кислорода) в случае отказа вентиляционной системы. Все вспомогательное оборудование такое, как теплодатчики, термостаты, нагреватели и переключающие устройства, должны быть сконструированы так, чтобы не стать источником взрыва. Токопроводящие компоненты батареи должны быть обработаны точно по размеру и сконструированы так, чтобы не создавалось источника воспламенения при любых условиях внешнего короткого замыкания.

2.6.2. Батарея должна быть сконструирована так, чтобы при каком-либо отказе из-за внутреннего взрыва любые обломки оставались внутри корпуса батареи.

2.6.3. Батарея должна быть сконструирована из материалов, которые при отсутствии внешнего энергоснабжения не будут содействовать окислению.

2.7. Контроль температуры

Термостаты и датчики температуры должны быть установлены таким образом, чтобы они могли легко удаляться после испытаний и (или) калибровки. Датчики температуры следует контролировать в течение всех испытаний на определение электрических характеристик, установленных ГОСТ Р МЭК 952-1, чтобы не было никакой ошибочной операции.

2.8. Окружающая среда

2.8.1. Как указано в ГОСТ Р МЭК 952-1, батареи должны быть годными к работе на уровне моря при температуре окружающей среды от минус 30 °С до плюс 50 °С. Временная выдержка в диапазоне температур окружающей среды от минус 40 до плюс 70 °С не должна влиять на физическую целостность батареи.

2.8.2. Батареи должны быть годными к работе при окружающих давлениях, эквивалентных высотам до 21000 м над уровнем моря.

2.8.3. Батареи должны удовлетворять требованиям испытаний, связанных с окружающей средой по ГОСТ Р МЭК 952-1.


3. ДЕКЛАРАЦИИ

3.1. Декларация на конструкцию и характеристики

Для каждого индивидуального типа батареи, в случае необходимости, изготовитель должен предъявлять декларацию на конструкцию и характеристики данной батареи потребителю и (или) органам контроля. Декларация должна подробно подтверждать характеристики типа батареи. Она должна содержать значения параметров в соответствии с ГОСТ Р МЭК 952-1.

Примеры деклараций даны в приложении В.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(нормативное)

     
ЛИСТЫ С ДАННЫМИ ОБ АВИАЦИОННЫХ БАТАРЕЯХ


В этом приложении А представлены листы с данными о восьми авиационных батареях видов от А до Н, шесть из них представляют собой никель-кадмиевую систему, а две - свинцово-кислотную систему. В листах с данными указывают необходимые размеры и ряд основных характеристик батарей.

Специфические характеристики никель-кадмиевых авиационных батарей видов А, В, С, Е, G и Н должны соответствовать значениям табл.А.1.

Таблица A.1

     

Специфические характеристики никель-кадмиевых авиационных батарей

Релевантный пункт ГОСТ Р МЭК 952-1

Параметр

Отношение к установленным значениям (DV)

Емкость

2.1.1

Установленное значение при +23 °С

100% (А·ч)

2.1.2

Значение при -18 °С

70% (А·ч)

2.1.3

Значение при -30 °С

65% (А·ч)

2.1.4

Значение при +50 °С

80% (А·ч)

Номинальная мощность


2.2.1

Установленное значение тока при +23 °С

(А)

2.2.2

Значение при -18 °С

(А)

2.2.3

Значение при -30 °С

(А)

Другие характеристики


2.3.1

Быстрый разряд при +23 °С

50% (А·ч)

2.3.2

Быстрый разряд при -30 °С

35% (А·ч)

2.6

Стабильность заряда

75% (А·ч)

2.4

Сохранность заряда

75% первоначальной емкости

2.8

Принятие заряда

70% первоначальной емкости

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs