ГОСТ Р 51250-99 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Дымность отработавших газов. Нормы и методы определения (с Изменением N 1)

     7 Оборудование моторного стенда и измерительные приборы


При измерении дымности оптическим методом испытания проводят с отбором или без отбора проб ОГ. При испытаниях без отбора проб просвечивают представительную (репрезентативную) часть потока или весь поток ОГ внутри или на срезе выпускной трубы дизеля с помощью полнопоточных дымомеров.

При испытаниях с отбором проб из выпускной трубы с помощью газоотборного зонда и пробной трубы отводят представительную часть потока ОГ и просвечивают ее в измерительном контуре частично-поточного дымомера.

При измерении дымности фильтрационным методом испытания проводят только с отбором дозированной части ОГ с помощью газоотборного зонда.

Кроме дымомера испытательный моторный стенд должен быть оборудован, как минимум, измерительными приборами для определения мощности (крутящего момента) и частоты вращения коленчатого вала дизеля, состояния окружающей среды (температуры, давления) и расходов топлива и воздуха. Погрешность измерительных приборов должна соответствовать требованиям ГОСТ 10448.

7.1 Система пробоотбора

7.1.1 Схема установки дымомера оптического типа для измерения параметров дымности с отбором проб ОГ показана на рисунке 1.

1 - выпускная труба; 2 - газоотборный зонд; 3 - дифференциальный манометр; 4 - газоподводящая труба;
5 - теплообменник; 6 - байпасный клапан; 7 - дымомер частично поточный; 8 - газоотводящие трубы;
9 - регулируемая заслонка; 10 - источник света; 11 - собирательная линза; 12 - дымомер полнопоточный
(на срезе выпускной трубы); 13 - разделительная перегородка; 14 - приемник света

Рисунок 1 - Схема установки дымомера оптического типа



Для дымомеров оптического типа внутренний диаметр газоотборного зонда должен быть, при диаметре выпускной трубы мм, не менее 0,225 и при любых - не более 25 мм.

Газоотборный зонд должен быть установлен по оси выпускной трубы с внутренним диаметром таким образом, чтобы его открытый конец был направлен навстречу потоку газов и чтобы он располагался на прямолинейном участке трубы длиной не менее 6 против направления потока газов и длиной 3 - по направлению потока газов.

При невозможности выполнения этих требований в конструкции выпускной системы допускается применение других мероприятий (установка выпрямительных решеток, дополнительных рессиверов и др.), обеспечивающих равномерность потока ОГ в выпускной трубе и представительность отбираемых проб (см. приложение А).

Газоподводящая труба, соединяющая газоотборный зонд с дымомером (см. рисунок 1), должна иметь длину не более 2 м и располагаться, по возможности, с подъемом в сторону дымомера. Газоподводящая труба должна быть герметичной, без резких изгибов.

В особых случаях допускается применение удлиненной газоподводящей трубы до 5 м, при этом должны быть приняты меры, исключающие образование конденсата в трубе.

Для настройки надлежащего перепада давлений в газовой трассе дымомера рекомендуется устанавливать регулируемую заслонку в выпускной трубе за газоотборным зондом по направлению потока газов на расстоянии не менее 3 .

При измерениях на частичных нагрузках нельзя изменять положение заслонки.

Рекомендуется устанавливать теплообменные устройства в газоподводящей тру

бе.

7.1.2 В системе пробоотбора для дымомера фильтрационного типа, схема которого показана на рисунке 2, не допускается затекание газов в открытый конец зонда, за исключением периода отбора проб.


1 - прямолинейный участок трубы дизеля; 2 - газоотборный зонд; 3 - линия отбора;
4 - дымомер; 5 - зажимное устройство; 6 - фильтр; 7 - поршень; 8 - пружина;
9 - пневматическое устройство; 10 - охладитель

Рисунок 2 - Схема установки дымомера фильтрационного типа



Внутренний диаметр газоотборного зонда на всем протяжении системы отбора проб от входа до фильтра должен быть не менее 3 мм.

Мертвый объем - общий объем от входа в газоотборный зонд до поверхности фильтра - не должен превышать 15% номинального объема всасывания . Лишь в случае многократного пропускания проб (не менее 3) через один фильтр, эквивалентного соответствующему увеличению и допустимого при измерениях на крупных дизелях, зонд может быть удлинен, но значение должно быть не более 40% от .

Во всех случаях перед отбором мертвый объем должен быть заполнен чистым воздухом.

Внутренний диаметр верхней по потоку части зажимного устройства для фильтра рассматривается как размер, определяющий эффективную поверхность фильтра , он должен находиться в диапазоне 15-35 мм. Внутренний диаметр нижней по потоку части зажимного устройства должен быть таким же или не более чем на 0,5 мм большим, а несоосность этих диаметров не более 0,2 мм или 0,7% от внутреннего диаметра верхней по потоку части зажимного устройства

.