Неразборные соединения
4.1. Неразборные (сварные) соединения шин следует выполнять согласно требованиям ГОСТ 23792-79, Руководства [1], Инструкции [2]. Способы сварки приведены в табл.2, наиболее распространенные виды сварных соединений и ответвлений - на рис.1.
Таблица 2
| Толщина шин, мм, из | |||
| алюминия | алюминиевого сплава | меди | стали |
Ручная дуговая: |
|
|
|
|
штучным электродом | - | - | - | 4-5 |
неплавящимся электродом в защитном газе | 3-5 | 3-5 | 3-4 | - |
угольным электродом | 30-200 | - | 3-30 | - |
Полуавтоматическая плавящимся электродом: |
|
|
|
|
в защитном газе | 6-30 | 4-60 | 3-12 | - |
под флюсом | - | - | 4-14 | - |
Термитно-тигельная | - | - | - | 4-5 |
_____________ * В скобках приведены толщины шин, которые сваривать данным способом можно, но экономически нецелесообразно. |
Рис.1. Виды сварных соединений и ответвлений шин:
а - соединение шин встык; б - соединение шин путем вваривания температурного компенсатора;
в - ответвление от шин, расположенных плашмя; г, д - ответвление от шин, расположенных на ребро;
е - ответвление от шины многопроволочной жилы;
1 - шина;
2 - шов;
3 - пакет гибких лент (температурный компенсатор); 4 - жила гибкой шины
Профили соединяют между собой сваркой. Если по условиям эксплуатации при ответвлении от шины сложного профиля необходимо иметь разъем, то следует предусмотреть приварку в месте разъема отрезка шины с отверстием под болты.
Разборные соединения
4.2. Разборные (болтовые) контактные соединения в зависимости от материала соединяемых шин и климатических факторов внешней среды подразделяются на соединения:
а) без средств стабилизации электрического сопротивления;
б) со средствами стабилизации электрического сопротивления.
4.3. Контактные соединения шин из материалов медь-медь, алюминиевый сплав-алюминиевый сплав, медь-сталь, сталь-сталь для групп А и Б, а также из материалов алюминиевый сплав-медь и алюминиевый сплав-сталь для группы Б не требуют применения средств стабилизации сопротивления. Соединения следует выполнять непосредственно с помощью стальных крепежных деталей (рис.2, а).
Рис.2. Разборные контактные соединения:
1 - медная шина из алюминиевого сплава или стали; 2 - алюминиевая шина; 3 -стальная шайба;
4 - тарельчатая пружина; 5 - стальной болт; 6 - стальная гайка; 7 - болт из цветного металла;
8 - гайка из цветного металла; 9 - шайба из цветного металла; 10 - металлопокрытие;
11 - медная шина, алюминиевая, из алюминиевого сплава или стали; 12 - медно-алюминиевая пластина;
13 - пластина из алюминиевого сплава; 14 - шина из алюминиевого сплава
4.4. Контактные соединения шин из материалов алюминий-алюминий, алюминиевый сплав-алюминий для групп А и Б, а также из материалов алюминий-медь и алюминий-сталь для группы А следует выполнять с помощью одного из следующих средств стабилизации сопротивления:
а) тарельчатых пружин по ГОСТ 17279-71 или 3057-79 (рис.2, б);
б) крепежных изделий из меди или ее сплава (рис.2, в);
в) защитных металлических покрытий по ГОСТ 9.073-77 (приложение 3), наносимых на рабочие поверхности шин (рис.2, г);
г) переходных медно-алюминиевых пластин по ГОСТ 19357-81 (рис.2, д);
д) переходных пластин из алюминиевого сплава (рис.2, е).
4.5. Для группы Б контактные соединения шин из материалов алюминиевый сплав-медь, алюминиевый сплав-сталь следует выполнять, как показано на рис.2, а, д, е, из материалов алюминий-медь, алюминий-сталь - как показано на рис.2, б, в, д, е.