ВСН 164-82/ММСС СССР Инструкция по проектированию и монтажу контактных соединений шин между собой и с выводами электротехнических устройств

4. СОЕДИНЕНИЯ И ОТВЕТВЛЕНИЯ ШИН

     
Неразборные соединения



4.1. Неразборные (сварные) соединения шин следует выполнять согласно требованиям ГОСТ 23792-79, Руководства [1], Инструкции [2]. Способы сварки приведены в табл.2, наиболее распространенные виды сварных соединений и ответвлений - на рис.1.

Таблица 2


Способ сварки

Толщина шин, мм, из

  

  

алюминия

алюминиевого сплава

меди

стали

Ручная дуговая:

  

  

  

  

штучным электродом

-

-

-

4-5

неплавящимся электродом в защитном газе

3-5
(6-20)*

3-5
(6-10)

3-4

-

угольным электродом

30-200
(6-30)

-

3-30
и более

-

Полуавтоматическая плавящимся электродом:

  

  

  

  

в защитном газе

6-30
(4-5 и свыше 30 до 60)

4-60

3-12

-

под флюсом

-

-

4-14

-

Термитно-тигельная

-

-

-

4-5

_____________

* В скобках приведены толщины шин, которые сваривать данным способом можно, но экономически нецелесообразно.



Рис.1. Виды сварных соединений и ответвлений шин:

а - соединение шин встык; б - соединение шин путем вваривания температурного компенсатора;
в - ответвление от шин, расположенных плашмя; г, д - ответвление от шин, расположенных на ребро;
е - ответвление от шины многопроволочной жилы;

1 - шина;

 2 - шов;

 3 - пакет гибких лент (температурный компенсатор); 4 - жила гибкой шины

Профили соединяют между собой сваркой. Если по условиям эксплуатации при ответвлении от шины сложного профиля необходимо иметь разъем, то следует предусмотреть приварку в месте разъема отрезка шины с отверстием под болты.

Разборные соединения



4.2. Разборные (болтовые) контактные соединения в зависимости от материала соединяемых шин и климатических факторов внешней среды подразделяются на соединения:

а) без средств стабилизации электрического сопротивления;

б) со средствами стабилизации электрического сопротивления.

4.3. Контактные соединения шин из материалов медь-медь, алюминиевый сплав-алюминиевый сплав, медь-сталь, сталь-сталь для групп А и Б, а также из материалов алюминиевый сплав-медь и алюминиевый сплав-сталь для группы Б не требуют применения средств стабилизации сопротивления. Соединения следует выполнять непосредственно с помощью стальных крепежных деталей (рис.2, а).


Рис.2. Разборные контактные соединения:

1 - медная шина из алюминиевого сплава или стали; 2 - алюминиевая шина; 3 -стальная шайба;
4 - тарельчатая пружина; 5 - стальной болт; 6 - стальная гайка; 7 - болт из цветного металла;
8 - гайка из цветного металла; 9 - шайба из цветного металла; 10 - металлопокрытие;
11 - медная шина, алюминиевая, из алюминиевого сплава или стали; 12 - медно-алюминиевая пластина;
13 - пластина из алюминиевого сплава; 14 - шина из алюминиевого сплава

4.4. Контактные соединения шин из материалов алюминий-алюминий, алюминиевый сплав-алюминий для групп А и Б, а также из материалов алюминий-медь и алюминий-сталь для группы А следует выполнять с помощью одного из следующих средств стабилизации сопротивления:

а) тарельчатых пружин по ГОСТ 17279-71 или 3057-79 (рис.2, б);

б) крепежных изделий из меди или ее сплава (рис.2, в);

в) защитных металлических покрытий по ГОСТ 9.073-77 (приложение 3), наносимых на рабочие поверхности шин (рис.2, г);

г) переходных медно-алюминиевых пластин по ГОСТ 19357-81 (рис.2, д);

д) переходных пластин из алюминиевого сплава (рис.2, е).

4.5. Для группы Б контактные соединения шин из материалов алюминиевый сплав-медь, алюминиевый сплав-сталь следует выполнять, как показано на рис.2, а, д, е, из материалов алюминий-медь, алюминий-сталь - как показано на рис.2, б, в, д, е.