МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ УСЛУГ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА*

Методические рекомендации по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства разработаны Институтом экономики ЖКХ совместно с Управлением социально-экономического развития Министерства экономики Российской Федерации, предназначены для разработки минимальных социальных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для конкретного региона или муниципального образования с учетом местных условий.

Авторы: И.В.Бычковский, И.Г.Минц, под редакцией В.М.Локтионова.     

УТВЕРЖДЕНЫ 6 мая 1999 г. Приказом Министерства экономики Российской Федерации N 240.

________________

* В соответствии с Правилами подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и государственной регистрации (п.10), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009, Методика не подлежит государственной регистрации Минюстом России.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1997 г. N 1613 "О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы", от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", и предназначены для разработки нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг населением.

2. Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг отражают минимальный, но достаточный для поддержания жизнедеятельности уровень потребления услуг населением.

3. Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг используются для определения:

общего объема услуг, предоставляемых населению (отдельно по каждому виду услуг);

экономически обоснованных тарифов;

величины платежей за жилищно-коммунальные услуги;

размера (компенсаций) субсидий;

общего объема финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

потребности в бюджетных средствах.

4. Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг охватывают все направления деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Они устанавливаются как для услуг индивидуального (семейного), так и для общественного потребления. К услугам индивидуального (семейного) потребления относятся услуги, оказываемые каждому потребителю непосредственно в жилом помещении (квартире, индивидуальном доме):  водоснабжение, водоотведение, тепло-, электро-, газоснабжение. К услугам общественного потребления относятся услуги, оказываемые в многоквартирном доме (обслуживание и ремонт мест общего пользования, лифтового хозяйства, внеквартирного инженерного оборудования), а также на придомовой территории (уборка придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов) и на территории населенного пункта в целом (уборка улиц, строительство, ремонт и уборка дорог, мостов, тротуаров, озеленение, уличное освещение и др.).

5. Под минимальными социальными нормативами* понимается группа показателей, характеризующих необходимый на текущий период минимальный объем потребления жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению в пределах жилищного фонда, который должен быть реально обеспечен всем гражданам за счет личных средств и соответствующих целевых социальных гарантий малоимущим в виде компенсаций (субсидий) для оплаты жилья и коммунальных услуг.

_______________

* В рамках задач данной работы

6. Нормативы потребления услуг измеряются количеством материального носителя услуги (площади жилья, воды, электро-, теплоэнергии и газа) соответствующего качества, которое необходимо предоставить населению для удовлетворения минимума потребности; единицей измерения нормативов является удельный объем, т.е. количество материального носителя, приходящееся на 1 чел., обеспеченного данной услугой, или на 1 чел. в среднем по территории населенного пункта.

7. Уровень нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг как в натуральном, так и в стоимостном выражении не является фиксированным во времени, он может меняться в любую сторону в зависимости от динамики социально-экономической ситуации в стране, изменений демографического характера и периодически пересматриваться.

8. Величина фактического потребления жилищно-коммунальных услуг в значительной степени определяется конкретными местными условиями:  социально-экономическими, климатическими, градостроительными, демографическими и др.

Распределение территорий Российской Федерации по климатическим зонам приведено в приложении N 1.

В то же время на уровень потребления жилищно-коммунальных услуг существенно влияет также комплекс субъективных факторов, отражающих эффективность работы предприятий, использование мощностей. При этом нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для конкретного населенного пункта должны определяться исходя из действия только объективных факторов.

Формирование нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг осуществляется в два этапа. На первом этапе формируются нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг по регионам, расположенным в различных климатических зонах. На втором этапе - путем дифференциации этих нормативных показателей с учетом местных условий определяются нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для конкретного населенного пункта.

9. В настоящих Методических рекомендациях рассматриваются услуги жилищно-коммунального хозяйства, которые непосредственно оказываются населению и оплачиваются им из личных доходов. По каждому виду услуг дана методика определения нормативов и расчетные значения минимального уровня их потребления.

 II. Формирование нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства


     ЖИЛИЩНОЕ ХОЗЯЙСТВО

10. Социальная норма площади жилья - размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.

Социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.

Правильный, объективный подход к определению социальной нормы площади жилья, учитывающий при необходимости особые условия проживания каждой семьи, имеет не только экономическое, но и социально-политическое значение.

11. При определении величины этой нормы следует учитывать, что она дает гарантии гражданам как в обеспечении их жильем, так и в регулировании размера его оплаты.

При этом величина социальной нормы площади жилья определяется исходя из оценки социально-экономических условий, уровня сложившейся жилищной обеспеченности, динамики прироста жилищного фонда социального использования.

12. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 г. N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг", составляет 18 м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 м - на семью из двух человек, 33 м - на одиноко проживающего человека.

В среднем по Российской Федерации этот стандарт составляет 18 м общей площади на одного человека. Этот же норматив принимается при расчете субсидий семьям, состоящим из трех и более человек.

13. Порядок расчета социальной нормы площади жилья через количество квадратных метров общей площади, приходящейся на одного человека, является наиболее простым. Однако при таком подходе необходимо очень тщательно учитывать имеющиеся льготы и другие заслуживающие внимания обстоятельства.     


     ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ

14. Определение нормативов водоснабжения и водоотведения основано на учете основных, наиболее типичных процедур использования воды в быту при наличии централизованного холодного и горячего водоснабжения и стандартном наборе сантехнического оборудования. Данные относительно продолжительности и периодичности процедур базируются на материалах выборочных натурных и анкетных обследований и экспертных оценок; секундных расходов воды через краны различных санитарно-технических устройств, принятых в соответствии с рекомендациями СНиП.

15. Расчет нормы водопотребления для населения, проживающего в жилищном фонде, оборудованном водопроводом и канализацией (), основан на учете следующих основных составляющих:

, л в сутки на 1 человека,                                      (1)


где: - усредненный норматив внутриквартирного и внутридомового потребления, отражающий физиологическую и хозяйственную потребность населения в воде;

- неучтенный расход воды в расчете на одного жителя в сутки;

- расход воды на увеличение давления в системе для обеспечения бесперебойности водоснабжения (, - фактическое число этажей в доме);

- общесемейное потребление воды.

16. Норматив потребления, определяющий физиологическую и хозяйственную потребность в холодной и горячей воде, включает внутриквартирные хозяйственно-питьевые потребности населения (индивидуальные и общесемейные), а также внутриквартирные расходы воды в пределах жилищного фонда.

Индивидуальные потребности включают в себя использование воды на личные санитарно-гигиенические нужды, стирку белья и приготовление пищи. К общесемейному потреблению относится использование воды на мытье посуды, сантехнического оборудования, влажную уборку жилых помещений, полив комнатных растений.

Для населения, проживающего в многоквартирных домах, имеющих все виды благоустройства, включая ванны, примерное индивидуальное и общесемейное внутриквартирное потребление воды приведено в таблице 1.

Таблица 1

Социальная норма площади жилья, м общей площади на 1 человека

Индивидуальное потребление, л в сутки

Потребление, общее для всей семьи, л в сутки на одну семью


1 работающий взрослый

1 неработающий взрослый

1 ребенок

18

122

135

146

29



17. Для исчисления общего объема потребления воды в пределах жилищного фонда в расчет включаются потери и неучтенные расходы (10 процентов от суммарного потребления на семью), расходы на внеквартирные нужды (уборка лестниц, холлов, полив придомовых территорий и зеленых насаждений) рекомендуется принимать в размере 5 л в сутки на 1 человека, а также предусматривать резерв водоснабжения в размере 25 л в сутки на 1 человека.

Таким образом, стандартный уровень потребления воды в пределах жилого фонда семьей из трех человек составляет 185 л в сутки в расчете на одного члена семьи (в том числе потери и нерациональный расход - (14+25)=39 л в сутки на 1 человека). Этот уровень соответствует сложившейся практике бытового  водопользования, низкому уровню оплаты и отсутствию приборов учета. Изменение каждого из этих факторов позволит постепенно пересматривать значение норматива.

На основании полученных данных об индивидуальном потреблении и с использованием методики определения общего водопотребления выполнен расчет удельного суточного расхода воды внутри жилищного фонда для различных по количественному и качественному составу семей (приложение N 2). На базе данных, приведенных в приложении N 2, и структуры населения по численности семей определен средний показатель уровня потребления воды в полностью благоустроенном жилищном фонде, который составил 185 л в сутки на 1 человека. Удельные показатели суточного потребления воды внутри благоустроенного жилищного фонда приведены в таблице 2.

Таблица 2

Численность семьи, человек

Доля семей, процентов

Суточное потребление, литров  на 1 человека

максимальное

минимальное

в среднем

1

15

202

187

195

2

20

195

176

186

3

30

193

172

183

4

25

192

169

181

5

6

191

167

180

6 и более

4

191

166

179

в среднем 2,93


194

175

185



18. Минимизировать норматив возможно за счет снижения оплачиваемых потребителем потерь по вине эксплуатирующих организаций, а также уменьшения нерациональных расходов воды населением и утечек в системах внутреннего сантехоборудования в результате проведения мер по ресурсосбережению одновременно с переходом к оплате услуг по экономически обоснованным тарифам.

Общий уровень потерь воды, учитываемый в составе норматива удельного водопотребления, составляет 39 л в сутки, то есть около 22 процентов, что не  намного ниже оценки фактических потерь (25-30 процентов). Следовательно, рациональный расход воды 145 л в сутки достаточен для удовлетворения разумных физиологических и санитарно-гигиенических потребностей человека, проживающего в полностью благоустроенном жилищном фонде.

При расчетах социальных нормативов водопотребления для конкретных регионов могут быть приняты другие показатели потерь воды (в некоторых городах - 40-45 процентов) с заданиями по их поэтапному снижению.

19. Для населения, проживающего в жилищном фонде с пониженным уровнем благоустройства, социальные нормативы водопотребления существенно ниже и составляют:

в жилых домах с водопроводом, канализацией, ванными и газовыми водонагревателями - 125 л в сутки на 1 человека;

в жилых домах с водопроводом и канализацией, без ванн - 80 л в сутки на 1 человека.

С учетом этих данных, а также уровня благоустройства жилищного фонда средний уровень норматива водопотребления составит 165 л в сутки на 1 человека.

Норматив водоотведения принимается на уровне норматива водопотребления за вычетом 5-10 л на 1 человека, теряющихся при приготовлении пищи, уборке помещений и территории, поливке зеленых насаждений и не попадающих в канализацию.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs