ГОСТ Р 51081-97
(ИСО 7176-8-96)
Группа Р23
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРЕСЛА-КОЛЯСКИ
Технические требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность
Wheelchairs. Technical requirements and test methods for static, impact and fatigue strengths
ОКС 11.180*
ОКСТУ 9403
_______________
* В указателе "Национальные стандарты" 2008 год ОКС 11.140, 11.180. -
Примечание изготовителя базы данных.
Дата введения 1998-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России и государственным научно-производственным предприятием (ГНПП) "Медоборудование" по федеральной комплексной программе "Социальная поддержка инвалидов", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. N 59*
_______________
* На территории Российской Федерации действует федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 832. - Примечание изготовителя базы данных.
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"
3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 июля 1997 г. N 262
4 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 7176-8-96 "Кресла-коляски. Требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность", за исключением раздела 3 и пункта 5.2
Настоящий стандарт распространяется на кресла-коляски с ручным и электроприводом и скутера, обеспечивающие передвижение пользователя массой не более 100 кг внутри и вне помещений со скоростью не более 15 км/ч.
Настоящий стандарт не распространяется на кресла-коляски, колеса которых располагаются на более чем двух осях (например, при "ромбовидной" конфигурации).
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 5378-88 Угломеры с нониусом. Технические условия
ГОСТ Р 50653-94 Кресла-коляски. Термины и определения
ГОСТ Р 50732-95* Кресла-коляски с электроприводом. Методы определения максимальной скорости, ускорения и торможения
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 7176-6-2005, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ Р 50924-96* Кресла-коляски с электроприводом. Методы испытаний для определения потребляемой электрической энергии
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 7176-4-2005, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ Р ИСО 7176-11-96 Кресла-коляски. Испытательные манекены.
ГОСТ Р 51082-97 Кресла-коляски. Метод измерения параметров и размеров сиденья и колеса
В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 50653.
4.1 Кресло-коляска (скутер) должно быть исправным в процессе и после воздействия ударных нагрузок, связанных с резкой посадкой или падением пользователя на сиденье, столкновением кресла-коляски с барьером, опрокидыванием кресла-коляски, преодолением препятствий в виде выемок и выступов, и статических нагрузок, указанных в таблице 1, и отвечать следующим требованиям:
а) кресло-коляска (скутер), его составные части и детали не должны обнаруживать какой-либо остаточной деформации, могущей ухудшить эксплуатационные свойства кресла-коляски (скутера) или механизма (механизмов) регулирования, значения параметров которых должны соответствовать требованиям, установленным предприятием-изготовителем;
б) в резьбовых соединениях, стопорных штифтах не должно изменяться усилие затяжки, установленное предприятием-изготовителем;
в) в подвижных соединениях не должно быть заеданий;
г) все регулируемые составные части и детали кресла-коляски не должны требовать регулирования или переустановки, кроме опор стопы, для которых допускается регулирование;
д) все съемные, складывающиеся и (или) регулируемые составные части, а также электрооборудование (при его наличии) кресла-коляски должны функционировать в соответствии с требованиями, установленными предприятием-изготовителем;
е) все электрические разъемы должны обеспечивать надежный контакт.
Таблица 1
| Прилагаемое усилие, Н, с допуском ±3% | ||||||||||||||
к каждому подлокотнику | к опорам стопы | ||||||||||||||
| направ- | направленное вверх | направ- | направленное вверх | |||||||||||
Масса пользо- вателя, кг | Масса испыта- тельного мане- кена, кг | кресла- | кресла- | кресла- | кресла- | кресла- | кресла-коляски с электроприводом | ||||||||
с сос- тавной опорой | центр сплош- | с составной опорой | центр сплошной опоры | ||||||||||||
До 25 26-50 51-75 76-100 | 25 | 190 | 335 | 335 | или 5(+ )*, но не более 1000 | 250 | 165 | 330 | 165 | или 3,7(+ )*, но не более 1000 | 330 | или 7,4(+ )*, но не более 2000 |
Окончание табл.1
|
| Прилагаемое усилие, Н, с допуском ±3% | |||||||||||
к рычагу наклона | к ручкам спинки | к ручке-перекладине | |||||||||||
Масса поль- | Масса испыта- | кресла- | кресла- | кресла- | кресла- | кресла- | кресла-коляски с электроприводом | ||||||
каждая ручка | центр перек- | каждая ручка | центр перекла- | ||||||||||
До 25 26-50 51-75 76-100 | 25 | 590 | 13(+ )*, но не более 1000 | 345 | 750 | 330 | 660 | 330 | или 5(+ )*, но не более 1000 | 660 | или 10(+ )*, но не более 2000 | ||
* - масса манекена; - масса кресла-коляски |
5 МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
5.1 Общие положения
5.1.1 Испытания кресла-коляски (скутера) на статическую, ударную и усталостную прочность проводят в процессе приемочных, квалификационных, типовых, периодических и сертификационных испытаний.
5.1.2 Испытания проводят в следующей последовательности:
1) Испытания на статическую прочность.
2) Испытания на ударную прочность (проводят в любом порядке).
3) Испытания на усталостную прочность на двухвалковом испытательном стенде.
4) Испытание на усталостную прочность при падении кресла-коляски.
5.1.3 Испытания на статическую прочность предназначены для определения прочности кресла-коляски (скутера) и его элементов в условиях статической нагрузки.
5.1.4 Испытания на ударную прочность предназначены для определения прочности кресла-коляски (скутера) и его элементов в условиях ударных нагрузок, возникающих при откидывании сидящего в нем пользователя назад, столкновением кресла-коляски (скутера) с барьером, опрокидыванием кресла-коляски, преодолением препятствий в виде резких выемок и выступов.
5.1.5 Кресло-коляска (скутер) должно быть проверено непосредственно перед и после каждого вида испытания.
При обнаружении в процессе проверки любого видимого повреждения испытание прерывают для выяснения причин повреждения и его устранения.
Обнаруженное повреждение регистрируют. Допускается исправление повреждения, но при этом в журнале испытаний делают отметку с указанием этапа проводимого испытания, а при усталостных испытаниях указывают число циклов, завершенных к моменту появления повреждения.
5.1.6 После проведения испытаний проверяют функционирование кресла-коляски, для чего определяют:
а) усилие, необходимое для перемещения кресла-коляски;
б) возможность кресла-коляски складываться;
в) возможность снятия и установки сменных элементов;
г) возможность регулирования элементов.
5.1.7 Запись измерений и наблюдений проводят после каждого испытания.
5.1.8 При проведении испытаний на нескольких креслах-колясках одного типа результаты испытаний должны быть усреднены.
5.2 Испытательное оборудование и средства измерения
5.2.1 Нагружающее устройство, обеспечивающее нагрузки, значения которых составляют от 15 до 2000 Н ±3%.
5.2.2 Вогнутая пластина, изготовленная из металла или твердой древесины (рисунок 1).
1 - вогнутая пластина; 2 - выпуклая пластина; 3 - нагружающая поверхность
Рисунок 1 - Нагружающие пластины
5.2.3 Выпуклая пластина, изготовленная из металла или твердой древесины (рисунок 1).
5.2.4 Твердая горизонтальная испытательная площадка соответствующего размера; во время проведения испытаний прогиб площадки не должен быть более 5 мм.
5.2.5 Маятник для испытания спинки кресла-коляски на ударную прочность (рисунок 2 или 3).
1 - полиуретан (плотность 1150 кг/м, твердость 80 единиц Шора, упругость 20%); 2 - сталь
Примечание - Допускается до 50% изменение длины стержня и массы маятника при сохранении момента количества движения.
Рисунок 2 - Маятник для испытания спинки кресла-коляски на ударную прочность
1 - винтовой стержень; 2 - прокладка (50±10) мм; 3 - шар, наполненный свинцовой дробью диаметром (3,5±1) мм, с покрытием из пенопласта со следующими характеристиками: плотность (75±15) кг/м, твердость (325±60) H, сферичность ±20 мм. Общая масса шара (25±0,5) кг
Примечание - Допускается до 50% изменение длины стержня и массы маятника при сохранении момента количества движения.