Статус документа
Статус документа


НПБ 181-99

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


АВТОЦИСТЕРНЫ ПОЖАРНЫЕ И ИХ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ.
ВЫПУСК ИЗ РЕМОНТА. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

Fire water tenders , complete parts and accessories. Release from repair.
General technical requirements. Test methods

     

Дата введения 1999-07-01



РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) (А.П.Ашаков, О.Г.Севостьянов) и Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (А.В.Чудаков)

ВНЕСЕНЫ ВНИИПО МВД России

ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению отделом пожарной техники и вооружения ГУГПС МВД России

УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом ГУГПС МВД России от 12 апреля 1999 г. N 30

ВВОДЯТСЯ ВПЕРВЫЕ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ



1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее - нормы) устанавливают общие технические требования к пожарным автоцистернам (АЦ), оборудованным пожарным насосом типа ПН-40, которые сдаются в капитальный ремонт, а также методы их испытаний при выпуске из капитального ремонта.

2. Положения настоящих норм распространяются на пожарные автоцистерны, сдаваемые в капитальный ремонт и прошедшие его на предприятиях, осуществляющих ремонт пожарных автомобилей, а также в подразделениях технической службы УГПС (ОГПС) МВД России.

Предприятия, осуществляющие ремонт пожарных автомобилей, должны иметь соответствующую лицензию, выдаваемую уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

II. ПОЖАРНЫЕ АВТОЦИСТЕРНЫ И ИХ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ



3. Пожарные автоцистерны, сдаваемые в капитальный ремонт и выпускаемые из него, должны состоять из следующих основных частей:

а) базового шасси с кабиной водителя или специальной кабиной для размещения водителя и боевого расчета;

б) кабины для боевого расчета в виде отдельного модуля;

в) отсеков кузова для размещения насосной установки и пожарно-технического вооружения;

г) сосудов для огнетушащих веществ;

д) насосной установки с коммуникациями;

е) дополнительной трансмиссии привода насосной установки;

ж) пожарного лафетного ствола;

з) дополнительного электрооборудования;

и) системы дополнительного охлаждения двигателя;

к) системы обогрева салона.

В зависимости от назначения и конструктивного исполнения АЦ могут быть оборудованы дополнительными устройствами при отсутствии одной или нескольких из перечисленных выше составных частей.

III. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ



4. Технические требования к АЦ, сдаваемым в капитальный ремонт

4.1. Пожарная автоцистерна, сдаваемая в капитальный ремонт, должна быть подвергнута техническому осмотру с применением контрольно-диагностических приборов и обязательной проверкой агрегатов, узлов и систем, влияющих на безопасность дорожного движения, согласно ГОСТ 25478.

4.2. Сборочные единицы АЦ не должны иметь деталей, отремонтированных способами, исключающими возможность их последующего использования или ремонта (например, применение сварки для крепления сопряженных деталей вместо использования способа, предусмотренного конструкторской документацией).

Допускается отсутствие отдельных крепежных деталей (болтов, гаек, шпилек).

4.3. Применяемые материалы и покупные изделия должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий.

Соответствие требованиям стандартов или технических условий должно подтверждаться сертификатами, а при их отсутствии - данными химического анализа, механических и других испытаний, проводимых в соответствии с требованиями стандартов или технических условий.

5. Требования к разборке автоцистерны на составные части

5.1. Перед разборкой необходимо очистить от грязи и вымыть внешние и внутренние поверхности конструкции, установить АЦ на участке разборки и надежно закрепить ее на рабочем месте.

5.2. Следует провести очистку и мойку агрегатов АЦ в соответствии с требованиями, изложенными в Типовой технологии ремонта специальных агрегатов пожарного автомобиля, руководствах и инструкциях по эксплуатации шасси АЦ.

5.3. При снятии и разборке сборочных единиц необходимо пользоваться инструментами, специальными приспособлениями, устройствами, обеспечивающими механизацию трудоемких работ и их безопасность.

5.4. Дефектация деталей и сборочных единиц должна проводиться в соответствии с требованиями, изложенными в Типовой технологии ремонта специальных агрегатов пожарного автомобиля, руководствах по ремонту шасси АЦ.

5.5. Независимо от технического состояния к дальнейшему использованию не допускаются замковые и пружинные шайбы, шплинты, сальники, манжеты, уплотнительные кольца и прокладки.

6. Требования к сборке и испытанию составных частей автоцистерны

6.1. Принятые ОТК составные части АЦ должны быть испытаны до постановки на АЦ или при проведении испытаний собранной АЦ согласно требованиям нормативной и технической документации на их изготовление и испытание.

6.2. Недоступные и труднодоступные места АЦ должны быть загрунтованы и окрашены до постановки на них сборочных единиц и деталей.

6.3. Сборку специальных агрегатов АЦ следует проводить в соответствии с Типовой технологией ремонта специальных агрегатов пожарного автомобиля.

7. Требования к отремонтированной автоцистерне

7.1. Отремонтированная АЦ должна соответствовать рабочим или ремонтным чертежам и требованиям настоящих норм и иметь параметры (кроме ресурса и массы), указанные в ТУ на изготовление соответствующей АЦ.

Ресурс АЦ, прошедшей капитальный ремонт, должен составлять не менее 50% от ресурса новой, а значение снаряженной массы АЦ* не должно превышать нормативный параметр более чем на 1%.     

______________________

* Снаряженная масса АЦ - масса АЦ в полностью заправленном состоянии (топливом, охлаждающей жидкостью, смазкой), укомплектованной инструментом и запасным колесом (если они предусматриваются в качестве комплектующего оборудования заводом-изготовителем), но без водителя, боевого расчета, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения.     

7.2. Отремонтированная АЦ должна соответствовать ГОСТ 12.2.037 в части требований безопасности к пожарным машинам, ГОСТ 27435 и ГОСТ 27436 - по уровню шума, ГОСТ 12.1.012 - по уровню вибрации.

7.3. Детали резьбовых соединений должны быть надежно закреплены, покрыты смазкой (солидол Ж, ГОСТ 1033, или солидол С, ГОСТ 4366), а стопорящие детали должны надежно удерживать их в требуемом положении.

7.4. Сварные швы должны быть зачищены и покрыты защитным слоем в соответствии с требованиями рабочих или ремонтных чертежей. В сварных соединениях не допускается наличие трещин, непроваров, наплывов, подрезов, свищей скопления пор и шлаковых включений, ухудшающих внешний вид и снижающих прочность изделий.

7.5. Резинотехнические изделия (шарниры, втулки, эластичные муфты, защитные кожухи и чехлы) не должны иметь разрывов и трещин (выпучивания).

8. Двигатель

8.1. Двигатель должен быть в работоспособном состоянии и отрегулирован в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации на данную модель.

Двигатель должен запускаться не более чем после трехкратного включения стартера. Время включения стартера не должно быть больше, чем указано в инструкции по эксплуатации на данную модель. Двигатель, прогретый до рабочей температуры, должен устойчиво работать во всем диапазоне частот вращения коленчатого вала.

8.2. При работе двигателя не должно прослушиваться посторонних шумов и стуков.

8.3. Масло в двигателе, воздушном фильтре, а также элементы, фильтрующие масло и воздух, должны быть заменены, центрифуга очищена и вымыта.

8.4. Объемная доля окиси углерода в отработавших газах автомобилей с карбюраторными двигателями не должна превышать величин, установленных ГОСТ 17.2.2.03.

8.5. Дымность отработавших газов автомобилей с дизельным двигателем не должна превышать величин, установленных ГОСТ 17.2.2.01.

Элементы системы питания и их соединения должны быть герметичными.

9. Сцепление

9.1. Сцепление должно полностью выключаться и плавно включаться, пробуксовка сцепления и шум выжимного подшипника не допускаются.

9.2. Свободный и рабочий ход педали сцепления должен соответствовать нормативным параметрам, а педаль сцепления должна возвращаться в исходное положение после снятия с нее усилия.

10. Коробка передач, раздаточная коробка и коробка отбора мощности

В коробке передач, раздаточной коробке и коробке отбора мощности не допускается:

а) переключение передач, имеющих синхронизаторы, с шумом и скрежетом;

б) наличие трещин, сколов, обломов корпусных деталей;

в) самопроизвольное выключение передач.

11. Карданная передача

В карданной передаче не допускаются:

а) наличие люфта в шлицевом соединении, подшипниках крестовин и промежуточной опоры;

б) стуки и вибрация при вращении;

в) наличие деформаций и трещин деталей.

12. Ведущий мост, ступицы

В ведущих мостах и ступицах не допускается стук, повышенный шум при трогании с места, движении и торможении ПА, переключении передач, а также нагрев выше температур, указанных в инструкции по эксплуатации на соответствующую АЦ.

13. Подвеска

В подвеске не допускаются:

а) стуки при движении ПА или его раскачке;

б) наличие трещин на деталях подвески;

в) наличие зазоров в шарнирах реактивных тяг и осях балансиров.

14. Рулевое управление

Рулевое управление должно соответствовать требованиям ГОСТ 21398. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать значений ГОСТ 25478.

В рулевом управлении не допускаются:

а) рывки и заедания при вращении рулевого колеса во всем диапазоне углов его поворота;

б) наличие трещин, деформаций и других дефектов деталей;

в) перемещение узлов относительно кузова или друг друга, не предусмотренное конструкцией ПА.

15. Тормозные системы

15.1. Эффективность рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозных систем должна соответствовать ГОСТ 25478. Нажатие на педаль тормоза должно обеспечивать одновременное торможение колес левой и правой стороны одной оси.

15.2. При полном торможении педаль рабочего и рычаг стояночного тормозов не должны доходить до упора. Свободный ход педали тормоза, рабочий ход рычага стояночного тормоза должны соответствовать нормативным параметрам, указанным в инструкции по эксплуатации на данную модель АЦ.

15.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов не должно вызывать падение давления воздуха при неработающем двигателе более чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/см) за 15 мин после полного приведения их в действие.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs