Статус документа
Статус документа


ГОСТ 18426-73*

Группа П17

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

     

ТАКСОМЕТРЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ

Общие технические условия

Taximeters automobile. General specification



ОКП 42 7874

Дата введения 1974-01-01



Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 14 февраля 1973 г. N 359 дата введения установлена 01.01.74

Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 11.07.91 N 1243

* Издание (январь 2000 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в феврале 1977 г., декабре 1981 г., декабре 1986 г. (ИУС 4-77, 2-82, 2-87)


Настоящий стандарт распространяется на автомобильные таксометры, предназначенные для автоматического отсчета денежной суммы, причитающейся с пассажира за пользование автомобилем-такси, а также для автоматического отчета параметров, характеризующих режим работы такси на линии.

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. Автомобильные таксометры подразделяются на следующие типы:

в зависимости от принципа действия:

механические (ТАМ), электромеханические (ТАМЭ), электронно-механические (ТАЭМ), электронные (ТАЭ);

в зависимости от количества тарифов:

однотарифные и многотарифные;

в зависимости от назначения:

для легковых автомобилей (Л);

для грузовых автомобилей (Г);

в зависимости от способа представления информации:

с отсчетом показаний на счетчиках,

с отсчетом показаний на счетчиках и регистрацией показаний на вкладной карточке или ленте (Р),

с отсчетом показаний на счетчиках и выходным электрическим кодированным сигналом (К).

Пример условного обозначения:

таксометра автомобильного механического для легковых автомобилей:

Таксометр ТАМ-Л ГОСТ 18426-73


То же, электромеханического для грузовых автомобилей:

Таксометр ТАМЭ-Г ГОСТ 18426-73


То же, электронного для легковых автомобилей с регистрацией показаний на вкладной карточке:

Таксометр ТАЭ-ЛР ГОСТ 18426-73


То же, электронно-механического для легковых автомобилей:

Таксометр ТАЭМ-Л ГОСТ 18426-73


То же, электронного для легковых автомобилей с выходным электрическим кодированным сигналом:

Таксометр ТАЭ-ЛК ГОСТ 18426-73.


(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

1.2. Таксометры должны производить автоматический отсчет следующих параметров, характеризующих режим работы автомобиля-такси на линии:

а) плату за разовый проезд и платный простой, указываемую счетчиком "Плата за проезд";

б) общую сумму платы за проезд и платный простой, указываемую счетчиком "Касса";

в) общее число посадок, указываемое счетчиком "Посадки";

г) общий пробег автомобиля-такси, указываемый счетчиком "Общий километраж";

д) оплаченный пробег, указываемый счетчиком "Оплаченный километраж".

1.3. Показания таксометров должны соответствовать установленным тарифам за проезд, платный простой или движение со скоростью менее 10 км/ч, стоимости абонирования легковых автомобилей и размеру аванса за пользование грузовыми автомобилями.

1.4. Значение скорости, при которой происходит автоматический переход таксометров с почасового тарифа на покилометровый и обратно, должно быть равно отношению значений почасового тарифа к покилометровому.

Значение скорости должно быть указано в НТД на таксометры конкретных типов.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

1.5. Число десятичных разрядов каждого счетчика таксометра должно быть не менее 4.

1.6. Цена деления (дискретность отсчета) каждого счетчика таксометра должна выбираться из ряда

,


где - одно из чисел: 1; 2; 3; 4; 5;

- одно из чисел: -2; -1; 0; 1.

1.5, 1.6. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.7. (Исключен, Изм. N 1).

1.8. По степени защиты от проникновения посторонних тел таксометры должны соответствовать группе 1Р51 по ГОСТ 14254-96.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

1.9. Питание таксометра должно осуществляться от бортовой сети автомобиля.

Напряжение питания таксометров - по ГОСТ 3940-84*.

________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52230-2004. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. При переключении таксометра на положение "Тариф" счетчик "Посадки" должен фиксировать количество посадок, на счетчике "Плата за проезд" должна откладываться сумма абонирования (в таксометрах типа Л) или сумма аванса (в таксометрах типа Г), должны быть включены счетчики "Общий километраж" и "Оплаченный километраж", "Касса", "Плата за проезд", часовое устройство и выключен фонарь "Свободен".

2.2. При переключении таксометра в положение "Оплата" на счетчике "Плата за проезд" должна быть указана плата за пользование автомобилем-такси, а также включены счетчики "Общий километраж", "Оплаченный километраж", "Плата за проезд", "Касса", выключено часовое устройство и включен фонарь "Свободен".

2.3. При переключении таксометра в положение "Свободен" должны быть выключены все счетчики, кроме счетчика "Общий километраж", и включен фонарь "Свободен".

2.4. Механизм переключения таксометра на различные режимы работы должен обеспечивать его четкую фиксацию.

Примечание. Состояния органов управления в положениях "Тариф", "Оплата" и "Свободен" на таксометрах допускается не обозначать.

2.5. Таксометры должны безотказно работать при следующих условиях:

а) температуре окружающего воздуха от минус 30 до плюс 50 °С.

По заказу потребителя таксометры должны изготовлять для работы при температуре от минус 50 до плюс 50 °С.

Редуктор таксометра, устанавливаемый в моторном отсеке автомобиля, должен безотказно работать при температуре от минус 40 до плюс 80 °С;

б) относительной влажности окружающего воздуха (95±3)% при температуре (40±2) °С;

в) вибрации с частотой до 35 Гц и амплитудой 0,8 мм.

2.6. Таксометры должны выдерживать без повреждений воздействие вибрационных нагрузок по ГОСТ 3940-84.

2.7. Таксометры в упаковке при транспортировании должны выдерживать без повреждений:

а) транспортную тряску с ускорением 30 м/с при частоте ударов от 80 до 120 в минуту;

б) воздействие температуры минус 50 °С.

2.8. Предел допускаемой погрешности счетчиков "Плата за проезд" и "Оплаченный километраж" при работе таксометра по покилометровому тарифу при каждой посадке не должна превышать удвоенной цены деления для счетчика "Плата за проезд" и цены деления для счетчика "Оплаченный километраж".

2.5-2.8. (Измененная редакция, Изм. N 3).

2.9. Погрешность показаний счетчика "Посадки" не допускается.

2.10. Разность между суммой, указанной счетчиком "Плата за проезд" и счетчиком "Касса", за исключением суммы аванса или абонирования на каждую посадку, не должна превышать цены деления.

2.11. Разность между стоимостью, указанной счетчиком "Плата за проезд" и расчетной стоимостью пробега (по счетчику "Оплаченный километраж"), за исключением суммы аванса или абонирования на каждую посадку, не должна превышать удвоенной цены деления счетчика "Плата за проезд" для механических таксометров и цены деления счетчика "Оплаченный километраж", умноженной на значение тарифа, - для остальных таксометров.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.12. Разность между показаниями счетчиков "Оплаченный километраж" и "Общий километраж" при работе таксометра по покилометровому тарифу не должна превышать 0,1 км при каждой посадке.

2.13. Продолжительность хода часового устройства механических таксометров от одной полной заводки часовой пружины должна быть не менее 3,5 ч.

2.14. Точность хода часового устройства таксометров в течение 1 ч должна быть в пределах ±60 с.

2.15. Момент сопротивления вращения на входном валике таксометра, а также комплекта таксометра с редуктором не должен превышать 0,05 Н·м.

2.14, 2.15. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.16. Время автоматического переключения таксометра с покилометрового тарифа на почасовой не должно превышать 9 с для механических и 5 с - для других типов таксометров.

2.17. В зависимости от числа оборотов гибкого валика автомобильного спидометра на 1 км пути передаточное отношение редуктора таксометра типа ТАМ должно быть равным:

1:19,2308 - при 1000 оборотах;

1:12 - при 624 оборотах;

1:13 - при 672 оборотах.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs