ГОСТ 12936-82
Группа П17
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СПИДОМЕТРЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ
Общие технические условия
Automobile speedometers with electric drive. General technical specifications
ОКП 45 7381
Дата введения 1983-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности
РАЗРАБОТЧИКИ
Ю.А.Купеев, канд. техн. наук; Б.Е.Бадо (руководитель темы); И.Н.Фомичев; Т.А.Ретунская
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.03.82 N 1292
Изменение N 4 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 6, от 21.10.94)
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Белоруссия | Белстандарт |
Грузия | Грузстандарт |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика | Киргизстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
3. Срок первой проверки - 1987 г., периодичность проверки - 5 лет
4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 4865-84
5. ВЗАМЕН ГОСТ 12936-67
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, | Номер пункта |
2.3 | |
ГОСТ 8.383-80 | 2.3 |
1.18 | |
3.11 | |
1.18 | |
4.2 | |
1.1, 1.10-1.15, 1.18, 2.1, 2.5, 3.1, 3.4, 3.10 | |
4.2 | |
1.17 | |
4.4 | |
1.16 | |
1.18, 3.11 | |
4.6, 4.7 | |
4.2 | |
1.1, 3.1 |
7. Ограничение срока действия снято по протоколу Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)
8. ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в мае 1984 г., октябре 1985 г., декабре 1987 г., июне 1996 г. (ИУС 9-84, 1-86, 3-88, 9-96)
Настоящий стандарт распространяется на спидометры с электроприводом и питанием от бортовой сети (далее - спидометры), устанавливаемые на автомобили и предназначенные для преобразования частоты вращения приводного вала датчика спидометра в показание скорости движения и количества оборотов приводного вала датчика спидометра в показание счетчика пройденного пути автомобиля.
Требования разд.1 (пп.1.5-1.9, 1.21-1.23, 1.25, 1.28), 3, п.4.1 настоящего стандарта являются обязательными, другие требования - рекомендуемыми.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
1.1. Спидометры должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 3940* и ГОСТ 25651, по техническим условиям на спидометры конкретного вида и рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52230-2004, здесь и далее. - Примечание "КОДЕКС".
Внешний вид спидометра должен соответствовать образцу, утвержденному в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.2. Спидометры следует изготовлять на номинальные напряжения постоянного тока 12 или 24 В.
1.3. Верхний предел диапазона показаний спидометра следует выбирать из ряда: 80, 100, 120, 140, 160, 180, 200 и 220 км/ч.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.4. Емкость итогового счетчика пройденного пути должна быть 99999,9 или 99999 км. Допускается изготовлять итоговый счетчик емкостью 999999 км. Для спидометров, проектирование которых начато после 01.07.93, по согласованию с потребителем допускается изготовлять итоговый счетчик емкостью 999999,9 км.
Показания итогового счетчика спидометров, выпущенных с предприятия-изготовителя, должны быть не более 10 км.
По согласованию с потребителем спидометры могут изготовляться с дополнительным счетчиком, позволяющим устанавливать от руки его показания на ноль. Емкость этого счетчика должна быть 999,9 км.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
1.5. Передаточное отношение механизма спидометра от приводного валика должно быть 624:1 и 1000:1.
1.6. Крутящий момент, необходимый для приведения в действие валика датчика, не должен превышать 0,06 Н·м (0,6 кгс·см), для датчиков с проходным валом - не должен превышать 0,1 Н·м (1 кгс·см).
1.5, 1.6. (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.7. При постоянной угловой скорости привода спидометра стрелка указателя скорости на скоростях более 20 км/ч не должна иметь колебаний, превышающих ±2% предела измерения.
1.8. Основная погрешность показаний указателя скорости показывающего прибора спидометра при температуре окружающего воздуха (20±5) °С не должна превышать значений, указанных в табл.1.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
1.9. Дополнительная погрешность указателя скорости спидометра на каждые 10 °С изменения температуры окружающего воздуха от (20±5) °С не должна превышать значений, указанных в табл.1а.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
Таблица 1
км/ч
Числовая отметка шкалы | Основная погрешность |
До 60 включ. | +4 |
80+20 | +(5+) |
Таблица 1а
Диапазон температур, °С | Дополнительная погрешность, % от верхнего предела диапазона показаний |
От минус 25 до плюс 60 | ±2 |
" " 25 " минус 40 | ±5 |
1.10. Спидометры следует изготовлять в климатических исполнениях по ГОСТ 3940.
1.11. Спидометры должны быть работоспособными в диапазоне температур окружающей среды по ГОСТ 3940.
1.12. Спидометры должны выдерживать воздействие влажной тепловой среды по ГОСТ 3940.
1.13. Спидометры должны сохранять работоспособность после пребывания в неработающем состоянии при температуре окружающей среды по ГОСТ 3940.
1.14. Спидометры должны быть работоспособными после воздействия вибрационных нагрузок по ГОСТ 3940.
1.15. Спидометры должны быть работоспособными после воздействия ударных нагрузок по ГОСТ 3940.
1.11-1.15. (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.16. Спидометры должны быть защищены от проникания пыли и воды по ГОСТ 14254:
- IP5X - для показывающего прибора;