Статус документа
Статус документа

    
ИНСТРУКЦИЯ
по диагностике мостовых сооружений
на автомобильных дорогах


УТВЕРЖДЕНО Федеральным дорожным департаментом 24 февраля 1996 г.


Настоящие требования разработаны заведующим отделом эксплуатации мостов РосдорНИИ к.т.н., В.И.Шестериковым, заведующим лабораторией испытания мостов НИЦ "Мосты" АО ЦНИИС к.т.н., А.И.Васильевым при участии д.т.н., профессора А.Л.Цейтлина под общим руководством отдела Искусственных сооружений ФАДС в развитие требований СНиП 3.06.07-86, ВСН 4-81 и имеют целью повышение качества работ по обследованию мостов и подготовки исполнительной документации (технических отчетов).

Впервые в настоящей работе проведена дифференциация видов обследования, предусмотрено исследование свойств материалов с использованием современного оборудования и зарубежного опыта.

Для определения стоимости по обследованию мостов приводятся нормы трудозатрат, определенные на основе многолетнего опыта.

 Аннотация



Инструкция по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах разработана в развитие действующих в системе Федерального дорожного департамента следующих нормативных документов:

- Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог ВСН 6-90 Минавтодора РСФСР.

- Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах ВСН 4-81 Минавтодора РСФСР.

- Указание по оценке прочности и расчету усиления дорожных одежд ВСН 52-89 Минавтодора РСФСР.

- Технические правила ремонта ВСН 24-88 Минавтодора РСФСР.

В "Инструкции по диагностике мостовых сооружений на автомобильных дорогах" даны рекомендации по выявлению информации, необходимой при диагностическом обследовании мостовых сооружений и занесению этой информации в формы паспорта на мост (путепровод).

Полученная таким образом информация заносится в банк данных ПЭВМ с использованием программы "МОНСТР", разработанной МАДИ. Использование этого банка данных позволяет решать практические вопросы режима эксплуатации отдельных мостовых сооружений и маршрута в целом, а также прогнозировать ремонт, реконструкцию и перестройку тех или иных мостов, решать вопросы пропуска сверхнормативных нагрузок, введения каких-либо ограничений для транспорта и т.п.

Инструкция составлена сотрудниками ГП РосдорНИИ Мусохрановым В.В., Шестериковым В.И., Черкасовым К.А. и специалистами МАДИ - Возлинским В.И., Найвельтом В.В. и Шебякиным Ю.О.

Введение



1.1. Данная инструкция устанавливает порядок диагностического обследования мостовых сооружений (далее по тексту "мостов") и составления паспортов на мосты (путепроводы), которые содержат информацию для занесения ее в банк данных ПЭВМ по мостам. Диагностическое обследование представляет собой обследование, как правило маршрутное, выполняемое согласно данной Инструкции.

1.2. Паспорт моста (путепровода), далее по тексту "паспорт" включает шесть форм и пояснительную записку:

- общие сведения о сооружении;

- характеристики пролетных строений;

- характеристики опор;

- перечень имеющейся проектной, исполнительной и эксплуатационной технической документации на сооружение;

- ведомость дефектов и форму N 6 с оценкой технического состояния мосат, а также схемы и фотографии;

- пояснительная записка.

Образец форм паспорта дан в приложении 1.

1.3. В состав паспорта входят чертежи (схемы) общего вида и поперечных разрезов сооружения с основными размерами. Схема мосат должна соответствовать состоянию сооружения на период данного обследования. Число поперечных сечений на чертежах определяется количеством типов конструкций пролетных строений и опор. Схема оформляется на листе бумаги шириной 300 мм с указанием фамилии составителя и его подписи.

Пример паспорта дан в приложении 2.

1.4. Паспорт должен содержать фотографии общего вида моста, проезжей части и основных дефектов. На фотографии проезжей части должны быть видны типы тротуаров, ограждений и перил. Под фотографиями необходимо указать, с какой стороны произведена съемка, вид дефекта и место его расположения. Общее число фотографий не более 12 штук, размер фотографий не менее 9х12 см.

1.5. При оформлении форм паспорта 1-3 следует четко соблюдать последовательность записи и выбирать соответствующие конструкциям моста характеристики согласно определению, которые даны в таблицах приложения 3.

1.6. Если перечень позиций паспорта или величина отведенного поля не позволяют полностью описать сооружение, то в примечаниях к формам записывают дополнительные сведения, раскрывающие данные о сооружении более полно. Основные характеристики сооружения должны быть записаны в основных полях.

1.7. На каждом листе паспорта указывают код моста, имеющий вид: (код дороги)/(километр, на котором расположен мост), например, если мост расположен на км 31+540 автодороги, имеющей код 0177, код моста будет 0177/0032.

Если на одном километре находится последовательно несколько мостов, то после приведенной выше записи кода моста указывается, через дефис, порядковый номер моста, например, 0177/0032-1, 0177/0032-2. Если движение осуществляется по двум мостам через одно препятствие, после кода следует указать через дефис левый (Л) и правый (П), например, 0177/0102-Л, 0177/0102-П.

Если путепровод приписан рассматриваемой дороге, но расположен над ней, то в форме 1 перед словом "путепровод" должен быть поставлен знак "&" и дано пояснение:

"путепровод над дорогой". Тот же знак должен включать код сооружения, например: 0177&/0032. Необходимо, чтобы у всех мостов на одной дороге вторая часть кода (километр) содержала одинаковое число цифр. Например: 0177/0002, 0177/0032, 0177/0140, 0177/0310.

Если код дороги неизвестен, то первая часть кода моста может состоять из произвольных символов, условно принятых для данной дороги. При этом дорога определяется по форме "Общие сведения" своими конечными пунктами по их ходу километража.

Общее число символов не должно превышать 11.

Основные единицы физических величин в паспорте (кроме оговоренных случаев в тексте инструкции) даются:

- размеры - в метрах;

- масса - в тоннах;

- уклон - в процентах;

- время - в секундах.

Если величина взята из документации, она отмечается буквой - (Д), по визуальной оценке - буквой (В). Единицы измерения в паспорт не заносятся.

1.8. Нумерация элементов сооружений:

- вдоль моста - по ходу километража, начиная с 1;

- поперек моста - слева направо при взгляде по километражу, начиная с 1.

В соответствии с этим определяется "Начало моста" (Н), "конец моста" (К), "левая сторона моста" (Л), "Правая сторона моста" (П).

Начало (конец) моста - первая (последняя) по ходу километража точка пересечения линии, соединяющей концы открылков устоя или других видимых конструктивных элементов устоя и пролетного строения с осью моста (без учета переходных плит).

Продольную схему моста желательно изображать так, чтобы начало моста было слева, а конец - справа; взгляд на поперечную схему - по ходу километража.

В соответствии с принятыми правилами, нумерация элементов моста:

- номера опор: 1, 2, 3, ... по ходу километража;

- номера пролетов: 1, 2, 3, ... по ходу километража, т.е. пролет между опорами n, n+1 имеет номер опоры (n);

- консоли и подвесные пролетные строения приписываются соответствующим пролетам. Номера левой и правой консолей пролета записываются в виде n/1, n/2, а подвесных пролетных строений в виде n /П, см. рис.1;

- номера главных балок в пролете: 1, 2, 3, ..., начиная с левой стороны моста;

- номера поперечных балок (диафрагм) в пределах пролета 1, 2, 3 ,... по ходу километража, начиная с опорной;

- номер панели между главными балками i, i+1 равен номеру левой балки (i). Номер панели между поперечными балками j, j+1 равен j. Номер прямоугольной панели (если он окажется нужным) записывается в виде i /j/1;

- тротуары, перила, ограждения 1(левый), 2 (правый);

- номера берегов, конусов: 1 (начало моста), 2 (конец моста).

Для указания точки съемки при фотографировании рекомендуется использовать обозначения: НЛ - со стороны начала моста с левой стороны, КП - со стороны конца моста с правой стороны и т.п.

1.9. Наплавные мосты и паромные переправы описываются в паспорте так же, как и мосты на жестких опорах.

1.10. Точность измерений при диагностике должна соответствовать допускам измеряемого параметра СНиП 3.06.04-91 "Мосты и трубы", утвержденных Госстроем СССР. В соответствии с требованиями СНиП 3.06.04-91 должны применяться средства измерений, способные обеспечить требуемую точность измерений. В случаях, когда в СНиП 3.06.04-91 не указаны допуски на контролируемые при диагностике размеры, точность измерений дана в соответствующих пунктах "Инструкции". Запись размеров производится с точностью измерения.

1.11. По мере поступления дополнительной информации на мосты в результате повторных диагностических обследований, испытаний, ремонтных и других видов работ, банк данных ПЭВМ должен пополняться и совершенствоваться.

Рис.1



1.12. Пояснительная записка к паспорту должна содержать:

- обоснование оценки состояния моста;

- обоснование принятых режимов пропуска транспорта с расчетом грузоподъемности и экспертного коэффициента.

Запись характеристик моста

Форма 1 "Общие сведения "


(1) - Вид сооружения - мост, путепровод, виадук, скотопрогон, эстакада и т.д. При наличии собственного имени у сооружения, следует его указать: например, "Мост Краснохолмский". В случае необходимости, в целом по сооружению могут быть даны, в том же поле, дополнительные сведения (разводной, совмещенный, плотина и т.д.).

(2) - Пересекаемое препятствие - должно быть указано словами; вид препятствия и его название (например, река Бурунда, ж.д. Иваново-Кинешма, автодорога Петровск-Новоселово). Если одновременно имеются два препятствия под мостом (река и дорога), то их указывают оба, таблица 1 (приложение 3).

(3) - Расширенный код и название дороги - код состоит из кода территориального дорожного управления или дирекции автомобильной дороги и кода автомобильной дороги, которые принимают по кодификатору. Название дороги дают также по кодификатору.

(4) - Километр - км ... + ..., например, км 4+350.

(5) - Категории дороги - принимается по техдокументации, если участки дороги имеют разную категорию, указывается категория участка, на которой расположен мост. Наличие разметки на дороге отмечается цифрами (1 - есть, 0 - нет). Количество полос движения транспорта дают в соответствии с фактическими условиями движения на мосту и подходах.  

(6) - Ближайший населенный пункт - (по дороге или в стороне) - указывает его вид и название и примерное расстояние до сооружения в км; (например, г. Иванове - 0,5 км, д. Рыбалко - 1,4 км и т.д.). Если расстояние до населенного пункта не указано, мост расположен в нем.

(7) - Характеристика пересекаемого препятствия - включает режим на момент обследования (ширину зеркала воды, приблизительную скорость течения в зоне моста и глубину реки), для путепроводов - данные по пересекаемой автомобильной или железной дороге (категория дороги, число полос движения или путей). Должно также быть указано направление течения реки при взгляде по ходу километража (слева направо "I" или справа налево "-1I"). Если пересекаемая железная дорога электрифицирована, это также отмечается. Для сокращения записи следует использовать следующие обозначения параметров реки:

- В - ширина зеркала воды;

- Н - глубина реки;

- V - скорость течения в м/с.

Например: В = 15; Н = 0,7; V = 1, точность измерения ширины и глубины 0,1 м , скорости течения - 0,1 м/с.

(8) - Подмостовой габарит - следует принимать на момент обследования как расстояние от нижней точки пролетного строения в середине главного пролета до уровня воды или до верха покрытия автомобильной дороги, головки рельса на железной дороге или грунта на суходоле. Главным пролетом следует считать наибольший пролет над основным препятствием. Точность измерения 0,1 м.

(9) - Длина моста - расстояние между началом и концом моста (см. п.1.8), измеренное по его оси.

(10) - Отверстие моста - по техдокументации или определенное путем натурного измерения, точность измерения 1% от длины моста.

(11) - Габарит по высоте - указывается для пролетных строений с ездой понизу или посередине при наличии портальной рамы или верхних связей у ферм, как наименьший вертикальный просвет между покрытием и порталом, точность измерения ±0,02 м.

(12) - Габарит по ширине - (см. рис.2) обозначается буквой "Г" и числом (после тире), равным расстоянию между ограждениями проезда, включая разделительную полосу, не имеющую ограждений (рис.2б) и полосы безопасности (СНиП 2.05.03-84). В случае нескольких одинаковых проездов перед буквой "Г” записывается число проездов (имеющих ограждения - см. рис.2а). Кроме того форму 1 вводят следующие параметры габарита:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs