• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ВСН 103-74
---------------------------
МИНТРАНССТРОЙ


ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
ПЕРЕСЕЧЕНИЙ И ПРИМЫКАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ


Дата введения 1975-07-01



ВНЕСЕНЫ Государственным всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом (Союздорнии)

УТВЕРЖДЕНЫ Главным техническим управлением Министерства транспортного строительства СССР 23 сентября 1974 г.

ВЗАМЕН “Технических указаний по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог” ВСН 103-64

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Технические указания распространяются на проектирование автомобильных дорог при новом строительстве и реконструкции, дополняют и развивают СНиП II-Д.5-72 в части пересечений и примыканий автомобильных дорог.

1.2. Проектированию пересечений и примыканий должна предшествовать разработка проекта всей автомобильной дороги в целях комплексного размещения по дороге инженерных обустройств: пересечений и примыканий; площадок для стоянок автомобилей; автобусных остановок; зданий и сооружений дорожной и автотранспортной службы; пунктов ГАИ и объектов по обслуживанию автомобилей, водителей и пассажиров (АЗС, СТО, кемпингов, столовых и т. д.). При этом решают вопросы транспортных связей с прилегающими территориями, совмещения сооружений, удовлетворения разнообразных потребностей пользователей дорог с соблюдением требований СНиП II-Д.5-72.

1.3. Пересечения и примыкания автомобильных дорог должны обеспечивать максимальную безопасность и удобство движения автомобилей с наименьшей потерей времени в пределах пересечения или примыкания. Положение и параметры съездов назначают исходя из интенсивности движения по ним, причем наименьшую потерю времени и преимущественные удобства движения предусматривают для наиболее загруженных съездов.

Пересечения и примыкания проектируют на основе перспективных размеров, состава и характера движения, частоты и удельных размеров движения автомобилей, изменяющих направление движения с одной из пересекающихся (или соединяющихся) дорог на другую. В зависимости от расположения сходящихся дорог и организации движения потоков автомобилей могут быть пересечения и примыкания.

1.4. Безопасность и удобство движения обеспечиваются своевременной видимостью пересечения, хорошей просматриваемостью, понятностью и удобством проезда пересечений и примыканий.

Своевременная видимость пересечений со всех подъездов для перестроения, торможения, поворотов или пересечения и для пропуска транспортных средств с преимущественным правом проезда достигается: расположением пересечений и примыканий на вогнутых кривых; уширением проезжей части и устройством дополнительных полос; разметкой проезжей части в зоне пересечений; устройством разделительных островков каплевидной формы на второстепенных дорогах; четким и своевременным указанием пути следования; зрительным выделением пересекающей или примыкающей дороги насаждениями или специальными ориентирами; изменением окружающей обстановки дороги в зоне пересечений.

Хорошая просматриваемость в зоне пересечения для своевременного обозрения пути движения достигается: расположением пересечений на вогнутых кривых главных дорог; примыканием второстепенных дорог под углом, близким к прямому; устранением препятствий в зоне видимости на пересечениях и примыканиях; выполнением подъездов второстепенной дороги однополосными (исключение помех видимости рядом стоящими автомобилями); обеспечением видимости для водителей, совершающих левый поворот.

Понятность пересечений и примыканий обеспечивается: конструктивным решением преимущественного проезда; применением простых и широко распространенных типов пересечений; направлением потоков движения четкими кромками проезжей части и их разметкой, кромками островков на второстепенных дорогах и другими направляющими устройствами (ограждения, сигнальные столбики и т.п.); ясным указанием мест переходов для пешеходов и велосипедистов; установкой наглядных схем, знаков и указателей на подходах и в зоне пересечений и примыканий.

Удобство проезда пересечений и примыканий в соответствии с динамическими и геометрическими характеристиками автомобильных дорог достигается: достаточной шириной полос движения; соответствием их направления траекториям движения автомобилей и достаточным их продолжением за пересечением; четким обозначением границ полос движения разметкой; смещением возвышающихся островков от кромок полос движения.

1.5. Пересечения и примыкания автомобильных дорог рекомендуется проектировать на свободных площадках и при рельефе, облегчающем технические решения пересечений, а также на прямолинейных в плане участках соединяющихся дорог. Недопустимо проектировать пересечения в конце или начале участков с большими уклонами значительного протяжения.

1.6. Выбор схемы пересечений и примыкания автомобильных дорог, обоснование технических решений по обустройству пересечений, а также сроков строительства (кроме пересечений между собой дорог IV-V категорий) производят на основе технико-экономических сопоставлений вариантов с учетом пропускной способности, безопасности и удобства движения, строительной стоимости, затрат времени пассажирами, транспортных и дорожно-эксплуатационных расходов, стоимости земель по приведенным затратам, перспективного развития, последующей реконструкции пересечения и архитектурно-эстетических характеристик сооружения.

1.7. Основой для проектирования служат перспективная интенсивность движения потоков по направлениям узла пересечения и ее ежегодный прирост, план местности в районе пересечения в масштабе не мельче 1:5000, их продольные и поперечные профили, типы и состояние покрытий, грунтово-гидрологические и другие технические характеристики соединяющихся дорог.

Все пересечения на дороге следует рассматривать в единой связи друг с другом (тип смежных пересечений и расстояние между ними, обеспеченность транспортными связями прилегающих территорий с дорогой).

В сложных узлах с большим количеством ответвлений в целях уменьшения площади, необходимой для размещения пересечения, элементы соединительных ответвлений следует проектировать исходя из минимальной расчетной скорости движения. При этом в зависимости от категорий пересекающихся дорог расчетную скорость принимают равной для пересечений в одном уровне от 15 км/ч и для пересечений в разных уровнях от 40 км/ч с доведением до расчетных скоростей на полосах движения основных потоков пересекающихся дорог.

1.8. В целях уменьшения помех от местного движения, повышения скоростей, удобства и безопасности движения основных потоков на автомобильных дорогах I, II и III категорий, количество пересечений, съездов и въездов должно быть возможно меньшим. Пересечения и примыкания на дорогах I и II категорий вне пределов населенных пунктов следует проектировать, как правило, не чаще чем через 5 км, а на дорогах III категории - не чаще чем через 2 км с учетом конкретных условий: застройки, начертания существующей сети дорог и т.д.

Местные дороги должны быть подведены к запроектированным пересечениям и примыканиям с использованием для этой цели тракторных и параллельных путей (п.2.6) или они должны пересекать дороги I-III категорий в разных уровнях без устройства съездов и въездов с учетом требований п.1.15. В последнем случае размещение по протяжению не нормируется. Рекомендуется со съездами на дороги IV, V категорий совмещать съезды на площадки отдыха с отнесением их на расстояние укрепленных участков (см. п.1.12), но не меньше расстояния боковой видимости от основных дорог.

1.9. В случае проложения дорог I-III категорий через населенные пункты пропуск местного движения, как правило, следует предусматривать по параллельным улицам и дорогам, с которых устраивают въезды на основные дороги в начале и конце населенного пункта с соблюдением требований норм проектирования улиц, дорог и площадей населенных мест. При невозможности использования параллельных улиц и дорог следует предусматривать устройство дополнительных полос или проездов, как правило, отдельных от основных полос движения на дорогах I-II категорий независимо от размеров местного движения, а на дорогах III категории - при интенсивности местного движения более 30% от транзитного. Во всех случаях необходимо разрабатывать мероприятия по организации движения с минимальными помехами транзитному движению. Выезд с прилегающих территорий населенных пунктов к дорогам предусматривают или на параллельные улицы и дороги, или на дополнительные полосы (проезды). При совмещении автомобильных дорог с городскими скоростными и магистральными дорогами и улицами пересечения следует проектировать в разных уровнях.

1.10. При проектировании тоннелей в городах следует руководствоваться "Указаниями по проектированию городских транспортных и пешеходных тоннелей", а при проектировании пешеходных переходов вне населенных пунктов дополнительно учитывать требования п.4.4 СНиП II-Д.5-72.

1.11. Места расположения, типы съездов и въездов, а также другие решения по их устройству при реконструкции автомобильных дорог I-III категорий согласовывают с соответствующими дорожно-эксплуатационными организациями.

1.12. Все въезды и съезды на дороги I-III категорий на подходах к основной дороге должны иметь твердые покрытия: при песчаных и супесчаных грунтах на протяжении 50 м, при легких суглинистых грунтах - 100 м, а при глинистых и тяжелых суглинистых грунтах - 150 м. При проектировании въездов на дороги IV категории с твердым покрытием следует предусматривать устройство твердых покрытий на въездах на протяжении не менее 25 м.

На съездах и въездах, как правило, устраивают покрытия переходных типов, используя для них местные каменные материалы и отходы промышленности, выполняя их с учетом возможности содержания в чистоте и отличающимися по внешнему виду от покрытия главной дороги. Переход от укрепленного съезда к грунтовой дороге следует выполнять в виде щебеночной или гравийной призмы переменной толщины протяжением 6 м.

При необходимости следует предусматривать мероприятия по предупреждению возникновения неорганизованных въездов на участки укрепленных съездов с придорожной полосы.

1.13. Обочины съездов и въездов с твердыми покрытиями на длине участков, установленной в п.1.12, следует укреплять на ширину не менее 0,75 (0,5) м.

1.14. При пересечении дорог I и II категорий с автомобильными и железными дорогами электрическое освещение проектируют на всех съездах пересечений и подходах, по основным пересекающимся дорогам (I и II категории) на расстоянии не менее 250 м. На пересечениях автомобильных дорог в одном уровне рекомендуется предусматривать освещение на протяжении не менее чем на 100 м от пересечения при суммарной интенсивности движения на период сдачи в эксплуатацию более 1000 авт./сут. Освещение пересечения или примыкания одним светильником в центре недопустимо. При расположении в зоне пересечений и примыканий автобусных остановок, площадок для стоянок автомобилей, пешеходных переходов, пешеходных и велосипедных дорожек, размещенных на обочине, и т.д. следует обеспечить освещение прилегающих участков на расстоянии не менее 100 м от границ инженерного обустройства в обоих направлениях движения.

Средняя яркость покрытий указанных участков дорог должна быть не менее 0,8 нт.

Если расстояние между соседними освещенными участками составляет менее 250 м, рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги, исключающее чередование освещенных и неосвещенных участков.

Размещение светильников должно способствовать подчеркиванию главной дороги, ориентированию водителей и освещению опасных зон (пересечения транспортных потоков, переходно-скоростные полосы, изменения направления движения, пешеходные переходы и др.). Опоры светильников на прямолинейных участках дорог следует, как правило, располагать за бровкой земляного полотна, особенно при его высоте до 2 м. В исключительных случаях допускается располагать отдельные опоры на обочине или на разделительной полосе (при ее ширине не менее 5 м). Расстояние от кромки проезжей части до ближайшей грани опоры в этом случае должно быть для дорог I-II категорий не менее 2 м и для дорог других категорий - не менее 1,75 м. При этом следует учитывать возможность установки ограждений барьерного типа перед опорами с соблюдением требований по обеспечению ширины полосы безопасности применительно к габаритам путепроводов (см. п.3.25), ширины ограждений и зазора между ограждением и опорой не менее 0,5 м.

Электроснабжение для освещения дорог осуществляют от сети общего пользования или от сети ближайшего промышленного предприятия. Управление освещением предусматривают централизованным от ближайшего городского диспетчерского пункта.

1.15. При проектировании дорог I-III категорий полевые дороги и пути прогона скота отводят под ближайшие искусственные сооружения с соответствующим их обустройством. В случае отсутствия на протяжении больше 2 км подходящих для этих целей отверстий искусственных сооружений при необходимости следует предусматривать устройство специальных сооружений или путепроводов с наименьшими габаритами (при отсутствии специальных заданий и требований по габариту):

Ширина, м

Высота, м

Для полевых дорог

6

4,5

Для путей прогона скота

4

2,5



Для обеспечения лучшей видимости на дорогах высших категорий и предупреждения появления помех на них полевые дороги рекомендуется проектировать снизу, используя для этого рельеф местности и участки насыпей.

При наличии пешеходного движения необходимо предусматривать тротуары.

Назначая отверстия искусственных сооружений, необходимо учитывать возможность стадийного развития полевых дорог и перевода их в автомобильные дороги IV-V категорий общей сети, а при пересечении дорог с 6-8 полосами движения необходимо дополнительно обеспечивать достаточную освещенность путем увеличения габарита сооружения или устройства искусственного освещения.

1.16. В зоне пересечений сопряжение земляного полотна с прилегающей территорией выполняется по аналогии с соседними участками дорог с учетом требований проектирования земляного полотна.

Направляющие устройства в виде сигнальных столбиков предусматривают на пересечениях в одном уровне при высоте насыпей до 3 м с внутренней стороны закруглений в пределах кривых: при радиусе менее 60 м - через 5 м и при радиусе от 60 до 400 м - через 10 м. На подходах к пересечениям сигнальные столбики устанавливают в соответствии с требованиями СНиП II-Д.5-72. При этом учитывают высоту насыпей и заложение откосов, проложение дороги на косогорах, вблизи оврагов, болот, водотоков, а также на кривых в плане. На съездах пересечений в разных уровнях сигнальные столбики устанавливают при высоте насыпей до 3 м на всем протяжении съездов. Расстояние между столбиками принимают в зависимости от радиуса по СНиП II-Д.5-72.

Ограждения барьерного типа устанавливают на опасных участках и на подходах к ним не менее чем за 25 м. Концевые элементы для предупреждения прямого наезда оформляют с учетом эстетических требований. Барьерные ограждения предусматривают на участках насыпей высотой 3 м и больше, ими же ограждают промежуточные опоры путепроводов на пересечениях в разных уровнях, а также участки, перечисленные в пп.10.12-10.14 СНиП II-Д.5-72. Барьерные ограждения на дорогах I-II категорий устанавливают от кромки проезжей части не менее чем в 3 м, а на дорогах III категории - 1,75 м; их высота должна быть не меньше 0,8 м. На съездах пересечений в разных уровнях и в зоне переходно-скоростных полос ограждения проектируют с учетом требований пп.3.13 и 3.21.

1.17. На пересечениях и примыканиях необходимо производить разметку проезжей части в соответствии с требованиями ГОСТ 13508-74, учитывая рекомендации разделов 2-4 и 7.

1.18. В зоне пересечений и примыканий следует предусматривать расстановку знаков и указателей в соответствии с требованиями ГОСТ 10807-71 “Знаки дорожные” так, чтобы они четко воспринимались водителями при движении днем и ночью. Основные знаки на дорогах I-III категорий, особенно на многополосных, рекомендуется размещать над проезжей частью на специальных рамах.

На подъездах к сложным узлам пересечений и примыканий дорог необходимо устанавливать общую схему пересечения с изображением траекторий движения на узле.

При размещении в зоне пересечений и примыканий элементов обстановки пути и вспомогательных устройств, которые могут представлять боковые помехи (крайние выступающие части знаков, опоры рам и т.п.), все элементы следует располагать, как правило, за бровкой земляного полотна, но не ближе 1,75 м от кромки проезжей части дорог. Опоры знаков, указателей и т.д. целесообразно устанавливать на присыпаемых к земляному полотну специальных призмах - банкетах.

При наличии в зоне пересечений переходно-скоростных полос рекомендуется применять указательные знаки и указатели в соответствии с п.4.11. Примеры расстановки знаков на наиболее распространенных пересечениях приведены в приложении 1.

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ ДОРОГ В ОДНОМ УРОВНЕ

2.1. Пересечения и примыкания автомобильных дорог II категории с дорогами IV и V категорий, а также дорог III, IV и V категорий между собой при перспективной суммарной интенсивности движения на пересечении менее 4000 авт./сут в физических транспортных единицах проектируют в одном уровне. При суммарной интенсивности движения от 1000 до 4000 авт./сут необходимо принимать схемы пересечений и примыканий с переходно-скоростными полосами, зонами безопасности, островками на второстепенных дорогах и другими мероприятиями по канализированию потоков и четкой организации движения в соответствии с распределением потоков по направлениям.

2.2. При проектировании участков дорог в зоне пересечений и примыканий не следует принимать наименьшие радиусы горизонтальных и вертикальных кривых, переходные кривые и другие элементы плана и профиля. Следует придерживаться рекомендуемых значений, особенно для элементов главной дороги.

2.3. Основные требования к профилю и плану дорог в зоне пересечений сводятся к следующему:

а) продольный уклон на расстоянии видимости поверхности дороги должен быть не более 40‰ в целях обеспечения удовлетворительных условий для переменных режимов движения (торможения, разгона, переплетения, поворота) и исключения значительных отрицательных поперечных уклонов в направлении действия центробежных сил при поворотах;

б) для улучшения обзорности пересечения или главной дороги рекомендуется обе дороги или хотя бы второстепенную дорогу проектировать с применением вогнутых вертикальных кривых;

в) на пересекающихся дорогах не рекомендуются вертикальные выпуклые кривые, так как это приводит к ухудшению условий видимости, особенно по главной дороге. При невозможности избежать этого следует использовать средства зрительного ориентирования (насаждения, ограждения и т.д.);

г) продольный уклон второстепенной дороги на расстоянии 20 м от кромки проезжей части главной дороги не должен превышать 20‰, в целях обеспечения устойчивого положения автомобиля при сложных режимах движения (торможении, повороте, разгоне) и обзоре главной дороги;

д) оси пересекающихся или примыкающих дорог должны образовывать угол, близкий к прямому. В случаях пересечения дорог под острым углом целесообразно, изменив трассу второстепенной дороги, приблизить угол пересечения к прямому с учетом местных условий (рис.1). Если транспортные потоки не пересекаются, а сливаются или разветвляются (участки съезда или въезда), то указанное требование можно не учитывать. При слиянии или разветвлении неравнозначных дорог главным дорогам следует обеспечить большую плавность с четким выделением траекторий основных потоков;

Рис.1. Спрямление угла пересечения дорог

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог


Рис.1. Спрямление угла пересечения дорог:

а и б - рекомендуемые; в - не рекомендуемое

е) главная дорога по возможности должна быть прямолинейной. Следует иметь в виду, что на кривых малых радиусов, особенно с большим центральным углом, отвлекается внимание водителей на движение по ним;

ж) на участках виражей главной дороги устраивать примыкания нежелательно, так как не обеспечивается достаточная видимость для водителей автомобилей, пропускающих движение. С внешней стороны кривой примыкания более приемлемы, но и при этом покрытие главной дороги при односкатном поперечном его уклоне плохо просматривается подъезжающими с второстепенных дорог водителями и они не могут точно оценить скорость движения автомобилей по главной дороге. Кроме того, при проектировании примыкания на кривых необходимо учитывать условия движения поворачивающих с главной и второстепенной дорог автомобилей на участках с обратным поперечным уклоном;

з) рекомендуется обеспечить видимость пересечения из условия обгона, особенно на главной дороге. Расстояние видимости из условия остановки должно быть обеспечено в любом случае (п.2.13).

2.4. Схемы пересечений и примыканий дорог в одном уровне рекомендуется применять:

схему по рис.2, а - при пересечении дорог IV и V категорий. Дороги V категории на протяжении не менее 20 м от кромки пересекаемой дороги должны быть двухполосными. Разметкой выделяют проезжую часть с преимущественным правом проезда;

схему по рис.2, б - при пересечении дорог III категории с дорогами IV-V категорий при менее 100 выходящих из потока и входящих в него автомобилей в сутки (в физических транспортных единицах);

схемы по рис.2, в, г, д, е - на пересечениях и примыканиях дорог II-III категорий при более 100 выходящих из потока автомобилей.

На главных дорогах выделение полос движения или других устройств по организации движения (островки и т.д.) выполняют разметкой соответствующих зон без возвышения их над проезжей частью.

2.5. В районах с непродолжительным снеговым покровом для обеспечения более четкой организации движения на пересечениях (см. рис.2, б - е) каплевидные островки и островки-указатели на второстепенных дорогах рекомендуется устраивать возвышающимися на 10-15 см над проезжей частью. Для усиления оптического эффекта бордюр островка должен быть окрашен чередующимися черно-белыми полосами в соответствии с требованиями ГОСТ 13508-74.

Форма каплевидных островков определяется траекториями движения грузовых автомобилей при поворотах. Островки должны быть хорошо различимы на подъезде по второстепенной дороге к пересечению (приложение 2). Островок треугольной формы смещают от кромки основной полосы на 1 м, а длина его должна быть не менее 5 м. В стесненных условиях не устраивают островки треугольной формы, а при соответствующем обосновании и каплевидные островки. В случае примыкания под острым углом справа (при подъезде по второстепенной дороге) целесообразно устройство островка треугольной формы для выделения автомобилей, поворачивающих направо со второстепенной дороги.

Рис.2. Схемы пересечений и примыканий автомобильных дорог в одном уровне

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог


Рис.2. Схемы пересечений и примыканий автомобильных дорог в одном уровне:

1 - каплевидный островок; 2 - островок треугольной формы.
На схемах г и е пунктиром показаны полосы разгона. На каплевидных островках белыми кружками
показано расположение знаков объезда островков

2.6. При наличии в зоне пересечения более четырех, а в зоне примыкания более трех подходов дорог следует привести сложный узел к основным простым схемам (рис.3), изменяя расположение некоторых дорог. Расстояние ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог устанавливают из условия получения участка достаточного протяжения для автомобилей, ожидающих на второстепенной дороге, но не менее 20 м. При этом длина участков с твердыми покрытиями на подходах с каждой из местных дорог к главной должна соответствовать п.1.12.

Рис.3. Приведение сложных узлов (1-4) к простым схемам (а-г) с учетом проложения главной дороги

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог


Рис.3. Приведение сложных узлов (1-4) к простым схемам (а-г) с учетом проложения главной дороги

Приведение сложных схем к простым должно предусматривать мероприятия, предупреждающие движение автомобилей по кратчайшим направлениям с выездом в непредусмотренных местах.

При большой сложности приведения к простым схемам возможно на отдельных дорогах организовать одностороннее движение.

2.7. При реконструкции примыканий в сложных условиях возможны изменения планировки их для улучшения условий движения на главной дороге с обеспечением оптического трассирования (рис.4). Это допустимо лишь при исключении проложения трассы основной дороги по прямой или по кривой большого радиуса и при возможности выполнения примыкания второстепенной дороги под углом, близким к прямому.

Рис.4. Схемы изменения примыканий с улучшением условий движения на главной дороге

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог


Рис.4. Схемы изменения примыканий с улучшением условий движения на главной дороге:

а - исходные схемы; б - вариант без островков и переходно-скоростных полос;
в - вариант с островками и полосой торможения для левого поворота

2.8. В отдельных случаях вместо пересечения допускается проектировать два смещенных примыкания второстепенной дороги (рис.5). Смещение примыканий относительно друг друга выполняют в тех случаях, когда необходимо обеспечить пропуск автомобилей по главной дороге при недостаточной видимости и невозможно принять другие решения (например, при расположении пересечения на выпуклой кривой или при впечатлении непрерывности второстепенной дороги). Смещение примыканий допустимо при отсутствии перспективы реконструкции пересечения, а также когда пересекающий поток на второстепенной дороге или интенсивность движения на главной дороге незначительны, при которых дополнительная интенсивность между примыканиями не вызовет существенных помех. Смещение вправо (см. рис.5, а) предпочтительнее, чем влево (см. рис.5, б).

Рис.5. Примеры смещения примыканий второстепенных дорог

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог


Рис.5. Примеры смещения примыканий второстепенных дорог:

а - вправо; б - влево; 1 - разметка островков разделяющих; 2 - то же, направляющих;
3 - разметка зоны перед островком каплевидным; 4 - то же, перед треугольным

2.9. Смещение примыканий с расположением левоповоротных полос на главной дороге в один ряд проектируют с учетом размещения полос с отгонами для левого поворота и выполнения разметки между ними. Левоповоротные полосы на главной дороге можно устраивать параллельными между собой, но при этом необходима разметка для разделения встречных потоков. В связи с многополосностью участка и переплетением потоков следует предусматривать освещение пересечения и знаков, а для четкой организации движения разрабатывать систему указателей и маршрутных схем.

2.10. При сложности устройства пересечений по схемам рис.2 допускается проектировать кольцевые пересечения, например, когда соединяются более четырех примыканий дорог, а приведение к простым схемам затруднено, или когда интенсивность движения на пересекающихся дорогах одинакова или отличается не более чем на 20%, а число автомобилей с левоповоротным движением составляет не менее 40% от интенсивности на пересекающихся дорогах.

На магистральных дорогах большого протяжения в загородных условиях кольцевые пересечения не рекомендуются.

При проектировании кольцевых пересечений необходимо обеспечить своевременную информацию об их наличии, их видимость из условия обгона и четкое выделение на окружающем фоне, а в ночное время - освещение с помощью светильников, установленных против каждого въезда. Диаметр центрального островка рекомендуется принимать равным 100 м, а наименьший - 60 м. Кольцевая проезжая часть должна иметь ширину не менее 11 м.

2.11. Минимальный радиус сопряжения (по внутренней кромке проезжей части) на пересечениях и примыканиях принимают с учетом категории дороги, с которой происходит съезд, независимо от угла пересечения и примыкания: при съездах с дорог I, II и III-п категорий не менее 25 м, с дорог III и IV-п категорий - 20 м и с дорог IV-V категорий - 15 м. Если сопряжение выполняется под тупым углом, рекомендуется рассмотреть возможность увеличения радиусов до 30-50 м. При расчете на регулярное движение автопоездов радиусы кривых на съездах следует увеличивать до 30 м.

2.12. Сопряжение пересекающихся дорог должно включать входные и выходные переходные кривые в соответствии с траекторией движения автомобиля (при переходе с прямой на кривую и смещения при поворотах задних колес автомобиля по отношению к передним). Переходные кривые сопряжения могут быть заменены круговыми кривыми (см. рис.2, а) из условия сопряжения входной кривой угла в 15° и выходной кривой - 20°. Радиус входной кривой ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог принимают равным двум минимальным радиусам круговой кривой на сопряжении ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог (п.2.11), а радиус выходной кривой ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог - трем наименьшим радиусам сопряжения пересечения для второстепенной из пересекающихся дорог (см. приложение 2).

2.13. Обеспечение видимости в местах расположения пересечений и примыканий дорог - важнейший фактор организации движения и его безопасности. В зоне пересечения или примыкания необходимо обеспечить видимость водителям, подъезжающим по главной и второстепенной дорогам; из условия остановки автомобилей до пересекаемых полос движения (рис.6).

Рис.6. Схемы обеспечения видимости

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог


Рис.6. Схемы обеспечения видимости:

а - на пересечениях автомобильных дорог в одном уровне; б - то же, на примыканиях;
ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог и ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог - расстояние видимости поверхности дороги;
ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог - расстояние боковой видимости. Пунктиром показана граница зоны видимости


Расстояние видимости поверхности дороги ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог и ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог должны соответствовать расчетным скоростям движения на пересекаемых дорогах (А-А и Д-Д) и продольным уклонам на подходах (табл.1). При этом расположение глаз водителя принимают на расстоянии 1,75 м от кромки проезжей части и на высоте 1,20 м над проезжей частью. Кроме того, главная дорога при приближении к пересечению должна просматриваться на расстоянии, больше приведенного в табл.1, для своевременного фиксирования пересечения водителями автомобилей, движущихся по главной дороге, и для возможности оценки обстановки на ней (обзорности) водителями автомобилей, остановившихся на второстепенной дороге (рис.7). Это необходимо при расположении пересечений в зоне вертикальных выпуклых и горизонтальных кривых для назначения их радиусов. Автомобиль, подъезжающий по второстепенной дороге, останавливается в 10 м от кромки проезжей части главной дороги. Расстояние обзорности ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог соответствует расстоянию видимости из условия обгона и принимается не меньше 600 м. На дорогах III-V категорий, если не предполагается в перспективе перевод дороги в более высокую категорию, можно уменьшить ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог на дорогах III категории до 400 м, на дорогах IV категории до 300 м и на дорогах V категории до 200 м.

Таблица 1

Продольный
уклон, ‰

Расчетная скорость, км/ч

150

120

100

80

60

50

40

Минимальные расстояния видимости поверхности дороги, м

+40

230

160

130

90

65

50

40

+20

240

165

135

95

70

55

45

0

250

175

140

100

75

60

50

-20

260

180

145

105

80

65

55

-40

270

190

150

110

85

70

60


Рис.7. Стена видимости по главной дороге и обзорности с второстепенной

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог


Рис.7. Стена видимости по главной дороге и обзорности с второстепенной

В пределах зоны видимости посадка насаждений и застройка не допускаются, а имеющиеся должны быть устранены, если они не представляют собой особой ценности.

2.14. Велосипедные дорожки в зоне пересечений и примыканий целесообразно выносить за пределы земляного полотна. Особенно это важно при наличии полос для правого поворота.

При проектировании велосипедных дорожек рекомендуется руководствоваться следующими положениями:

велосипедные дорожки, параллельные главной дороге, пересекают второстепенную на некотором расстоянии от главной дороги (рис.8, а), переход размечают;

Рис.8. Схемы проложения велосипедных дорожек и тротуаров в зонах пересечений

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог

Рис.8. Схемы проложения велосипедных дорожек и тротуаров в зонах пересечений:

1 - велосипедная дорожка или тротуар; 2 - переход

велосипедные дорожки пересекают второстепенные дороги по возможности под прямым углом и проходят через каплевидный островок, но не через островок треугольной формы. Бордюр, окаймляющий островки, на ширину велосипедной дорожки заглубляют;

перед проезжей частью дорог, не менее чем за 3 м, велосипедная дорожка должна иметь прямой участок, с тем чтобы велосипедист мог свободно ориентироваться и не отвлекался на езду по кривым;

переходы велосипедных дорожек через главные дороги проектируют по возможности через островок треугольной формы (рис.8, б), не допуская пересечения полосы левого поворота с главной дороги. Для исключения проезда между ожидающими автомобилями велосипедную дорожку располагают перед левоповоротной полосой главной дороги (рис.8, в, г).

2.15. При проектировании пешеходных дорожек в зоне пересечений руководствуются теми же положениями, что при проектировании велосипедных дорожек. Возможно совмещение велосипедных с пешеходными дорожками. Необходимо стремиться к уменьшению пути следования пешеходов.

2.16. В зонах пересечений и примыканий необходимо устанавливать знаки и указатели в соответствии с требованиями ГОСТ 10807-71.

На подходах дорог устанавливают предупреждающие знаки о наличии впереди пересечений и значимости пересекаемой дороги (главная или второстепенная). Знаки, предупреждающие о пересечении с главной дорогой, должны быть продублированы знаком 1.6 "Пересечение с главной дорогой" с табличкой 5.2а по ГОСТ 10807-71. Знак "Проезд без остановки запрещен" (2.15) устанавливают лишь в случаях:

недостаточной видимости с второстепенной на подъезде к главной дороге;

сложности оценки скорости движения автомобилей по главной дороге из-за местных условий (например, примыкания с внутренней стороны кривой).

Как правило, перед всеми пересечениями дорог необходимо устанавливать знаки "Предварительное указание направлений" (4.14), а в зоне пересечений - знаки "Указатели направлений" (4.15). Лишь на дорогах IV-V категорий в некоторых случаях достаточно одного знака "Указатель направления". Расстояние от знака "Предварительное указание направлений" до начала отгона переходно-скоростных полос левого (правого) поворота или до пересечения должно быть не менее 300 м. На дорогах I-II категорий рекомендуется установка дополнительного знака 4.14 за 800 м. Знак 4.15 "Указатель направлений" следует размещать справа по ходу движения на присыпаемых к земляному полотну банкетах.

При наличии полос торможения знаки устанавливают в соответствии с указаниями п.4.11. При этом рекомендуется дублировать знак 4.15, устанавливая дополнительно их на островке треугольной формы (рис.9). При размещении знаков необходимо обеспечивать их видимость.

Рис.9. Пример расположения указательных знаков на треугольных и каплевидных островках

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог


Рис.9. Пример расположения указательных знаков на треугольных и каплевидных островках:

1 - "Указатель направлений"; 2 - "Объезд"

Знак "Направление объезда препятствия" устанавливают на каплевидных островках для организации движения, причем знак на передней части каплевидного островка поворачивают на такой угол к оси второстепенной дороги, чтобы он был хорошо виден еще в начале полосы левого поворота с главной дороги. Островок в месте установки знака должен иметь ширину не меньше 1,5 м.

2.17. Разметку в зонах пересечений и примыканий выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 13508-74. Особое внимание должно быть уделено:

четкому выделению преимущественного права проезда по главной дороге при подъезде к ней с второстепенной дороги (разметить основные полосы движения, нанести треугольники или стоп-линии, сделать различными внешний вид покрытия второстепенных дорог и переходно-скоростных полос, отделить переходно-скоростные полосы от основных прерывистой и сплошной линиями);

обеспечению видимости в любое время суток контуров маркированных зон на главной дороге, направляющих транзитные потоки мимо полос левого поворота, по возможности выполняя их рефлектирующими видами разметки;

выполнению разметки в виде указательных стрел на проезжей части на пересечениях с переходно-скоростными полосами для обозначения разрешенных направлений движения;

разметке переходов для пешеходов и велосипедистов.

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ И ПРИМЫКАНИЙ ДОРОГ В РАЗНЫХ УРОВНЯХ

3.1. Пересечения автомобильных дорог I категории с дорогами всех категорий, дорог II категории с дорогами II и III категорий, а также дорог III категории между собой (при перспективной суммарной интенсивности на 20-й год на пересечении более 4000 авт./сут) следует проектировать в разных уровнях. Суммарная интенсивность движения на пересечении может быть определена как сумма подъезжающих к пересечению (или отъезжающих от него) автомобилей.

3.2. Пересечения дорог в разных уровнях следует проектировать с таким расчетом, чтобы на дорогах I и II категорий не было левых поворотов, при которых основные потоки движения пересекаются в одном уровне. При этом должно быть обеспечено безопасное и удобное движение автомобилей с расчетными скоростями по основным направлениям и минимальное время прохождения автомобилями узла пересечения.

На пересечениях с дорогами III категории и ниже разрешается принимать схемы узлов в разных уровнях, которые допускают пересечение основных направлений движения на этих дорогах (не полные транспортные развязки). При этом следует учитывать перспективное развитие дорог и пересечения с минимальной перестройкой.

3.3. При пересечении дорог I и II категорий в разных уровнях для четкой организации движения основных и влившихся с местных дорог потоков целесообразно обеспечить развороты без пересечения в одном уровне прямых направлений движения на этих дорогах.

3.4. При интенсивностях движения на пересекаемых дорогах, близких к их пропускной способности, следует проверять соответствие пропускной способности участков дорог в зоне пересечений в местах выездов (как с левоповоротных, так и с правоповоротных съездов) фактическим интенсивностям движения и при необходимости корректировать ширину проезжей части (число полос движения) рассматриваемых участков.

3.5. Расположение путепроводов и эстакад на пересечениях и примыканиях дорог в разных уровнях должно быть подчинено наилучшему проложению трасс пересекающихся дорог и наиболее целесообразной компоновке узла пересечений в соответствии с пп.1.2-1.12.

3.6. В зависимости от размеров, состава и распределения движения по направлениям, а также от местных условий, можно применять различные схемы развязок в разных уровнях.

Пересечение типа "клеверный лист" (рис.10, а) - наиболее распространенный и сравнительно недорогой.

Неполный "клеверный лист" с четырьмя съездами (рис.10, б) целесообразно применять при стадийном строительстве, в ходе которого предполагается дальнейшая достройка левоповоротных съездов, и при пересечении с второстепенной дорогой. При отсутствии перспективы развития пересечения в полный "клеверный лист", в соответствии с распределением потоков движения и местными условиями, схема может быть изменена в "ромбовидный" тип пересечения (на рис.10, б изображен пунктиром), в котором места примыкания правоповоротных съездов к второстепенной дороге приближаются к путепроводу.

Рис.10. Схемы пересечений автомобильных дорог в разных уровнях

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог


Рис.10. Схемы пересечений автомобильных дорог в разных уровнях

Неполный "клеверный лист" с двумя двухпутными съездами в смежных секторах (рис.10, в) следует использовать при пересечении с второстепенной дорогой в стесненных условиях (при прохождении второстепенной дороги вдоль железной дороги, реки и т.д.). На рис.10, в пунктиром представлен вариант с вытянутыми левоповоротными съездами, который занимает большую площадь и увеличивает пробег автомобилей.

Распределительное кольцо с пятью путепроводами (рис.10, г) возможно при пересечениях дорог I и II категорий с большой интенсивностью движения и значительным удельным весом поворачивающих налево автомобилей, а также в стесненных условиях.

Распределительное кольцо с двумя путепроводами (рис.10, д) можно применять при пересечении дорог I и II категорий с дорогами III-V категорий и при большой интенсивности движения поворачивающих налево автомобилей или в стесненных условиях; вариант "вытянутое кольцо" (на рис.10, д показан пунктиром) занимает большую площадь и удлиняет путь поворачивающих налево автомобилей.

"Турбинный" тип пересечения (рис.10, е) имеет более высокую строительную стоимость по сравнению с типом "распределительное кольцо". В зависимости от распределения потоков по направлениям он может быть выполнен с элементами "клеверного листа" (грушевидный тип пересечения).

При пересечении существующей дороги или дорог разных категорий под углом менее 30° применяется линейное пересечение с искривлением трассы одной дороги (рис.10, ж); при новом строительстве всего узла дорог одной категории можно видоизменить эту схему путем искривления трасс обеих дорог.

Направленный тип пересечения (рис.10, з) выполняется в четырех уровнях. Строительная стоимость этого пересечения большая, но оно обеспечивает высокие скорости движения и оптимальные транспортно-эксплуатационные показатели. Пересечение по типу криволинейного четырехугольника (рис.10, и) требует 16 путепроводов, что значительно удорожает строительную стоимость; автомобили при этом типе пересечения осуществляют движение по кратчайшим направлениям.

В зависимости от распределения потоков по направлениям и от местных условий могут применяться развязки директивного типа, компонуемые из отдельных элементов различных типов пересечений.

3.7. Примыкания могут быть запроектированы по одной из рекомендуемых схем (рис.11).

Рис.11. Схемы примыканий автомобильных дорог в разных уровнях

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог


Рис.11. Схемы примыканий автомобильных дорог в разных уровнях:

а - примыкание по типу "трубы"; б - листовидный тип; в - кольцевой тип; г - грушевидный тип;
д -
разветвление по типу треугольника

"Труба" - сравнительно недорогое и компактное примыкание - применяется при отсутствии перспективы развития примыкания в пересечение. Если такое развитие предполагается, предпочтительнее "листовидный" или "кольцевой" тип. В зависимости от местных условий и распределения потоков движения может быть применено зеркальное изображение схемы "труба" (рис.11, а). "Кольцевой" тип более компактен, но применим в случае перспективного развития примыкающей дороги в дорогу не выше III категории. "Грушевидный" тип наиболее приемлем, если в перспективе примыкание не будет переводиться в пересечение и если примыкающая дорога I-II категорий; он создает лучшие, по сравнению с другими типами, условия для движения по примыкающей дороге. Разветвление по типу "треугольника" рекомендуется для дорог II-III категорий при отсутствии перспективы перевода в пересечение.

Возможны и другие варианты примыканий на основе изменений отдельных элементов примыканий и пересечений. При этом нужно учитывать распределение потоков и местные условия.

3.8. Элементы съездов дорог необходимо рассчитывать и назначать исходя из переменной скорости движения.

3.9. Правоповоротные съезды на пересечениях в разных уровнях выполняют, как правило, в виде сочетания переходных и круговых кривых, а также прямых вставок. При острых углах примыкания эти съезды проектируют в виде единой кривой без прямых вставок. Сопряжение с применением обратных кривых допускают лишь в исключительных случаях, обязательно с технико-экономическим обоснованием.

Радиусы кривых правоповоротных съездов принимают из условия, чтобы в местах въездов на основные дороги и съездов с них были обеспечены расчетные скорости: для дорог I-II категорий - не менее 80 км/ч (наименьший радиус 250 м), для дорог III категории - не менее 60 км/ч (наименьший радиус 125 м).

При значительном количестве поворачивающих направо автомобилей целесообразно сместить правоповоротные съезды от центра пересечения (если это обосновано технико-экономическим сопоставлением, проведенным с учетам строительных и транспортно-эксплуатационных затрат), а при острых углах пересечения рекомендуется рассмотреть целесообразность двухпутных съездов для движения в обоих направлениях.

3.10. Левоповоротные съезды пересечений типа "клеверный лист" в плане следует максимально приближать к центру пересечения, выдерживая допустимые параметры элементов плана и профиля. Смещение съездов от центра пересечения, вызывающее излишний пробег автомобилей, должно быть обосновано технико-экономическими расчетами.

Расстояние между концом и началом смежных левоповоротных съездов назначают из условия обеспечения плавного вписывания автомобилей в соответствующие полосы движения. Это расстояние должно составлять не меньше 50 м.

Радиусы кривых левоповоротных съездов на пересечениях в разных уровнях по схеме "клеверный лист" и другим аналогичным схемам следует принимать такими, чтобы обеспечить скорость движения на съездах дорог I-II категорий не менее 50 км/ч и на съездах дорог III категории не ниже 40 км/ч (наименьший радиус - 60 м). Прямые вставки, как правило, не должны допускаться. Элементы левоповоротных съездов назначают по категории дороги, с которой происходит съезд.

Радиусы кривых съездов следует определять на основе расчетных значений используемой доли коэффициентов сцепления в поперечном направлении, заложенных в СНиП II-Д.5-72 и равных: 0,15 при скорости 80 км/ч; 0,16 при скорости 60 км/ч; 0,165 при скорости 50 км/ч и 0,17 при скорости 40 км/ч. При условии устройства покрытий на съездах с повышенной шероховатостью способом специальной поверхностной обработки или втапливания одномерного щебня из высокопрочных пород размером 5-10 или 10-15 мм, величины коэффициентов могут быть увеличены, но не более чем на 20% от приведенных значений. При этом радиусы кривых левоповоротных съездов могут быть уменьшены до величины не меньше 50м.

3.11. Входные переходные кривые левоповоротных съездов типа "клеверный лист" рекомендуется проектировать как тормозные с начальной скоростью не менее 80 км/ч для дорог I-II категорий и не менее 60 км/ч для дорог III категории. Длина переходных кривых определяется из условия обеспечения полной ширины проезжей части съезда в сечении расхождения кромок и последующего отгона виража.

3.12. Ширину проезжей части однопутных левоповоротных съездов на пересечениях типа "клеверный лист" назначают 5,5 м, а правоповоротных соединительных съездов - 5 м на всем протяжении без дополнительного уширения на кривых.

3.13. Ширина обочин с внутренней стороны кривых на съездах должна быть не меньше 1,5 м, а с внешней стороны - 3 м. Обочины на всю ширину должны иметь твердое укрепление. При этом рекомендуется выделять сопряжение проезжей части съездов с обочинами через укрепленные полосы шириной 0,5-0,75 м, отличными от цвета сопрягаемых элементов.

При установке ограждений ширину внутренних обочин следует назначать с учетом скорости движения на съезде и обеспечения ширины полосы безопасности применительно к габаритам мостов (см. п.3.25).

3.14. На всех однопутных съездах устраивается вираж с уклоном 20-60‰. Увеличение продольного уклона внешней кромки проезжей части на участке отгона виража на съездах не должно превышать 10‰.

3.15. Продольный уклон на подходах дорог к путепроводу и съездах должен быть не более 40‰.

3.16. Допускаемые наименьшие радиусы вертикальных кривых на отдельных элементах пересечений для дорог разных категорий могут быть приняты по табл.2.

Таблица 2

Типы съездов

Наименьший радиус вертикальной выпуклой кривой, м, на съездах дорог категории

Наименьший радиус вертикальной вогнутой кривой, м, на съездах дорог категории

I

II

III

I

II

III

Левоповоротные

1500

1500

1000

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог

Правоповоротные

5000

5000

2500

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог


Примечания: 1. В знаменателе приведены наименьшие радиусы вертикальных вогнутых кривых, допускаемые в исключительных случаях.

2. Радиусы вертикальных кривых на съездах должны обеспечивать скорости движения, которые допускают радиусы закруглений в плане.

3.17. При расчетной интенсивности на съезде большей, чем пропускная способность одной полосы, следует проектировать двухполосные съезды. Ширина проезжей части двухполосных съездов должна быть не менее 7,5 м с дополнительным уширением на кривых, ширина внешней обочины - не менее 3 м, внутренней - не менее 1,5 м. Примыкания двухполосных съездов к основной дороге необходимо проектировать с устройством на ней дополнительной полосы протяжением не менее 600 м.

3.18. На дорогах I и II категорий выезд со съездов и въезд на них следует выполнять через полосы разгона и торможения. Минимальная их длина должна приниматься не менее 50 м для дорог I и II категорий и 30 м - для дорог III категории (см. раздел 4).

Полосы разгона и торможения на смежных левоповоротных съездах пересечений типа "клеверный лист" дорог I-II категорий следует объединять (с включением участков дорог над путепроводами и под ними) с соответствующим уширением или увеличением пролетов путепроводов.

При назначении длины полос разгона и торможения на дорогах III категории исходят из необходимости обеспечить скорость съезда с дорог и въезда на них 60 км/ч, руководствуясь положениями раздела 4.

Полосы разгона и торможения отделяют от основных полос движения согласно указаниям пп.4.8 и 4.9.

3.19. Полосы разгона и торможения должны иметь ширину, равную ширине полосы движения основной дороги, но не менее 3,5 м.

3.20. В местах пересечений, примыканий и съездов с дорог I, II и III-п категорий (на которых не предусматривается устройство переходно-скоростных полос) на расстоянии не менее 100 м от кромок пересекаемой дороги в обе стороны необходимо устройство твердых покрытий на обочинах (остановочных полос) шириной 2,5 м. На остальных участках дорог I, II и III-п категорий ширина покрытия обочин должна быть не менее 0,75 м, а на дорогах III и IV-п категорий с усовершенствованными покрытиями - не менее 0,5 м. Покрытия на обочинах выполняют в соответствии с требованиями СНиП II-Д.5-72.

3.21. Ширину обочины в местах переходно-скоростных полос (особенно в сложных условиях) можно принимать: 1,5 м для дорог I, II и III-п категорий и 1 м - для дорог остальных категорий. При установке ограждений ширину обочин следует назначать, учитывая скорости на переходно-скоростных полосах, с тем чтобы обеспечить ширину полосы безопасности применительно к габаритам мостов (п.3.25).

3.22. Габариты путепроводов должны соответствовать категории дороги, определенной с учетом 20-летнего развития движения. Опоры путепроводов и пешеходных мостов располагают:

а) при пересечении автомобильных дорог I-III категорий за пределами земляного полотна - от бровок боковых водоотводных устройств на расстоянии не менее 0,5 м, а при их отсутствии - от бровок земляного полотна на расстоянии не менее 4 м для устоев и опор в виде сплошных стенок и не менее 2 м для опор стоечного типа. При наклонных опорах указанные расстояния принимают на уровне 1 м над проезжей частью, а на уровне низа пролетных строений внутренние грани опор не должны заходить за бровку земляного полотна в сторону проезжей части более чем на 0,5 м;

б) при пересечении дорог IV-V категорий - от бровок земляного полотна не менее 0,5 м, если по условиям видимости не требуется большего отверстия.

На пересечениях автомобильных дорог в разных уровнях при размещении опор следует обеспечивать видимость проезжей части на крайних полосах движения с учетом расчетных скоростей на них и траекторий движения, особенно на пересечениях типа "клеверный лист" с левоповоротными съездами.

При установке опор путепроводов на разделительной полосе необходимо устраивать ограждения барьерного типа, предохраняющие опоры от наезда автомобилей. Барьерные ограждения должны быть смещены от кромок внутренних полос движения на ширину полос безопасности (не меньше 2 м). Для предупреждения передачи усилий на опоры между барьерным ограждением или его столбами до промежуточных опор путепроводов следует обеспечить зазор не меньше 0,5 м. Ширина разделительной полосы, удовлетворяющая этим требованиям, должна быть не меньше 6 м.

Опоры и устои путепроводов следует окрашивать чередующимися черно-белыми полосами в соответствии с требованиями ГОСТ 13508-74.

При проектировании путепроводов через автомобильные дороги I категории следует учитывать возможность увеличения числа полос в перспективе, через дороги II категории - возможность перевода в I категорию, а через дороги III категории - во II категорию с переходно-скоростными полосами. Стадийное совершенствование рекомендуется учитывать при перспективной интенсивности 10000-15000 aвт./сут для дорог I категории, 5000-7000 авт./сут для дорог II категории и 2000-3000 авт./сут для дорог III категории.

3.23. Высоту габарита под путепроводами принимают при пересечении:

дорог I-III категорий - 5 м;

дорог IV-V категорий - 4,5 м;

дорог III-п и IV-п категорий - не меньше габаритов по высоте расчетных автомобилей или самоходных машин и установок, намечаемых к пропуску по дороге, плюс 1 м, но не менее указанных выше для соответствующих категорий;

велосипедных и пешеходных дорожек (тротуаров) - 2,5 м.

Габарит высоты измеряют от наиболее возвышенных отметок проезжей части моста или пересекаемой дороги, покрытия тротуара или велосипедной дорожки.

Целесообразно предусматривать увеличение габарита высоты на 10-15 см для усиления дорожной одежды.

3.24. При пересечении существующих автомобильных дорог следует разрабатывать проект их пересечения с учетом реконструкции или постройки по нормативам категории, соответствующей интенсивности движения на перспективу 20 лет. При этом необходимо обеспечить подмостовой габарит по высоте и ширине из условия возвышения и ширины земляного полотна, определенных с учетом категории дороги в перспективе, рельефа, местных условий и водоотвода.

3.25. Ширина габарита путепроводов включает проезжую часть и полосы безопасности (предохранительные полосы - n), а на дорогах I категории дополнительно разделительную полосу (С), в соответствии с рис.12 и 13 и табл.3.

Рис.12. Схемы поперечных сечений путепроводов для дорог I категории

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог

Рис.12. Схемы поперечных сечений путепроводов для дорог I категории:

а - при объединенных пролетных строениях без переходно-скоростных полос;
б - то же, но с переходно-скоростными полосами; в - при раздельных пролетных строениях
без переходно-скоростных полос; г - то же, но с переходно-скоростными полосами;
Т - тротуар; ВД - велосипедные дорожки; П - предохранительная полоса; С - разделительная полоса

Рис.13. Схемы поперечных сечений путепроводов для дорог II-V категорий

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог


Рис.13. Схемы поперечных сечений путепроводов для дорог II-V категорий:

а - без переходно-скоростных полос; б - с переходно-скоростными полосами


Таблица 3

Категория дороги

Число полос движения, шт.

Ширина проезжей части, м

Ширина полосы безопасности, м

Габарит путепровода (Г), м

Ширина тротуара, м

I

6

(11,25) 2

2,0

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог

1,5

I

4

(7,5) 2

2,0

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог

1,5

II

2

7,5

2,0

11,5

1,5

III

2

7,0

1,5

10

1

IV

2

6,0

1,0

8

1

V

1

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог

Название документа: ВСН 103-74/Минтрансстрой Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог

Номер документа: 103-74

Вид документа: ВСН

Принявший орган: Минтрансстрой СССР

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: "Транспорт", 1975 год
Дата принятия: 23 сентября 1974

Дата начала действия: 01 июля 1975