Статус документа
Статус документа

ГОСТ 29.05.002-82 Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения. Индикаторы цифровые знакосинтезирующие. Общие эргономические требования

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справочное

     
МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРА НАВЫКАМ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОМЕХИ
И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО ЗНАКА

     

1. Методика обучения операторов навыкам по обнаружению помехи
на индикаторах II группы по помехоустойчивости


Обучение проводится на стенде, обеспечивающем возможность предъявления цифр в случайном порядке в трех равновероятных состояниях:

нормально (без помех);

с погашенным одним (любым) элементом, образующим знак;

с зажженным (любым) элементом, не входящим в состав отображаемого знака.

От оператора требуется максимально быстро и точно называть нормально отображаемые знаки, на знаки с одним погашенным или одним зажженным элементами - реагировать словом "сбой".

Обучение начинают с расстояния наблюдения, при котором угловой размер знаков составляет 35-40'.

В течение одного эксперимента оператору предъявляется 400 знаков. Если в течение эксперимента оператор допускает ошибку, его предупреждают об этом; характер ошибки объясняется. Для большей эффективности процесса обучения стенд должен обеспечивать возможность устранения помехи. Помеха должна устраняться после каждого ошибочного считывания с тем расчетом, чтобы оператор мог наблюдать момент превращения искаженного знака в нормально отображаемый знак.

В начале обучения проводят не менее четырех экспериментов с суточным перерывом во времени после каждого эксперимента.

Расстояние наблюдения увеличивают до значений, при которых угловые размеры знака составляют 20, 15 и 10'. Для каждого из указанных расстояний проводится не менее двух экспериментов.

2. Методика обучения операторов навыкам по обнаружению помехи и восстановлению
исходного знака на индикаторах III группы по помехоустойчивости


Обучение проводят аналогично со следующими изменениями:

от оператора требуется максимально быстро и точно распознавать предъявляемые знаки, несмотря на искажения, возникающие при экспозиции цифр с одним погашенным или с одним зажженным элементом;

в начале обучения проводят не менее восьми экспериментов с суточным перерывом во времени после каждого эксперимента;

в процессе обучения (при увеличенных расстояниях наблюдения) проводят не менее трех экспериментов.