ГОСТ 12.2.011-75
Группа Т58
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
МАШИНЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ДОРОЖНЫЕ
Общие требования безопасности
Occupational safety standards system. Road and building machinery.
General safety requirements
Дата введения 1977-01-01
в части пп.2.1.14-2.1.16 1979-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
А.Я.Ландсман, И.А.Бутрин, В.Н.Болтенков, Е.А.Востокова
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 10.12.75 N 3848
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
2.1.15 | |
2.1.16 | |
1.1 | |
2.4.3 | |
2.4.3 | |
2.4.2 | |
2а | |
Вводная часть | |
3.1а | |
2.4.2 | |
3.1 | |
2.1.3 | |
2.1.14а | |
1.9 |
5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 28.06.91 N 1175
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (май 1999 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, 6, утвержденными в октябре 1979 г., марте 1982 г., апреле 1984 г., декабре 1984 г., июне 1989 г., сентябре 1991 г. (ИУС 11-79, 6-82, 7-84, 4-85, 10-89, 12-91)
Настоящий стандарт распространяется на строительные и дорожные машины, предназначенные для работы в районах с умеренным климатом, и устанавливает общие требования безопасности к их конструкции.
Стандарт не распространяется на машины, безопасность которых регламентирована "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" и "Правилами безопасной эксплуатации лифтов", утвержденных Госгортехнадзором СССР.
Требования к бульдозерам, бульдозерам-рыхлителям, а также к строительно-дорожным машинам на базе гусеничных промышленных тракторов всех классов должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.121 и настоящего стандарта, кроме п.2.3.3.
Дополнительные требования безопасности к отдельным группам машин должны устанавливаться в стандартах и технических условиях на эти машины.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 5, 6).
1.1. Строительные и дорожные машины должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 12.2.003 в части требований, относящихся к этим машинам.
1.2. Конструкция противовесов машин должна исключать возможность их смещения и падения.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.3. Крепление сборочных единиц и деталей должно исключать их самоослабление.
1.4. Стационарные машины, элементы которых расположены на высоте и требуют периодического обслуживания, должны иметь площадки шириной не менее 400 мм. Расстояние от плоскости площадки до обслуживаемого элемента должно быть от 800 до 1100 мм. При высоте площадки более 500 мм она должна иметь перила высотой 1000 мм.
По периметру настила площадки должны иметь сплошную обшивку высотой не менее 100 мм. Между перилами и настилом на высоте 500 мм необходимо устанавливать дополнительную ограждающую планку по всему периметру площадки.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.5. Настил на площадках должен иметь поверхность, препятствующую скольжению, и не задерживать атмосферную влагу.
1.6. Прицепные машины должны иметь жесткое прицепное устройство.
1.7. Конструкция колесных машин, участвующих в дорожном движении, должна отвечать требованиям безопасности в соответствии с "Правилами дорожного движения", утвержденными ГАИ МВД.
1.8. Конструкция машин должна обеспечивать безопасный доступ к местам осмотра, регулировки и смазки.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.9. Требования к системам доступа к кабинам операторов и точкам обслуживания землеройных машин - по ГОСТ 29100.
(Измененная редакция, Изм. N 6).
1.10. (Исключен, Изм. N 1).
1.11. Машины, а также сборочные единицы, имеющие массу свыше 20 кг, должны иметь устройства или места для строповки.
1.12. Места машин, предназначенные для установки домкратов, должны быть обозначены буквами "ДК", имеющими цвет, контрастный общему цвету машины.
Схемы зачаливания и мест установки домкратов должны быть приведены в инструкции по эксплуатации.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.13. Самоходные машины должны иметь место для хранения инструмента.
1.14. Стационарные машины, работающие с выделением пыли, должны быть оборудованы пылеулавливающими или пылеподавляющими устройствами или иметь места для присоединения их к обеспыливающим устройствам технологических линий.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.15. (Исключен, Изм. N 1).
1.16. Требования к ограждению движущихся или имеющих температуру выше 70 °С частей машины должны быть установлены техническими условиями на машины.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
2а. Требования к кабине, рабочему месту машиниста и органам управления самоходных строительно-дорожных машин, кроме выполненных на базе автомобилей, должны соответствовать ГОСТ 12.2.120.
(Введен дополнительно. Изм. N 5).
2.1. Кабина и рабочее место машиниста
2.1.1. Самоходные машины должны быть оборудованы кабинами управления. Отсутствие кабины должно оговариваться техническим заданием.
2.1.2. Внутренние размеры кабины, кроме кабин базовых автомобилей и тракторов, должны быть не менее: высота 1600 мм, ширина 920 мм, длина в зоне элементов управления 1400 мм. В технически обоснованных случаях допускается уменьшение высоты кабины до 1500 мм и ширины до 800 мм.
2.1.3. Кабины самоходных машин должны иметь световые проемы не менее чем с трех сторон. Для остекления кабины должно применяться стекло по ГОСТ 5727.
Открывающиеся окна должны фиксироваться в нужном положении.
2.1.2, 2.1.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1.4. У переднего лобового стекла кабин самоходных машин должен быть солнцезащитный щиток и стеклоочиститель с механизированным приводом.
2.1.5. Дверь кабины должна снабжаться замком и устройством для фиксации ее в открытом положении.
2.1.6. Самоходные машины должны быть снабжены футляром для аптечки первой помощи, термосом для питьевой воды, устройствами для крепления верхней одежды оператора и огнетушителя.
Футляр для аптечки первой помощи, термос для питьевой воды и устройство для крепления верхней одежды машиниста должны быть размещены внутри кабины.
В конструкции кабины должна быть обеспечена возможность снятия и извлечения термоса и огнетушителя без применения инструмента.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2.1.7. Постоянное рабочее место машиниста должно оборудоваться сиденьем со спинкой. Необходимость установки подлокотников определяется нормативным документом на конкретные машины.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1.8. Сиденья должны иметь размеры не менее: ширина 400 мм, глубина 380 мм, высота верхней передней кромки подушки сиденья от пола 350 мм.
2.1.9. Конструкция сиденья должна обеспечивать регулировку в продольном и вертикальном направлениях, а также изменение угла наклона спинки.
2.1.10. Покрытия подушек сидений должны изготовляться из умягченного воздухопроницаемого нетоксичного материала.
2.1.11. Из кабины машиниста должен быть обеспечен обзор рабочего органа в основных технологических положениях, за исключением машин, рабочие органы которых заключены в кожухи, находятся внутри самой машины или скрыты в разрабатываемом материале (дробилки, бетоносмесители и др.).
2.1.12. Пол в передней части кабины, если в ней не предусмотрены педали управления, должен иметь наклонные упоры или опорные площадки для ног под углом 25-40°, покрытые малотеплопроводным материалом. Размеры их должны обеспечивать устойчивое положение ноги оператора.
2.1.13. Места ввода органов управления в кабину должны быть защищены от проникновения пыли и влаги.
2.1.14.* В зависимости от условий эксплуатации по требованию потребителя в кабине машин с электроприводом напряжением 220/380 В должны быть предусмотрены устройства, обеспечивающие в теплый период:
поддержание равномерной температуры воздуха в кабине, не более чем на 2-3 °С превышающей температуру наружного воздуха, но не ниже плюс 14 °С и не выше плюс 28 °С при относительной влажности 40-60% и не выше плюс 26 °С при относительной влажности 60-80%. Для районов со средней температурой наружного воздуха в 13 ч самого жаркого месяца, превышающей плюс 25 °С, температура воздуха в кабинах не должна быть выше плюс 31 °С;
регулирование подачи воздуха в кабину, обеспечивающее его подвижность на уровне груди машиниста, не более 0,5 м/с при температуре воздуха в кабине выше плюс 22 °С;
температуру внутренних поверхностей кабины, кроме поверхностей стекол, не выше плюс 35 °С.
________________