ГОСТ 7751-85
Группа Г08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТЕХНИКА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Правила хранения
Technique used in agriculture.
Regulations of storage
ОКП 47 0000
Дата введения 1987-01-01
РАЗРАБОТАН Государственным агропромышленным комитетом СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
С.С.Черепанов, д-р техн. наук; С.И.Костенко, канд. техн. наук; А.Э.Северный, канд. техн. наук; В.Г.Цлаф; А.Л.Новиков, канд. техн. наук; Е.А.Пучин; И.А.Ефимов, канд. техн. наук; Л.Ф.Левина; Н.С.Пасечников, канд. техн. наук; В.Г.Простоквашин; М.А.Махсон; Т.К.Алферова, канд. техн. наук; А.Ф.Пацкалов, д-р эконом. наук; В.И.Добрин; М.П.Жуков; Н.П.Вербовский; М.М.Севернев, д-р техн. наук; Н.Н.Подлекарев, канд. техн. наук; М.В.Латушкин, канд. техн. наук; В.Г.Луцкий, канд. техн. наук; С.М.Давшан; Ю.М.Ломоносов; В.Е.Рязанов, канд. техн. наук; Г.В.Григорьев; В.В.Гущин, канд. техн. наук; М.Д.Корнеев; Б.Н.Четыркин, д-р техн. наук; О.И.Голяницкий, канд. хим. наук; В.Д.Прохоренков
ВНЕСЕН Государственным агропромышленным комитетом СССР
Зам. председателя В.И.Черноиванов
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20 декабря 1985 г. N 4560
ВЗАМЕН ГОСТ 7751-79
Настоящий стандарт распространяется на тракторы, автомобили, сельскохозяйственные, землеройно-мелиоративные машины, технологическое оборудование животноводства и кормопроизводства (далее - машины) и их составные части, подлежащие длительному, кратковременному и межсменному хранению, и устанавливает общие правила хранения и перечень операций по техническому и технологическому обслуживанию при хранении машин и их составных частей в колхозах, совхозах, торговых базах, ремонтных предприятиях, мастерских, станциях технического обслуживания и других сельскохозяйственных предприятиях.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Машины ставят на хранение: межсменное - перерыв в использовании машин до 10 дней, кратковременное - от 10 дней до двух месяцев и длительное - более двух месяцев.
1.2. Машины необходимо хранить в закрытых помещениях или под навесом. Нормативы затрат и капитальных вложений на хранение сельскохозяйственной техники приведены в справочных приложениях 1-3.
Допускается хранить машины на открытых оборудованных площадках при обязательном выполнении работ по консервации, герметизации и снятию составных частей, требующих складского хранения, в соответствии с требованиями разд.6 и 8.
1.3. Машины должны хранить на отдельных оборудованных территориях (машинном дворе или секторе хранения) на центральной производственной базе хозяйства или пунктах технического обслуживания отделений и бригад.
Стационарные машины и оборудование животноводческих ферм допускается хранить на месте их установки.
1.4. Материально-техническая база хранения на машинном дворе и секторе при пункте технического обслуживания должна включать:
а) закрытые помещения, навесы, открытые площадки для хранения машин;
б) площадки для сборки и регулировки машин и комплектования агрегатов;
в) склад для хранения составных частей, снимаемых с машин;
г) площадки для списанных и подлежащих списанию машин;
д) ограждение;
е) пост очистки и мойки машин;
ж) закрытый или под навесом пост для нанесения антикоррозионных покрытий (защитных смазок, предохранительных составов и лакокрасочных покрытий);
з) грузоподъемное оборудование, механизмы, приспособления и подставки для установки машин и снятия их с хранения;
и) противопожарное оборудование и инвентарь;
к) освещение;
л) помещение для оформления и хранения документации.
Примечание. В секторах хранения при пунктах технического обслуживания бригад и отделений допускается не иметь закрытых помещений для хранения машин, площадок для списанных и подлежащих списанию машин, освещения.
1.5. При расположении мест хранения учитывают направление ветров, характерных для данной местности.
Места хранения машин должны быть защищены от снежных заносов со стороны ветров.
1.6. Открытые площадки для хранения машин располагают на незатапливаемых местах и делают по периметру водоотводные канавы. Поверхность площадок должна быть ровной, с уклоном 2-3° для стока воды, иметь твердое сплошное или в виде отдельных полос покрытие, способное выдержать нагрузку передвигающихся машин и машин, находящихся на хранении.
1.7. Площадь закрытых помещений, навесов, открытых площадок определяют в зависимости от вида, количества и габаритов машин с учетом расстояния между ними и рядами.
1.8. Машины хранят на обозначенных местах по группам, видам и маркам с соблюдением расстояний между ними для проведения профилактических осмотров, а расстояние между рядами должно обеспечивать установку, осмотр и снятие машин с хранения.
На открытых площадках, обслуживаемых автокранами, автопогрузчиками, минимальное расстояние между машинами в ряду должно быть не менее 0,7 м, а расстояние между рядами машин - на менее 6 м.
На открытых площадках, обслуживаемых козловыми и мостовыми кранами, расстояние между машинами в ряду должно быть не менее 0,7 м, а расстояние между рядами машин 0,7-1,0 м.
При хранении машин в закрытых помещениях и под навесами расстояние между машинами в ряду и от машин до стены помещения должно быть не менее 0,7 м, а минимальное расстояние между рядами - 1,0 м.
1.9. Техническое обслуживание машин при хранении необходимо проводить в соответствии с требованиями настоящего стандарта и эксплуатационной документации на машину конкретной марки.
1.10. Машины на межсменное и кратковременное хранение ставят непосредственно после окончания работ, а на длительное хранение - не позднее 10 дней с момента окончания работ.
Машины, работающие в контакте с агрессивными материалами, ставят на хранение сразу после окончания работ.
1.11. Не допускается хранить машины и их составные части в помещениях, содержащих (выделяющих) пыль, примеси агрессивных паров или газов.
1.12. Работы, связанные с хранением машин, производить с учетом требований ГОСТ 12.3.002-75, "Санитарных правил организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию" и "Методических указаний по оздоровлению условий труда в производстве и при применении ингибиторов атмосферной коррозии металлов и ингибиторной бумаги", разработанных и утвержденных Министерством здравоохранения СССР, а также "Правил техники безопасности при работе на тракторах, сельскохозяйственных и специализированных машинах", утвержденных ВЦСПС 29 сентября 1969 г.
1.13. Новые машины и составные части, поступившие с предприятий-изготовителей и хранящиеся на базах и складах, герметически упаковывают; при нарушении (или отсутствии) консервации и герметизации машин и их составных частей должны быть восстановлены (или проведены вновь) в соответствии с требованиями стандарта и технических условий на них.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ МАШИН ПРИ ХРАНЕНИИ
2.1. Технологическое обслуживание машин проводят при подготовке их к хранению и при снятии с хранения, техническое обслуживание - в процессе хранения.
2.2. Технологическое обслуживание машин при подготовке к длительному хранению включает:
очистку и мойку машин;
доставку машин на закрепленные места хранения;
снятие с машин и подготовку к хранению составных частей, подлежащих хранению в специально оборудованных складах;
герметизацию отверстий (после снятия составных частей), щелей, полостей от проникновения влаги, пыли;
консервацию машин, составных частей (или восстановление поврежденного лакокрасочного покрытия);
установку машин на подставки (подкладки).
2.3. Машины после эксплуатации очищают от пыли, грязи, подтеков масла, растительных и других остатков, удобрений и ядохимикатов. Очистку машин от удобрений, ядохимикатов и нефтепродуктов необходимо производить на специальных участках, обеспечивающих нейтрализацию сточных вод.
Составные части, на которые недопустимо попадание воды (генераторы, магнето пускового двигателя, реле и др.), предохраняют защитными чехлами.
После очистки и мойки машины обдувают сжатым воздухом для удаления влаги.
Применяемые моющие и очищающие средства приведены в рекомендуемом приложении 4.
2.4. При длительном хранении машин на открытых площадках снимают, подготавливают к хранению и сдают на склад следующие составные части:
электрооборудование (аккумуляторные батареи, генератор, фары и др.);
втулочно - роликовые цепи;
приводные ремни;
составные части из резины, полимерных материалов и текстиля (шланги гидросистем, резиновые семяпроводы и трубопроводы, тенты, мягкие сиденья, полотняно-планчатые транспортеры и др.);
стальные тросы;
ножи режущих аппаратов;
инструмент и приспособления.
Детали для крепления снимаемых составных частей машины устанавливают на свои места.
К снятым составным частям прикрепляют бирки с указанием хозяйственного номера машины.
2.5. При хранении машин в закрытом помещении составные части, указанные в п.2.4 (кроме аккумуляторных батарей), допускается не снимать с машин при условии их консервации и герметизации.
2.6. Электрооборудование (фары, генератор, стартер, магнето, аккумуляторные батареи) очищают, обдувают сжатым воздухом, клеммы покрывают защитной смазкой.
Аккумуляторы, хранящиеся на складе, бывшие в эксплуатации, полностью заливают электролитом и хранят заряженными в неотапливаемом вентилируемом помещении. В период хранения необходимо ежемесячно проверять плотность электролита и, при необходимости, производить подзарядку.
2.7. Втулочно-роликовые цепи очищают, промывают в промывочной жидкости и выдерживают не менее 20 мин в подогретом до 80-90 °С автотракторном или дизельном масле и скатывают в рулон.
Примечание. Допускается хранение втулочно-роликовых цепей в закрытых ваннах, погруженными в отработанное моторное или трансмиссионное масло.
2.8. Приводные ремни промывают теплой мыльной водой или обезжиривают неэтилированным бензином, просушивают, припудривают тальком и связывают в комплекты.
2.9. Допускается открыто хранить пневматические шины в разгруженном состоянии на машинах, установленных на подставках. Поверхности шин покрывают защитным составом.
Давление в шинах при закрытом и открытом хранении снижают до 70% нормального.
2.10. Наружные поверхности гибких шлангов гидросистемы очищают от грязи и масла. Допускается хранить шланги на машине. При этом их покрывают защитным составом или обертывают изолирующим материалом (парафинированной бумагой, полиэтиленовой пленкой и т.п.).
2.11. Тросы очищают, покрывают защитной смазкой и сворачивают в мотки.
2.12. Все отверстия, щели, полости (загрузочные и выгрузные, смотровые устройства, заливные горловины баков и редукторов, заслонки карбюраторов и вентиляторов, отверстия сапунов гидросистем, выхлопные трубы двигателей и другие), через которые могут попасть атмосферные осадки во внутренние полости машин, плотно закрывают крышками или пробками-заглушками.
Для обеспечения свободного выхода воды из систем охлаждения и конденсата сливные устройства оставляют открытыми.
Капоты и дверцы кабин должны быть закрыты.
2.13. Металлические неокрашенные поверхности рабочих органов машин (режущие аппараты, отвалы, ножи, сошники, шнеки и т.д.), детали и механизмы передач, узлов трения, штоки гидроцилиндров, шлицевые соединения, карданные передачи, звездочки цепных передач, винтовые и резьбовые поверхности деталей и сборочных единиц, а также внешние сопрягаемые механически обработанные поверхности подвергают консервации.
Подлежащие консервации поверхности машин очищают от механических загрязнений, обезжиривают и высушивают.
Консервацию проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014-78, стандартов или технических условий на машину конкретной марки.
2.14. Поврежденную окраску на деревянных и металлических деталях и сборочных единицах, за исключением ремонтного фонда, восстанавливают посредством нанесения на поверхность лакокрасочного или другого защитного покрытия. Окраска - по ГОСТ 5282-82 и ГОСТ 6572-82.
2.15. При длительном хранении внутренние поверхности агрегатов и составных частей (двигателя, гидросистемы, узлов трансмиссии, ходовой части) должны быть законсервированы посредством заполнения внутренних полостей рабоче-консервационными или рабочими маслами с последующим проворачиванием механизмов.