Статус документа
Статус документа


ГОСТ 19356-79

Группа Д49

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


СУДА ПРОГУЛОЧНЫЕ ГРЕБНЫЕ И МОТОРНЫЕ

Методы испытаний

     
Pleasure craft row boats and motor boats.
Test methods



ОКП 74 4000

Дата введения 1983-01-01



ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.11.79 N 4580

ВЗАМЕН ГОСТ 19356-74

ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в июне 1987 г., августе 1995 г. (ИУС 9-87, 11-95)


Настоящий стандарт распространяется на гребные и моторные прогулочные суда по ГОСТ 19105-79 и устанавливает методы испытаний при их постановке на производство и сертификации.

Допускается применение стандарта полностью или частично (по усмотрению разработчика конструкторской документации) для испытаний судов, на которые ГОСТ 19105-79 не распространяется.

Стандарт отвечает требованиям международного документа "Руководство ИСО/МЭК 7. Требования к стандартам, применяемым при сертификации изделий".

(Измененная редакция, Изм. N 2).

1. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

1.1. Средства измерения и оборудование

При испытаниях должны использоваться следующие средства измерения и оборудование:

- рулетки измерительные металлические по ГОСТ 7502-89;

- линейки измерительные металлические по ГОСТ 427-75;

- динамометры по ГОСТ 13837-79;

- весы товарные по ГОСТ 29329-92;

- анемометры по ГОСТ 6376-74;

- секундомеры 1-го класса точности;

- тахометры;

- термометры наружные ТНВ;

- кренометры КР;

- дифферентометры;

- балласт;

- отвесы;

- уровни шланговые.

Допускается применение других средств измерения и оборудования, обеспечивающих требуемую точность измерений.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

1.2. Подготовка к испытаниям

1.2.1. На судне, подготовленном к испытаниям, должны быть документы на право плавания (судовой билет, путевой лист), бортовой номер и надпись "ИСПЫТАНИЯ", оформленные в соответствии с требованиями местных органов Государственной инспекции по маломерным судам.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2.2. Перед проведением каждого вида испытаний водоизмещение судна приводят к значению, соответствующему условиям испытаний согласно нормативно-технической документации.

1.2.3. При температуре воздуха ниже 0 °С и начальных стадиях образования льда (ледяные иглы, ледяное сало) испытания не проводят.

1.2.4. Стационарные двигатели и подвесные моторы, предназначенные для установки на испытуемое судно, должны пройти период обкатки и по своим техническим показателям быть в пределах, указанных в технических условиях на поставку.

1.2.5. Все измерения в процессе испытаний судов проводят с точностью, установленной в технических условиях на судно. Вычисления результатов измерений по формулам (12), (14) и (15) проводят с точностью до целых единиц, а по формулам (6), (7), (8), (9), (10), (11), (13) - до сотых долей единиц.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2.6. В процессе испытаний судов необходимо руководствоваться действующими правилами, регламентирующими безопасность судоходства.

1.3. Проведение испытаний

1.3.1. Проверка главных размерений судна должна производиться путем его обмера.

При обмере судно должно быть установлено так, чтобы основная плоскость его была горизонтальна.

Для измерений длины и ширины корпуса характерные точки его с помощью отвеса должны быть спроектированы на основную плоскость или на плоскость обмера (заданную рейками, брусьями, швеллерами), параллельную основной (черт.1), положение которой определяется при помощи уровня. Расстояние между проекциями соответствующих точек измеряется линейкой или рулеткой.

, , и - пример характерных точек по длине и ширине корпуса; , , и - проекции
точек , , и на плоскость отсчета; , - измеряемые размеры по длине и ширине корпуса;
 , - пример характерных точек по высоте корпуса; , - измеряемые размеры
по высоте корпуса по левому и правому бортам

Черт.1*

_______________

* Черт.2 и 3 (Исключены, Изм. N 1).


Величина отклонения плоскости обмера от горизонтали не должна превышать ±0,005 мм в пределах габаритов измеряемого судна.

Для определения размеров по высоте корпуса должно быть измерено расстояние от характерных точек судна до основной плоскости с помощью отвеса, шлангового уровня, линейки или рулетки.

Результаты измерений должны заноситься в протокол обмера судна (см. приложение 1).

1.3.2. Определение массы судна

1.3.2.1. Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием.

1.3.2, 1.3.2.1. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.3.2.2, 1.3.2.3. (Исключены, Изм. N 1).

1.3.3. Статическую остойчивость судна проверяют при полном водоизмещении на тихой воде и при глубине, полностью исключающей касание о грунт корпуса или выступающих частей судна.

Для проверки статической остойчивости на судне размещают груз в соответствии с требованиями ГОСТ 19105-79.

При проверке статической остойчивости на судне устанавливают кренометр для определения угла крена и угла входа в воду бортовой кромки палубы или верхней кромки борта. Кренометр устанавливают в вертикальном положении перпендикулярно диаметральной плоскости (далее - ДП). Установка производится на берегу при обмере судна.

После проверки статической остойчивости и фиксации угла крена для судов водоизмещением до 1 т измеряют угол входа в воду бортовой кромки палубы или верхней кромки борта, для чего группу у балласта с массой, равной 40% полезной грузоподъемности, постепенно перемещают к борту в сторону крена до того момента, пока вода не начнет поступать внутрь корпуса через борт. Если перемещением балласта массой 40% полезной грузоподъемности на борт угол заливания не достигнут, прикладывают дополнительный момент до достижения судном угла заливания при сохранении водоизмещения (т.е. часть балласта выносят на специальной конструкции за габариты судна).

1.3.4. Непотопляемость проверяют в условиях, установленных для испытаний по п.1.3.3.

Непотопляемость проверяют заполнением судна водой, а при наличии поперечных водонепроницаемых переборок - наибольшего отсека. При этом на судне должен быть закреплен дополнительный балласт массой не менее 40% грузоподъемности, с центром массы, расположенным на миделе, выше поверхности воды.

В затопленном водой состоянии судно должно быть выдержано не менее 1 ч. Допускается во время испытаний отсутствие на судне стационарного двигателя (подвесного мотора), элементов оборудования и снабжения. В этом случае их масса должна быть компенсирована эквивалентно их массе в воде. Элементы штатного оборудования должны быть закреплены по-походному, а элементы, не имеющие штатного крепления и обладающие положительной плавучестью, должны быть устранены.

1.3.3, 1.3.4. (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

1.3.5. Проверку аварийной остойчивости проводят в условиях, установленных для испытаний по п.1.3.3.

Аварийную остойчивость проверяют нагружением заполненного водой судна балластом, размещенным на любом борту в районе миделя, и массой не менее 5% грузоподъемности судна. В случае погружения балласта в воду сила плавучести от его объема должна быть компенсирована расчетным способом.

Компенсация массы отсутствующих в момент испытаний на судне элементов оборудования и снабжения производится согласно требованиям п.1.3.4.

1.3.6. Проверку высоты надводного борта, осадки и начального дифферента проводят в условиях, установленных для испытаний по п.1.3.3, при полном водоизмещении.

1.3.6.1. Высоту надводного борта () в м вычисляют по формуле

,                                              (7)*


где - высота по левому борту, м;

- высота по правому борту, м.

_______________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

Измерения проводят измерительной металлической линейкой с берега, причала или другого судна, при этом снаряжение и люди должны находиться на своих штатных местах, перемещение грузов и людей не допускается. Измерения делают вертикально по правому и левому бортам у оконечностей и на миделе. При острых образованиях оконечностей измерение высоты надводного борта в носовой оконечности и на корме производят в ДП.

1.3.5, 1.3.6. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.3.6.2. Осадку судна носом () в м вычисляют по формуле

,                                                     (8)


где - высота борта в носовой оконечности, м;

- средняя высота надводного борта в носовой оконечности по замерам с правого и левого бортов, м.

1.3.6.3. Осадку судна кормой () в м вычисляют по формуле

,                                               (9)

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs