Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ 26382-84

Группа Д14

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

     

ДВИГАТЕЛИ ГАЗОТУРБИННЫЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

     
Допустимые уровни вибрации и общие требования к контролю вибрации

     

Gas - turbine engines in civil aviation. Acceptable vibration levels and vibration control general requirements



ОКСТУ 7530

Дата введения 1986-01-01

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20 декабря 1984 г. N 4790 срок введения установлен с 01.01.86


Настоящий стандарт распространяется на все виды главных и вспомогательных газотурбинных двигателей гражданской авиации, а также на авиационные газотурбинные двигатели, применяемые на газо- и нефтеперекачивающих станциях и передвижных электростанциях (далее - двигатели).

Стандарт устанавливает допустимые уровни вибрации двигателей, исходя из обеспечения достаточной прочности его конструкции и виброустойчивости и вибропрочности агрегатов и оборудования, закрепленных на двигателе (далее - агрегаты), при длительной его работе во всем диапазоне частот вращения роторов и для всех режимов двигателя при стендовых испытаниях и в условиях эксплуатации, предусмотренных нормативно-технической документацией.

Стандарт устанавливает общие требования к контролю вибрации двигателя.

Термины и их пояснения приведены в справочном приложении 1.

1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ВИБРАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ

1.1. Общие требования

1.1.1. Нормирование вибрации двигателя проводят по составляющим амплитудно-частотного спектра, возникающего в результате взаимодействия сложной механической системы двигателя, имеющей большое число собственных частот и форм колебаний, со случайно связанными между собой различными источниками возбуждения механического и газодинамического происхождения переменной интенсивности.

Частота и амплитуда каждой составляющей спектра характеризуют интенсивность источника возбуждения и вибрационную нагруженность двигателя и его элементов.

1.1.2. В зависимости от источников возбуждения нормируют отдельно вибрацию двигателя с частотой первой роторной гармоники и вибрацию с частотой, отличающейся от частоты первой роторной гармоники.

1.1.3. К числу основных источников возбуждения вибрации двигателя с частотой первой роторной гармоники относят:

массовую неуравновешенность роторов двигателя;

несоосность роторов, соединенных последовательно между собой;

торцевые биения подшипников на цапфах роторов;

аэродинамическую неуравновешенность рабочих ступеней роторов, преимущественно рабочих ступеней вентилятора;

тепловой дисбаланс роторов, вызванный неравномерностью охлаждения остановленного двигателя.

1.1.4. К числу основных источников возбуждения вибрации двигателя с частотой, отличающейся от частоты первой роторной гармоники, относят:

массовую и аэродинамическую неуравновешенность воздушного винта турбовинтового двигателя (ТВД);

окружную неравномерность потока воздуха на входе в двигатель;

несоосность роторов и связывающих их шлицевых соединений;

овальность беговых дорожек подшипников качения опор роторов;

колебательные процессы в проточной части двигателя (пульсация воздуха в воздухозаборнике, пульсация давления газа в камерах сгорания, вызванная несовершенством процесса горения, помпажные явления);

аэродинамическую неуравновешенность от лопастей воздушных винтов ТВД;

массовую неуравновешенность вращающихся элементов в агрегатах;

пульсацию давления рабочих тел гидравлических и пневматических агрегатов;

пульсацию потока воздуха от рабочих лопаток роторов с частотой их следования;

разноразмерность тел качения подшипников опор роторов двигателя;

неравномерность зацепления зубчатых передач редуктора ТВД и коробки приводов агрегатов двигателя и др.

1.1.5. К числу основных внешних источников возбуждения низкочастотной вибрации двигателя относят:

вибрацию самолета (вертолета) при его разбеге, посадке и пробеге, а также в полете при неблагоприятных метеорологических условиях и др.;

массовую и аэродинамическую неуравновешенность несущего и хвостового винтов вертолета;

аэродинамическую неуравновешенность лопастей несущего и хвостового винтов вертолета и др.

1.1.6. Допустимые уровни вибрации двигателя установлены:

в диапазоне частот вибрации от 10 до 2000 Гц;

в каждом из трех ортогональных направлений - осевом (параллельно оси двигателя), поперечно-горизонтальном и вертикальном;

на корпусах двигателя в плоскостях крепления узлов подвесок двигателя на силовой установке самолета (вертолета) и в плоскостях расположения опор роторов, имеющих непосредственную силовую связь с корпусами двигателя.

1.1.7. Допустимый уровень вибрации двигателя в местах, отличных от указанных в п.1.1.6, устанавливает разработчик двигателя на основании статистического анализа данных эксплуатации и производства двигателей.

1.1.8. Допустимый уровень вибрации двигателя в местах крепления агрегатов установлен:

в диапазоне частот вибрации от 5 до 2000 Гц;

в каждом из трех ортогональных направлений - осевом, поперечно-горизонтальном и вертикальном;

на корпусе агрегата, вблизи места его крепления на двигателе.

1.1.9. Допустимые уровни вибрации двигателя установлены в табл.1-4, а также на номограмме, построенной в логарифмическом масштабе, в амплитудах виброперемещения, виброскорости, виброускорения (далее - величины вибрации).

Таблица 1

Диапазон частот вибрации двигателя , Гц

Допустимая амплитуда

виброперемещения, м

виброскорости, м/с

виброускорения, м/с

От 20 до 57

7,162·10·

45·10

0,283·

От 57 до 85

0,4053·

2,546·

16

От 85 до 637

4,775·10·

30·10

0,188·

От 637 до 2000

3,04·

19,1·

120

     

Таблица 2

Диапазон частот вибрации двигателя , Гц

Допустимая амплитуда



виброперемещения,
м

виброскорости, м/с

виброускорения, м/с

От 20 до 72

8,75·10·

55·10

0,345·

От 72 до 100

0,633·

3,97·

25

От 100 до 637

6,36·10·

40·10

0,251·

От 637 до 2000

4,053·

25,47·

160

От 10 до 30*

0,3·10

1,885·10·

0,01184·

________________

* Для двигателя, частота вибрации которого равна частоте вращения воздушного винта и ротора вентилятора.

Таблица 3

Диапазон частот вибрации двигателя , Гц

Допустимая амплитуда



виброперемещения,
м

виброскорости, м/с

виброускорения, м/с

От 10 до 80

9,6·10·

60·10

0,377·

От 80 до 96

0,760·

4,77·

30

От 96 до 318

7,96·10·

50·10

0,314·

От 318 до 354

2,53·

15,9·

100

От 354 до 707

7,16·10·

45·10

0,283·

От 707 до 2000

5,066·

31,83·

200

     

Таблица 4

Диапазон частот вибрации двигателя , Гц

Допустимая амплитуда



виброперемещения, м

виброскорости, м/с

виброускорения, м/с

От 5 до 20

1·10*

6,283·10·*

0,395·*



19,1·10·**

120·10**

0,754·**

От 20 до 133

19,1·10·

120·10

0,754·

От 133 до 177

2,53·

15,92·

100

От 177 до 354

14,32·10·

90·10

0,565·

От 354 до 2000

5,066·

31,832·

200

________________

* Для двигателей, установленных на самолете.

** Для двигателей, установленных на вертолете.

Номограмма


1.2. Допустимый уровень вибрации одновального двигателя с частотой первой роторной гармоники

1.2.1. На установившихся режимах максимальная амплитуда величин вибрации двигателя при приемо-сдаточных испытаниях и совмещении видов испытаний из числа предъявительских и приемо-сдаточных не должна превышать значений, указанных в табл.1 и представленных кривой 1 номограммы, а на неустановившихся режимах - значений, указанных в табл.2, и представленных кривой 2 номограммы. Допускается при перекладке клапанов перепуска воздуха кратковременное повышение уровня вибрации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»