Статус документа
Статус документа

     

ГОСТ 24647-91

Группа Д10

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ВЕРТОЛЕТЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Допустимые уровни шума и методы определения уровней шума на местности

Helicopters of civil aviation. Acceptable noise levels and methods
 of noise level determination on the ground


МКС 13.140

          17.140.30*

          49.020

ОКСТУ 7509

_______________

* В указателе "Национальные стандарты" 2006 г. ОКС 13.140, 17.140.30, 49.020 . -

Примечание "КОДЕКС".  

Дата введения 1992-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством авиационной промышленности СССР и Министерством гражданской авиации СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по охране природы от 05.05.91 N 6

3. Стандарт соответствует требованиям стандарта ИКАО по шуму (международные стандарты и Рекомендуемая практика "Охрана окружающей среды" Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, том 1 "Авиационный шум" второе издание, Монреаль, 1988 г.). В стандарте учтены требования ИСО 3891, Публикаций МЭК Р123, МЭК Р179 и МЭК Р561 в части выбора критериев оценки шума, методов расчета и измерений и основных требований к измерительной аппаратуре

4. ВЗАМЕН ГОСТ 24647-81

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, раздела

ГОСТ 17229-85

Разд.1; 5.4.2, 6.1, 6.1.2, 6.8, 8.7.1, 8.7.2, 8.9

ГОСТ 22283-88

Вводная часть

ГОСТ 23023-85

9.1



6. ПЕРЕИЗДАНИЕ


Настоящий стандарт устанавливает максимально допустимые уровни шума, создаваемого вертолетами гражданской авиации, и методы его определения на местности.

Стандарт не распространяется на вертолеты, спроектированные только для использования в сельском хозяйстве, для борьбы с пожаром или для транспортирования грузов на внешней подвеске.

Устанавливаемые стандартом максимально допустимые уровни шума являются технической характеристикой вертолета и не распространяются в качестве допустимых уровней шума для ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов (эти уровни регламентируются ГОСТ 22283).

1. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА


Шум, создаваемый вертолетом на местности, выражают в эффективных уровнях воспринимаемого шума , измеряемых в EPNдБ, установленных в ГОСТ 17229.

2. КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА

2.1. Максимально допустимые уровни шума, указанные в разд.3, определяют в контрольных точках, приведенных в пп.2.1.1-2.1.3.

2.1.1. В контрольных точках измерения уровня шума при наборе высоты:

- исходная контрольная точка (), расположенная на земле непосредственно под траекторией полета, определенной по исходной методике набора высоты (п.4.2), и находящаяся на расстоянии 500 м по горизонтали в направлении полета от точки, в которой начинается набор высоты;

- две другие точки на земле ( и ), расположенные симметрично на расстоянии 150 м по обеим сторонам траектории полета и находящиеся на линии, проходящей через исходную контрольную точку.

2.1.2. В контрольных точках измерения уровня шума при горизонтальном пролете:

- исходная контрольная точка (), расположенная на земле на расстоянии 150 м по вертикали от траектории полета, определенной по исходной методике горизонтального пролета (п.4.3);

- две другие точки на земле ( и ), расположенные симметрично на расстоянии 150 м по обеим сторонам траектории полета и находящиеся на линии, проходящей через исходную контрольную точку.

2.1.3. В контрольных точках измерения уровня шума при заходе на посадку:

- исходная контрольная точка (), расположенная на земле на расстоянии 120 м по вертикали от траектории полета, определенной по исходной методике захода на посадку (п.4.4). На ровной местности это соответствует точке на расстоянии 1140 м от точки пересечения траектории захода на посадку с углом наклона 6° к плоскости земли;

- две другие точки на земле ( и ), расположенные симметрично на расстоянии 150 м по обеим сторонам траектории полета и находящиеся на линии, проходящей через исходную контрольную точку.

3. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА

3.1. Допустимые уровни шума устанавливают для вертолетов, в отношении которых:

1) сертифицирующим органом была принята заявка на сертификат летной годности прототипа или выполнена другая аналогичная установленная процедура до 01.01.85 или позже;

2) сертифицирующим органом была принята заявка на изменение типовой конструкции (модифицированный вариант) или была выполнена другая аналогичная установленная процедура до 17.11.88 или позже.

Примечание. К модифицированным вариантам относят вертолеты, по летной годности аналогичные первоначальному варианту, прошедшие сертификацию по шуму, но имеющие конструктивные изменения, неблагоприятно влияющие на его акустические характеристики.

3.2. Максимально допустимые уровни шума определяются максимальной взлетной массой вертолета в килограммах.

для вертолетов (п.3.1, перечисление 1) максимально допустимые уровни шума устанавливаются следующими соотношениями:

в исходной контрольной точке под траекторией набора высоты ():

EPNдБ при 788 кг,

EPNдБ при 788 кг 80000 кг,

EPNдБ при 80000 кг;

в исходной контрольной точке под траекторией горизонтального пролета ():

EPNдБ при 788 кг,

EPNдБ при 788 кг 80000 кг,

EPNдБ при 80000 кг;

в исходной контрольной точке под траекторией захода на посадку ():

EPNдБ при 788 кг,

EPNдБ при 788 кг 80000 кг,

EPNдБ при 80000 кг.

В этих соотношениях   (где - максимальная взлетная масса вертолета, - нормирующая констант

а, равная 1000 кг).

3.3. Расчет максимально допустимых уровней шума по приведенным соотношениям производится с точностью до 0,1 EPNдБ.

Графики зависимости максимально допустимых уровней шума от взлетной массы вертолета представлены в приложении 1.

3.4. Для модифицированных вертолетов (п.3.1, перечисление 2) уровни шума не должны превышать уровней шума исходной типовой конструкции.

     3.5. Допустимые отклонения

3.5.1. В одной или двух исходных контрольных точках допускается превышение указанных в пп.3.2, 3.4 максимально допустимых уровней шума при выполнении следующих требований:

- превышение в одной из контрольных точек не должно быть более 3 EPNдБ;

- сумма всех превышений не должна быть более 4 EPNдБ;

- любое превышение допустимых уровней шума должно быть скомпенсировано соответствующим снижением уровней шума в другой точке или точках.

4. ИСХОДНЫЕ УСЛОВИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ
СЕРТИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ШУМУ

4.1. Общие условия проведения сертификационных испытаний

4.1.1. Исходные методики полета должны удовлетворять соответствующим требованиям летной годности и быть утверждены в установленном порядке сертифицирующим органом.

4.1.2. Исходная методика набора высоты, горизонтального пролета и захода на посадку определяется по пп.4.2-4.4.

4.1.3. Если расчетные характеристики вертолета не позволяют выполнить полеты в соответствии с пп.4.2-4.4, то исходные методики могут отклоняться от указанных лишь настолько, насколько этого требуют те расчетные характеристики, которые делают выполнение исходных методик по пп.4.2-4.4 невозможным, и утверждаются сертифицирующим органом.

4.1.4. Исходная методика сертификационных испытаний по шуму устанавливается для следующих атмосферных условий:

- атмосферное давление у поверхности земли на уровне моря - 1013,25 (760), гПа (мм рт.ст.);

- температура окружающего воздуха у поверхности земли - 25 °С, т.е. МСА +10 °С, за исключением того, что по усмотрению сертифицирующего органа может быть использована другая исходная температура окружающего воздуха 15 °С, т.е. МСА;

- относительная влажность у поверхности земли - 70%;

- штиль.

4.2. Требования исходной методики набора высоты

4.2.1. Вертолет стабилизируется на траектории полета, начиная от точки, находящейся на расстоянии 500 м перед исходной контрольной точкой на высоте 20 м над поверхностью земли, при минимальном гарантированном значении максимальной взлетной мощности установленного двигателя, определяемой исходными условиями окружающей среды или ограничением крутящего момента редуктора, в зависимости от того, какая из величин меньше.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs