Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ 19186-81

Группа Д02

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ДОСКИ ПРИБОРНЫЕ КАБИН САМОЛЕТОВ С ДВУМЯ ЛЕТЧИКАМИ

Требования к компоновке и установке приборных досок летчиков

Display boards of flight deck with two pilots.
Requirements for the arranging and setting of display boards

     

Дата введения 1982-07-01



Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 4 августа 1981 г. N 3677 срок введения установлен с 01.07.1982 г.

ВЗАМЕН ГОСТ 19186-73


Настоящий стандарт устанавливает требования к компоновке средств отображения информации и средств управления на приборных досках летчиков кабин самолетов и тренажеров, в состав экипажа которых входят два летчика, сидящих рядом.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. В состав средств отображения информации, устанавливаемых на приборных досках летчиков, должны входить следующие индикаторы и сигнализаторы, используемые летчиками в полете:

пилотажно-навигационные индикаторы;

индикаторы контроля работы силовой установки;

индикаторы контроля положения элементов самолета;

индикаторы контроля работы самолетных систем;

светосигнальные устройства.

1.2. В состав средств управления, устанавливаемых на козырьке и приборных досках летчиков, могут входить пульты и органы управления пилотажно-навигационного комплекса, шасси и др.

1.3. Средства отображения информации, указанные в п.1.1, должны быть объединены на приборных досках летчиков в отдельные компактные группы, каждая из которых должна быть образована по одному из следующих признаков:

значимости;

функциональному назначению;

времени использования.

1.3.1. В группу основных пилотажно-навигационных индикаторов должны входить индикаторы, которые выдают (наряду с другой пилотажно-навигационной информацией) информацию о следующих основных параметрах:

положении самолета в пространстве;

направлении полета;

приборной скорости;

барометрической высоте полета;

вертикальной скорости.

1.3.2. Остальные пилотажно-навигационные индикаторы, в том числе и резервные, входят в группу пилотажно-навигационных индикаторов, не включенных в группу основных.

1.3.3. В группу индикаторов основных параметров силовой установки должны входить индикаторы, используемые для контроля выхода двигателей на заданные режимы, а также индикатор суммарного запаса топлива - на самолете с отдельным рабочим местом бортинженера или индикаторы запаса топлива в расходных баках - на самолетах без бортинженера.

1.3.4. Остальные индикаторы силовой установки входят в группу индикаторов вспомогательных параметров.

1.3.5. В группы средств контроля положения элементов самолета должны входить индикаторы положения взлетно-посадочных устройств механизации крыла, поверхностей управления самолета и угла стреловидности крыла, а также сигнализатор положения шасси.

1.3.6. Индикаторы параметров самолетных систем следует группировать по функциональной принадлежности.

Требования к укрупненной группировке этих индикаторов приведены в рекомендуемом приложении.

1.3.7. Средства системы световой сигнализации, за исключением центральных сигнальных огней и районирующих табло, должны быть объединены в группы сигнальных устройств, выдающих сигналы:

аварийные;

предупреждающие;

уведомляющие.

Допускается также группировка сигнализаторов по функциональной принадлежности (по двигателям, системам).

1.3.8. Оперативные средства управления пилотажно-навигационного комплекса должны группироваться на козырьке приборной доски.

1.4. Группы индикаторов сигнальных устройств и средств управления, в зависимости от их роли в процессе управления самолетом, должны быть размещены в зонах приборных досок летчиков, указанных на черт.1.

Расположение зон для размещения средств отображения
информации и средств управления на приборных досках летчиков


1 - зона размещения основных пилотажно-навигационных индикаторов; 2 - зона размещения
пилотажно-навигационных индикаторов, не входящих в группу основных; 3 - зона размещения индикаторов
 основных параметров силовой установки и светосигнальных устройств контроля работы двигателей;
3а - зона размещения индикаторов вспомогательных параметров двигателей; 4 - зона размещения
средств индикации навигационного комплекса; 5а, 5б, 5в - участки зоны размещения
соответственно аварийных, предупреждающих и уведомляющих сигнализаторов;
6а, 6б - участки зоны размещения средств контроля положения элементов самолета;
7а, 7б - участки зоны размещения индикаторов самолетных систем;
8 - зона размещения средств управления пилотажно-навигационного комплекса

Черт.1



Каждая зона может состоять из участков, предназначенных для размещения отдельных функциональных групп индикаторов и сигнализаторов.

Границы зон (см. черт.1) показаны условно и могут быть изменены в зависимости от габаритов и числа индикаторов, входящих в группы, а также местоположения зоны затенения штурвалом. Допускается увеличивать или уменьшать площади зон в процессе компоновки. При этом границы зон могут не совпадать с конструктивными границами приборных досок. Взаимное расположение зон должно быть неизменным.

При изменении состава оборудования (появлении новых индикаторов) или изменении распределения функций между членами экипажа самолета, при наличии конструктивных особенностей приборной доски (малая высота, малые площади поверхностей боковых приборных щитков или отсутствие их) с санкции макетной комиссии допускается изменять состав и местоположение участков зон 4-7, приведенных на черт.1, а также изменять местоположение отдельных индикаторов и средств управления.

1.5. Индикаторы, наиболее часто используемые в полете, а также индикаторы и сигнализаторы, используемые при посадке и взлете, должны быть расположены в верхней части приборной доски напротив летчика, в первом и втором горизонтальных рядах.

1.6. Параметры режима полета, используемые летчиком при посадке по II и III категории на высотах менее 30 м, рекомендуется индицировать на полупрозрачном экране в направлении взгляда летчика, смотрящего во внекабинное пространство, т.е. должны выдаваться на индикаторе "на стекле" или на индикаторах, устанавливаемых на переплетах фонаря, таких как индикатор углов тангажа и т.д.

1.7. Индикаторы и сигнализаторы, которые не дублируются на приборных досках первого и второго летчиков, но информация которых необходима каждому летчику, должны быть установлены так, чтобы их показания могли контролировать со своих рабочих мест оба летчика.

1.8. Не допускается размещение над приборными досками непрозрачных частей индикаторов, а также пультов управления, ухудшающих обзор из кабины.

1.9. Не допускается размещать на приборных досках средства контроля и управления, не используемые в полете.

2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННЫХ ИНДИКАТОРОВ

2.1. Размещение группы основных пилотажно-навигационных индикаторов

2.1.1. Группа основных пилотажно-навигационных индикаторов на приборных досках летчиков должна занимать верхнюю центральную часть приборной доски, не затеняемую штурвалом, и располагаться в зоне 1 (см. черт.1). Эта группа индикаторов должна быть выделена на приборных досках первого и второго летчиков сплошной линией шириной 3 мм, выполненной неяркими красками (например, матовой белой).

2.1.2. Расположение основных пилотажно-навигационных индикаторов внутри группы в зоне 1 должно соответствовать указанному на черт.2.


Размещение группы основных пилотажно-навигационных
индикаторов на приборных досках первого и второго летчиков


1 - индикатор приборной скорости; 2 - основной пилотажный индикатор;
3 - индикатор вертикальной скорости; 4 - основной высотомер; 5 - основной навигационный индикатор

Черт.2


При использовании экранных командно-пилотажного и навигационного индикаторов компоновка группы основных пилотажно-навигационных индикаторов должна соответствовать черт.2.

При использовании многофункциональных экранных индикаторов (индикатора обстановки в вертикальной плоскости и индикатора обстановки в горизонтальной плоскости) их устанавливают в соответствии с рекомендуемым приложением.

2.1.3. Основной пилотажный индикатор 2 (командно-пилотажный индикатор) должен быть размещен ближе к верхнему обрезу приборной доски так, чтобы его вертикальная ось была в плоскости, параллельной оси самолета и проходящей через ось кресла летчика либо имело смещение от этой плоскости не более ±30 мм.

2.1.4. Основной навигационный индикатор 5 (навигационно-плановый индикатор), указывающий направление полета, должен быть размещен под командно-пилотажным индикатором так, чтобы их вертикальные оси были в одной плоскости (см. черт.2).

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs