Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ 3338-68*
(CT СЭВ 4536-84)

Группа Б19

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

БЕНЗИНЫ АВИАЦИОННЫЕ

Метод определения сортности на богатой смеси

Aviation gasolines. Method for determination
of performance number by rich mixture

     

ОКСТУ 0209

Дата введения 1969-07-01



Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 10 октября 1968 г. N 35 срок введения установлен с 01.07.69

Постановлением от 27.05.85 N 1481 срок действия продлен до 01.01.88**

________________

** Ограничение срока действия снято по протоколу Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 2, 1993 год). - Примечание изготовителя базы данных.

ВЗАМЕН ГОСТ 3338-61

* ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1985 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в июле 1972 г., 01.12.81, Пост. N 5164 и 27.05.85. Пост. N 1481 (ИУС 8-72, 2-82, 8-85)


Настоящий стандарт устанавливает метод определения сортности авиационных бензинов и их компонентов (далее - топлив), характеризующей их детонационную стойкость на богатой смеси (обязательное приложение 1а).

Сущность метода заключается в сравнении мощности двигателя, ограниченной начальной детонацией, при работе на испытуемом и эталонных топливах в стандартных условиях испытания.

Метод применяют для авиационных бензинов и их компонентов с сортностью от 90 до 160 единиц.

Стандарт полностью соответствует CT СЭВ 4536-84.

1. АППАРАТУРА

1.1. Установки одноцилиндровые ИТ9-1 с рабочим объемом цилиндра 652 см или установки такого же типа с рабочим объемом цилиндра 612 см, обеспечивающие получение таких же результатов определения сортности.

Масло смазочное для двигателя МС-20 по ГОСТ 21743-76.

Посуда мерная лабораторная стеклянная по ГОСТ 1770-74: колбы 2-200-2, 2-250-2, 2-500-2, 2-1000-2;

цилиндры 1-100, 1-250, 1-1000.

Бюретки 6-2-1, 6-2-2, 6-2-5 по ГОСТ 20292-74*.

______________

* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ 29169-91, ГОСТ 29227-91-ГОСТ 29229-91, ГОСТ 29251-91-ГОСТ 29253-91. - Примечание изготовителя базы данных.     

Весы технические любого типа, позволяющие определять массу с погрешностью не более 5 г.

2. ЭТАЛОННЫЕ, КОНТРОЛЬНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА

2.1. Для определения сортности на богатой смеси применяют эталонные и контрольные топлива.

2.2. Эталонные топлива

2.2.1. В качестве эталонных топлив применяют:

при определении сортности от 100 и выше - эталонный изооктан по ГОСТ 12433-83 с добавлением тетраэтилсвинца (ТЭС) по ГОСТ 988-65* в виде этиловой жидкости в количествах, приведенных в табл.1а;

________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 988-89. Здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

при определении сортности ниже 100 - смеси эталонного изооктана с -гептаном эталонным по ГОСТ 25828-83 в количествах, приведенных в табл.1б.

Средние индикаторные давления и сортность применяемых эталонных топлив приведены в табл.1в.

Таблица 1а

Номер образца эталонного топлива

Количество тетраэтилсвинца, см/кг

I

0

II

0,19

III

0,48

IV

0,76

V

1,15

VI

1,53

VII

2,30

     

Таблица 1б

Номер образца эталонного топлива

Состав эталонного топлива, % (по объему)

ЭИ

эталонный гептан


90

10


95

5

     

Таблица 1в

Номер образца эталонного топлива

Среднее индикаторное давление
при 0,112, кПа·10 (кгс/см)

Сортность


8,73 (8,90)

90


9,70 (9,90)

95

I

11,67 (11,90)

100

II

12,94 (13,20)

116

III

14,12 (14,40)

130

IV

15,10 (15,40)

139

V

16,08 (16,40)

147

VI

16,96 (17,30)

153

VII

17,75 (18,10)

161



2.2.2. Массовую долю ТЭС в этиловой жидкости пересчитывают в объемную долю по формуле

,

     
где - массовая доля ТЭС в этиловой жидкости, %;


- плотность этиловой жидкости, кг/м;

- плотность ТЭС, кг/м.

2.2.1; 2.2.2. (Измененная редакция, Изм. N 3).

2.3. Контрольные топлива

2.3.1. Для контроля пригодности установки к испытаниям применяют контрольные топлива, указанные в табл.1.

Таблица 1

 

Состав контрольного топлива, % (по объему)

Номер образца контрольного топлива

Толуол, ч.д.а.
по ГОСТ 5789-78

ЭИ

Эталонный -гептан

Концентрация ТЭС, см/кг

Номинальная сортность

1-А

25

58

17

1,5

130

2-А

25

55

20

1,5

115

3-А

25

50

25

1,5

100



(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.3.2; 2.3.3. (Исключены, Изм. N 3).

2.3.4. Смеси эталонных и контрольных топлив составляют при комнатной температуре в мерной посуде. Температура смешиваемых топлив должна быть не ниже 15 °С и не должна различаться более чем на 3 °С.

Контрольное топливо перед этилированием взвешивают с погрешностью не более ±5 г.

Этилирование контрольных топлив производят при помощи микробюретки с учетом фактического содержания ТЭС в этиловой жидкости.

2.3.5. Эталонные и контрольные топлива хранят в прохладном месте в герметичной упаковке, обеспечивающей стабильность свойств топлив при хранении.

2.3.4; 2.3.5. (Измененная редакция, Изм. N 3).

2.4. Вспомогательные топлива

Для проверки теплового состояния двигателя применяют бензол ч.д.а. по ГОСТ 5955-75 или нефтяной бензол для синтеза, высшей категории качества по ГОСТ 9572-77* и бензин прямой перегонки или бензин-растворитель по ГОСТ 3134-78.

______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9572-93. - Примечание изготовителя базы данных.

(Введен дополнительно, Изм. N 3).

3. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

3.1. Пригодность установки для испытания оценивают после переборки двигателя (по окончании его обкатки) и в случае сомнения в полученных результатах испытания.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs