• Текст документа
  • Статус


ГОСТ 1012-72

Группа Б12

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

БЕНЗИНЫ АВИАЦИОННЫЕ

Технические условия

Aviation petrols. Specifications



МКС 75.160.20
ОКП 02 5111

Дата введения 1973-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 06.01.72 N 19

Изменение N 12 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 17 от 22.06.2000)

За принятие изменения проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Кыргызская Республика

Кыргызстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главгосинспекция "Туркменстандартлары"

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины

Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан


3. ВЗАМЕН ГОСТ 1012-54

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 12.1.018-93

1а.6

ГОСТ 12.4.011-89

1а.5

ГОСТ 12.4.103-83

1а.5

ГОСТ 12.4.111-82

1а.5

ГОСТ 12.4.112-82

1а.5

ГОСТ 433-73

2.7.1

ГОСТ 511-82

1.2

ГОСТ 1381-73

2.7.1

ГОСТ 1510-84

3.1

ГОСТ 1567-97

1.2; 2.5

ГОСТ 1756-2000

1.2

ГОСТ 1770-74

2.7.1

ГОСТ 2070-82

1.2

ГОСТ 2177-99

1.2

ГОСТ 2517-85

1б.2

ГОСТ 3118-77

2.7.1

ГОСТ 3338-68

1.2

ГОСТ 3900-85

1.2

ГОСТ 4236-77

2.7.1

ГОСТ 5066-91

1.2

ГОСТ 5985-79

1.2

ГОСТ 6307-75

1.2

ГОСТ 6321-92

1.2

ГОСТ 6667-75

1.2

ГОСТ 6994-74

1.2

ГОСТ 7423-55

1.2

ГОСТ 8489-85

1.2

ГОСТ 8505-80

2.7.1

ГОСТ 10652-73

2.7.1

ГОСТ 11362-96

1.2

ГОСТ 13210-72

1.2

ГОСТ 14261-77

2.7.1

ГОСТ 14710-78

1.3

ГОСТ 18481-81

2.7.1

ГОСТ 19121-73

1.2

ГОСТ 20924-75

1.4

ГОСТ 21261-91

1.2

ГОСТ 24104-2001

2.7.1

ГОСТ 25336-82

2.7.1

ГОСТ 28498-90

2.7.1

ГОСТ 28781-90

1.2

ГОСТ 28782-90

1.2; 2.4

ГОСТ Р 51859-2002

1.2

ГОСТ Р 51947-2002

1.2

ГОСТ Р 52946-2008 (ЕН ИСО 5163:2005)

1.2

ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007

1.2



(Измененная редакция, Изм. N 13).

5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 18.07.91 N 1271

6. Издание с Изменениями N 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, утвержденными в ноябре 1976 г., апреле 1982 г., феврале 1984 г., декабре 1986 г., сентябре 1989 г., декабре 1990 г., июне 1991 г., июне 1997 г., июне 2000 г. (ИУС 1-77, 7-82, 5-84, 3-87, 1-90, 4-91, 10-91, 9-97, 12-2000); Поправками (ИУС 1-2005, 1-2006)

ПЕРЕИЗДАНИЕ (по состоянию на июнь 2009 г.)

ВНЕСЕНО Изменение N 13*, введенное в действие на территории РФ с 01.03.2010 на основании Приказа Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1172-ст, Изменение N 14*, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 07.11.2011 N 515-ст c 01.03.2012
_______________
* Действуют только на территории Российской Федерации.

Изменения N 13, 14 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 4, 2010 год, ИУС N 1, 2012 год



Настоящий стандарт распространяется на авиационные бензины прямой перегонки, каталитического крекинга и реформинга с добавкой высококачественных компонентов, этиловой жидкости и антиокислителя.

Авиационные бензины должны изготовляться по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов бензинов, прошедших на авиационных двигателях государственные испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.

Добавляемые в авиационные бензины высококачественные компоненты должны соответствовать действующей нормативно-технической документации.

Авиационные бензины не должны содержать поверхностно-активных веществ и других химических веществ в количестве, ухудшающем их свойства.

(Измененная редакция, Изм. N 8, 12, 13).

1. МАРКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Авиационные бензины должны выпускаться следующих марок:

авиационный бензин Б-95/130,

авиационный бензин Б-91/115.

1.2. По физико-химическим показателям авиационные бензины должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1.

Таблица 1

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

Б-95/130

Б-91/115

1. Содержание тетраэтилсвинца в г на 1 кг бензина, не более

3,1

2,5

По ГОСТ 13210 или ГОСТ 28782-90 и по п.2.4 или п.2.7 настоящего стандарта

2. Детонационная стойкость:




октановое число по моторному методу, не менее

95

91

По ГОСТ Р 52946 или ГОСТ 511

сортность на богатой смеси, не менее

130

115

По ГОСТ 3338

3. Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее

42947·10ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) (10250)

По ГОСТ 21261


4. Фракционный состав:

По ГОСТ Р ЕН ИСО 3405 или ГОСТ 2177

температура начала перегонки, °С, не ниже

40

10% перегоняется при температуре, °С, не выше

82


50% перегоняется при температуре, °С, не выше

105

90% перегоняется при температуре, °С, не выше

145

97,5% перегоняется при температуре, °С, не выше

180

остаток, %, не более

1,5

потери от разгонки, %, не более

1,5

5. Давление насыщенных паров, Па (мм рт.ст.),

По ГОСТ 1756 или ГОСТ 28781

не менее

33325 (250)

29326 (220)

не более

45422 (340)

47988 (360)


6. Кислотность, мг/KОН на 100 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) бензина, не более

0,3

По ГОСТ 5985 или ГОСТ 11362

7. Температура начала кристаллизации, °С, не выше

-60

По ГОСТ 5066 (1 метод - без обезвоживания бензина)

8. Йодное число в г йода на 100 г бензина, не более

6,0

2,0

По ГОСТ 2070

9. Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более

35

По ГОСТ 6994

10. Массовая концентрация фактических смол, мг на 100 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) бензина, не более

3


По ГОСТ 1567 и п.2.5 настоящего стандарта

11. Массовая доля серы, %, не более

0,03

По ГОСТ Р 51947 или ГОСТ Р 51859, или ГОСТ 19121

12. Испытание на медной пластинке

Выдерживает

По ГОСТ 6321

13. Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

По ГОСТ 6307

14. Содержание механических примесей и воды

"

По п.2.6

15. Прозрачность

Прозрачный

По п.2.6

16. Цвет

Зеленый

По п.2.6

17. Массовая доля параоксидифениламина, %

0,002-0,005

По ГОСТ 7423

18. Период стабильности, ч, не менее

12

По ГОСТ 6667

19. Плотность при 20 °С, кг/мГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14)

Определение обязательно

По ГОСТ 3900


Примечания:

1. (Исключено, Изм. N 6).

2. Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются:

а) йодное число не более 10 г йода на 100 г бензина.

б) содержание фактических смол не более 3 мг на 100 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) бензина.

3. (Исключено, Изм. N 8).

4. Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004-0,010%, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004%.

5. (Исключено, Изм. N 13).

6. Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ 2177 для температуры перегонки 10 и 50% на 2 °С и 90% на 1 °С. Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2 ч.

7. Примечания 1-6 не распространяются на бензин, предназначенный для экспорта.

8. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157·10ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) (10300) Дж/кг (ккал/кг).

9. (Исключено, Изм. N 7).

10. По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по показателю "Период стабильности" с нормой "не менее 8 ч".

11. Норма по показателю "Массовая доля ароматических углеводородов" для ПО "Омскнефтеоргсинтез", ПО "Куйбышевнефтеоргсинтез", Бакинского НПЗ введена с 01.01.95. Определение обязательно.

12. (Исключено, Изм. N 13).


(Измененная редакция, Изм. N 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14).

(Поправки).

1.3. К авиационным бензинам прямой перегонки допускается добавлять не более 20% толуола по ГОСТ 14710 и 10% пиробензола.

К авиационному бензину марки Б-95/130 каталитического крекинга разрешается добавлять не более 6% толуола или алкилбензол N 1, 2 и 3 в общей сумме не более 6%.

(Измененная редакция, Изм. N 4, 5, 6).

1.4. Для окрашивания этилированных бензинов добавляются красители, указанные в табл.2.

Таблица 2

Марка бензинов

Цвет

Наименование красителей

Масса красителя,
мг на 1 кг бензина

Б-95/130

Зеленый

Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый

6±0,1

Б-91/115

Зеленый

Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый

6±0,1


Примечания:

1. Интенсивность окраски (концентрация растворителя) изготовитель определяет по ГОСТ 20924.

2. При применении жирорастворимого зеленого антрахинонового красителя допускается зеленый цвет бензина с синеватым оттенком.


(Измененная редакция, Изм. N 4, 6, 7, 8, 13).

1a. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1a.1. Авиационный бензин до этилирования и окрашивания представляет собой бесцветную легковоспламеняющуюся горючую жидкость, взрывоопасная концентрация его паров в смеси с воздухом составляет 6%, предельно допустимая концентрация его паров в воздухе 100 мг/мГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) (определяется на аппарате УТ-2, в пересчете на углерод).

1а.2. Температура самовоспламенения авиационных бензинов всех марок от 380 до 475 °С, температура вспышки от минус 34 до минус 38 °С, область воспламенения 0,98-5,48% (по объему); температурные пределы воспламенения: нижний - от минус 34 до минус 38 °С, верхний - от минус 10 до плюс 5 °С.

1а.3. В помещениях для хранения и эксплуатации авиационных бензинов запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении.

1а.4. При разливе бензина необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

При работе с бензином не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.

При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ, 3, 5 и перегретый пар.

1а.5. Авиационные бензины раздражают слизистую оболочку и кожу человека.

При работе с авиационными бензинами применимы индивидуальные средства защиты согласно ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.

Оборудование и аппараты, процессы слива и налива с целью исключения попадания паров бензина в воздушную среду и рабочего помещения должны быть герметизированы.

Помещения, в которых проводятся работы с авиационными бензинами, должны быть оборудованы надежной вентиляцией.

1а.6. Бензиновые емкости должны быть защищены от статического электричества в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.018.

1а.5, 1а.6. (Измененная редакция, Изм. N 13).

1б. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

1б.1. Авиационные бензины принимают партиями. Партией считается любое количество бензина, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества и сопровождаемого паспортом.

Паспорт продукции, оформляемый изготовителем или продавцом (на предприятиях, осуществляющих хранение готовой к реализации продукции), должен содержать наименование и марку продукции, сведения об изготовителе (продавце), включая его адрес, нормативные значения характеристик, установленные техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118, и настоящим стандартом, фактические значения этих характеристик, определенные по результатам испытаний, дату отбора проб, номер резервуара (номер партии), из которого данная проба отобрана, дату изготовления продукции, дату проведения анализа, а также сведения о наличии (наименование и содержание) или отсутствии в продукции присадок. Паспорт подписывается руководителем предприятия или уполномоченным им лицом и заверяется печатью.

При реализации продукции продавец по требованию потребителя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие документы, содержащие:

- наименование продукции и ее целевое назначение;

- информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция;

- наименование изготовителя, его местонахождение, страну происхождения продукции, наименование и местонахождение (адрес, телефон) продавца;

- номер партии продукции, поставленной для реализации;

- массу нетто продукции в таре;

- сведения о наличии (наименование, содержание и свойства) присадок, добавленных в продукцию, или об их отсутствии;

- знаки опасности продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности;

- сведения о сертификате соответствия;

- сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции.

(Измененная редакция, Изм. N 7, 13).

1б.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517.

1б.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания вновь отобранной пробы той же выборки.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

(Измененная редакция, Изм. N 8).

Разд.1а, 1б. (Введены дополнительно, Изм. N 5).

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1. Отбор проб - по ГОСТ 2517. Объем объединенной пробы 10 дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14).

(Измененная редакция, Изм. N 8).

2.2. Содержание параоксидифениламина определяют на месте производства бензина. Теплоту сгорания определяют на месте производства бензина не реже одного раза в месяц.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

2.3. При разногласиях в оценке качества бензина показатель "кислотность" определяют по ГОСТ 5985.

(Введен дополнительно, Изм. N 5).

2.4. Содержание свинца в бензине, полученное по ГОСТ 28782, пересчитывают на содержание тетраэтилсвинца (ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14)) в г на 1 кг бензина по формуле

ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14),


где ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) - содержание свинца в бензине по ГОСТ 28782, г/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14);

ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) - плотность бензина, кг/мГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14);

ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) - коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец.

(Измененная редакция, Изм. N 8, 10).

2.5. (Введен дополнительно, Изм. N 8. Исключен, Изм. N 13).

2.6. Прозрачность, цвет, содержание механических примесей и воды в бензине определяют визуально.

Бензин, помещенный в стеклянный цилиндр диаметром 40-55 мм, должен быть прозрачным, не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды.

(Введен дополнительно, Изм. N 8).

2.7. Определение содержания свинца и тетраэтилсвинца

Метод предназначен для определения содержания свинца при концентрации от 0,7 до 1,7 г/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) и тетраэтилсвинца от 1,5 до 3,5 г/кг.

Сущность метода заключается в разложении алкильных соединений свинца насыщенным раствором йода с последующим комплексонометрическим титрованием раствором динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Nа-ЭДТА) в присутствии индикатора ксиленолового оранжевого.

2.7.1. Аппаратура, реактивы, материалы

Весы лабораторные общего назначения с наибольшим пределом взвешивания 200 г, 2-го класса точности по ГОСТ 24104*.
________________
* С 1 июля 2002 г. введен в действие ГОСТ 24104-2001**.

** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 53228-2008. - Примечание изготовителя базы данных.

Ареометры для нефти по ГОСТ 18481.

Термометры ртутные стеклянные ТЛ-44-Б2 по ГОСТ 28498.

Цилиндры по ГОСТ 1770, исполнения 1, вместимостью 10, 25, 50, 100 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14).

Колбы по ГОСТ 1770, исполнения 2, вместимостью 100, 1000 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14).

Колбы по ГОСТ 25336, типа КН, исполнения 1, вместимостью 250 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) ТС.

Бюретки исполнения 1, класса 2, вместимостью 5, 10, 25 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) по НТД.

Пипетки по НТД, исполнения 1-2, класса 2, вместимостью 5, 10, 25 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14).

Холодильник прямой воздушный.

Дефлегматор 250-19/26-29/32.

Автотрансформатор лабораторный типа ЛАТР-2.

Электроплитка с закрытой спиралью.

Палочка стеклянная.

Склянка из темного стекла.

Йод, ч.д.а.

Соль динатриевая этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Nа-ЭДТА) по ГОСТ 10652, раствор концентрации 0,01 моль/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14).

Свинец II азотнокислый, х.ч., по ГОСТ 4236 или по НТД или ос.ч. по НТД.

Индикатор ксиленоловый оранжевый.

Уротропин технический по ГОСТ 1381 или другой марки по физико-химическим показателям не ниже технического.

Кислота соляная, х.ч., по ГОСТ 3118 или ос.ч. по ГОСТ 14261, раствор 0,1 моль/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14).

Бензин марки Нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505 или СГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14)=80/120, СГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14)=80/120 по ГОСТ 443.

Вода дистиллированная рН 5,4-6,6.

Допускается применять реактивы квалификации не ниже указанной в мето

де.

2.7.2. Подготовка к испытанию

2.7.2.1. Приготовление насыщенного раствора йода

В склянку с притертой пробкой из темного стекла помещают 100 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) бензина и добавляют (6,0±0,5) г кристаллического йода, взвешенного с погрешностью не более 0,1 г. Содержимое в склянке перемешивают и ставят в темное место не менее чем за 24 ч до насыщения бензина йодом при температуре окружающей среды. Хранят не более 3 сут.

2.7.2.2. Приготовление раствора уротропина

Навеску уротропина массой (50,0±0,5) г растворяют в 70-80 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) дистиллированной воды в мерной колбе вместимостью 100 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) и доводят объем до метки.

(Измененная редакция, Изм. N 11).

2.7.2.3. Приготовление 0,01 моль/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) раствора азотнокислого свинца

В мерную колбу вместимостью 1000 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) помещают (3,3±0,1) г азотнокислого свинца, добавляют 500 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) дистиллированной воды, тщательно перемешивают и доводят объем до метки.

2.7.2.4. Приготовление 0,01 моль/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) раствора ди-Nа-ЭДТА

Навеску ди-Nа-ЭДТА массой (3,7±0,1) г растворяют в мерной колбе вместимостью 1000 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) в 400-500 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) дистиллированной воды, перемешивают и доводят объем до метки.

2.7.2.5. Приготовление индикатора

Навеску индикатора ксиленолового оранжевого массой (91,0±0,1) г тщательно растирают не менее 10 мин в ступке с навеской азотнокислого калия массой (100,0±0,5) г до получения однородного цвета смеси и переносят в склянку из темного стекла.

2.7.2.6. Приготовление 0,1 моль/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) раствора соляной кислоты

8 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) концентрированной соляной кислоты растворяют в ~500 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) дистиллированной воды в мерной колбе вместимостью 1000 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) и доводят объем до метки.

2.7.2.7. Установление фактора (ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14)) раствора ди-Nа-ЭДТА

К 20 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) 0,01 моль/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) раствора азотнокислого свинца добавляют 5 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) 0,1 моль/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) раствора соляной кислоты, 2 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) раствора уротропина и 0,08-0,10 г сухого смешанного индикатора до получения сиреневой окраски и титруют раствором ди-Nа-ЭДТА до перехода окраски в устойчивый желтый цвет.

Фактор раствора вычисляют по формуле

ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14),


где ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) - объем раствора 0,01 моль/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) азотнокислого свинца, смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14);

ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) - объем раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованный на титрование, смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14).

Фактор раствора ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) вычисляют как среднее арифметическое результатов трех определений величины ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14).

При температуре (20±0,5) °С определяют плотность испытуемого бензина в соответствии с ГОСТ 3900

.

2.7.3. Проведение испытания

В коническую колбу вместимостью 250 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) помещают 100 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) дистиллированной воды и подогревают до температуры 80-90 °С. Затем в горячую воду вносят пипеткой 10 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) испытуемого бензина и 10 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) раствора йода.

Присоединяют к колбе обратный холодильник или дефлегматор и устанавливают на электроплитку с закрытой спиралью на асбестовую прокладку. Содержимое колбы кипятят до обесцвечивания раствора, не допуская бурного кипения, постоянно перемешивая.

После обесцвечивания анализируемого раствора выключают обогрев и через 1-2 мин снимают холодильник с колбы. Если в течение 30-40 мин содержимое колбы не обесцвечивается полностью, допускается выдерживать на плитке колбу (без холодильника), постоянно перемешивая, до полного удаления избытка йода.

В колбу с содержимым добавляют 5 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) 0,1 моль/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) раствора соляной кислоты, 2 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) раствора уротропина и 0,08-0,10 г сухого смешанного индикатора до получения сиреневой окраски, после чего титруют раствором ди-Nа-ЭДТА до перехода окраски в устойчивый желтый цвет.

Параллельно проводят контрольный опыт с дистиллированной водой

.

2.7.4. Обработка результатов

Концентрацию свинца, г/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14), вычисляют по формуле

ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14),


где ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) - объем 0,01 моль/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованного на титрование испытуемой пробы, смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14);

ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) - объем 0,01 моль/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованного на титрование контрольного опыта, смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14);

ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) - объем испытуемой пробы бензина, смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14);

ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) - масса свинца, эквивалентная 1 смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) 0,01 моль/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) раствора ди-Nа-ЭДТА, мг;

ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) - фактор раствора ди-Nа-ЭДТА.

За результат измерения принимают среднее арифметическое двух последовательных определений.

Содержимое тетраэтилсвинца (ТЭС), г/кг, вычисляют по формуле

ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14),


где ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) - концентрация свинца в бензине, г/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14);

ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) - плотность бензина при 20 °С, г/смГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14);

ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) - коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец.

2.7.5. Точность метода

Сходимость

Два результата определения, полученные одним исполнителем в одной лаборатории, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значение 0,03 г/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) (свинца).

Воспроизводимость

Два результата испытаний, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает значения 0,05 г/дмГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14) (свинца).

2.7-2.7.5. (Введены дополнительно, Изм. N 10).

2.8. В случае разногласий арбитражным методом испытаний качества авиационного бензина устанавливается метод, указанный в таблице первым.

(Введен дополнительно, Изм. N 13).

3. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

3.1. Упаковку, маркировку, транспортирование и хранение авиационных бензинов производят по ГОСТ 1510.

(Измененная редакция, Изм. N 13).

3.2. (Исключен, Изм. N 7).

4. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

4.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества авиационных бензинов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

4.2. Гарантийный срок хранения бензинов - пять лет со дня изготовления.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
Нефть и нефтяные продукты. Топлива.
Технические условия: Сборник ГОСТ. -
М.: Стандартинформ, 2009



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена АО "Кодекс"

ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14)

Название документа: ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия (с Изменениями N 4-14)

Номер документа: 1012-72

Вид документа: ГОСТ

Принявший орган: Госстандарт СССР

Опубликован: официальное издание

Нефть и нефтяные продукты. Топлива. Технические условия: Сборник ГОСТ. - М.: Стандартинформ, 2009 год

Дата принятия: 06 января 1972

Дата начала действия: 01 января 1973
Дата окончания действия: 01 января 2015
Дата редакции: 07 ноября 2011
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах