Статус документа
Статус документа

   

ВСН 39-79
----------------------------------
Минавтодор РСФСР

     
   ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ


ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОБОЧИН
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Дата введения 1980-07-01



РАЗРАБОТАНЫ в Гипродорнии кандидатами техн. наук Ю.Р.Перковым, А.П.Васильевым, канд. эконом. наук В.А.Ногаем, инж. Е.Н.Ивановой совместно с сотрудниками МАДИ д-ром техн. наук проф. А.Я.Тулаевым, ассистентом В.И.Кукановым и сотрудником Союздорнии канд. техн. наук А.И.Рувинским.

ВНЕСЕНЫ Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом Гипродорнии

УТВЕРЖДЕНЫ Министерством автомобильных дорог РСФСР 20.03.79


Указания предназначены для выбора материалов и конструкций укрепления обочин автомобильных дорог. Они составлены на основе проверенных в производственных условиях "Типовых решений укрепления обочин автомобильных дорог" и "Рекомендаций по укреплению обочин автомобильных дорог" с учетом положений действующих нормативных документов по проектированию, строительству, ремонту автомобильных дорог, а также организации и обеспечению безопасности движения на них. При разработке Указаний использованы результаты исследований МАДИ, Союздорнии, Гипродорнии и Госдорнии.

Предназначены для инженерно-технических работников, занимающихся строительством и содержанием автомобильных дорог.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

1.1. Настоящие указания разработаны в дополнение соответствующих глав СНиП II-Д.5-72 и СНиП III-40-78 и предназначены для выбора конструкций укрепления обочин, материалов и технологии производства работ строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых автомобильных дорог.

1.2. Укрепленные обочины ограничивают попадание влаги в земляное полотно, предохраняют проезжую часть от загрязнения и разрушения, обеспечивают более полный перенос снега, облегчают содержание дороги и организацию движения во время ремонтных работ.

Укрепление обочин выполняют для повышения скорости, удобства и безопасности движения, а также для повышения пропускной способности автомобильных дорог.

1.3. В неблагоприятных грунтовых и климатических условиях, к которым относится 3-й тип местности по условиям увлажнения при земляном полотне, сложенном из грунтов группы С (см. табл.2.5), одновременно с укреплением обочин принимают меры по защите земляного полотна от поверхностных вод путем использования материалов, обеспечивающих прочность обочин и гидроизоляцию земляного полотна, или путем устройства влагонепроницаемых экранов (см. п.3.8).

1.4. Ширина и конструкция укрепления обочин назначаются с учетом влияния погодно-климатических факторов на характер, вероятность и продолжительность неблагоприятного состояния поверхности дорог и условия движения автомобилей. При этом особое значение имеет продолжительность зимнего и переходных (осеннего и весеннего) периодов, когда укрепленные обочины работают наиболее эффективно. В соответствии с этим территория СССР разделяется на зоны (рис.1.1).


Рис.1.1. Карта районирования территории СССР по условиям движения


Зона I с расчетным зимним периодом включает районы с его продолжительностью 125 дней в году и более. Эта зона состоит из трех подзон:

подзона IА - продолжительность зимнего периода составляет 180-260, а переходных периодов 20-60 дней; подзона IБ - продолжительность зимнего периода составляет 140-180, а переходных периодов 60-100 дней; подзона IВ - продолжительность зимнего периода составляет 125-140, а переходных периодов 80-100 дней.

Зона II с расчетными переходными периодами включает районы, где продолжительность этих периодов составляет от 40 до 110 дней, а зимнего периода - менее 125 дней в году.

Зона III с расчетным периодом, где продолжительность зимнего и переходных периодов вместе составляет 80-110 дней в году.

Зона Г - горные районы.

1.5. По своему назначению и характеру работы обочины по ширине разделяются на три полосы (рис.1.2):

I - краевая укрепительная полоса, предназначенная для случайных наездов автомобилей при движении;

II - остановочная полоса, предназначенная для вынужденной остановки автомобилей;

III - прибровочная полоса.


Рис.1.2. Конструкции укрепления обочин:

а - устройство краевой укрепительной полосы; б - укрепление остановочной полосы несвязным материалом, краевой укрепительной полосы - устройством усовершенствованных покрытий; в - неравнопрочное укрепление краевой и остановочной полос с использованием в верхнем слое связных материалов; г - равнопрочное укрепление краевой и остановочной полос с использованием в верхнем слое связных материалов



1.6. Краевые укрепительные и остановочные полосы не предназначены для систематического движения. Их отделяют от основной проезжей части сплошной разметкой, за исключением специальных площадок для остановки автомобилей, где устраивается прерывистая разметка.

1.7. Для первоочередности обеспечения условий безопасности движения на наиболее сложных участках эксплуатируемых дорог работы по укреплению обочин выполняют в следующей последовательности.

По условиям обеспечения безопасности движения:

населенные пункты;

подходы к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне;

участки дороги с необеспеченной видимостью;

кривые минимального радиуса и меньше минимальных в плане, максимальные продольные уклоны, согласно п.3.22 СНиП II-Д.5-72;

съезды и въезды пересечений и примыканий дорог в разных уровнях и подходы к ним;

снегозаносимые участки;

ветроопасные и туманоопасные участки;

участки дорог, не имеющие мест повышенной опасности для движения автомобилей.

По условиям обеспечения сохранности и работоспособности автомобильных дорог:

участки, где интенсивность движения выше значений, указанных в табл.1, СНиП II-Д.5-72, а грунтовые и климатические условия относятся к неблагоприятным (см. п.1.3);

участки с любой интенсивностью движения, имеющие благоприятные грунтовые и климатические условия.

1.8. Покрытия на обочинах, как правило, должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытия проезжей части.

Допускается устраивать покрытие краевых укрепительных полос и остановочных полос однотипными с покрытием проезжей части, но с обязательным устройством краевой разметки краской, термопластиками или другими материалами с длительными сроками службы.

1.9. В зависимости от категории дороги, интенсивности движения, степени опасности участка, местных погодно-климатических и грунтово-гидрологических условий обочины укрепляют только на ширину краевой укрепительной полосы или на ширину укрепительных и остановочных полос (см. п.1.14).

1.10. Основной вид укрепления обочин - устройство (с учетом положений пп.1.14, 2.17) краевой укрепительной полосы с твердым покрытием из связных материалов, выполняемой также и за счет уширения проезжей части. Остановочные полосы в таких случаях укрепляют различными, в том числе и местными материалами (рис.1.2, б). Прибровочную полосу обочин во всех случаях укрепляют травосеянием. Травосеянием можно укреплять также остановочные полосы обочин дорог IV и V категории (рис.1.2, б) в благоприятных грунтовых и климатических условиях (грунты группы А при 1-м типе увлажнения - см. табл.2.3, 2.5).

При устройстве покрытий краевой укрепительной полосы из укрепленных органическими вяжущими грунтов; этот материал может быть использован и в верхнем слое укрепления остановочной полосы (рис.1.2, в).

1.11. Покрытие укрепленной обочины, особенно краевая полоса, должно иметь коэффициент сцепления, обеспечивающий безопасные условия при съезде автомобиля с проезжей части дороги. Разница в коэффициенте сцепления покрытия проезжей части и укрепительной полосы обочины, согласно ВСН 38-77 Минавтодора РСФСР, не должна превышать величин, приведенных в табл.1.1.     



Таблица 1.1

Категория дороги

Скорость, принимаемая при расчете элементов поперечного профиля, км/ч

Допустимая разница коэффициентов сцепления на мокром покрытии

Категория дороги

Скорость принимаемая при расчете элементов поперечного профиля, км/ч

Допустимая разница коэффициентов сцепления на мокром покрытии

I

120

0,10-0,15

III

90

0,20

II

100

0,15-0,20

IV

80

0,25


1.12. Ширину краевой укрепительной полосы строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых дорог I категории принимают во всех случаях 0,75 м; для дорог II, III и IV категорий ширина этой полосы принимается в соответствии с табл.1.2


Таблица 1.2


Категория дороги по интенсивности движения и
ширина проезжей части  


Районирование по рис.1.1

    

I

II

III

  


Ширина укрепительной краевой полосы, м

Дороги II категории при ширине проезжей части:

  

  

  

7,5 м

0,5

0,5

0,3-0,5

7,0 м

0,75

0,75

0,5

Дороги III категории при ширине проезжей части:

  

  

  

7,5 м

0,3-0,5

0,3-0 5

0,2-0,5

7,0 м

0,5-0,75

0,5

0,3-0,5

Дороги IV категории при ширине проезжей части 6,0 м

0,5

0,5

0,3-0,5


Примечание. Ширина краевой укрепительной полосы в подзоне 1Б принимается по максимальному значению. В остальных случаях она может быть уточнена технико-экономическими расчетами.

1.13. Ширину остановочной полосы определяют по формуле

                                                                  (1.1)


где - общая ширина обочины; - ширина краевой укрепительной полосы, принимаемая согласно п.1.13 и табл.1.2; - ширина прибровочной полосы, принимаемая согласно ВСН 25-76 Минавтодора РСФСР равной 0,75 м при наличии оградительных устройств и 0,5 м в остальных случаях.

1.14. Твердые покрытия из связных материалов на краевых и остановочных полосах обочин (рис.1.2, в, г) обязательно выполняют:

на дорогах I-III категорий в зоне населенных пунктов и на подходах к ним на протяжении не менее 100 м;

на участках между населенными пунктами дорог I категории, а также II и III категорий при интенсивности движения, превышающей максимальные значения табл.1 СНиП II-Д.5-72;

на подходах к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне на расстоянии не менее 100 м для дорог I и II категорий и не менее 50 м и 25 м для дорог соответственно III и IV категорий с усовершенствованными типами покрытий;

на подходах к местам пересечений и примыканий дорог в разных уровнях, где не предусмотрено устройство переходно-скоростных полос, на расстоянии от оси пересечения не менее 150 м;

в местах размещения пунктов общественного питания, торговли, технического обслуживания автомобилей и т. д., оговариваемых в главах 5 и 15 ВСН 25-76 Минавтодора РСФСР и СНиП II-Д.5-72;

на участках обочин дорог II-III категорий под устройство отдельных площадок для остановки автомобилей при интенсивности движения более значений табл.1 СНиП II-Д.5-72. Площадки устраивают попарно с расстоянием между ними 50-80 м таким образом, чтобы первой встречалась площадка по ходу движения автомобиля. Длина площадки должна обеспечивать остановку пяти-шести автомобилей. Расстояние между площадками, расположенными с одной стороны проезжей части, принимают равным 800-1000 м на дорогах II категории, 1500-2000 м на дорогах III категории и 3000-5000 м на дорогах IV категории;

на участках дорог II-III категорий между населенными пунктами при условиях, указанных в п.2.1.7;

непосредственно на въездах и съездах пересечений и примыканий дорог в разных уровнях. Как исключение, в этих условиях обочины можно укреплять полосой шириной не менее 0,5-0,75 м (рис.1.2, а).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs